Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»
страница1/17
Дата публикации21.01.2015
Размер1.94 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ИВЭСЭП



Филиал НОУ ВПО

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


в г. Дзержинске Нижегородской области




Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА



Учебно-методический комплекс

по направлению подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

Б.1.4. Базовая (обязательная) часть.

Дзержинск

2011

УДК 87.7
ББК 67 (17 (075))

Л 68

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И.Н. - Дзержинск: Филиал НОУ ВПО «Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Дзержинске Нижегородской области. 2011. – 120 с.

Печатается по решению кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Дзержинске Нижегородской области. Протокол № 7 от 07.06.2011г.

Автор-составитель: Лобанова И.Н., к.п.н., доцент.
Рецензенты:

Шаров В.И., д.ю.н., профессор (Нижегородская академия МВД России);

Русова Н.Ю., д.п.н., профессор (НГПУ).

Учебно-методический комплекс содержит: учебно-тематические планы с блочно-модульной и рейтинговой системой организации образовательного процесса, рабочую программу, план семинарского занятия, темы для самостоятельного изучения, методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы.
Ó Лобанова И.Н., 2011

Ó Филиал НОУ ВПО Санкт-Петербургский

институт внешнеэкономических связей,

экономики и права в г.Дзержинске

Нижегородской области, 2011

Содержание учебно-методического комплекса


  1. Пояснительная записка. Выписка из ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

  2. План учебного процесса

  3. Учебно-тематический план. Заочная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)

  4. Учебно-тематический план. Очная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)

  5. Рабочая программа дисциплины (содержание курса)

  6. План семинарского занятия

11. Методические рекомендации по выполнению

контрольной работы

12. Вопросы к коллоквиуму

13. Тесты для рубежного контроля

14. Конкурсные творческие, исследовательские работы

15. Итоговый контроль (зачет)

16. Вопросы к зачету

17. Глоссарий (толковый словарь терминов и персоналий)

20. Список рекомендуемой литературы

Пояснительная записка

Сегодня проблемы профессиональной этики актуальны как никогда. Знаменитый российский юрист А.Ф.Кони справедливо заметил в своё время, «что нравственное воспитание должно идти впереди профессионального». «Этика» во все периоды её изучения являлась и является одной из самых основополагающих и значимых образовательных дисциплин в общекультурной, гуманитарной подготовке и воспитании всех категорий обучающихся, в том числе и в первую очередь, студентов высших учебных заведений, особенно юридической направленности. «Этика» - не профилирующий, а лишь вспомогательный учебный предмет, однако без его знания не может обойтись в своей практической деятельности ни один уважающий себя юрист, ибо иначе невозможно обеспечить законность и правопорядок, реализовать основополагающие морально-этические и правовые нормы. Различные варианты учебной дисциплины - «Профессиональная этика юриста», «Юридическая этика», «Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов» -преподаются в России студентам юридических вузов или юридических факультетов вузов. Наряду с юридической этикой иногда выделяется также и юридическая деонтология – учение о проблемах морали и нравственности в юридической деятельности. Это вызвано, безусловно, тем основанием, что юрист входит в особый круг профессий, в компетенции которых находится судьба и даже жизнь человека, поэтому закономерно общество предъявляет именно к данной профессии наиболее высокие нравственные критерии. Представители юридической профессии, требующие от других соблюдения закона и морали, должны иметь на это моральное, а не только формальное, служебное право.

Аксиоматично мнение о том, что профессиональный успех юриста не представляется возможным без глубокого проникновения в мировое культурное пространство, одним из важнейших элементов которого по праву считается нравственно-этическая культура, нашедшая непосредственное отражение в правовой системе. Известный отечественный учёный Б.С. Гершунский в своей работе «Философия образования для XXI века» при описании критериев оценки разных уровней образованности представляет следующую шкалу: «грамотность – образованность - профессиональная компетентность – культура – менталитет».

Современная образовательная парадигма ориентирована не столько на социализацию, сколько на формирование культуродиалогической личности профессионала-юриста, которая абсолютно немыслима без знания и соблюдения морально-нравственных требований. По справедливому замечанию Е.В.Васьковского, «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как адвокатура». Адвокат, «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох». По его мнению, судьи и прокуроры находятся в таком же положении.

Следовательно, «Профессиональная этика» как самостоятельная учебная дисциплина в системе предметов социально-гуманитарного и

общепрофессионального циклов содержит чрезвычайно важный воспитательно-образовательный материал как понятийно-категориального, собственно юридического, так и культурологического характера, поэтому его значение трудно переоценить.

Среди других учебных предметов ГСЭ и профессионального циклов «Профессиональная этика», бесспорно, выделяется возможностью выступать фундаментом дальнейшей профессионализации будущих юристов. Данный учебный курс располагает бесценным материалом для знакомства с уникальными размышлениями в морально-этической сфере; для самовоспитания, самоидентификации, самоактуализации и самовыражения личности посредством приобщения, прежде всего, к колоссальному научно-практическому наследию (начиная с Аристотеля и заканчивая современностью) с целью формирования устойчивых нравственно-этических навыков, соответствующих самым высоким требованиям, продиктованным спецификой профессии юриста.

При освоении учебного курса наиболее продуктивным и дидактически обоснованным (а отнюдь не излишним) следует считать переход от общего представления о системе этических понятий и категорий, о парадигматических и синтагматических связях и отношениях отдельных элементов разных иерархически расположенных уровней; от тезауруса дисциплины «Профессиональная этика» к культурно-антропологическим, собственно юридическим морально-этическим описаниям и интерпретациям, профессиональным кодексам чести и их иллюстрации на конкретном отраслевом материале. Учебный план по направлению подготовки 030900.62 позволяет это сделать, так как изучение профессиональной этики (первый семестр первого курса) как раз непосредственно предшествует изучению других дисциплин, в том числе, естественно, и общепрофессиональных.

Поскольку знание профессиональной этики призвано формировать не только и не столько общепрофессиональную, но и общекультурную компетентность, в ходе образовательного процесса необходимо:

- познакомиться с особенностями зарождения, функционирования и развития этических учений;

- овладеть понятийно-терминологическим аппаратом курса;

- научиться наполнять базовые понятия конкретным юридическим содержанием;

- характеризовать и оценивать этические явления в собственно юридической (научной, учебно-академической) и повседневной практике;

- проводить различные виды анализа этических ситуаций (прежде всего юридической направленности);

- оценить современный масштаб влияния профессиональной этики на карьерный рост;

- знать и применять на практике разнообразные этические техники и приёмы нейтрализации конфликтных ситуаций;

- приобщиться к системе норм, традиций, обычаев, ценностей и ключевых универсальных культурных концептов, юридических категорий, имеющих непосредственную связь с этикой;

- стремиться к целенаправленному самостоятельному овладению системой общепринятых этических норм, требований и правил;

- осознавать непосредственные межпредметные связи этики с другими общепрофессиональными дисциплинами;

- сформировать представление о профессиональной этике как необходимой составной части общего процесса получения квалификации «Юрист».
Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета всех форм обучения, по которым осуществляется подготовка в филиале, и включает в себя необходимый и достаточный дидактический материал на широкой ориентировочной основе, обеспечивающий оптимальный способ освоения учебной дисциплины с учётом индивидуальных особенностей студентов, различий в уровне их обученности и обучаемости, по типу восприятия личности. Каждый студент может выбрать, опираясь на данные материалы, свой индивидуальный образовательный маршрут, в том числе и повышенного уровня.

Этическая подготовка имеет комплексный характер, кроме традиционных академических жанров занятий и их элементов, поскольку количество часов, отводимое на изучение профессиональной этики, весьма ограниченно (лекций, практикумов, семинара, диспута на актуальные этические проблемы, лабораторных работ по разнообразным этическим ситуациям), она в обязательном порядке должна включать индивидуальную и самостоятельную работу, чтение специальной литературы, а также постоянный, систематический этико-культурный тренинг.

Практические занятия проводятся по важнейшим темам курса с учётом профессиональной компоненты. Цель практических занятий заключается в проработке наиболее сложных и дискуссионных тем; приобретении умения самостоятельного, многоаспектного и аргументированного чтения, анализа и интерпретации специальной литературы по этике и в первую очередь системы кодексов чести в профессиональной области «Юриспруденция»; закреплении, систематизации и развитии полученных знаний; формировании устойчивых навыков разноуровневого профессионального диалога; усилении познавательной мотивации; приобщении к богатейшему этическому наследию, в том числе и отечественному; установке чётких межпредметных связей на базе этических особенностей, начиная с дисциплины «Правоохранительные органы» и далее с последующими изучаемыми предметами в соответствии с учебным планом по данному направлению подготовки.

Предлагаемый учебно-методический комплекс разработан в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утверждённым и введённым в действие согласно приказу № 464 Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года. Согласно ФГОС ВПО, «Профессиональная этика» входит в число обязательных для изучения будущими юристами дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. К системе требований, предъявляемых к результатам изучения данной дисциплины, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» отнесены следующие:

1) обучающийся должен знать:

- основные этические понятия и категории;

- содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;

- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;

- понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции;
2)обучающийся должен уметь:

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;
3) обучающийся должен владеть:

- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
В ФГОС ВПО представлены сформулированные компетентностные модели подготовки бакалавров, основанные на выявлении запросов работодателей к качеству подготовки специалистов ВПО. По результатам освоения дисциплины «Профессиональная этика» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; анализировать логику рассуждения и высказываний (ОК-2);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину (ОК -3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК -4);

-готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма;

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК- 6);

- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально- значимые проблемы и процессы (ОК-7);

-способностью вести здоровый образ жизни, обеспечивать безопасность жизнедеятельности, владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья: готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).

План учебного процесса
Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (заочная форма)
По ФГОС ВПО – Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная) часть. № Б.1.4.


Трудоем-кость по

ФГОС ВПО

( в

академи-

ческих часах/ зачётных единицах)

Аудиторные занятия

Самос-тоя-тель-ная ра-бота

Распределение по курсам и семестрам

Форма аттестации

Всего

лек-ции

практ. зан., семина-ры

72/2

6

4

2

66

I курс

1 семестр

зачет



У студентов заочной формы по учебному плану предусмотрена контрольная работа.


Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (очная форма)



72/2

36

18

18

36

I курс

1 семестр

зачет


Учебно-тематический план
Заочная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)

Тематика занятий

Вид, форма


Количество часов

Вид рейтингового контроля

Задания к самостоятельной работе

Ауд.

Сам.

  1. 1. Общее понятие об этике. Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность». Структура этического знания. Основные категории. Система этических норм и правил. Этикет.

Комбинированное занятие

0,5

8

R вхождения, диагностика

Словарь-тезаурус основных категорий

  1. Эволюция философско-этической мысли. История этических учений. Роль этики в системе гуманитарного знания.

семинар

1

8

R текущий

тезисный конспект, спичи

3. Профессиональная этика. Содержание и предмет профессиональной этики. Юридическая этика. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

практикум

1

8

R текущий

таблицы, схемы

4. Прикладная этика. Государство и насилие. Проблема смертной казни, эвтаназии. Этические аргументы «за» и «против».

диспут

1

8

R рубежный

спичи

5. Система моральных требований (принципов и норм), предъявляемых к юристам-профессионалам. Различные виды этикета (речевой, деловой, светский и т.д.).

лекция с элементами наглядного моделирования

0,5

8

R текущий

модели,

схемы

6. Этические требования к профессиональной деятельности судьи.

тренинг

1

4

R текущий

пополнение словаря, кейсы

7. Адвокатская этика.

практикум

0,5

4

R текущий

спичи

8. Этика прокурорского работника.

лекция

0,5

4

R текущий

конспект

9. Этические проблемы гражданского и уголовного судопроизводства.







6

R текущий

конспекты,

планы работы во время учебно-ознакоми-тельной практики

10. Защита отчётов по самостоятельной работе







8

R рубежный

Учебные портфолио

Итого




6

66








Учебно-тематический план


Очная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)


Тематика занятий

Вид, форма


Количество часов

Вид рейтингового контроля

Задания к самостоятельной работе

Ауд.

Сам.

  1. 1. Общее понятие об этике. Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность». Структура этического знания. Основные категории. Система этических норм и правил. Этикет.

Комбиниро-ванное занятие

8

4

R вхождения, диагностика

Словарь-тезаурус основных категорий

2.Эволюция философско-этической мысли. История этических учений. Роль этики в системе гуманитарного знания.

семинар

4

6

R текущий

тезисный конспект

3. Профессиональная этика. Содержание и предмет профессиональной этики. Юридическая этика.

практикум

4

4

R текущий

Схемы, таблицы

4. Прикладная этика. Государство и насилие. Проблема смертной казни, эвтаназии. Этические аргументы «за» и «против».

диспут

4

4




Спичи

5. Система моральных требований (принципов и норм), предъявляемых к юристам-профессионалам. Различные виды этикета (речевой, деловой, светский и т.д.).

лекция с элементами наглядного моделирования

4

2

R текущий

Модели,

схемы

6. Этические требования к профессиональной деятельности судьи.

практичес-

кое занятие

4

2

R текущий

пополнение словаря, кейсы

7. Адвокатская этика.

практикум

2

2

R текущий

спичи

8. Этика прокурорского работника.

лекция

2

2

R текущий

конспект

9. Этические проблемы гражданского и уголовного судопроизводства.







6

R текущий

конспекты, планы работы во время учебно-ознакоми-тельной практики

10. Защита отчётов по самостоятельной работе




4

4

R рубежный

Учебные портфолио

Итого




36

36







  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебное пособие по дисциплине «Профессиональная этика»
Автор (составитель) учебного пособия по дисциплине «Профессиональная этика» кандидат педагогических наук, доцент Бурмистрова Светлана...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconПрограмма дисциплины профессиональная этика юриста, специальность...
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «профессиональная этика»...
Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс Профессиональная этика
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconМетодические указания учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине профессиональная этика юриста
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе высшего профессионального образования, очно-заочная (вечерняя) сокращенная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconПрофессиональная этика
А – профессиональная этика адвоката и её значение в различных сферах его деятельности
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Сокова З. Н. Профессиональная этика и этикет: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений 100100. 62...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика
Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск