Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации





Скачать 401.78 Kb.
НазваниеСовершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации
страница1/4
Дата публикации19.02.2015
Размер401.78 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


Харитонов Григорий Борисович

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

экономика природопользования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону − 2008

Работа выполнена на кафедре экономики, финансов и природопользования ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Игнатова Татьяна Владимировна

Официальные оппоненты: доктор географических наук, профессор

Дружинин Александр Георгиевич

кандидат экономических наук

Ермашов Христофор Юрьевич

Ведущая организация: Ростовский государственный строительный

университет
Защита состоится «23» декабря 2008 г. В 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.03 по экономическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», ауд. 45.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148 и на сайте www.sfedy.ru
Автореферат разослан «21» ноября 2008 г.
Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, к. 105, диссертационный совет Д 212.208.03. Ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор И.П. Красовская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Рыночная организация хозяйственной дея­тельности требует корректировки процессов удов­летворения экономических потребностей и обеспе­чения экологической безопасности путём разра­ботки экономически и экологически обоснованной долговременной политики в области природополь­зования и принятия управленческих решений. Особенно остро стоит вопрос в научном обосновании страте­гии водопользования в условиях поиска новых экономических механизмов управления водными ресурсами в России, а именно в части экономической оценки состояния и использования водных ресурсов в условиях неразвитости системы страхования водопользования и отсутствия новых, более совершенных финансовых механизмов управления водопользованием.

Необходимость модернизации государственного управления и регулирования водопользованием обусловлена несоответствием возрастающих проблем, возникающих в водном хозяйстве, организационной структуре управления водными ресурсами. Такие функции водохозяйственного комплекса как обеспечение населе­ния качественной питьевой водой, защита населения, хозяйствующих субъектов и природных систем от вредного воздействия загрязнения вод и др. заставляют искать новые технические, технологические и иные средства, методы, принципы, используемые с целью повышения экономической эффективности управления водным хозяйством страны и её субъектов.

Поэтому исследования в области совершенствования существующего организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Российской Федерации являются актуальными.

Степень разработанности проблемы. Изучению вопросов управления природопользованием посвящены фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных, создавших концепцию экономических знаний в данной области: Э.А. Арустамова, Л.А. Батурина, С.Н. Бобылева, С.Д. Беляева, К.Г.Гофмана, И.П. Красовской, Н.Н.Лукьянчикова, П.М. Нестерова, К.В. Папенова, А.Н. Подуста, А.Ф. Порядина, В.Ф. Протасова, Н.Б. Прохоровой, И.М. Потравного, Н.Ф. Реймерса, Е.П. Ушакова, Т.С. Хачатурова, А.Д. Хованского, А.Ш. Ходжаева, А.М. Черняева и другие.

Раскрытие приоритетов устойчивого развития c использованием комплексного эколого-экономического подхода осуществлено в работах В.И. Данилов-Данильяна, К.Я. Кондратьева, К.С. Лосева, Н.В. Чепурных и д.р.

Теория сбалансированного природопользования и ассимиляции природного потенциала широко освещена в трудах Э.В. Гирусова, В.В. Глухова, В.Г. Игнатова, А.В. Кокина, Н.Н.Лукьянчикова, Т.С. Хачатурова и д.р.

Теория экологической и водной ренты, системное видение важнейших элементов теории ренты представлены в работах А.А. Голуба, Н.Н.Лукьянчикова, И.М. Потравного, Е.Б. Струковой и д.р.

Обоснование региональной специфики природопользования раскрывается в работах А.А. Голуба, В.Г. Игнатова, А.В. Колганова, С.Г. Тяглова и д.р.

Система форм и методов обоснования и структурирования управления водным хозяйством рассмотрена в трудах М.В. Болгова, Е.Г. Григорьева,
А.В. Готовцева, В.И. Данилов-Данильяна, И.А. Железняка, В.С. Ковалевского, Л.К. Левит-Гуревича, С.Н. Линевича, Н.Н. Михеева, В.Г. Пряжинской,
Д.Я. Ратковича, О.В. Садовской, И.Л. Храновича, М.Г. Хубларяна, Д.М. Ярошевского и других.

Тем не менее, несмотря на значительный объем рассматриваемой проблематики, ее научная разработанность далеко не исчерпана. В диссертации анализируются требующие своего дальнейшего анализа аспекты совершенствования организационно-экономического механизма реализации водохозяйственной политики, такие как совершенствование финансовой структуры, разработка системы платежей за водопользование, создание экономических механизмов для стимулирования сокращения водопотребления и сброса загрязняющих веществ, обеспечение соответствия структуры управляющих органов достижению цели водохозяйственной политики. В свою очередь, большое значение в работе отводится комплексности рассмотрения водохозяйственной проблематики в аспекте дальнейшего совершенствования управления водохозяйственным комплексом России в условиях динамично развивающегося законодательства и рыночных механизмов водопользования.

Цель диссертационного исследования: на основе существующих концептуальных позиций управления водными ресурсами разработать рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Российской Федерации.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  • проанализировать основные теоретические концепции водопользования и раскрыть место водных ресурсов в системе экономических благ;

  • определить функции водных ресурсов в социально-экономическом развитии Российской Федерации;

  • исследовать количественные и качественные методические подходы к оценке экономического потенциала водных ресурсов;

  • проанализировать подходы к стимулированию мер по обеспечению высококачественными водными ресурсами населения и хозяйствующих субъектов;

  • выявить наиболее эффективные инструменты реализации государственной водохозяйственной политики, определить степень их воздействия на повышение качества водных ресурсов;

  • предложить основные направления модернизации системы управления водными ресурсами на национальном и региональном уровнях.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является система водопользования в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает организационно-экономический механизм реализации государственной водохозяйственной политики, опирающийся на обеспечение условий, способствующих стимулированию рационального использования и охраны водных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности.

Теоретико-методологической базой проведения исследования послужили труды ученых-экономистов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды, фундаментальные труды классиков экономической науки, публикации ведущих специалистов по вопросам теории управления водопользованием, накопленный опыт в области разработки программ социально-экономического развития страны, фундаментальные работы по проблеме управления качеством водных ресурсов.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надёжность и точность выводов, рекомендаций и предложений, послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов, Донского бассейнового водного управления, Администрации Ростовской области, статистических сборников, ежегодников, материалов монографических исследований отечественных ученых, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, а также Интернет-ресурсы и проведенные автором исследования. Нормативно-правовую базу диссертации составляют Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, региональные и местные законодательные и нормативные акты Администрации Ростовской области, затрагивающие вопросы водопользования.

Инструментарно-методическая база. При разработке проблемы использовались различные методологи­ческие подходы, в том числе нормативный и системный подходы к исследованию процесса совершенствования экономических условий обеспеченности территории чистыми водными ресурсами, методы причинно-следственных связей, экономического, логического, сравнительного и статистического анализа, расчётно-аналитического, междисциплинарного и функционально-структурного подходов.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о том, что совершенствование организационно-экономического механизма реализации водохозяйственной политики заключается в обеспечении соответствия между структурой управляющих органов и методологией принятия решений при совершенствовании финансовой структуры, создании целевых фондов, обеспечении прозрачности финансовых потоков с учётом повышения значимости экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в адекватном природохозяйственной ситуации водопользовании, основанном на механизме платности, бассейновом принципе управления и нормировании качества водных ресурсов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экономическое содержание водных ресурсов раскрывается через их всеобщность как средства производства и предмета потребления, капитальную природу как физического и природного капитала, полифункциональность как общественного, смешанного и частного экономического блага, в том числе международного. Деятельность хозяйствующих субъектов по воспроизводству этого экономического блага заключается в применении механизма сбалансированного водопользования, основанного на использовании рентных доходов в целях воспроизводства качества водных ресурсов.

2. Типология водных ресурсов, основой которой является широкий спектр критериев классификации, где основными экономическими являются качество водных ресурсов, ресурсно-производственные характеристики и функциональное предназначение, требует многообразия методов их оценки как количественных, так и качественных при приоритете ценности сохранения водных объектов. Водные ресурсы должны быть оценены в соответствии с концепцией общей экономической ценности, что увеличит размеры платы за водопользование и обеспечит финансирование полного объёма необходимых водоохранных мероприятий, который в точности равен величине причинённого ущерба.

3. Основываясь на мировом и отечественном опыте управления водными ресурсами, прослеживается тенденция повышения эффективности системы программно-целевого управления водными ресурсами, находящимися в разных формах собственности, в результате её организации по бассейновому принципу управления; лицензирования водопользования на основе показателей качества воды; прогнозирования и программирования водопользования государством с участием хозяйствующих субъектов, населения и институтов гражданского общества; совершенствования платы за водопользование, максимально включающей компенсацию загрязнения и иных экстерналий; заключения договоров управления трансграничным и мультигосударственным международным водопользованием. Модернизация системы управления водными ресурсами в авторской интерпретации опирается на перераспределение полномочий органов управления при развитии системы стандартов и нормативов, а также на создание и внедрение в практику хозяйствования наилучших существующих технологий, что повысит законодательные требования к водопользователям и создаст возможность многократно увеличить штрафные санкции для нарушителей.

4. Рационализация водохозяйственной политики обеспечивается путём реорганизации системы платежей за водопользование, максимизации платного пользования водными объектами путём предлагаемого снятия ряда льгот и учёта инфляционного фактора, что позволит увеличить средства, выделяемые на водоохрану при условии возможности повышения платы за водопользование только при повышении качества воды в водном объекте, увеличения эффективности ассигнований на водоохрану, рост объёма которых запланирован меньше уровня инфляции. Организационно-экономический механизм реализации государственной водохозяйственной политики интегрирует в структуру управления водопользованием известные административные, а также предлагаемые автором взаимоувязанные функционально-сгруппированные формы регулирования использования водных объектов, предупреждающие их загрязнение, а именно комплексные технико-экономические и финансовые, включающие инвестиционные, стимулирующие и технологические компоненты.

5. Обеспечение реализации программных мероприятий в области использования и охраны водных ресурсов и развития водохозяйственного комплекса по бассейновому принципу возможно только при направлении в полном объёме платежей за пользование водными ресурсами в федеральный бюджет независимо от форм собственности на водные объекты, что послужит основанием для проведения единых комплексных водохозяйственных и водоохранных работ, охватывающих все слои бассейна начиная с верховьев. Формирование системы регулирования качества вод в природных объектах должно обеспечиваться путём создания систем комплексного нормирования содержания загрязняющих веществ и всех их соединений в рамках диапазона минимум-максимум с учётом времени их воздействия, естественного гидрохимического фона, загрязнения сопутствующих компонентов природной среды.

6. Реализуемая в настоящее время государственная водохозяйственная политика не учитывает при принятии решений интересы всех водопользователей. Это обосновано отсутствием представителя от каждой заинтересованной стороны в совещательном органе – бассейновом совете, участвующем в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Необходимо создание региональных представительств расширенных бассейновых советов с ежегодно заменяемым членством представителей заинтересованных сторон. На Юге России в связи с нехваткой водных ресурсов для хозяйственной деятельности необходимо повышение срока предварительного рассмотрения планов развития территории, и соответственно потребностей предприятий в водных ресурсах, что из-за учёта мнений разных составов расширенного регионального бассейнового совета при рассмотрении схем комплексного использования и охраны водных объектов приведёт к усилению значения рекомендаций при их принятии во внимание органом управления.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении, обосновании и разработке рекомендаций по совершенствованию механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Российской Федерации, ориентированного на максимально-эффективную реструктуризацию системы водных платежей и управления водопользованием и водоохраной. Отдельные элементы приращения научного знания состоят в следующем:

- уточнена и расширена категориальная определённость водных ресурсов как экономического блага в контексте их полифункциональной направленности и многообразия форм проявления, которая является основой определения рентных доходов от использования водных ресурсов и их полной экономической ценности;

- выявлено, что основными компонентами современной системы управления водными ресурсами являются: многообразие форм собственности на водные ресурсы при доминировании государственной собственности; бассейновая организация управления водными ресурсами; лицензирование водопользования на основе показателей качества воды; прогнозирование и планирование водопользования государством в рамках принятия и выполнения соответствующих водных программ при участии хозяйствующих субъектов, населения и институтов гражданского общества; установление платы за водопользование, максимально включающей компенсацию загрязнения и иных экстерналий; договорные формы управления трансграничным и мультигосударственным международным водопользованием;

- обоснована необходимость совершенствования законодательной базы в области охраны и использования водных объектов, в частности по вопросам системы платного водопользования в части снятия льгот и установления платы за сброс сточных вод и (или) дренажных вод, сплав леса в плотах и с применением кошелей, судоходства (в том числе морского судоходства), а также увеличения размеров существующих платежей за водопользование, с целью финансирования в необходимом объёме комплексных водохозяйственных и водоохранных мероприятий, что приведёт к повышению качества воды в водных объектах;

- предложена классификация форм реализации водохозяйственной политики, основанной на различных методах регулирования использования водных объектов, предупреждающих их загрязнение, а именно административных: разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов, планирование и прогнозирование природоохранных мероприятий, ограничение стоков и забора воды (лимиты и квоты), разработка водохозяйственных балансов, санитарно-эпидемиологический надзор, установление границ водоохранных зон, установление требований к охране водных объектов, регламентирование качества природных вод; инвестиционных: строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения, обустройство водоохранных зон, очистка и углубление дна водоёмов и русел рек, обеспечение безопасности ГТС путём их ремонта с последующей передачей в частную собственность и объединением собственников; стимулирующих: платежи за загрязнение, платежи за превышение стоков, платежи за превышение лимитов забора воды, страхование от наводнений и чрезвычайных ситуаций, льготное кредитование природоохранных мероприятий; технологических: использование «бережных» технологий в сельском хозяйстве, сокращение загрязнения вредными веществами, используемыми в производственном процессе, методы разбавления сточных вод, деструкции химических соединений в них;

- на основе анализа современной системы управления водопользованием в Российской Федерации разработаны рекомендации по реструктуризации системы управления водными ресурсами на территориях с их избытком, заключающиеся в изменении механизма делегирования полномочий путем их передачи не в регионы, а на уровень бассейновых управлений; оптимизации численности водных менеджеров; централизации водных платежей на бассейновом уровне;

- разработан алгоритм совершенствования системы управления территориями с нехваткой водных ресурсов, к которым относится Ростовская область, включающий в себя: реорганизацию совещательных органов; децентрализацию органов управления бассейном; создание системы детального учёта водопользования в целях обеспечения максимально эффективного использования водно-ресурсного потенциала одной из территорий ЮФО – Ростовской области и в целом Российской Федерации на базе единой государственной политики в сфере использования и охраны водных ресурсов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconЗакон Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках...
Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также о результатах исполнения плана...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconСправка об итогах мониторинга реализации государственной национальной...
Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconДоклад 2014 года дает возможность убедиться в последовательности...
Закона Приморского края от 13 августа 2013 года №243-кз «Об образовании в Приморском крае», решения Комитета Государственной Думы...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconОтчет об исполнении в 2013 году Плана мероприятий по реализации в...
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconДоклад о реализации государственной политики в области условий и...
Состояние производственного травматизма в разрезе субъектов Российской Федерации 5
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconРазработан Минпромторгом России проект федерального закона о промышленной...
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconИнформация о ходе реализации в первом полугодии 2011 года Плана действий...
Поручения Президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в сфере занятости населения
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconДоклад о реализации мероприятий государственной программы «Патриотическое...
Совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconПринят за основу рабочей группой по подготовке Стратегии государственной...
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconПлан работы Управления Федеральной службы государственной регистрации,...
Ов, указов Президента Российской Федерации, приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconСовершенствование организационно-экономического механизма управления...
Охватывает как внутреннюю, так и внешнюю кредитно-инвестиционную среду. Во внешней среде происходит мобилизация кредитных ресурсов,...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconИнформация
Федеральной службы по труду и занятости от 13. 06. 2013г. №123 «О работе государственных инспекций труда по реализации Указа Президента...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconПравительства области
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Федеральной налоговой службой, Министерством...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconДоклад Врио руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской...
Врио руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области по вопросу «О контроле за реализацией Указа Президента Российской...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconУказ президента российской федерации
О правительстве Российской Федерации, в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения...
Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск