Скачать 172.65 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Менеджмента Программа дисциплины Стратегии в менеджменте: стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме подготовки магистра по направлению 080200.68 «Менеджмент», для магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» Автор программы: Поповкин И.В. канд. физ.-мат . наук, доцент , ipopovkin@mail.ru Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Филинов Н.Б.______________________ Рекомендована профессиональной коллегией УМС по Управлению «___»____________ 20 г Председатель Н.Л. Титова Москва, 2012 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра 080200.68 «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма», изучающих дисциплину «Стратегии в менеджменте: стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Программа разработана в соответствии С Федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ, включая требования соответствия критериям EPAS, в том числе для учебных программ элективных курсов уровня магистратуры; с общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма»; рабочим учебным планом (РУП) университета и факультета менеджмента по направлению подготовки магистров специализации «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма», утвержденным в 2011/2012 гг. 2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Стратегии в менеджменте: стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» являются:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыДля обучающихся по магистерской программе программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма», настоящая дисциплина является базовой. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями в соответствии со стандартами программ бакалавриата НИУ-ВШЭ специализации «Менеджмент», а именно: знаниями общего менеджмента, основ финансового менеджмента и микроэкономики. Навыками подготовки информации для обоснования принятия решений Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении специальных дисциплин магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма»: .
А также в диссертационных исследованиях в области менеджмента индустрии гостеприимства и туризма. 5 Тематический план учебной дисциплины.
6 Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыковКурс включает в себя обязательные практические занятия по разбору кейсов и групповой презентации их результатов. Поэтому студент обязан активно участвовать в этой работе. При этом оценивается:
Итоговая оценка по курсу определяется на основе результата письменного экзамена (90 мин.). Экзаменационное задание состоит из двух частей. Первая часть содержит десять вопросов по темам курса, на каждый даны пять возможных ответов, из которых нужно выбрать один правильный. Вторая часть содержит небольшой кейс. Необходимо в свободной форме ответить на вопросы этого кейса. Структура оценки складывается следующим образом: правильные ответы по первой части определяют общую положительную оценку, а ответы на вопросы кейса определяют ее конечное значение. . Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7 Содержание дисциплины
Система стратегического управления. Стратегическое планирование и стратегическое управление. Модель стратегического управления. Стратегическое видение и миссия. Стейкхолдеры и согласование их позиций по развитию организации. Определение целей организации. Характеристики целей. SMART –принцип. Декомпозиция миссии (дерево целей). Литература по разделу: Грант [Гл. 1] Томсон, Стрикленд [Гл. 1,2 ] Гурков [Гл. 1,2 ] Портер [Гл. 2 ] Хемел, Прахалад [Гл. 1,4,5 ,6 ]
Структура внешней среды организации. Конкуренция. Описание конкуренции с помощью «пяти сил Портера». Анализ конкурентной среды отрасли: привлекательность отрасли, характеристика конкуренции, конкурентные позиции главных конкурентов. Анализ положения организации. Сильные и слабые стороны. Возможности и угрозы. SWOT –анализ, PEST – анализ. Литература по разделу: Грант [Гл. 2,] Томсон, Стрикленд [Гл. 3,4 ] Гурков [Гл. 1 ] Портер [Гл. 1 ]
Ключевые компетенции организации. Бенчмаркинг основных систем организации. Анализ цепи затрат и издержек. Оценка конкурентоспособности организации. Литература по разделу: Грант [Гл. 3] Томсон, Стрикленд [Гл. 5 ] Гурков [Гл. 3 ] Портер [Гл.3, Введение ] Хемел, Прахалад [Гл. 9,10 ]
Иерархия формирования стратегии. Сценарное планирование. Корпоративная стратегия – управление портфелем бизнесов. Переход от концентрации к диверсификации. Стратегии диверсификации. Родственная и неродственная диверсификации. Инструменты оценки диверсифицированных портфелей. Матрица БКГ, матрица CE, матрица жизненного цикла. Литература по разделу: Грант [Гл. 5] Томсон, Стрикленд [Гл.5,9,10 ] Гурков [Гл. 4,5 ] Портер [Гл. 5 ] Хемел, Прахалад [Гл. 6,7 ]
Стратегия бизнесов. Пять основных конкурентных стратегий (БКС). Наступательные стратегии для сохранения конкурентоспособности. Оборонительные стратегии. Вертикальная интеграция. Литература по разделу: Грант [Гл. 3] Томсон, Стрикленд [ Гл.7 ]
Жизненный цикл отрасли. Конкурентные стратегии в зарождающихся отраслях, в зрелых отраслях, в застойных (стагнирующих) отраслях. Международные (глобальные) стратегии. Литература по разделу: Грант [Гл. 4] Томсон, Стрикленд [Гл.8, ] Портер [Гл. 4,8,9 ]
Реализация стратегии как процесс. Формирование адекватных элементов системы управления: системный и ситуационный подходы. Модель «7-С» McKinsey. Модель “шести ячеек Вайсборда». Модели жизненного цикла организации. Модель Адизеса. Сбалансированная система показателей. Управление процессами организационных изменений Формирование благоприятной корпоративной культуры. Литература по разделу: Грант [Гл. 2, раздел 6] Томсон, Стрикленд [Гл.12,13 ] Гурков [Гл. 6,7 ] Хемел, Прахалад [Гл.12 ] Коттер[ Гл. все ] 8 Образовательные технологииКурс включает в себя обязательные практические занятия по разбору кейсов и групповой презентации их результатов. Поскольку навыки формируются только в результате этой практической деятельности студент обязан активно участвовать в этой работе. Разбор кейсов осуществляется в группах. Создаются 3 рабочие группы (по 7-8 человек) в соответствии с предпочтениями слушателей. Задачами группы является:
Каждый участник группы получает оценку в соответствии с его вкладом в результат групповой работы. Самостоятельная работа студентов по данному курсу состоит в ознакомлении с теоретическим материалом, текстом кейса и подготовке необходимых предварительных материалов для работы с ним на практическом занятии. 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1 Тематика заданий текущего контроляВ данном курсе текущий контроль - участие в обсуждении кейсов на практических занятиях и подготовке групповых презентаций. Тематика определяется тематикой кейсов. Они соответствуют темам программы и выбираются, в основном, из области индустрии гостеприимства и туризма. 9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныОбразец задания для письменного экзамена. Задание состоит из двух частей: тест из 10 вопросов и небольшой кейс. Ниже приведены образцы вопросов теста и тематика кейса. Экзаменационная работа по курсу « СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Выберите правильный, по Вашему мнению, вариант ответа для каждого вопроса. Если не оговорено иное, следует выбрать лишь один ответ. 1. «Системный» подход в менеджменте заключается в том, что
2. Каков смысл миссии организации?
Конкретная ситуация “Management Promotes Efficiency and Effectiveness at Marriott” Прочитайте статью. Дайте аргументированные письменные ответы на вопросы, приведенные после текста статьи. 10 Порядок формирования оценок по дисциплине Текущий контроль - участие в обсуждении кейсов на практических занятиях и подготовке групповых презентаций. Оценка за работу на практических занятиях выставляется по десяти бальной шкале на основе критериев приведенных в пункте . Итоговая оценка по курсу определяется на основе результата письменного экзамена (90 мин.). Экзаменационное задание состоит из двух частей. Первая часть содержит десять вопросов по темам курса, на каждый даны пять возможных ответов, из которых нужно выбрать один правильный. Вторая часть содержит небольшой кейс. Необходимо в свободной форме ответить на вопросы этого кейса. Структура оценки складывается следующим образом: правильные ответы по первой части (тест) определяют первую часть оценки (до 5–ти баллов ) и являются «несгораемой» суммой, а ответы на вопросы кейса дополняют ее до конечного значение. Итоговая оценка по курсу выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%), активность и качество работы с кейсами (40%), и результат итоговой письменной работы (50%). Оценка за итоговый контроль является блокирующей, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Базовый учебник
11.2 Основная литература
11.3 Дополнительная литература
Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекций и практических занятий используются ноутбуки и мульти-медийный проектор. Приложение |
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |