МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Налоги и налогообложение
Уровень основной образовательной программы базовый
Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Общепрофессиональная дисциплина
Форма обучения - очная
Срок освоения ОПОП нормативный
Кафедра «Экономика»
Рубцовск - 2011
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:
1) ФГОС СПО по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ
«6» апреля 2010 г. № 282 2) Учебный план специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный решением Ученого совета РИ (филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол №12
СОДЕРЖАНИЕ
4.1 МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 31
4.1.1 Примерные тесты к промежуточному контролю знаний 31
4.1.2Примерные вопросы к итоговому контролю знаний 51
4.2 КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ………………… 52
5. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………67
1. паспорт РабОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «налоги и налогообложение»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовой подготовки) 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина общепрофессионального цикла ОПОП (ОП.07)
Приступая к изучению дисциплины, обучающийся должен иметь определенные знания и умения в области математики, основ бухгалтерского учета, экономики организации. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели освоения дисциплины – дать студентам прочные и глубокие знания в области налогообложения, основ построения современной налоговой системы Российской Федерации, этапов ее становления и перспектив развития. Задачи дисциплины:
изучение основ и принципов налогообложения;
изучение основных элементов налоговой системы РФ;
изучение федеральных, региональных и местных налогов, специальных налоговых режимов;
приобретение навыков расчета налогов ;
практическое ознакомление с составлением налоговой отчетности;
изучение основ налогового администрирования, проведения налоговых проверок и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять объекты налогообложения
- определять налоговую базу
- определять основания для применения и конкретный размер налоговых льгот
- рассчитывать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет
- определять сроки уплаты налогов, порядок и основания для их изменения
- определять налоговые санкции за нарушения налогового законодательства В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- экономическую сущность налогов
- влияние налогов на социально-экономические процессы
- положения основных экономических теорий, рассматривавших вопросы
налогообложения
- основы налоговой системы Российской Федерации
- общие принципы формирования и исполнения налоговых обязательств
- функции налогов
- принципы формирования эффективной налоговой системы
- виды налогов Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты
- участников налоговых отношений, их права и обязанности Детальное описание изложено в Карте компетенций дисциплины (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план дисциплины «Налоги и налогообложение»
(распределение часов курса по разделам и видам работ)
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Уровень освоения
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Раздел 1. Основы налогообложения
| ДЕ 1 (14 часов)
| 1 Экономическая сущность налогов, их функции
| 6
| 2
| 2
|
|
2
| 1
| 2.Основы построения системы налогообложения
| 2
|
|
|
|
2
| 1
| 3.Налоговая система России, ее развитие. Состав и структура налоговых органов.
| 6
| 2
|
|
|
4
| 1
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
|
| Раздел 2. Федеральные налоги и сборы
| ДЕ 2
(32 часа)
| 4. Система косвенного налогообложения:
НДС;
акцизы;
| 10
| 4
| 4
|
|
2
| 2
| 5. Налогообложение доходов юридических и физических лиц:
-налогообложение прибыли организаций;
-налог на доходы физических лиц.
| 12
| 6
| 4
|
|
2
| 2
| 6. Государственная пошлина
| 2
|
|
|
| 2
| 1
| 7. Налоги и сборы в системе природопользования:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира
| 8
| 4
| 2
|
|
2
| 2
| Промежуточный контроль
| Письменная контрольная работа
|
| Раздел3. Региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы
| ДЕ 3
(22 часов)
| 8. Налог на имущество организаций;
– Транспортный налог.
– Налог на игорный бизнес.
| 8
| 2
| 2
|
|
4
| 2
| 9. Налог на имущество физических лиц.
- Земельный налог.
| 6
| 2
| 2
|
|
2
| 2
| 10. Единый сельскохозяйственный налог
- Единый налог на вмененный доход
- Упрощенная система налогообложения
| 8
| 4
| 4
|
|
| 2
| Промежуточный контроль
| Письменная контрольная работа
|
| Раздел 4. Налоговая политика и налоговое администрирование
| ДЕ 4
(10 часов)
| 11. Налоговая политика государства на современном этапе.
| 4
| 2
|
|
|
2
|
| 12. Налоговое администрирование: цели и методы
|
6
|
2
|
|
|
4
|
1
| Промежуточный контроль
| Тестирование. Письменная контрольная работа
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 78
| 30
| 20
|
| 28
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 2.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы) ДЕ1Основы налогообложения
Тема 1. Экономическая сущность налогов, их функции
Аудиторное изучение: Экономическая сущность налогов, разграничение понятий налога, сбора и пошлины. Функции налогов и их взаимосвязь. Элементы налога и их характеристика: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Основой для изучения темы является теоретическая база, накопленная студентами при изучении базового курса «Финансы». Поняв сущность и функции финансов, студенты должны разобраться, какова же роль налогов в системе финансов. Студенты должны выявить экономическую сущность и функции налогов; роль государства в возникновении, развитии и использовании налогов. Вопросы о сущности и функциях налога являются предметом научных дискуссий. Теоретические споры ведутся в основном по вопросам, связанным с той ролью, которую играют налоги в экономике той или иной страны. В этой связи студенты должны изучить два основных направления в теории налогообложения. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги – чисто фискальный инструмент.
Изучив научные публикации и разработки в области налогов, студенты должны построить целостную систему оценок о сущности и функциях налога, выразить свою точку зрения по данному вопросу.
Вопросы для самопроверки
Каково место налоговых отношений в системе финансовых?
В чем заключается экономическая сущность налогов?
Какие существуют точки зрения ученых на сущность налогов?
Каковы характерные черты и признаки налога?
Какие функции налога рассматриваются в экономической литературе?
Как проявляется на практике фискальная функция налогов?
Какова Ваша точка зрения на экономическую сущность и функции налогов?
Самостоятельное изучение: При рассмотрении вопроса студенты должны рассмотреть эволюцию научных представлений о налогообложении, включающую в себя общие и частные теории о налогах.
|