Скачать 72.91 Kb.
|
Народные художественные промыслы Центральной России. (Как интересно провести урок или внеклассное мероприятие) Не то дорого, что красно золото, А то дорого, что мастера доброго. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы … В творчестве своем они отражали и чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому – то их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет. У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, палехская и холуйская миниатюры, жостовские подносы, хохлома … Но богатство художественного творчества народа не исчерпывается известными ремеслами. Многие самобытные промыслы почти было заглохли, иные вовсе не дожили до наших дней. Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело. Народные промыслы складывались на протяжении столетий. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом мастерстве за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления. Свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносят учащиеся, изучая самобытное искусство на уроках ИЗО, технологии и географии. Так, при изучении предмета «География. Население и хозяйство России» в 9 классе в раздел «Экономика Российской Федерации» и темы «Рыночная и смешанная экономика», «Центральная Россия» можно отвести достаточно много урочного и внеурочного времени на тему «Традиционная экономика». Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, полховско-майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные предметы, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Вспомнив, полученные теоретические и практические знания и навыки о народных промыслах, получаемые на уроках ИЗО, технологии и кружках: танцевальный и «Юный художник», ученики получают задание: - в течении двух недель собрать предметы, относящиеся к предметам народного промысла; - подготовить сообщение, доклад, реферат по одному из промыслов. Предлагается литература школьной библиотеки:
Пока учениками готовиться материал, классы посещают школьный музей, где они определяют предметы быта, народного художественного промысла, декоративно-прикладного искусства, кустарного промысла. Делают записи в дневнике, а потом составляют классификацию в тетрадях. Через две недели, когда оформлена выставка, начинаются публичные выступления по тематике. А при изучении темы «Центральная Россия» заполняется таблица «Народные художественные промыслы Центральной России». В таблице группируются народные промыслы по характеру производимых изделий: «Народные художественные промыслы Центральной России»
Теперь ученики знают, какие народные промыслы существовали ранее на территории России и в нашей местности. Какие из них сохранились. В качестве домашнего задания предлагается узнать у старожилов поселка какие промыслы существовали ранее в поселке, районе, области; что люди производили в зимние месяцы, когда сокращались основные сельскохозяйственные работы. Затем идет трудоемкая практическая работа по составлению проекта карты – по заполненной таблице наносятся центры промыслов. Трудность заключается в том, что этих центров нет на карте атласов. Таким образом, познакомившись с особенностями сохранившихся народных промыслов, имевших ранее огромное распространение в Центральной России, учащиеся анализируют особенности их географии и отвечают на вопрос: «В каких областях Центральной России народные промыслы наиболее сохранились» Когда все работы завершены, остается составить проект «Рекомендации и предложения по сохранению народных промыслов традиционной экономики». Проект рекомендаций и предложение по сохранению народных промыслов.
Трата уроков на эту тему, не является потерей времени. Ученики и учитель получают от месячного сотрудничества массу удовольствий, много знаний, а значит и оценок. Такие проекты уроков обучают и воспитывают. Ученики получают навыки творческой, исследовательской работы, воспитывается патриотизм, развивается коммуникабельность, интерес к предметам. Интересны будут интегрированные уроки: география – история – экономика – предметы эстетического цикла. Использован материал школьного практикума «География России. Население и хозяйство. 9 класс. Издательский дом «Дрофа», 1999 год, стр.64-69. Урок напечатан в методическом вестнике УО муниципального района «Борзинский район». Котельникова Л.Я. |
Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура»... Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения... | Предмет: литературное чтение 1-4 класс Система обучения : традиционная. Программа Программа: Планета Знаний. Литературное чтение. Э. Э. Кац. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика;... | Программа дисциплины Институциональная экономика 2 для направления... Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная... | ||
Профессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс «Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,... | Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | ||
Аннотация Курс «Экономика природопользования» «Экономика и управление на предприятии» очной и заочной форм обучения. Дисциплина «Экономика природопользования» является дисциплиной... | «Традиционная национальная одежда и украшения якутов» Содержание: Введение | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в том числе: экономика, организация и управление предприятиями,... | Экономика(вся основная теория в данной сфере) Тема Экономика: наука... Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | ||
Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... «Прикладная экономика», «Экономика и правовое обеспечение бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория... | Программа дисциплины человеческое развитие для направления 080100.... «Экономика» по специализации «Прикладная экономика». Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области... | ||
Традиционная Зимняя Пущинская школа XXII состоится на школьных каникулах... Традиционная Зимняя Пущинская школа – XXII состоится на школьных каникулах с 25 по 31 марта. Школьники смогут выбрать интересные... | Программа дисциплины Государственное регулирование рынка труда для... «Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической... | ||
Учебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению... Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции | Программа дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100.... |