Скачать 336.53 Kb.
|
Дисциплину «Институциональная экономика» студенты второго курса осваивают в течение 1 учебного года. В первом семестре изучаются теоретические вопросы, выполняется контрольная работа, на сессии сдается зачет, во втором семестре продолжается изучение теоретических вопросов, пишется курсовая работа и сдается экзамен. Требования по написанию контрольной работы изложены в «Методических указаниях по изучению курса и написанию контрольной работы по институциональной экономике», по написанию курсовой работы – в методических указаниях «Институциональная экономика. Методика подготовки и защита курсовой работы». Автор Красева Т.А. ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР Вопросы к зачету по институциональной экономике для 2 курса на 1 семестр 2013-2014 учебного года (доцент Т. А. Красева)
3.Две фундаментальные основы экономики: потребности и ресурсы 4. Кривая производственных возможностей как модель ресурсно-технологических ограничений 5. Главные вопросы экономики. Экономические цели общества 6. Типы экономических систем. Модели в рамках экономических систем 7. Рынок как экономическая категория: трактовка понятия, классификация, условия возникновения и существования. Функции рынка 8. Государство в рыночной экономике: функции, основные инструменты государственного регулирования экономики 9. «Провалы» рынка и «провалы» государства 10. Спрос и факторы, определяющие его изменение. Закон спроса. График изменения спроса под влиянием ценовых и неценовых факторов. 11. Предложение и факторы, определяющие его изменение. График изменения предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. 12. Установление равновесия на рынке товаров и услуг 13. Эластичность спроса по цене и доходу. 14. Эластичность предложения 15. Анализ потребительских предпочтений. Кривые безразличия, карта безразличия 16. Бюджетные линии. Оптимальный выбор потребителя 17. Теория предельной полезности 18. Фирма как основной институт современной экономической системы: функции фирмы, внешняя и внутренняя среда 19. Классификация фирм 20. Инфраструктура рынка Литература а) основная литература 1. Курс экономической теории. Учебник /под ред. Чепурина М.Н., Киров: «АСА», - 2010. – 880 с. 2. Экономическая теория. Учебник /под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., М.: ИНФРА-М, 2009. – 672 с. 3. Микроэкономика: практичесий подход /под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю., М.: КНОРУС, 2009. – 704с. 4. Одинцова М.И. Институциональная экономика: Учеб. пособие / М.И.Одинцова. - М.: Гос. ун-т – Высшая школа экономики, 2009. – 397 с. 5. Современные макроэкономические проблемы России: учеб. пособие / под ред. Носовой С.С., М.: КНОРУС, 2010. – 488с. б) дополнительная литература 1. Курс экономической теории. Учебник /под ред. Чепурина М.Н., 2006. – 832с. 2. Добрынин А.И. Общая экономическая теория: Учеб.пособие /А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. – СПб.: Питер, 2004. – 282 с. 3. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник для вузов / В.Д. Камаев. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 640с. 4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 2008 5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / пер. с англ., М.: Республика, 2005. – Т.1-2 6. Олейник А.И. Институциональная экономика: Учеб.пособие /А.И. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с. 7. Пиндайк Р. Микроэкономика. / пер. с англ.М., 2002 8. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / пер. с англ.М.: БИНОМ, 2007 9. Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., ТарасевичаЛ.С. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672 с. 10. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2005 В качестве базового учебного пособия для изучения дисциплины используются: Курс экономической теории. Учебник /под ред. Чепурина М.Н., Киров: «АСА», - 2010. – 880 с.; Экономическая теория. Учебник /под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., М.: ИНФРА-М, 2009. – 672 с. Темы контрольных работ Вариант 1. 1. Ответьте на вопросы и поясните подробно: 1). Поясните, что такое «национальные модели смешанной экономики» и каковы их основные типы. 2). Почему спрос на факторы производства является «производным спросом»? 2. Заполните пропуски в таблице 1. Таблица 1.
а) провалы рынка; б) регулирование «естественных монополий»; в) защита отечественного производителя; г) контроль над ценами на основные продукты питания. 3.2. Псковский розничный рынок молока с множеством различных цен является примером: а) монополии; б) монополистической конкуренции; в) совершенной конкуренции; г) олигополии.
а) первый бутерброд; б) бутерброд точки насыщения; в) средний из съеденных бутербродов; г) последний бутерброд.
Q (K, L) = (KL)0,5. Определите, какой отдачей от масштаба характеризуется эта фирма: а) повышающейся; б) понижающейся; в) постоянной; г) информации недостаточно. Вариант 2. 1. Ответьте на вопросы и поясните подробно: 1). Что понимают под фактором производства «земля» в широком и узком смысле и какую роль играет этот фактор в экономике России? 2). Опишите основные формы и системы заработной платы. Каковы основные тенденции их эволюции? 2.Задача. Компания А получила исключительные права на торговлю чаем и булочками на местном стадионе во время проведения мероприятий. Она может назначить любую цену за свой товар. Перед тем, как назначить цену, менеджеры провели изучение спроса, результаты которого занесли в табл.2. Таблица 2
Определите на основании расчетов, по какой цене выгоднее всего продавать булочки. 3.Выберите правильный один или несколько ответов на тесты: 3.1. К рынкам, классифицируемым по типу конкуренции, не относится ____ и ____: а) монопольный рынок б) рынок совершенной конкуренции в) мировой рынок г) региональный рынок 3.2. К провалам государства относятся: а) несовершенство политического процесса б) ограниченность контроля над бюрократией в) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений г) внешние эффекты. 3.3. На рынке монополистической конкуренции: а) отдельный покупатель может влиять на цену продукта б) реклама не играет существенной роли в) товары отличаются по исполнению и условиям продажи г) производители имеют одинаковый доступ к информации. 3.4. Производственная функция Q (К, L) характеризуется постоянной отдачей от масштаба, если выполняется следующие условие: а) капитал возрастает в 3 раза, труд – в 4 раза, а выпуск – в 12 раз; б) увеличение затрат как капитала. Так и труда на 20% вызывает рост выпуска на 20%; в) увеличение затрат как капитала, так и труда на 10% вызывает рост выпуска на 20%; г) увеличение затрат капитала на 10%, а труда на 5% вызывает рост выпуска на 7,5%. Вариант 3. 1. Ответьте на вопросы и поясните подробно: 1). Как решаются основные экономические проблемы (определение объема и состава производственной продукции, распределение ресурсов между отраслями и распределение созданного продукта) в рамках различных экономических систем? 2). Какие критерии лежат в основе разграничения короткого и длительного периодов в деятельности фирмы? 2.Задача В начале 1993 года на московском автомобильном рынке предложение автомобилей имело вид: Q =15000 + 2,4Р, где Р – цена (млн. руб. за 1 шт.), Q – объем предложения (штук в год). В том же 1993 году спрос на автомобили составил: Q = 35000 – 2,9 Р, где Q – объем спроса (штук в год). Найти равновесную рыночную цену автомобиля. 3.Выберите правильный один или несколько ответов на тесты: 3.1. Если государство установит минимальную заработную плату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то: а) возникает дефицит рабочей силы в отрасли; б) возникает избыток рабочей силы в отрасли; в) спрос на труд увеличится; г) предложение труда сократится. 3.2. Большему объему производства соответствует положение изокванты, расположенное относительно первоначального: а) выше и правее б) ниже и правее в) выше и левее г) ниже и левее 3.3. Антимонополистическое законодательство, действующее во многих странах, нацелено в первую очередь на обеспечение: а) запрета монополий б) экономической свободы в) условий конкуренции г) регулирования цен 3.4. Наборы благ, имеющие одинаковую полезность: а) принадлежат одной кривой безразличия б) лежат на одной кривой Энгеля в) лежат на одной и той же кривой спроса г) должны находиться на линии бюджетного ограничения Вариант 4. 1. Ответьте на вопросы и поясните подробно: 1). Чем экономическая прибыль отличается от бухгалтерской? 2). Какие организационно-правовые формы предпринимательства существуют, в чем заключаются преимущества и недостатки каждой из них? 2. Задача В табл.3 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированного горошка. Таблица 3
Проанализировав их, ответьте на вопросы:
3.Выберите правильный один или несколько ответов на тесты: 3.1. Если уменьшается доход потребителя, то: а) произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии; б) бюджетная линия сдвигается, но не обязательно параллельно; в) бюджетная линия не изменит своего положения; г) ничего не известно о новом положении бюджетной линии 3.2. Под эффектом Веблена понимается: а) незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания; б) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар; в) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену; г) правильный ответ отсутствует. 3.3.В большинстве экономически развитых стран наблюдается следующая тенденция: площадь сельскохозяйственных земель: а) уменьшается; б) увеличивается; в) не меняется; г) испытывает циклические колебания. 3.4. Парадокс ценности, отмеченной А. Смитом (парадокс воды и алмазов) заключается в том, что: а) производитель ценности оказывается в то же самое время и потребителем; б) только при условии специализации можно производить более ценные продукты; в) в социальном обществе успешно работающие предприятия могли производить некачественные товары; г) более ценные для человека товары порой оказываются дешевле, чем менее ценные. Вариант 5. 1. Ответьте на вопросы и поясните подробно: 1). Что такое рынок? Приведите примеры определений рынка, данными в учебниках по экономической теории. Какое из них является наиболее полным? 2). Что такое трансакционные издержки? Приведите основные варианты классификации трансакционных издержек. Как соотносятся трансакционные издержки и накладные расходы и каковы методы снижения трансакционных издержек? 2. Задача Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на диски. В табл.4 показана полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и дисков. Таблица 4.
3.Выберите правильный один или несколько ответов на тесты: 3.1. Полезность – это: а) свойство блага приносить пользу потребителю; б) субъективная ценность, приписываемая благам людьми; в) обладание полезными элементами для здоровья человека; г) объективное свойство товаров, которое является причиной их производства и потребления. 3.2.Основными функциями домашнего хозяйства являются: а) максимальное удовлетворение личных потребностей, б) сбережение, в) воспроизводство человеческого капитала, г) максимизация прибыли 3.3.К функциям экономической теории не относится __________функция: а) практическая б) познавательная, в) распределительная г) методологическая 3.4. Если некая отрасль высокоприбыльная, то, вероятно, вскоре на рынке появятся новые фирмы. Это будет отражаться на графике: а) сдвигом кривой спроса вправо; б) сдвигом кривой предложения вправо; в) сдвигом кривой спроса влево; г) сдвигом кривой предложения влево. |
Методическое обеспечение на 5 семестр 2013-2014 учебного года группы... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методическое обеспечение на 6 семестр 2013-2014 учебного года группы... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Конкурс стипендий программы "Лифт в будущее" Благотворительный фонд «Система» объявляет новый тур стипендиальной программы «Лифт в будущее» на первый семестр 2013-2014 учебного... | Отчет о работе библиотеки ооау спо «Липецкого медицинского колледжа»... Следуя поставленным в плане работы библиотеки задачам, в I семестре 2013 года было осуществлено следующее | ||
Методическое обеспечение на 2 семестр 2013-2014 учебного года группы уз-13 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тематический план практических занятий для студентов 4 курса медико-профилактического... Организация работы детского стационара. Принципы госпитализации и размещения больных | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ по уголовному... Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук | Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы... Анатомическое строение коленного сустава в целом (клинико-физиологического значения) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расписания занятий студентов 1 курса отделения «Лечебное дело» на весенний семестр 2012-2013 учебного года | Календарно-тематический план на семестр 20 / 20 учебного года по... Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Базируется на дисциплинах «Информатика» (1 семестр), «эвм и периферийные устройства» (2 семестр), «Киберпространство как особая социальная,... | Расписание практических занятий для студентов 4 курса лечебного факультета... Гальванизация. Электрофорез. Электросонтерапия. Диадинамотерапия, амплипульстерапия. Электродиагностика и электростимуляция | ||
Учебно-методической работе В. Н. Огородников «29» ноября 2013 г.... Перечень дисциплин, изучаемых во 2 семестре в соответствии с учебными планами по направлению обучения «Экономика» | Программа курса физики для студентов геологического факультета (вечернее... Курс рассчитан на 60 лекционных часов: 1 семестр 10 лекций по 4 часа, 2 семестр 10 лекций по 2 часа. Два экзамена | ||
Семестр 04. 09. – 22. 12. 2013 Сессия 23. 12. – 26. 01. 2014 Каникулы 27. 01. – 02. 02. 2014 | Методическое обеспечение на 1 семестр 2012-2013 учебного года группы усз-12 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |