Скачать 1.94 Mb.
|
ИВЭСЭП Филиал НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» в г. Дзержинске Нижегородской области Кафедра социально-гуманитарных дисциплинПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКАУчебно-методический комплекс по направлению подготовки: 030900.62 «Юриспруденция» Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Б.1.4. Базовая (обязательная) часть. Дзержинск 2011 УДК 87.7 ББК 67 (17 (075)) Л 68 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И.Н. - Дзержинск: Филиал НОУ ВПО «Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Дзержинске Нижегородской области. 2011. – 120 с. Печатается по решению кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Дзержинске Нижегородской области. Протокол № 7 от 07.06.2011г. Автор-составитель: Лобанова И.Н., к.п.н., доцент. Рецензенты: Шаров В.И., д.ю.н., профессор (Нижегородская академия МВД России); Русова Н.Ю., д.п.н., профессор (НГПУ). Учебно-методический комплекс содержит: учебно-тематические планы с блочно-модульной и рейтинговой системой организации образовательного процесса, рабочую программу, план семинарского занятия, темы для самостоятельного изучения, методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы. Ó Лобанова И.Н., 2011 Ó Филиал НОУ ВПО Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права в г.Дзержинске Нижегородской области, 2011 Содержание учебно-методического комплекса
11. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 12. Вопросы к коллоквиуму 13. Тесты для рубежного контроля 14. Конкурсные творческие, исследовательские работы 15. Итоговый контроль (зачет) 16. Вопросы к зачету 17. Глоссарий (толковый словарь терминов и персоналий) 20. Список рекомендуемой литературы Пояснительная записка Сегодня проблемы профессиональной этики актуальны как никогда. Знаменитый российский юрист А.Ф.Кони справедливо заметил в своё время, «что нравственное воспитание должно идти впереди профессионального». «Этика» во все периоды её изучения являлась и является одной из самых основополагающих и значимых образовательных дисциплин в общекультурной, гуманитарной подготовке и воспитании всех категорий обучающихся, в том числе и в первую очередь, студентов высших учебных заведений, особенно юридической направленности. «Этика» - не профилирующий, а лишь вспомогательный учебный предмет, однако без его знания не может обойтись в своей практической деятельности ни один уважающий себя юрист, ибо иначе невозможно обеспечить законность и правопорядок, реализовать основополагающие морально-этические и правовые нормы. Различные варианты учебной дисциплины - «Профессиональная этика юриста», «Юридическая этика», «Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов» -преподаются в России студентам юридических вузов или юридических факультетов вузов. Наряду с юридической этикой иногда выделяется также и юридическая деонтология – учение о проблемах морали и нравственности в юридической деятельности. Это вызвано, безусловно, тем основанием, что юрист входит в особый круг профессий, в компетенции которых находится судьба и даже жизнь человека, поэтому закономерно общество предъявляет именно к данной профессии наиболее высокие нравственные критерии. Представители юридической профессии, требующие от других соблюдения закона и морали, должны иметь на это моральное, а не только формальное, служебное право. Аксиоматично мнение о том, что профессиональный успех юриста не представляется возможным без глубокого проникновения в мировое культурное пространство, одним из важнейших элементов которого по праву считается нравственно-этическая культура, нашедшая непосредственное отражение в правовой системе. Известный отечественный учёный Б.С. Гершунский в своей работе «Философия образования для XXI века» при описании критериев оценки разных уровней образованности представляет следующую шкалу: «грамотность – образованность - профессиональная компетентность – культура – менталитет». Современная образовательная парадигма ориентирована не столько на социализацию, сколько на формирование культуродиалогической личности профессионала-юриста, которая абсолютно немыслима без знания и соблюдения морально-нравственных требований. По справедливому замечанию Е.В.Васьковского, «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как адвокатура». Адвокат, «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох». По его мнению, судьи и прокуроры находятся в таком же положении. Следовательно, «Профессиональная этика» как самостоятельная учебная дисциплина в системе предметов социально-гуманитарного и общепрофессионального циклов содержит чрезвычайно важный воспитательно-образовательный материал как понятийно-категориального, собственно юридического, так и культурологического характера, поэтому его значение трудно переоценить. Среди других учебных предметов ГСЭ и профессионального циклов «Профессиональная этика», бесспорно, выделяется возможностью выступать фундаментом дальнейшей профессионализации будущих юристов. Данный учебный курс располагает бесценным материалом для знакомства с уникальными размышлениями в морально-этической сфере; для самовоспитания, самоидентификации, самоактуализации и самовыражения личности посредством приобщения, прежде всего, к колоссальному научно-практическому наследию (начиная с Аристотеля и заканчивая современностью) с целью формирования устойчивых нравственно-этических навыков, соответствующих самым высоким требованиям, продиктованным спецификой профессии юриста. При освоении учебного курса наиболее продуктивным и дидактически обоснованным (а отнюдь не излишним) следует считать переход от общего представления о системе этических понятий и категорий, о парадигматических и синтагматических связях и отношениях отдельных элементов разных иерархически расположенных уровней; от тезауруса дисциплины «Профессиональная этика» к культурно-антропологическим, собственно юридическим морально-этическим описаниям и интерпретациям, профессиональным кодексам чести и их иллюстрации на конкретном отраслевом материале. Учебный план по направлению подготовки 030900.62 позволяет это сделать, так как изучение профессиональной этики (первый семестр первого курса) как раз непосредственно предшествует изучению других дисциплин, в том числе, естественно, и общепрофессиональных. Поскольку знание профессиональной этики призвано формировать не только и не столько общепрофессиональную, но и общекультурную компетентность, в ходе образовательного процесса необходимо: - познакомиться с особенностями зарождения, функционирования и развития этических учений; - овладеть понятийно-терминологическим аппаратом курса; - научиться наполнять базовые понятия конкретным юридическим содержанием; - характеризовать и оценивать этические явления в собственно юридической (научной, учебно-академической) и повседневной практике; - проводить различные виды анализа этических ситуаций (прежде всего юридической направленности); - оценить современный масштаб влияния профессиональной этики на карьерный рост; - знать и применять на практике разнообразные этические техники и приёмы нейтрализации конфликтных ситуаций; - приобщиться к системе норм, традиций, обычаев, ценностей и ключевых универсальных культурных концептов, юридических категорий, имеющих непосредственную связь с этикой; - стремиться к целенаправленному самостоятельному овладению системой общепринятых этических норм, требований и правил; - осознавать непосредственные межпредметные связи этики с другими общепрофессиональными дисциплинами; - сформировать представление о профессиональной этике как необходимой составной части общего процесса получения квалификации «Юрист». Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета всех форм обучения, по которым осуществляется подготовка в филиале, и включает в себя необходимый и достаточный дидактический материал на широкой ориентировочной основе, обеспечивающий оптимальный способ освоения учебной дисциплины с учётом индивидуальных особенностей студентов, различий в уровне их обученности и обучаемости, по типу восприятия личности. Каждый студент может выбрать, опираясь на данные материалы, свой индивидуальный образовательный маршрут, в том числе и повышенного уровня. Этическая подготовка имеет комплексный характер, кроме традиционных академических жанров занятий и их элементов, поскольку количество часов, отводимое на изучение профессиональной этики, весьма ограниченно (лекций, практикумов, семинара, диспута на актуальные этические проблемы, лабораторных работ по разнообразным этическим ситуациям), она в обязательном порядке должна включать индивидуальную и самостоятельную работу, чтение специальной литературы, а также постоянный, систематический этико-культурный тренинг. Практические занятия проводятся по важнейшим темам курса с учётом профессиональной компоненты. Цель практических занятий заключается в проработке наиболее сложных и дискуссионных тем; приобретении умения самостоятельного, многоаспектного и аргументированного чтения, анализа и интерпретации специальной литературы по этике и в первую очередь системы кодексов чести в профессиональной области «Юриспруденция»; закреплении, систематизации и развитии полученных знаний; формировании устойчивых навыков разноуровневого профессионального диалога; усилении познавательной мотивации; приобщении к богатейшему этическому наследию, в том числе и отечественному; установке чётких межпредметных связей на базе этических особенностей, начиная с дисциплины «Правоохранительные органы» и далее с последующими изучаемыми предметами в соответствии с учебным планом по данному направлению подготовки. Предлагаемый учебно-методический комплекс разработан в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утверждённым и введённым в действие согласно приказу № 464 Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года. Согласно ФГОС ВПО, «Профессиональная этика» входит в число обязательных для изучения будущими юристами дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. К системе требований, предъявляемых к результатам изучения данной дисциплины, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» отнесены следующие: 1) обучающийся должен знать: - основные этические понятия и категории; - содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности; - возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; - сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; - понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции; 2)обучающийся должен уметь: - оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; - применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях; 3) обучающийся должен владеть: - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; - навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета. В ФГОС ВПО представлены сформулированные компетентностные модели подготовки бакалавров, основанные на выявлении запросов работодателей к качеству подготовки специалистов ВПО. По результатам освоения дисциплины «Профессиональная этика» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; анализировать логику рассуждения и высказываний (ОК-2); - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину (ОК -3); - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК -4); -готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма; - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК- 6); - способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально- значимые проблемы и процессы (ОК-7); -способностью вести здоровый образ жизни, обеспечивать безопасность жизнедеятельности, владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья: готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-14). План учебного процесса Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (заочная форма) По ФГОС ВПО – Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная) часть. № Б.1.4.
У студентов заочной формы по учебному плану предусмотрена контрольная работа. Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (очная форма)
Учебно-тематический план Заочная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)
Учебно-тематический планОчная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)
|
Учебное пособие по дисциплине «Профессиональная этика» Автор (составитель) учебного пособия по дисциплине «Профессиональная этика» кандидат педагогических наук, доцент Бурмистрова Светлана... | Учебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Учебно-методический комплекс профессиональная этика ... | Учебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде | ||
Учебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде | Программа дисциплины профессиональная этика юриста, специальность... Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины: «профессиональная этика»... Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области | Учебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп.... Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,... | ||
Учебно-методический комплекс Профессиональная этика Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого... | Методические указания учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине профессиональная этика юриста Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе высшего профессионального образования, очно-заочная (вечерняя) сокращенная... | Профессиональная этика А – профессиональная этика адвоката и её значение в различных сферах его деятельности | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Сокова З. Н. Профессиональная этика и этикет: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений 100100. 62... | Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |