В. А. Шаховой с. А. Шапиро





Скачать 109.09 Kb.
НазваниеВ. А. Шаховой с. А. Шапиро
Дата публикации06.01.2015
Размер109.09 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
Логотип) РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В.А. ШАХОВОЙ С.А. ШАПИРО

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Учебно-методическое пособие

Второе издание

Москва, 2006г.
Шаховой В.А., Шапиро С.А. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие. Москва. РАП. 2006.

Настоящее учебно-методическое пособие составлено на основе первого издания учебно-методического пособия, написанного авторами в 2003 году, а также книги С.А. Шапиро «Мотивация и стимулирование персонала», вышедшей в 2005 году. В текст данной книги, вошли курсы лекций, читаемых авторами в Российской Академии Предпринимательства, и материалы семинарских занятий, которые позволят студентам, обучающимся по дисциплине «Управление персоналом» разобраться в таком многогранном и важном явлении, как трудовая мотивация и освоить принципы практического использования мотивации труда, необходимые для эффективного управления персоналом на современных предприятиях. Учебное пособие может быть полезно для аспирантов, преподавателей, менеджеров по персоналу, а также для всех, кто интересуется проблемами эффективности и производительности труда.

Изложенный в пособии материал соответствует государственному образовательному стандарту, разработанному Министерством образования и науки Российской Федерации по специальности 080505.65 «Управление персоналом».


Второе издание, дополненное и переработанное

 д.э.н., профессор Шаховой В.А.,

к.э.н., доцент РАП Шапиро С.А. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие. Москва.,2006 г.

§ 2.1 Философский аспект трудовой мотивации - к.ф.н., профессор Ермакова Е.Е.;

§ 5.2 Государственное регулирование доходов населения – к.э.н., доцент Марыганова Е.А.


Содержание



От авторов
Введение.
Глава 1. Базовые основы мотивации и стимулирования труда как элементов управления персоналом.

1.1 Мотивация и стимулирование труда. Основные понятия.

1.2. Особенности трудовой мотивации работников

1.3 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к мотивации труда.

Вопросы для самопроверки

Практикум
Глава 2. Теоретические основы мотивации труда.

2.1 Философский аспект мотивации труда.

2.2 Эволюция концепций мотивации

2.3 Содержательные теории мотивации

2.4 Краткий обзор деятельности отечественных ученых в области исследования трудовой мотивации.

2.5 Как применить полученные знания в практике управления персоналом организации.

Вопросы для самопроверки

Практикум.

Глава 3 Психологический аспект мотивации труда

3.1 Мотивационные состояния человека, определяющие линию его поведения.

3.2 Темперамент личности и его влияние на особенности поведения в процессе труда.

3.3 Психологические типы личности и их классификация.

3.4 Рекомендации по формированию трудовых коллективов с учетом психотипов работников.

Вопросы для самопроверки

Практикум.
Глава 4 Процессуальные теории мотивации
4.1 Теория ожиданий В. Врума

4.2 Теория справедливости С. Адамса

4.3 Комплексная модель Портера-Лоулера

4.4 Теория «x» и «y» Д. МакГрегора

4.5 Как применить полученные знания для проведения диагностики персонала организации

Вопросы для самопроверки
Практикум
Глава 5. Стимулирование труда.

5.1 Сущность и виды стимулирования труда.


5.2 Государственное регулирование доходов населения.

5.3 Заработная плата и ее основные характеристики.

5.4 Партисипативное управление и зарубежный опыт оплаты труда.

5.5 Социальная политика организации
Вопросы для самопроверки

Практикум

Глава 6. Формирование мотивационного механизма в организации.

6.1 Сущность мотивационного механизма и технология его создания.

6.2 Элементы внутренней и внешней среды, оказывающие воздействие на мотивацию труда работников.

6.3 Методы мотивации.
Вопросы для самопроверки
Глава 7. Управление мотивационным механизмом

7.1 Структуры, ответственные за эффективную мотивацию на предприятии.

7.2. Мотивационные ресурсы управления организацией.

7.3 Оценка эффективности управления трудовой мотивацией, ее формы и методы
Вопросы для самопроверки

Практикум
Глава 8. Мотивация предпринимательского труда

8.1 Сущность предпринимательской деятельности и ее связь с мотивацией труда

8.2 Мотивация предпринимательской деятельности в аспекте содержательных факторов мотивации.

8.3 Мотивация предпринимательской деятельности в аспекте поведенческих факторов мотивации

Вопросы для самопроверки
Глава 9. Развитие методов и подходов к мотивации работников в рыночных условиях

9.1 Мотивация труда работников в условиях административно-командной экономической системы.

9.2 Изменения мотивации труда в рыночных условиях

9.3 Региональные аспекты мотивации труда

Вопросы для самопроверки

Заключение
Список контрольных экзаменационных вопросов.
Примерный перечень экзаменационных билетов.
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ.
Ключи к контрольным тестам и тренингам
Глоссарий
Список литературы
Приложение 1. Анкета для опроса работников на базе содержательных теорий мотивации.


От авторов
Настоящая книга является самостоятельным учебно-методическим пособием по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности», предусмотренной стандартом Министерства образования и науки РФ для студентов, обучающихся по специальности 080505.65 «Управление персоналом». Настоящее пособие создано в соответствии с требованиями учебно-методической работы, а также с учетом осуществляемых изменений трудового законодательства и социальной сферы.

Изложение материала в пособии осуществлено с объективных теоретико-методологических позиций, и сочетает в себе лекционный материал с практическими разработками, разбираемыми студентами и преподавателями на семинарских занятиях – составлением анкет, тестами, тренингами, вопросами для самопроверки.

В основу настоящего учебного пособия положены курс лекций по дисциплине «Управление персоналом», составленный д.э.н., профессором В.А. Шаховым, и курс лекций по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности», разработанный к.э.н., доцентом кафедры «Управление персоналом» Российской Академии предпринимательства, С.А. Шапиро

Пособие подготовлено на базе значительного числа нормативных актов, а также трудов теоретиков в области менеджмента и управления персоналом, психологии и социологии, что позволит читателю разобраться в различных аспектах такого многогранного явления, как мотивация трудовой деятельности людей.

В настоящем пособии в качестве примеров разбираются ситуации из хозяйственной практики предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также материалы исследований мотивации персонала, проведенных авторами на московских и российских предприятиях.

Курс «Мотивация трудовой деятельности» опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Основы менеджмента», «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Правоведение», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Теория организации».

Книга состоит из десяти глав.

Первая глава посвящена вопросам предмета и метода изучения дисциплины, в ней рассматриваются основные понятия, структура, функции и механизм трудовой мотивации, освещены сравнительные подходы к управлению мотивацией в России и за рубежом.

Вторая глава рассматривает теоретические основы мотивации, необходимые для объективного понимания закономерностей мотивационного процесса. Проводится анализ эволюции мотивационных концепций, и рассматриваются содержательные (внутриличностные) теории мотивации. Необходимость изучения теорий мотивации заключается в том, что именно на их основе можно создать методики анализа потребностей сотрудников в любом коллективе, а именно потребности побуждают человека работать на организацию и, способствуя ее развитию, достичь собственных целей.

Третья глава посвящена разбору психологических особенностей мотивации личности, способствуя как расширению кругозора, так возможности разобраться в изучаемом предмете с точки зрения индивида, так как трудовая мотивация человека, это в первую очередь выбор определенного типа поведения отдельной личности. Для того чтобы правильно выстраивать мотивационную политику в коллективе, необходимо разбираться в этих вопросах, но при этом совсем не обязательно быть психологом по образованию. В данной главе также рассматриваются методики создания трудовых коллективов в различных производственных ситуациях.

Четвертая глава продолжает рассмотрение теоретических основ мотивации труда, но уже с точки зрения выбора типа поведения в процессе трудовой деятельности. Изучение процессуальных (поведенческих) теорий мотивации позволяет понять, каким путем происходит процесс мотивации, на каких основаниях выстраиваются отношения между сотрудниками организации, как формируется положительный социально-психологический климат в коллективе или наоборот, почему возникают конфликтные ситуации.

Пятая глава подробно рассматривает такое важное явление как стимулирование труда, являющееся составной частью трудовой мотивации. Здесь разбираются вопросы регулирования и оплаты труда, зарубежный опыт оплаты труда и другие формы материального стимулирования.

Шестая глава посвящена проблемам формирования эффективного мотивационного механизма в организации, имеющего очень важное значение, поскольку целью мотивационной политики, проводимой руководством предприятия должно быть достижение организационных целей и задач, осуществляемое одновременно с удовлетворением потребностей и интересов работников.

Седьмая глава рассматривает вопросы управления сформированным мотивационным механизмом организации. Приводятся различные методики оценки эффективности мотивационного управления, которые необходимо учитывать при планировании расходов на организационные мероприятия, связанные с управлением персоналом и его мотивацией.

Восьмая глава является авторской попыткой оценить такое важное явление сегодняшнего дня как предпринимательство, с точки зрения изученных теоретических аспектов мотивации труда.

Девятая глава – заключительная – обобщающая и показывающая эффективность и тенденции изменения методов и подходов к мотивации труда работников в условиях рыночной экономики.

В пособие включен примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен в форме экзаменационных билетов, а также темы курсовых и дипломных работ, которые могут быть написаны студентами в процессе обучения в ВУЗе.

В конце пособия представлен Глоссарий с основными понятиями, используемыми в курсе мотивации трудовой деятельности, и обогащающими лексический запас терминов, необходимых каждому потенциальному менеджеру.

Авторы надеются, что настоящее пособие послужит высоким целям и задачам, стоящим на современном этапе перед российской экономической наукой и системой экономического образования.

Авторы выражают глубокую благодарность своим коллегам за помощь в работе:

Рецензентам, добавить если будет гриф.

Проректору по учебной работе РАП, к.ф.н., профессору Ермаковой Е.Е.,за § 2.1 «Философский аспект мотивации труда»; к.э.н., доценту Марыгановой Е.А., за § 5.2 «Государственное регулирование доходов населения». Авторы признательны студентам Российской Академии предпринимательства, обучающимся по специальностям «Управление персоналом» и «Менеджмент организации», которые в течение нескольких лет были первыми критиками позиций, лежащих в основе настоящего учебного пособия.
Москва, апрель 2006 г.
Введение.
В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речь ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.

Человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов, определяемых его ценностной иерархией.

Осуществляемые в стране социально-экономические преобразования не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и проявления творческой инициативы у работников в сочетании с дисциплиной и организованностью.

Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.

К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер.

Любой руководитель всегда осознает, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считает, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Иногда такая политика бывает успешной, хотя по существу она не верна.

Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, т.е. стимулирования физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда и стимулирование творческой активности, инициативы и закрепления работников на предприятии.

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.

Р
исунок 1. Основные параметры трудовой деятельности с точки зрения мотивации.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому потребности, побуждающие их заниматься той или иной трудовой деятельностью более сложны, и требуют больших усилий для их удовлетворения. Эффективность мотивационной политики, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.
Глава 1. Базовые основы мотивации и стимулирования труда как элементов управления персоналом.
Изучив данную главу, вы узнаете:



  • В чем заключаются сущность и функция мотивации труда;

  • Чем отличаются друг от друга мотивация и стимулирование труда;

  • Как классифицируются трудовые мотивы;

  • Каковы основные правила, позволяющие повысить эффективность мотивационных мероприятий;

  • В чем разница между российским и зарубежными подходами к мотивации труда.

  • Как выстраивать мотивационную модель достижения цели через потребности;

  • Как различать между собой потребности, мотивы и побуждения;

Чем отличаются внутренние вознаграждения от внешних.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Шаховой с. А. Шапиро iconТ. А. Петричко, И. А. Шапиро
Лечение управляемых сердечно-сосудистых заболеваний с использование лечебно-диагностических стандартов и формуляра лекарственных...
В. А. Шаховой с. А. Шапиро iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дпдг, разработанной американским психотерапевтом Фрэнсин Шапиро. Автор построил концептуальную матрицу, пригодную для интерпретации...
В. А. Шаховой с. А. Шапиро iconПрограмма по специальности 180403 «Судовождение»
Рабочая программа составлена доцентом Шапиро С. А. основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
В. А. Шаховой с. А. Шапиро iconМатериалы к семинару: Школьная медиатека как необходимый компонент...
Шапиро К. В. Директор школы №336, координатор программы информатизации системы образования Невского района Санкт-Петербурга
В. А. Шаховой с. А. Шапиро iconСтивен м шапиро Жизнь без целей
Все вновь отстроенные школы также имеют хорошо обустроенные компьютерные классы. Еще сильнее свое влияние информационная сфера оказала...
В. А. Шаховой с. А. Шапиро iconРабочая программа по направлению 270800 «Строительство» профиль «Гидротехническое строительство»
Рабочая программа составлена доцентом Шапиро С. А. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
В. А. Шаховой с. А. Шапиро iconРабочая программа по направлению 180405 «Эксплуатация судовых энергетических...
Рабочая программа составлена доцентом Шапиро С. А. основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск