Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики)





Скачать 294.58 Kb.
НазваниеИнновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики)
страница1/3
Дата публикации11.01.2015
Размер294.58 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Гербеков Нюрлю Бекмурзаевич


Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе:
концепция и механизм реализациии


(на примере Карачаево-Черкесской Республики)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организации и управление предприятиями,

отраслями, комплексами (сфера услуг)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2009

Диссертация выполнена на кафедре экономики в Карачаево-Черкесском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Тамбиев Абубакир Хасанович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Колесников Юрий Семенович
доктор экономических наук, профессор

Келарев Владимир Викторович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ростовский

государственный экономический

университет (РИНХ)»


Защита состоится «18» декабря 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.208.30 в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, д.26,
ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться: в Зональной научной библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «14» ноября 2009 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького 88, экономический факультет ЮФУ к. 210, диссертационный совет Д 212.208.30 по экономическим наукам. Ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент Е.Н. Гунина

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Почтовая связь, будучи одним из основных элементов государственной инфраструктуры, выполняет ряд важнейших экономических и социальных функций в Российской Федерации. Эффективность ее работы относится к тем условиям, без которых невозможны нормальное функционирование производства, обращение товаров и услуг, а также жизнедеятельность человека. Обслуживая и производителей, и потребителей, почтовая связь активно воздействует на экономику, управление бизнеса, рост благосостояния людей и может стать эффективным механизмом развития бизнеса и социальных отношений в стране, если будут обеспечены расширение спектра её услуг, современный и высокий уровень и их гарантированное качество, удовлетворяющие как корпоративных, так и частных клиентов, безопасность связи. Руководствуясь этим, и следует реформировать федеральную почтовую связь. ФГУП «Почта России» необходимо создать полноценную централизованную систему управления, осуществлять единую проектную деятельность и внедрять единые формы отчетности с использованием информационных технологий документооборота. Только тогда можно будет говорить о возможности создания конкурентоспособной, отвечающей всем требованиям рынка службы, способной работать в новых условиях.

Проблема совершенствования почтового обслуживания в целом и отдельные вопросы повышения качества почтовых услуг (управленческие, технологические, информационные, финансово-экономические), недостаточно исследованы. Кроме того, отсутствуют методические подходы к их решению вследствие специфики почтовых услуг.

Предложения по совершенствованию существующего порядка обслуживания населения почтовыми отделениями не носят системного характера. Успех в этой области зависит от слаженности работы системы сразу по нескольким направлениям. Пример развитых зарубежных стран свидетельствует о том, что её эффективное функционирование невозможно без применения современных инновационных технологий. На данном этапе информационные системы и техническая оснащенность российских почтовых отделений находятся на более низком уровне по сравнению с зарубежными, что актуализирует вопрос их совершенствования. Сделать это необходимо, опираясь на анализ сферы почтовых услуг. Кроме того, надо выработать критерии оценки эффективности последних и создать инновационный механизм совершенствования системы почтового обслуживания.

Совокупность изложенных обстоятельств предопределяет актуальность научного анализа, обобщения теоретического и практического материала по проблеме развития системы почтовых услуг и формулирования основных концептуальных направлений ее совершенствования.

Степень разработанности проблемы. Из отечественных ученых экономистов существенный вклад в теорию и практику современного развития сферы услуг внесли Л.И. Абалкин, К.А. Багриновский, Ю.В. Винслав, С.Ю.Глазьев, А.Г. Гранберг, В.В. Ивантер, Н.П. Кетова, Ю.С. Колесников, В.И. Кушлин, В.Н.Лексин, Д.С.Львов, В.И.Маевский, В.М. Макаров, Б.С. Мильнер, В.Н. Овчинников Н.Я. Петраков, Д.Е.Сорокин, А.Х Тамбиев А.И.Татаркин, Е.Г.Ясин и др.

Разноплановому решению текущих вопросов и перспективных задач в сфере услуг посвятили свои труды А.М. Бабич, Н.А. Восколович, Е.В. Данилова, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, Г.П. Иванов, В.Н. Казаков, В.А. Лазарев, Н.А. Платонова, И.А. Рождественская, Н.З. Солодилова, Л.Б. Сульповар, Я.С. Ядгаров и др.

Теоретические аспекты управления качеством в сфере услуг рассмотрены такими зарубежными учеными как И. Ансофф, Дж. Джуран, К. Исикава, Б. Карлоф, Г. Минцберг, М. Портер, А. Стрикленд, А. Томпсон, Й. Шумпетер и др.

Инновационная тематика нашла отражение в научных разработках Е.В. Балацкого, Л.М. Гохберга, С.Д. Ильенкова, К.А.Лаврова, А.А.Румянцева, Б.И. Чурмаченко, О. Юня, С.Ю. Ягудина, Ю.В. Яковца и др. Но в их исследованиях вопросы сервисной деятельности лишь косвенно упоминались, не имели прямого отношения к развитию сферы почтовых услуг и до настоящего времени они отдельно не изучались.

Значительный вклад в развитие теории, методологии и организационно-экономических аспектов почтового обслуживания внесли такие отечественные ученые как Л.Н. Грехов, А.Е. Городецкий, В.М. Крашенинников, рассматривавшие почтовые услуги как отрасль экономики. В трудах Н.М. Блинова, С.И. Сьедина, И.У. Южанова разработаны основы управления почтовыми отделениями. Ряд проблем совершенствования почтовой связи и качества почтового обслуживания анализировался Е.Н. Поляковой, Г.А. Антоновым, Н.В. Войтоловским, Б.В Прянковым, Л.Д.Рейманом, В.А.Слизенем и др.

Большое значение для развития качества телекоммуникационного обслуживания в РФ имели исследования Н.И. Гусева, А.А. Демченко, А.В. Кулешова, А.И. Никулина, В.Б. Рудакова, В.С. Синавина, Р.П. Садыкова, посвященные эффективности размещения почтовых отделений и отдельных почтовых операций, осуществляемых ими.

Разнообразные аспекты предпринимательского подхода в сфере почтового обслуживания раскрыли Д. Гринелл, Т. Дей, Д. Ван Мастрайт. Однако многие вопросы управления процессами его совершенствования пока недостаточно изучены. К их числу относятся создание системы сервисной политики в данной области, которая позволит сделать приоритетной работу предприятия на потребителя; расширение перечня услуг почтовых отделений; обоснование оптимальной величины и уровня подготовки кадров подразделений ФГУП «Почта России»; использование инновационно-стратегических инструментов; модернизация экономической инфраструктуры почтовых отделений и др.

Исследования в этой области создают научную основу для разработки практических рекомендаций по созданию системы методов управления и руководства деятельностью почтовых отделений, а также концепции совершенствования почтового обслуживания на региональном уровне, что актуализирует проблематику диссертационного исследования и обусловливает выбор его темы, формулировку её цели и задач.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является разработка социально-экономических механизмов модернизации системы оказания услуг почтовой связи, позволяющих учесть особенности региона, обеспечить формирование инфраструктурных условий экономического развития и удовлетворить потребности пользователей услуг почтовой связи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

– определить место, роль и особенности предоставления почтовых услуг;

– экономически оценить результаты реструктуризации почтовой связи РФ;

– выявить основные тенденции и направления развития почтовой связи в регионах России с учетом возможностей внедрения современных информационных технологий;

– проанализировать факторы, позитивно влияющие на эффективность почтового обслуживания;

– исследовать особенности системы предоставления инфокоммуникационных услуг широкому кругу потребителей;

– разработать механизмы реализации сервисной политики в области почтового обслуживания;

– определить возможности стратегически ориентированной диверсификации системы почтовых услуг за счет взаимодействия с финансовыми структурами;

– предложить инновационные механизмы развития системы оказания информационных услуг в сфере почтового обслуживания.

Объект исследования – подразделения ФГУП «Почта России» и рынок почтовых услуг.

Предметом исследования выступают экономические инструменты, технологии и институты, формирующие организационно-экономический механизм модернизации деятельности сферы почтовых и связанных с ними услуг в регионах Российской Федерации.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в совокупности положений, в соответствии с которыми модернизация системы оказания почтовых услуг имеет своим институционально – экономическим основанием расширение поля предпринимательской деятельности за счет диверсификации и реструктуризации почтовых услуг, расширения их спектра, а так же формирования конкурентоспособной сервисной политики в области почтового обслуживания.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа и обобщения информации, концептуальные положения современной теории управления, статистического и структурного анализа, концепции принятия решений массового обслуживания, методы стоимостного и сравнительного анализа, представленные в работах российских ученых, в том числе специалистов связи, а также зарубежных исследователей в области экономико-организационных и технологических процессов совершенствования почтового обслуживания.

Теоретическую основу – работы научно-исследовательских институтов и отдельных авторов в сфере массового обслуживания, отражающие разработки модернизации процесса оказания почтовых услуг.

Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на применении общенаучных методов исследования в рамках системного подхода, методов логического, статистического и ситуационного анализа, экспертных оценок, анкетирования, наблюдения, интервьюирования, группировок, сравнения. Перечисленные инструменты использовались в различных комбинациях на разных этапах проведения исследования, что определялось поставленной целью и задачами работы.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов в регионах России, статистических сборников, ежегодников, Федеральных справочников, содержащих фактические материалы по почтовым отделениям; монографических исследований отечественных и зарубежных ученых; теоретических разработок научных коллективов РАН; документов первичной отчетности, справочных материалов, аналитических докладов и записок, многолетнего практического опыта и наблюдений автора. Значительная часть этих эмпирических данных впервые обработана, проанализирована и вовлечена в научный оборот в ходе диссертационного исследования. Репрезентативная совокупность использованных статистических данных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность выводов.

В качестве нормативно-правовой базы использованы постановления Федерального Правительства и Государственной Думы РФ, нормативно-правовые документы федеральных и региональных министерств и комитетов, законы субъектов РФ, целевые федеральные и региональные программы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Экономические особенности воспроизводственных отношений в сфере услуг обуславливает динамику спроса и предложения на рынке услуг, которые характеризуются быстрым ростом, территориальной сегментацией, значительной скоростью оборота капитала, высокой чувствительностью к рыночной конъюнктуре, расширением разновидностей услуг в каждой отрасли, что больше всего отвечает требованиям свободного рынка классического типа. Он меньше поддается монополизации, поскольку производство услуг рассредоточено, отличается от рынка товаров более выраженной сегментацией, то есть большей ориентацией на определенную группу потребителей.

2. Особенности российской сферы почтовых услуг формируются под воздействием целого ряда факторов, имеющих как позитивный, так и негативный характер. Среди негативных факторов можно назвать сложность организационной структуры ФГУП «Почта России», требующей определенной реструктуризации; износ материально-технической базы, приводящий к высокому уровню простоев техники; нехватка квалифицированных кадров, специализирующихся в области оказания почтовых услуг; низкий уровень информированности населения обо всем спектре почтовых услуг. К позитивным факторам развития почтовой связи можно отнести усиление процессов централизации и внедрения единых систем управления почтовой системой России; формирование территориально-распределенной структуры единого предприятия ФГУП «Почта России»; укрупнение районных почтамтов и их отделений; использование единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учета; внедрение системы бюджетирования, позволяющей осуществлять краткосрочное планирование, регулировать расходы и доходы и анализировать динамику основных финансовых показателей;

3. Для улучшения финансового состояния почтовой системы необходимы поиски альтернативных методов получения доходов, в составе которых можно назвать предоставление финансовых услуг, оказываемых почтовой связью; формирование виртуального почтового сберегательного банка, который информационно объединит почтовые отделения, разбросанные по территории страны и позволит расширить спектр банковских операций через почтовую систему для различных категорий населения, увеличив, таким образом и рентабельность почтовых предприятий.

4. В настоящее время в качестве одной из важнейших и социально-значимых функций почтовой связи может быть внедрение инфокоммуникационных технологий в повседневную жизнь всех слоев населения за счет развития спектра информационных услуг, предоставляемых в отделениях почтовой связи регионов России.

5. В целях расширения рынка почтовых услуг и завоевания потребителя представляется целесообразным участие служб почтовой связи в развитии инфраструктуры информационной поддержки малого и индивидуального предпринимательства посредством предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий на рынки, включая межрегиональные и международные. Формой такой поддержки может быть организация сети специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, создание унифицированных программно-технологических систем информационной поддержки малого предпринимательства, использование рекламной технологии «Директ-мэйл (Direct-Mail)».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке концепции коммерциализации и диверсификации услуг почтовой связи.

Отдельные элементы научной новизны состоят в следующем:

– уточнено и расширено понятие «почтовая услуга», дополнено теоретическое представление об экономической природе почтовых услуг;

– выявлены основные причины, ограничивающие динамику формирования устойчивого рынка почтовых услуг. К ним относятся недостаточность инвестирования со стороны государства, несовершенство материально-технической базы, сокращение числа клиентов, снижение почтовых объемов и другие;

– определены стратегические задачи дальнейшей реструктуризации почтовой связи РФ в рамках организационно-структурной перестройки, направленные на повышение эффективности процесса управления; стандартизацию всего спектра почтовых услуг и приведения уровня их качества в соответствие с международными стандартами;

– осуществлена разработка комплекса мер по оптимизации работы сети почтовой связи, получившая свое воплощение в модернизации логистических, технических и технологических схем работы, дифференциации режима работы;

– дана экономическая оценка состояния сферы почтовых услуг в Карачаево-Черкесской Республике, определенны перспективные направления и меры по достижению международных технологических стандартов оказания почтовых услуг, включающие реформирование процесса производства на основе внедрения информационных технологий, современного оборудования, механизации и автоматизации производственного процесса, а также рационализации в сети почтовой связи, путем применения принципов зональной узловой обработки и перевозки почты;

– выявлены наиболее перспективные направления модернизации почтового обслуживания Карачаево-Черкесской Республики, связанные с расширением количества пунктов почтового обслуживания, повышением качества обслуживания и информированности потенциальных потребителей почтовых услуг, учитывающие специфику региона и потребности базовых отраслей, таких как сельское хозяйство, туризм, промышленность, позволяющих сохранить социальную ориентированность почтовой связи в регионе;

– предложен инновационный механизм обслуживания потребителей почтово-банковских услуг, основанный на взаимодействии УФПС Карачаево-Черкесской Республики и филиала «Россельхозбанка» посредством использования инфраструктурного потенциала почтовой связи региона и создания информационной системы взаимодействия клиента с банком через пункты коллективного доступа в Интернет в почтовых отделениях Республики, позволяющей значительно ускорить и упростить процесс обслуживания клиентов банка;

– определено участие региональной системы почтовой связи в активизации деятельности малого предпринимательства на основе вовлечения предпринимательских ресурсов в процесс диверсификации спектра информационно-коммуникационных услуг ФГУП «Почта России», включения их задач и приоритетов в региональные программы стимулирования развития малого и индивидуального предпринимательства, в частности, в Республиканскую целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011годы»;

– обоснована целесообразность инновационно - ориентированной диверсификации спектра информационно-коммуникационных услуг почтовой связи, предполагающая активизацию работы по внедрению электронного документооборота и практики использования в хозяйственной деятельности электронной цифровой подписи, так как инфраструктурный потенциал ФГУП «Почта России» и разветвленная сеть почтовых отделений с пунктами коллективного доступа в Интернет позволяют организовать конкурентоспособный Удостоверяющий центр по обслуживанию сертификатов с электронной цифровой подписью.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconПравительство карачаево-черкесской республики
Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов карачаево-черкесской республики
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconПравительство карачаево-черкесской республики
Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов карачаево-черкесской республики
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconРоссийсская федерация правительство карачаево-черкесской республики постановление
Об утверждении государственной программы «Противодействие коррупции и профилактика правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconИнформация о проведении месячника безопасности детей на территории...
В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и молодежи в период с 20. 08. 2013 по 09. 06. 2013 на территории Карачаево-Черкесской...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconЭтнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной...
Этнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной политики в регионе
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconО системе Гражданской обороны молодому поколению
Российской Федерации, во всех общеобразовательных учреждениях республики прошли открытые уроки. Сотрудники Главного управления мчс...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconПостановление от 6 июля 1992 г. N 462 об особо охраняемом эколого-курортном...
Охватывает территорию, выходящую за пределы Ставропольского края, режим особого природопользования на сопредельных территориях осуществляется...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор учитель истории мкоу «Лицей №1 города Усть-Джегуты» Карачаево-Черкесской Республики Семенова Зухра Умаровна
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconМихайлевская Е. А
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconXxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx {{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{{ 2002
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconПриказ №25 23. 01. 2013г г. Черкесск
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconПрограмма "Спроси каббалиста"
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconСписок спортивных учреждений, подведомственных Министерству кчр по...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconИстория Гражданской обороны в Карачаево-Черкесской Республике
...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconКонструирование как методологический подход в правоведении
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Инновационные технологии модернизации системы почтовых услуг в регионе: концепция и механизм реализациии (на примере Карачаево-Черкесской Республики) iconПринципиальные изменения в современном российском образовании и воспитании
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск