Скачать 132.58 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» филиал АлтГУ в г. Камень-на-Оби (название структурного подразделения) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика и социология труда Уровень основной образовательной программы базовый (базовый, повышенный) Специальность 080108.51 Банковское дело Форма обучения очная (очная, заочная) Срок освоения ОПОП 2 года 10 месяцев (нормативный или сокращенный срок обучения) Отделение - Барнаул 2009 При разработке программы в основу положены: ГОС-2 СПО по специальности 080108.51 Банковское дело утвержденный Министерством образования РФ « 2 » июля 2001 г. Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании УМС филиала АлтГУ в г. Камень-на-Оби от «___» ________20__г., протокол № ___ Разработчики:
Председатель учебно-методической совета филиала:
Пояснительная записка В рабочей программе раскрывается содержание основных проблем экономики и социологии труда, она предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080108.51 «Банковское дело». В частности, в программе излагаются основы экономики труда, рынка труда, использования рабочей силы, распределения труда и доходов, занятости и безработицы и другие актуальные проблемы экономики и социологии труда. Формы проведения занятий Лекции и семинары Виды контроля Текущий – оценка выступлений на семинарах, итоговый экзамен Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. 1.1. Цель преподавания дисциплины. Цель курса - заключается в усвоении студентами актуальных проблем экономики и социологии труда 1.2 Задачи курса: Формирование у студентов понятийного аппарата для анализа актуальных проблем экономики и социологи труда, навыков анализа литературных источников, проведения научных исследований. Раздел 2. Содержание дисциплины 2.1 Учебно-методическая карта
2.2 Наименование тем лекционных, практических и семинарских занятий, их содержание. Тема 1. Введение в курсОсновные понятия и термины курса. Предмет экономики и социологии труда. Методы исследования предмета. Место курса в экономическом образовании. Структура курса. Раздел 1. Основы экономики и социологии труда Тема 2. Процесс труда и его характер Объективные и субъективные предпосылки труда. Процесс труда, его основные стадии. Характер труда. Качество конкретного полезного труда. Величина труда, рабочее время. Мера труда. Результат труда, продукт и услуги. Производительный и непроизводительный труд. Трудовое поведение, его цели и задачи. Тема 3. Система трудовых отношений Система трудовых отношений. Индивидуально-экономические отношения. Показатели эффективности труда. Производительность труда. Факторы производительности труда. Трудоемкость продукции. Капиталовооруженность труда и занятость. Социально-экономические отношения. Законы и правила трудового поведения. Трудовой статус работника. Тема 4. Содержание и формы труда Стадии развития содержания труда. Ремесло и мануфактура. Фабричный труд. Труд на постиндустриальной фабрике. Формы общественного труда. Наемный и свободный труд. Труд как творчество. Теории труда, их критический анализ. Формы трудового поведения. Профессиональная мобильность трудящихся. Раздел 2. Микроэкономические аспекты труда Тема 5. Рынок труда «Труд» как товар. Стоимость и цена труда. Средняя, минимальная максимальная и предельная заработная плата. Спрос на труд, кривая спроса на труд. Факторы, определяющие спрос на труд. Эластичность спроса на труд. Предложение труда. Факторы и условия, определяющие предложение труда. Эластичность предложения труда. Равновесие и неравновесие на рынке труда. Механизм и структура рынка труда. Конкуренция на рынке труда. Монополия и олигополия. Рынок труда в коротком, среднем и длительном периодах. Тема 6. Производительное использование рабочей силы Фактор труда на предприятии. Состав и структура рабочей силы. Система мотивации труда. Организация труда и заработной платы на предприятии. Система должностных инструкций. Нормирование труда. Фонд заработной платы, его постоянная и переменная составляющие. Кругооборот и оборот фонда заработной платы. Авансированный и использованный переменный капитал. Распределение фонда заработной платы. Начисленная и выплаченная заработная плата. Единый социальный налог. Фонд рабочего времени, его состав и структура. Анализ использования рабочего времени. Потери и резервы рабочего времени. Тягость и интенсивность труда. Свободное и рабочее время. Тема 7. Основы управления персоналом Принципы управления персоналом: экономический подход; организационный подход; гуманистический подход; культурологический подход, концепции человеческого капитала. Персонал организации как объект управления. Менеджеры по управления персоналом. Цели и задачи кадрового менеджмента. Стратегия управления персоналом. Кадровая политика. Стадии кадрового менеджмента. Методы управления персоналом. Методы формирования кадрового потенциала, поддержания работоспособности персонала, реформирования организации, увольнения персонала. Технологии управления персоналом, кадровое консультирование, оценка кадровой работы, конкурс, внутрифирменное обучение, психодиагностика, формирование команды управления. Теория конфликтов в управлении персоналом. Конфликт, модели и типы конфликтов. Кадровые конфликты, конфликтность организационной структуры, межличностные конфликты, межгрупповые конфликты. Проблемы теории управления персоналом. Тема 8. Распределения труда и доходовНаемный труд, капитал и земля в механизме распределения дохода. Наемный труд и предпринимательство. Заработная плата как элемент распределения. Прибыль и заработная плата. Проблема эффективности рыночного распределения. Причины неравенства доходов. Дискриминация труда. Деятельность профсоюзов. Стоимость жизненных средств, прожиточный минимум. Трудовые и нетрудовые доходы наемных работников. Потребительские расходы наемных работников. Бюджет потребителя. Склонность к потреблению и сбережению. Выявленные и невыявленные предпочтения. Производство и воспроизводство рабочей силы. Проблема человеческого капитала. Кругооборот и оборот потребительского капитала. Издержки подготовки рабочей. Потребительское кредитование и образовательный кредит.Раздел 3. Макроэкономические аспекты труда Тема 9. Занятость и безработица Национальный доход и фонд заработной платы. Теории занятости, их критический анализ. Сущность и формы занятости в рыночной экономике. Безработица и сверхзанятость. Формы безработицы. Причины и последствия безработицы. Безработица и инфляция. Кривая Филипса. Безработица и экономический рост. Международная миграция рабочей силы. Проблемы занятости и безработицы в современной российской экономике. Региональные проблемы рынка труда. Тема 10. Социологические основы труда Труд как институт. Типы и виды институтов труда. Формальные и неформальные институты. Трансакционные издержки и заработная плата. Биологические и психологические мотивы трудящихся. Социальная психология труда. Личность трудящегося. Статус труда и капитала в рыночной экономике. Деятельность профсоюзов. Политическая экономия труда, ее формирование и современное состояние. Право и труд. Проблемы трудового права. Трудовое законодательство. Идеологические проблемы труда. Религиозные, этические и эстетические основы трудовой деятельности. Тема 11. Основы социальной политики в сфере труда Цели и задачи социальной политики в области труда и трудовых отношений. Федеральная и региональная политика труда и заработной платы. Международный сравнительный анализ политики труда и заработной платы. Методы и способы регулирования трудовых отношений. Механизм управления трудом в обществе и на предприятиях. Самоуправление в трудовых коллективах. Государственное регулирование труда, заработной платы и занятости. Национальные проекты в области труда и трудовых отношений. Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 4. Требования к уровню освоения программы и формам контроля: В результате усвоения курса студент должен:
Текущей формой контроля знаний студентов является опрос в процессе проведения практических занятий. По итогам 5 семестра предусматривается сдача экзамена. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ «отлично» - студент должен четко ответить на основной вопрос в объеме лекций с привлечением дополнительной литературы, дать полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы. При ответах на вопросы обращается внимание на способность студента применить свои знания на практике. «хорошо» - студент должен хорошо ответить на основной вопрос в объеме лекционного материала, с привлечением дополнительной литературы, дать ответы на часть дополнительных вопросов. Допускается не четкая формулировка определений. При ответах на вопросы обращается внимание на способность студента применить некоторые свои знания на практике. «удовлетворительно» - студент должен дать хороший ответ на основной вопрос в объеме лекционного материала и ответить на часть дополнительных вопросов. «неудовлетворительно» - не знание основных вопросов предмета в объеме лекционного материала. Не умение формулировать мысли. Затруднение с ответами на основной и дополнительные вопросы. Экзаменационные вопросы
|
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... «философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии и экологического образования | ||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами) | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный... | ||
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | ||
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«опд. Ф. 06» Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |