Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности»







НазваниеМетодические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности»
страница1/7
Дата публикации06.01.2015
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
Экономический факультет

Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»


УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

проректор, д.с.н., профессор

_________________________Ананьева Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Дисциплина СД.Ф.10 «Мотивация трудовой деятельности»
для специальности 080104.65 Экономика труда

специализации Управление персоналом

Разработчик(и):

Д.э.н., профессор Л.С. Морозова

К.э.н., доцент Т.В. Богачёва
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономика труда и управление персоналом»

протокол №___ от «__»_______ 201_ г.
Зав. кафедрой «Экономика труда

и управление персоналом», д.э.н., проф. Л.С. Морозова
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета

протокол №___ от «__»_______ 201_ г.
Председатель научно-методической секции

Экономического факультета, к.э.н., доц. О.В. Каурова
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании Научно-методического совета

протокол №___ от «__»_______ 201_ г.

И.о. начальника методического отдела:

к.т.н. Князева Т.В.
Содержание



  1. Общие положения


Дисциплина «Мотивация трудовой денятельности» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов специальности 080505.65 «Управление персоналом». Дисциплина реализуется на Экономическом факультете кафедрой «Экономика труда и управление персоналом».

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 080505.65 «Управление персоналом». Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника:

- знаний основ разработки организационного механизма мотивации трудовой деятельности персонала – целей, функций, организационной структуры, основных процедур управления; формирование кадровой политики и стратегии управления персоналом; планирования потребности в персонале; организации проведения деловой оценки кадров; планирование деловой карьеры; организации системы подготовки и переподготовки кадров; маркетинговой деятельности в области персонала;

- понимания вопросов координации взаимоотношений руководителя, трудового коллектива и отдельного работника;

- подготовить студентов к практической деятельности по управлению персоналом, эффективной и целенаправленной работе с кадрами.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль и промежуточный контроль успеваемости в форме письменного тестирования.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единицы, 102 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (36 часов) занятия, семинары (16 часов), самостоятельная работа студента (54 часа).

Цели и задачи дисциплины.

Цель курса: создание целостного предоставления о комплексе знаний, получаемых в результате обучения по специальности 080505.65 «Управление персоналом», формирование профессиональных теоретических знаний и выработка практических навыков применения прогрессивных технологий управления персоналом.

Задачи курса:

  • дать представление о сущности и влиянии человеческого фактора на эффективность работы организации;

  • раскрыть сущность теорий мотивации трудовой деятельности персонала как целостного, исторически конкретного явления, испытывающего внутреннее и внешнее воздействие.

В результате изучения дисциплины «Мотивация трудовой деятельности» студенты должны:

- знать основные теории мотивации трудовой деятельности персонала как составной частью эффективного менеджмента;

- понимать особенности системы профессиональной подготовки специалиста по направлению 080505.65 «Управление персоналом» в вузе;

- уметь пользоваться учебной и профессиональной литературой; применять методы поиска, сбора, систематизации и использования необходимой в процессе обучения информации.

Дисциплина «Мотивация трудовой деятельности» формирует знания и практические навыки, которые должны обеспечить студентам умение самостоятельно организовать и совершенствовать систему управления персоналом на достаточно высоком научном уровне, поэтому знания, полученные в ходе изучения курса, должны служить базой для последующего освоения студентами дисциплин профессионального цикла по специальности 080505.65 «Управление персоналом» на экономическом факультете РГУТиС, таких как «Экономика фирмы», «Менеджмент», «Маркетинг», «Основы современной организации производства»и др.


  1. Формы организации обучения

Процесс изучения дисциплины «Мотивация трудовой деятельности» предусматривает аудиторную (работа на лекциях и практических занятиях) и внеаудиторную (самостоятельная подготовка к лекциям и практическим занятиям) работу обучающегося.

В качестве основной методики обучения была выбрана аудиторная работа.

В качестве основных форм организации учебного процесса по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности» в предлагаемой методике обучения выступают лекционные и практические занятия, а так же самостоятельная работа студентов.

2.1. Лекции

На лекциях излагаются темы дисциплины, предусмотренные рабочей программой, акцентируется внимание на наиболее принципиальных и сложных вопросах дисциплины, устанавливаются вопросы для самостоятельной проработки. Конспект лекций является базой при подготовке к практическим занятиям, к итоговому рубежному контролю, а также самостоятельной научной деятельности.

Смысловая нагрузка лекции смещается в сторону от изложения теоретического материала к формированию мотивации самостоятельного обучения через постановку проблем обучения и показ путей решения профессиональных проблем в рамках той или иной темы. При этом основным методом ведения лекции является метод проблемного изложения материала.

Раздел 1. Теория и практика мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Тема 1. Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом

Содержание темы: Понятийный аппарат, используемый в курсе. Составляющие мотивационного ядра, типы мотивации работников, структура, функции, механизм мотивации труда. Типы мотивации работников. Японская концепция мотивации. Американская модель «человеческих ресурсов»
Тема 2. Теоретические основы мотивации труда

Содержание темы: Общая характеристика мотивации: сущность, содержание и структура мотивации. Философский аспект мотивации труда. Эволюция концепций мотивации. Обзор деятельности отечественных ученых в области исследования трудовой мотивации. Логика процесса мотивации.
Тема 3. Содержательные теории мотивации

Содержание темы: Теория иерархии потребностей А.Маслоу. Двухфакторная модель Герцберга. Теория приобретенных потребностей Д.Макклеланда. Теория трех факторов СВР Алдерфера
Тема 4. Процессуальные теории мотивации

Содержание темы: Теория ожидания Врума. Теория справедливости Адамса. Комплексная модель Портера- Лоулера. Теория Х и У МакГрегора. Современные теории мотивации. Теория потребностей К. Алдерфера. Классификация потребностей по Ф. МакКлелланду. Теория ожиданий. Теория целевых установок. Интеграция современных теорий мотивации. Теории мотивации в трудах российских ученых. Материальные, духовные и социальные потребности работников.Мотивационный кризис: причины возникновения и пути преодоления
Раздел 2. Формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Тема 5. Психологический аспект мотивации труда

Содержание темы: Мотивационное состояние человека, определяющее линию его поведения. Психологические типы личности и их роль в процессе коллективного труда. Типология индивидов как представителей биологического вида. Социализация личности. Темперамент личности. Типы личности, определяемые характером. Особенности поведения основных типов личности в процессе труда.

Тема 6. Формирование мотивационного механизма на предприятии

Содержание темы: Технология формирования мотивационного механизма в организации. Воздействие на мотивационные факторы элементов внешней и внутренней среды. Влияние на мотивацию факторов внутренней среды. Воздействие на мотивацию факторов внешней среды.

Тема 7. Методы мотивации

Содержание темы: Административные методы мотивации. Экономические методы мотивации. Социально-психологические и духовно-нравственные методы.

Тема 8. Управление мотивационным механизмом

Содержание темы: Структуры ответственные за эффективную мотивацию. Эффективность управления мотивацией, ее формы и методы. Мотивационные ресурсы в управлении. Принципы социального партнерства в организации труда. Возможности социальной политики предприятия.

Тема 9. Оценка эффективности управления мотивацией

Содержание темы: Издержки на рабочую силу. Эффект от управления персоналом и мотивацией труда. Основные подходы к оценке управления мотивацией.

Раздел 3. Стимулирование трудовой деятельности

Тема 10. Типы и виды вознаграждений

Содержание темы: Сущность и виды стимулирования. Формы стимулирования персонала. Оплата труда, ее сущность и определяющая роль в системе вознаграждений. Компоненты вознаграждения за труд.
Тема 11. Эффективность трудовой деятельности

Содержание темы: Экономическая эффективность труда. Социальная эффективность труда. Оценка по конечным результатам производства

Тема 12. Основы регулирования оплаты труда

Содержание темы: Государственное регулирование доходов населения. Уровень жизни населения. Государственное регулирование оплаты труда.

Тема 13. Оплата труда персонала

Содержание темы: Сущность и функции заработной платы. Принципы оплаты труда в организации

Тема 14. Особенности мотивации в предпринимательской деятельности Содержание темы: Сущность предпринимательской деятельности и ее связь с мотивацией труда. Мотивация в предпринимательстве с точки зрения содержательных теорий мотивации. Мотивация в предпринимательстве с точки зрения процессуальных теорий мотивации.

    1. Тема 15. Развитие методов и подходов к мотивации работников в рыночных условиях

Содержание темы: Мотивация труда работников в условиях административно-командной экономической системы. Изменение мотивации труда в рыночных условиях.

Тема 16. Эффективная мотивация.

Содержание темы: Способы эффективной мотивации

2.2. Практические занятия.

Цель и задачи практических занятий: подготовка менеджеров высокого уровня в сфере труда, обучение их практическим действиям по управлению организацией с учетом реальностей рынка труда, в том числе ситуации в области занятости, безработицы, формирование комплекса знаний и навыков в области социально-экономических и социально-трудовых отношений в организации.

Цель изучения состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостный системный подход к пониманию социально-экономических процессов и явлений, происходящих в современном обществе, и их влияние на сферу социально-трудовых отношений в организации, а также практических навыков в сфере регулирования занятости.

Виды практических занятий

Практическая работа заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя, комплекса учебных заданий направленных на усвоение научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретение практических навыков овладения методами практической работы с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Выполнение практической работы студенты производят в письменном виде. Отчет предоставляется преподавателю, ведущему данный предмет в электронном и печатном виде.

Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов. Основой практикума выступают типовые задачи, ситуации, которые должен уметь решать специалист в области сферы труда.

3. Тематика практических занятий

Раздел 1. Теория и практика мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Тема 1. Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом

Цель семинара: способствовать приобретению теоретических знаний в области мотивации трудовой деятельности как элемента и функции управления персоналом.

Основные положения темы семинара: Понятийный аппарат, используемый в курсе. Составляющие мотивационного ядра, типы мотивации работников, структура, функции, механизм мотивации труда. Типы мотивации работников. Японская концепция мотивации. Американская модель «человеческих ресурсов»

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключается сущность и функция мотивация труда?

2. Какие определения мотивации труда вы знаете?

3. Что такое потребность? Какие типы потребностей вы знаете?

4. В чем отличие внешнего и внутреннего вознаграждения?

5. Перечислите основные виды мотивов труда.

6. Охарактеризуйте типы мотивации работников.

7. Кратко перечислите основные положения «концепции человеческих ресурсов».

8. В чем состоит сущность японской концепции управления персоналом?

9. В чем заключается сущность западногерманской концепции социально-рыночного хозяйства?

10. Чем характеризуется современная российская модель мотивации труда

Продолжительность занятия - 1 академический час.

Тема 2. Теоретические основы мотивации труда

Цель семинара: способствовать приобретению теоретических знаний в области теоретических основ мотивации труда

Основные положения темы семинара: Общая характеристика мотивации: сущность, содержание и структура мотивации. Философский аспект мотивации труда. Эволюция концепций мотивации. Обзор деятельности отечественных ученых в области исследования трудовой мотивации. Логика процесса мотивации.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое мотивация, какие два основных аспекта она включает?

2. Как соотносятся понятия «мотив» и «мотивация»? Какими свойствами обладает мотив?

3. Назовите важнейшие параметры мотивации.

4. Какие виды мотивации вы знаете? Охарактеризуйте их.

5. Что представляет собой система мотивации? В каких основных значениях употребляется этот термин?

6. Каковы важнейшие элементы системы мотивации и что они собой представляют? Охарактеризуйте их.

7. Что такое мотивационная ситуация и какую роль она играет в мотивационном процессе?

8. Как соотносятся понятия «система мотивации», «система стимулирования», «система компенсации труда»?

Продолжительность занятия - 1 академический час

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации для преподавателя. Виды учебной деятельности в Интернете
Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации для преподавателя по организации изучения...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации для преподавателя 14 Методические указания для студентов 16
Учебно-тематический план дисциплины «Учет и операционная деятельность в банках» 7
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации для преподавателя методические указания для студентов
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Информатика»
«Информатика» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков в области информатики. Учебная дисциплина «Информатика»...
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что...
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconВ. А. Шаховой с. А. Шапиро
Шаховой В. А., Шапиро С. А. Мотивация трудовой деятельности учебно-методическое пособие. Москва. Рап. 2006
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов дисциплина сд. Страховой маркетинг
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономика»
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» icon«потребности и мотивация трудовой деятельности»
Оплата труда, ее сущность, определяющая роль в системе вознаграждения основы регулирования оплаты труда. Формы и системы тарифных...
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств....
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМотивация учебной деятельности 13 мотивация учебной деятельности в школе
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации (материалы) для преподавателя Методические...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Методические рекомендации для преподавателя дисциплина сд. Ф. 10 «Мотивация трудовой деятельности» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск