План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР





Скачать 113.17 Kb.
НазваниеПлан Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР
Дата публикации16.02.2015
Размер113.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации




Тема 10. Наша страна в 1920-1930-е гг.

План

1. Советская Россия на путях НЭПа (1921-1927 гг.).

2. Политический строй и общественно-политическая
жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР.

  1. Социально-экономическая политика Советского государства в конце 1920-х - 1930-е годы.

  2. Общественно-политическая жизнь страны в 1930-е гг.

5. Внешняя политика Советского государства в 1920-1930-е годы.

Методические рекомендации

1. Изучение темы следует начинать с рассмотрения поло­жения в стране в начале 1920-х годов. Затем необходимо раскрыть причины, сущность и результаты новой экономи­ческой политики, а также причины отказа от нее.

В результате мировой и гражданской войн, политики «во­енного коммунизма» в стране усугублялась экономическая разруха. Разрыв экономических связей между городом и дерев­ней и двухлетняя засуха 1920-1922 гг. обострили продоволь­ственный вопрос, привели к голоду на Украине, Северном Кав­казе и Поволжье. Недовольство крестьян продразверсткой вызвало волну антибольшевистских восстаний, которые охва­тили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь.

Чрезвычайную опасность представляло восстание в февра­ле-марте 1921 г. крупнейшей военно-морской базы Балтийс­кого флота в Кронштадте.

Все яснее становилась невозможность управлять стра­ной по-старому. Чтобы удержаться у власти и остановить разруху, на X съезде РКП (б) в марте 1921 г. принимается решение о запрете любых дискуссий внутри партии в пери­од кризиса, смене курса внутренней политики и переходе к нэпу (новой .экономической политике).

Съезд принял решение о замене продразверстки продна­логом. Размер продналога был фиксированным в два раза меньше, чем размер продразверстки. Разрешалось сдавать землю в аренду и. применять наемный труд. Стали поощрять­ся и развиваться различные формы кооперации. В 1927 году потребительская кооперация 10 млн. 600 тыс. человек и име­ла 47 тыс. магазинов по всей стране, охватывая при этом 40% товарооборота по стране.

Новшества коснулись не только сельского хозяйства. Частным лицам разрешалось открывать и брать в аренду мелкие предприятия. Поэтому частные лица стали активно действовать в сфере торговли и мелкой промышленности. На место обязательной трудовой повинности пришел сво­бодный наем рабочей силы. Изменилась система управле­ния народным хозяйством. Была ослаблена централизация управления. Предприятия получили больше самостоятель­ности в планировании своей деятельности, их стали перево­дить на хозрасчет. При этом государство сохранило в своей собственности крупные и средние предприятия промышлен­ности, торговли, транспорта.

Если в экономике НЭП означала некоторую либерализа­цию и плюрализм, то в политике сохранился жесткий одно­партийный режим, и любая оппозиционная деятельность по­давлялась.

Благодаря НЭПу, успешно проходило восстановление на­родного хозяйства, осуществлялся план ГОЭЛРО, восстанав­ливались старые, строились новые предприятия. В 1925 г. объем промышленного производства достиг уровня 1913 г., 1926 г. - превзошел его. НЭП рассматривался большевистским руководством как временное отступление, уступка частному капиталу для использования его потенциала в целях становления экономики России. В конце 20-х гг. был взят на ускоренную социалистическую индустриализации, началось постепенное свертывание НЭПа. И все же, задачи, поставленные советским руководством перед НЭПом, в основном были решены.

2. Ответ на второй вопрос семинарского занятия предполагает анализ политической системы Советского государства, внутрипартийной борьбы в 1920-е годы, межнациональных отношений, раскрытие сущности политической системы СССР, характеристику Конституции 1924 года.

В период с 1917 по 1921 гг. на территории бывшей Российской Империи образовался ряд государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три кавказские республики образовали Закавказскую Советскую Федеративную Республику). В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, своя кон-ад, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП (б).

Актом учреждения нового государства — Союза Советских Социалистических Республик стал договор, заключенный 27 декабря 1922 года между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией. 30 декабря 1922 года Москве состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам. В частности, вопросы международного представительства, обороны, государственной безопасности внешней торговли, транспорта, связи, бюджета, денежного обращения стали компетенцией союзного правительства. В введении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и просвещение.

Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами ЦИК Советов, который состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Со­вета Национальностей. Высшим исполнительным и распоря­дительным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР. В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов утвердил первую Конституцию Советского Союза.

Таким образом, под руководством большевиков большая часть территории Российской Империи была объединена в единое государство. Начался очередной этап развития Рос­сийского государства, теперь уже в форме СССР.

После смерти В. И. Ленина в январе 1924 г., в руковод­стве ВКП (б) и СССР усилилась борьба за власть, в которой победил И. В. Сталин. Его противники лишились своих по­стов и позже были репрессированы. Так начался процесс ус­тановления в СССР режима личной власти Сталина.

"3. Третий вопрос семинарского занятия предполагает выявление причин перехода к форсированной модернизации экономики на рубеже 1920-1930-х годов. Необходимо рас­смотреть причины, сущность, этапы и последствия политики индустриализации и политики коллективизации.

Отказавшись от НЭПа, руководство страны взяло курс на ускоренное строительство социалистической экономики. Дву­мя основными направлениями социально-экономической политики стали индустриализация и коллективизация сель­ского хозяйства.

XIV съезду ВКП(б), проходивший в 1925 г., провозгла­сил курс на индустриализацию - процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства. Глав­ное внимание при этом уделялось развитию тяжелой и воен­ной промышленности.

На XV съезде партии в 1927 году было принято решение о коллективизации сельского хозяйства, причем предпола­галось добровольное объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы).

С целью проведения в кратчайшие сроки индустриализа­ции и коллективизации был принят первый пятилетний план развития экономики (1928/1929- 1932/1933). В качестве источников финансирования планировалось использовать личные сбережения граждан в виде займов, увеличить нало­ги и доходы социалистических предприятий, опираться на энтузиазм рабочего класса, социалистическое соревнование, активно использовать огромные запасы полезных ископае­мых. Крупными источниками стали: эмиссия денег, торгов­ля водкой, экспорт нефтепродуктов, леса, пушнины, зерна и культурных ценностей.

В различных отраслях хозяйства темпы экономического роста были различны, что привело к скачкообразному разви­тию, к диспропорции в развитии промышленности и сельско­го хозяйства. Пришлось впервые в невоенное время ввести карточную систему. Крайне тяжелые условия труда, отсут­ствие техники безопасности вели к большому уровню трав­матизма и смертности. Положение рабочих усугублялось низкой оплатой труда и тяжелыми жилищными условиями. В промышленности вновь стали действовать командно-адми­нистративные методы руководства.

Благодаря героизму народа, за это время было сооруже­но 1500 предприятий, вновь основано около 100 городов. Созданы новые отрасли: автомобильная, тракторная, хими­ческая. Во второй пятилетке 1933-1937 гг. построено было уже 4500 предприятий. Из аграрно-индустриальной страны СССР начал превращаться в индустриально-аграрную.

С помощью коллективизации сельского хозяйства руко­водство ВКП(б) и СССР пыталось решить хроническую продо­вольственную проблему. Кроме того, сельское хозяйство яв­лялось основным источником средств для индустриализации, именно отсюда можно было получить как человеческие, так и материальные ресурсы. Устанавливалась основная форма кол­лективного хозяйства - артель, провозглашалась ликвидация кулачества как класса. В феврале - марте 1930 г. начинается так называемая сплошная коллективизация и массовое раскулачивание, что вызвало многочисленные крестьянские вол­нения и восстания, в которых приняло участие около 700 тыс. человек. Начался отход крестьяне город, массовый за­бой скота. Голод 1932-1933 гг. приостановил коллективиза­цию. Однако к 1937 г. коллективизация фактически завер­шилась. 93% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы. Из сельского хозяйства при этом высвободились 15-20 млн. человек, были гарантированны условия для ин­дустриализации. При этом было репрессировано более 10 млн. человек.

4. Ответ на четвертый вопрос целесообразно построить по следующей схеме: сущность командно-административной си­стемы и режима личной власти, внутренняя политика в 1930-е годы и ее влияние на советское общество, массовые репрессии и их оценка.

В новой Конституции СССР, принятой в 1936 г., была провозглашена победа социализма в СССР, закреплялась ру­ководящая роль компартии в жизни государства и общества. Закреплялся новый состав субъектов союзного государства: общее число союзных республик было увеличено с 7 до 11 (Казахская и Киргизская автономные республики преобразо­вались в союзные). Одновременно ЗСФСР упразднялась, и Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики непос­редственно входили в состав СССР. По Конституции гражда­нам предоставлялся широкий круг прав и свобод, которые, однако, реального воплощения не получили.

Глубокие социально-экономические преобразования, на­чатые с конца 20-х годов и повлекшие трагические для широ­ких слоев населения последствия, вызвали сопротивление в партии «генеральному курсу» ЦК ВКП (б). С 1934 г. был уже­сточен репрессивный курс. Массовый террор и сфабрикован­ные открытые судебные московские процессы 1936-1938 гг. стали вершиной этой политики. В то же время репрессии про­тив членов правящей партии были лишь вершиной айсберга. Объектом репрессий стали также армия и флот, различные государственные и общественные структуры. Вал репрессий захватил и миллионы простых людей-крестьян, рабочих, служащих, представителей интеллигенции. В июне 1957 года на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев привел данные, согласно которым за 1937-1938 гг. было арестовано свыше 1,5 млн. человек, из них 680692 - расстреляны. Колоссальным репрессиям подверглась Красная Армия - до 45% команд и политического состава армии и флота погибло.

Полное единогласие, жесткое администрирование, военная дисциплина, свойственная ВКП(б), отражались на всей советской политической системе. Высшая власть в стране центрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б), которое определяло не только основные направления внутренней и внешней политики страны, но и выступало главным арбитром сглаживании ведомственных противоречий, непосредственно организовывало исполнение своих постановлений и бралось контролировать всю пирамиду власти.

Таким образом, к середине 30-х годов в СССР заверши­сь формирование административно-командной системы. Ее важнейшие черты: централизация системы управления, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-полити-ческой жизнью. Безграничной и бесконтрольной с конца 30-х годов стала власть Сталина. Постепенно сложился культ личности И. В. Сталина, заключающийся в его ритуальном вое-пении. Административно-командная система управления страной приобрела деспотические формы. Многие историки полагают возможным говорить о формировании в СССР тоталитарного общества (тоталитаризм - государственная власть, осуществляющая полный - тоталитарный - контроль над всеми сторонами жизни общества при авторитарном режиме руководства).

5. При ответе на последний вопрос необходимо показать международное положение нашей страны в 1920-1930-е годы, скрыть сущность внешнеполитического курса Советского государства, основные направления его внешней политики в 1920 - 30-е годы, роль страны в событиях предвоенного политического кризиса 1938-1939 гг.

Основной целью внешней политики СССР в 20-е годы было укрепление своего политического положения на меж­дународной арене и расширение экономических связей.

В начале 1920 годов были подписаны мирные договоры с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Финляндией. Советс­кое государство вышло из международной изоляции периода гражданской войны. 16 марта 1921 г. в Лондоне было под­писано англо-советское торговое соглашение. Новый поворот во внешней политике затронул отношения с восточными стра­нами. В феврале 1921 г. были подписаны договоры с Афга­нистаном и Ираном, и 16 марта 1921 г., в день подписания англо-советского соглашения, заключен договор с Турцией. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подпи­сан советско-германский договор о восстановлении диплома­тических отношений, торгово-экономических связей, о вза­имном отказе от претензий. Германия стала первой крупной страной, признавшей советскую Россию.

1924 год стал годом признания СССР. Были установле­ны дипломатические отношения с Англией, Италией, Шве­цией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой, Францией, Ки­таем, в 1925 г. - с Японией. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Совет­ского Союза в первой половине 20-х годов. Из великих дер­жав только США оставались на позиции политического не­признания СССР.

Международная обстановка в конце 20-х - начале 30-х годов существенно изменилась. Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Герма­нии и Италии, второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний Японии.

В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейше­го укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между дву­мя странами были установлены дипломатические отношения. В 1934 г. СССР стал членом Лиги Наций - международной организации сотрудничества за мир и безопасность (предше­ственницы ООН).

К середине 1930-х гг. международная напряженность усиливалась. В 1936 г. Германия и Япония подписали со­глашение, направленное против Советского Союза (Антико-минтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая. В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В марте 1938 г. она оккупиро­вала Австрию. Западные страны проводили политику усту­пок фашистской Германии, надеясь создать из нее надеж­ный противовес против СССР и направить ее агрессию на |" советское государство. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германи­ей, Италией, Англией и Францией об отторжении от Чехословакии Судетской области (населенной немцами). В марте 1939 г. Германия захватила всю территорию Чехословакии.

Руководство СССР также начало переговоры с Германи­ей, считая, что соглашение с Гитлером позволит оттянуть вступление СССР в войну. 23 августа 1939 года в Москве был подписан так называемый пакт Риббентропа – Молотова - договор о ненападении сроком на 10 лет. К этому договору прилагался секретный дополнительный протокол, кото­рый предусматривал «разграничение сфер обоюдных интересов - в Восточной Европе». По этому протоколу Польша (за ис­ключением Западной Украины и Западной Белоруссии) ста­новилась немецкой «сферой интересов», а Прибалтика, Вос­точная Польша, Финляндия и, входившие тогда в состав Румынии, Бесарабия и Северная Буковина - «сферой инте­ресов» СССР. Советский Союз получил возможность вер­нуть утраченные в 1917-1920 гг. территории бывшей Рос­сийской Империи.

Темы рефератов

  1. И.В. Сталин: политический портрет

  2. Образование СССР

  3. Политика коллективизации и ее последствия

  4. Политические репрессии 1920-1930-х годов

  1. Советско-германские договоры 1939 г.

  2. Наш край в 1920-1930-е годы

7. Преобразования в области культуры в 1920-1930-е годы
Литература

  1. Кущетеров Р. М. и др. Отечественная история. - Ставрополь, 2002.

  2. Орлов А. С. и др. История России с древнейших вре­мен до наших дней. - М., 1999.

  3. История России: XX век / под ред. В. П. Дмитренко. - М., 1997.

  4. Новейшая история Отечества: XX век / под ред. А. Ф. Киселева. Т. 1. - М., 1998.

  5. Отечественная история. XX век / под ред. А. В. Уша­кова. - М., 1997.

  6. Верт Н. История Советского государства. 1900—1991. - М., 1992.

  7. Волкогонов Д. М. Сталин. Триумф и трагедия. В 2-х книгах. - М., 1993.

  1. Край наш Ставрополье. - Ставрополь, 1999.

9. Кущетеров Р. М. Аграрная политика Советского государства. - М., 1997.

  1. РогалинаН.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути.- М., 1989.

  2. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. - М., 1993.

  3. Страницы истории советского общества. - М., 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconРеферат на тему: Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки...
Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х начале 1950-х
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconКурсовая работа
...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconРоссия в годы гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. План
Бровкин В. Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994, №5
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconРеферат по предмету «История Отечества» тема: Советское государство...
Поэтому в городах в конце 1920 – начале 1921 г начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик, охарактеризовать основные мероприятия нэпа, проанализировать противоречия...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconАннотации дисциплин основной образовательной программы
Нэп и сталинская модернизации страны. Вторая мировая война 1939-1945 гг и ее политические последствия. Ссср во второй половине 40-80-е...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconПредполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями...
Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconПредполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями...
Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconРоссийский политический процесс первой четверти ХХ века в идейном...
Охватывают первую четверть ХХ столетия: с 1905 года – по начало 1920-х годов. В этот период российский политический процесс принял...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconПримерный план политический кризис конца II в до н э. и консульства...
Политическая борьба и гражданские войны 80-х гг. I в до н э. Борьба между марианцами и Суллой
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconКафедра информационных технологий в образовании
Они сводились к тому, чтобы захва­тить территорию ссср, ликвидировать советский общественный и государственный строй, установить...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР icon"Русь" скандинавского происхождения
Предпосылки образования Древнерусского государства в IX xi вв. Норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconКакие центры Руси борются за лидерство в XIII в.?
Как можно охарактеризовать социально-политический строй Московского государства в xv–xvi вв.?
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconВопросы к экзамену по отечественной истории отделение «связи с общественностью»
Возникновение Древнерусского государства. Социальная структура и политический строй Киевской Руси
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconПланы семинарских занятий занятие 1 наука о политике (2 часа)
Политическое, политика, функции политики, бихевиоризм, политологическая герменевтика, сравнительная политология, прикладные политические...
План Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический строй и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг. Образование СССР iconЩербакова ю. Л. — Пешковой е. П
Щербакова юлия Львовна, родилась в 1861. До революции проживала в Санкт-Петербурге, давала частные уроки итальянского языка. С 1920-х...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск