МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное
учреждениЕ высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)
Утверждаю
______________/ И.А. Ромахина
декан факультета
«___» ___________ 2011 года
рабочая Программа учебной дисциплины Б.3.В.16 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Трудоемкость (в зачетных единицах) 4
Направление подготовки 080200.62 Менеджмент Профиль подготовки Государственное и муниципальное управление Квалификация (степень) выпускника Бакалавр 1. Цели изучения дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Мировая экономика» является формирование у студентов целостного представления о мировом хозяйстве, его потенциале, механизме функционирования, тенденциях и проблемах; формирование теоретических знаний о формах и эволюции международных экономических отношений и навыков анализа комплексных явлений в международных экономических отношениях. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «Мировая экономика» входит в вариативную часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта. Дисциплина «Мировая экономика» изучается студентами третьего курса в шестом семестре; ее изучение базируется на системе знаний и навыков, полученных при изучении таких дисциплин как культура речи и деловое общение, микро- и макроэкономика. Изучение дисциплины «Мировая экономика» позволяет углубить знания и развить компетенции в таких дисциплинах, как: стратегический менеджмент, макроэкономическое планирование и прогнозирование, финансовый менеджмент и методы принятия оптимальных решений. 3. Требования к уровню освоения программы.
Процесс изучения дисциплины «Мировая экономика» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций бакалавра менеджмента:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); и профессиональных компетенций бакалавра менеджмента:
- способен собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной
статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции
изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя соответствующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные закономерности и тенденции развития современной мировой хозяйственной системы;
- систему современных международных экономических отношений и их основные формы;
- основные теории международной торговли и международного движения капиталов;
- основные методы государственного и межгосударственного регулирования международных экономических отношений.
Уметь:
- определять и оценивать место отдельного государства в системе современных международных отношений;
- использовать систему знаний о формах и направлениях развития международных экономических отношений для проведения анализа целесообразности и эффективности участия субъектов МЭО во внешнеэкономической деятельности;
- анализировать состояние мирохозяйственных связей для принятия соответствующих управленческих решений Владеть: навыками сбора статистических данных о состоянии мирохозяйственных связей на основе публикаций национальных и международных экономических организаций по различным сферам МЭО. 4. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы и виды учебной работы.
Вид учебной работы
| Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час)
| Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час)
| Всего
| 6
| 7
| 8
| Аудиторные занятия
| 54
| 54
|
|
| Лекции
| 36
| 36
|
|
| Практические занятия
| 18
| 18
|
|
| Семинары
|
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| Другие виды аудиторных работ
|
|
|
|
| Другие виды работ
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 63
| 63
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 144
|
|
|
| Формы текущего контроля
| Контрольный срез
|
|
|
| Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом
| Экзамен (27)
| Экзамен (27)
|
|
|
5. Содержание программы учебной дисциплины.
5.1. Содержание учебной дисциплины.
№п/п
| Наименование раздела дисциплины (темы)
|
| Аудиторные часы
| самостоятельные
| ВСЕГО
| лекции
| практические (семинары)
| лабораторные работы
| В т.ч. интерактивные формы обучения ( не менее 30%)
| 1.
| Введение в мировую экономику: объект и метод мировой экономики. Глобализация и антиглобализм
| 3
| 2
| 1
|
|
| 4
| 2.
| Анализ национально-государственной структуры мировой экономики
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 8
| 3.
| Роль США в мировой экономике
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 6
| 4.
| Экономика стран Западной Европы
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 6
| 5.
| Общая характеристика экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 6
| 6.
| Китай как один из экономических центров Азии.
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 6
| 7.
| Япония: особенности социально-экономического развития в XX веке
| 3
| 2
| 1
|
| 2
| 6
| 8.
| Анализ мировой финансовой системы: структура мировых финансов, международные финансовые организации, валютная подсистема мировых финансов, мировой рынок капитала
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 8
| 9.
| Международная торговля: динамика и структура мировой торговли, ВТО.
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 7
| 10.
| Основные проблемы и тенденции развития современной мировой экономики
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 6
|
| Итого
| 54час/
1,5 зач.ед
| 36
| 18
|
| 18 час. /33,3%
| 63
|
5.2. Содержание разделов дисциплины.
|