Модель управления персоналом в концепции инновационного развития вузов







НазваниеМодель управления персоналом в концепции инновационного развития вузов
страница1/4
Дата публикации22.02.2015
Размер0.5 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи


Пекарникова Маргарита Марковна


Модель управления персоналом в концепции

инновационного развития вузов

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург

2011

Работа выполнена на кафедре экономической теории и предпринимательства в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего

профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Ильинская Елена Михайловна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Горбашко Елена Анатольевна

доктор экономических наук, профессор

Крылов Эдуард Иванович

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Защита состоится «15» ноября 2011 г. в 17 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.233.03 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» по адресу: 190000, Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, д.67, ауд. 53-01.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», а с авторефератом на сайте – http://guap.ru.


Автореферат разослан «___» октября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.т.н., профессор А.П.Ястребов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Персонал является важнейшей частью любой организации и представляет собой один из самых ценных ресурсов инновационного развития. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития необходимо повысить эффективность подготовки специалистов, что, в свою очередь, требует перехода к инновационным методам обучения, активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и, соответственно, что без наличия квалифицированного персонала вуза, нацеленного на инновационное развитие, практически невозможно. Для получения максимальной отдачи от персонала вуза требуется разработка такой системы методов управления, которая способствовала бы реализации стратегической цели и задач вуза. Основу системы управления персоналом вуза в настоящее время составляют возрастающая роль личности сотрудников, знание их мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед вузами. Процесс управления человеческим капиталом будет эффективен лишь в том случае, когда имеется стратегия, а также взаимосвязь между стратегией, политикой и системой управления. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития вузов предполагает создание модели управления персоналом, подходящей для организаций высшей школы. В связи с этим разработка методов управления персоналом в концепции выбранной модели управления вузом является наиболее актуальной проблемой, а формирование эффективной системы управления персоналом является одной из наиболее важных задач современного управления.

Степень разработанности проблемы. Проблемами управления персоналом вуза в контексте инновационного развития занимались как зарубежные, так и отечественные учёные, и практические деятели. Среди них можно отметить таких как Т.А. Исмаилов, Г.С. Гамидов, А.И. Ракитов, А.Н. Райков, Е.А. Ковчуга, В.Е. Лепский (подходы); Т.А. Исмаилов, Д. Денисова, Н.Х. Розов, З.Ф. Мазур И.О, Котлярова, В.В. Репин, В.Г. Елиферов, М.Ш. Даурова, П. Друкер, связывающий квалификацию работников с уровнем сложности труда.

Проблематике управления человеческим капиталом как основы инновационного развития уделили большое внимание такие зарубежные исследователи, как И. Бен-Порет, М. Блауг, У. Боуэн, Э. Денисон, Дж. Гейто, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп, Е. Уилсон, Ч. Френкель, Э. Фромм, Теодор Шульц и Гари Беккер (лауреаты Нобелевской премии по экономике), Л. Туроу, обобщивший впервые исследования человеческого капитала и давший в качестве исходного понятия его определение.

Российскими учеными расширена тематика исследования проблемы человеческого капитала. Взгляды М.М.Критского, выделившего три вида капитала, развиваются в работах Л.Г. Симкиной и С.М. Климова. Ученый В.Н. Костюк, определяя человеческий капитал, акцентирует внимание на индивидуальную способность человека, позволяющую успешно действовать в условиях неопределенности. Большой вклад в развитие теории человеческого капитала внесли И. Ильинский, Р. Капелюшников, А.Н. Добрынин, С.А. Дятлов, Р.С Седегов., отметивший, что человеческий капитал играет центральную роль в интеллектуализации и информатизации производства, В.К. Потемкин, рассматривающий персонал как важнейший ресурс организации, и др.

Видными представителями разработки общей теории и методологии управления персоналом являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк, Ф. Дж. Рётлисбергер, У. Мур, Ж. Фридман, Дуглас МакГрегор, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу и др. Методологические проблемы управления персоналом активно разрабатывали Н.Н. Иванова и Г.И. Мечковский; А.Я. Кибанов; Н. Маусов, В.Р. Веснин.

Об инновационном подходе к управлению персоналом свидетельствует, разработанная профессором Оучи «Теория Z», основная идея которой ротация в течение всей трудовой жизни служащих на всех этапах. В области практических методов большой вклад в разработку данного вопроса внесли такие ученые как А. Чаянов, С. Струмилин, А. Гастев, А. Богданов, Н. Витке, П. Керженцев, А. Журавский, О. Ерманский. Активно изучались методы профессионального отбора, изучение человеческого фактора такими исследователями, как В. Бехтерев, А. Кларк, А. Лурия. Исследователь И.Н. Герчикова занималась решением вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала.

Основы концепции управления персоналом заложены зарубежными исследователями. Большой вклад в её развитие внёс Г. Десслер, из отечественных учёных - В.П. Иванов; М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. Проблемы кадровой политики организации исследовали А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, Н.И. Барановская, Ч.Г. Донгак, решавшие проблему планирования потребности в рабочих кадрах, П.А Кохно, В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин рассматривали кадровое планирование как инструмент реализации кадровой политики. Т.Ю. Базаров, Б.Л.Еремин, В. В. Авдеев, Е.И. Кудрявцева занимались разработкой технологии управления персоналом.

Системный подход в теории управления применяли зарубежные учёные – них Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). В Сент-Галленской школе разработан системоориентированный менеджмент, под руководством Фредмунда Малика, в основе которого лежат идеи Ханса Ульриха. Джеймс Харрингтон первым выражение «процессный подход» применил к менеджменту (в книгах «Улучшение бизнес-процессов» (англ. изд. 1991 г.) и «Оптимизация бизнес-процессов» (русс. изд. 2002). Системно-процессный подход к управлению персоналом вузов в российской практике применяется недавно. Среди отечественных учёных можно назвать таких авторов, как В.А.Королев, Н.П.Стариков. Разработкой основ построения организационных систем и моделирования занимались В.И. Франчук; В.М. Мишин, В. Филянин, Л.Н. Иванова-Швец, А.А. Корсакова, С.Л. Тарасова, Е.М. Ильинская, С. Гапонов, В.Г. Вольвач.

Среди разработчиков модели системно-процессного управления персоналом вуза можно отметить таких авторов как - Маслов Д.В., Мазалецкая А.Л., Стид К.; Ивлев В.А., Попова Т. В.; Молвинский А.; Мейсел; И.А. Максимцев, Е.А. Горбашко; А. Гулимова; А.М. Смолкин; А.А. Максименко; А.И. Пригожин, А.А. Оводенко, А.Д. Викторов, А.П. Ястребов, А.Г. Варжапетян и др.

В исследовании основных моделей стратегического управления персоналом принимали участие И. Ансофф, A. D. Сhandler, M.E. Porter, Минцберг, J.L Malo, E. Chiapello, M. Lebas, R.S. Kaplan, D.P. Norton, N.G. Olve, J. Roy, M. Wetter, C. Adams, P. Roberts, Энди Нили, Крис Адамс, Майк Кеннерли; Е.А. Горбашко, В. С. Ефремов, К. Редченко, М. Диканова, В.А. Ивлев, Т.В. Попова, А. Шестаков, Т. Конти, Ю. А. Гусаков, Е. И. Тавер и др.

Разработке методов управления персоналом и оценки их эффективности посвятили свои труды В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин, А.Я. Кибанов, С.А. Степанов, Д.В. Пузанков, В.М. Кутузов, Н.Г. Рыжов, М.Ю. Шестопалов, Н.Н. Богдан, Е.А. Могилевкин, Л. Джуэлл, Е.М. Ильинская, А.Е. Когут, М.Н. Титова, С.В. Мейен, Ю.А. Шрейшер, С. Синк, Э.И. Крылов, В.М. Власова, Е.А. Горбашко, А. Браверман, А. Саулин, С.В. Шекшня, В. Д. Патрушев, И.К. Макарова, В.М. Ржехин, Д. Парментер, Г. Беккер, Е. Брайан, Ульрих, Дэйв, Т.А. Беркутова, Н.В. Крониковская, И.А. Мартьянова, А.М. Пономарев и др.

Проведённый анализ литературных источников по методологическим проблемам управления персоналом в концепции инновационного развития вузов показал, что современные условия жизни общества и его структурных элементов вызвали необходимость адаптации накопленного теоретического знания и накопленного опыта к создавшимся реалиям. Как правило, в теории стратегического менеджмента ориентированного на инновации, проблемы совершенствования управления персоналом, вовлечения работников организаций в разработку и реализации инновационной стратегии. Значительное число управленческих проблем возникает в интегрированных моделях, адаптированных к условиям инновационного развития вуза и потребителей его услуг. Это связано с тем, что такие субъекты характеризуются сложными кадровыми структурами. Актуальность и значимость этих проблем предопределили формулировку цели и предмета исследования.

Объект исследования: персонал вуза в условиях инновационного развития российской экономики.

Предмет исследования: методы и инструментарий управления персоналом вузов, ориентированных на инновационное развитие и интеграцию.

Цель: разработка методики управления персоналом в концепции интегрированной модели, адаптированной к условиям инновационного развития вуза. Исходя из сформулированной цели, в работе были поставлены следующие задачи:

    • характеристика основных методов управления инновационными процессами в образовании;

    • систематизация точек зрения по определению человеческого капитала;

    • выявление путей повышения эффективности управления структурой человеческого капитала с целью инновационного развития;

    • характеристика структуры персонала в высших учебных заведениях;

    • определение концепции управления персоналом в инновационных организациях;

    • обоснование необходимости применения системно-процессного подхода к управлению персоналом вузов в условиях инновационных изменений;

    • характеристика и сравнительный анализ моделей оценки эффективности, базирующихся на стратегии организации;

    • разработка модели системно-процессного управления персоналом инновационно- ориентированного вуза, основанной на интеграции моделей EFQM и BSC- Мейсела;

    • выбор ключевых показателей эффективности для всех подсистем сектора человеческих ресурсов в интегрированной модели EFQM – BSC-Мейсела;

    • классификация видов корпоративной культуры и обоснование оптимального типа для высших учебных заведений;

    • составление матрицы компетенций для всех категорий персонала вуза;

    • разработка методики оценки сотрудников по уровню владения компетенциями;

    • формирование оптимальной комбинации методов управления с учетом особенностей структуры персонала в вузе;

    • систематизация существующих информационных технологий управления персоналом организаций и выявление преимущества АИС «Образование» для вуза;

    • разработка системы мониторинга персонал-процессов и выбор результирующих показателей;

    • выбор показателей эффективности управления персоналом инновационно-ориентированной организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых, обосновавших концептуальные положения в области теории управления персоналом, теории систем, а также в области инновационного менеджмента. Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, системный и процессный подход, методы логического и сравнительного анализа, синтеза, декомпозиции, группировки и обобщения, экспертных оценок и анкетирования, методы наблюдения, аналогии, количественного анализа и аналитические методы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель управления персоналом в концепции инновационного развития вузов icon1. История развития управления персоналом Основные концепции управления персоналом
До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе">