Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1757-р
Общая характеристика округа Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1757-р (далее – Стратегия).
Площадь территории Уральского федерального округа (далее также – УФО, округ) составляет 1 818 497 кв. км (10,64% территории Российской Федерации). Численность населения, постоянно проживающего в округе, составляет 12 197,5 тыс. человек (8,5% населения страны, по данным Росстата за 2013 год).
Стратегической целью развития округа является максимально возможное повышение уровня и качества жизни, стабилизация и рост численности населения на основе устойчивого инновационного развития, диверсификации и модернизации экономики, что предполагает:
повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе;
осуществление эффективной интеграции экономики (на базе крупных инвестиционных проектов, концентрирующихся в зонах опережающего развития, в том числе проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» и программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий;
приоритетное ускоренное развитие научно-инновационной сферы и ракетно-космической промышленности;
системно-инновационное преобразование всего производственного комплекса;
активизацию развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры в целях эффективного освоения природных ресурсов, обеспечения согласованного и ускоренного развития всей территории округа, реализации транзитного потенциала и создания условий для полноценного и широкомасштабного взаимодействия экономических районов восточной и западной частей Российской Федерации.
Основными конкурентными преимуществами Уральского федерального округа являются:
ключевая геополитическая и геоэкономическая роль округа, занимающего срединное положение в Российской Федерации и имеющего первостепенное значение в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским регионом;
богатейшая природно-ресурсная база: крупнейшие запасы нефти и газа (70-80% прогнозных ресурсов страны), а также минерального сырья (55-60%);
мощный экономический потенциал (субъекты УФО имеют высокую бюджетную обеспеченность);
квалифицированные трудовые ресурсы (более 28 процентов занятого населения имеют профессиональное образование, что является наиболее высоким показателем в стране);
высокий научный и образовательный потенциал (более 200 крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки и около 2 тысяч малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания);
Инвестиционный потенциал является достаточно стабильной величиной, но в округе он существенно разнится.
Инвестиционный потенциал субъектов УФО Планы всех субъектов УФО по реализации Стратегии включают соответствующие мероприятия и в течение 2012 года в данном направлении были сделаны важные шаги. Так, к примеру, улучшение инвестиционного климата в Тюменской области связано, в первую очередь, с разработкой и реализацией ведомственной долгосрочной целевой программы «Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области на 2013-2017 годы». Целью указанной программы является обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики за счет формирования положительного инвестиционного имиджа области, создания комфортных условий для привлечения инвестиций в регион и методического обеспечения инвестиционной деятельности.
В Краснодарском крае в 2012 году принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата, в том числе учитывающих требования стандарта деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
В Ростовской области в рамках мероприятия «Разработка и реализация субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, программ улучшения инвестиционного климата» разработана и утверждена Областная долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012 – 2015 годы».
Регионы/ виды рисков
| Интегральный
| Социальный
| Экономический
| Финансовый
| Криминальный
| Экологический
| Управленческий
|
| 2011
| 2012
| разница
| 2011
| 2012
| 2011
| 2012
| 2011
| 2012
| 2011
| 2012
| 2011
| 2012
| 2011
| 2012
| Курганская область
| 68
| 70
| -2
| 55
| 55
| 79
| 76
| 65
| 70
| 43
| 63
| 42
| 43
| 68
| 49
| Свердловская область
| 27
| 15
| 12
| 9
| 12
| 48
| 39
| 8
| 10
| 52
| 45
| 61
| 58
| 66
| 45
| Тюменская область
| 16
| 27
| -11
| 23
| 21
| 9
| 21
| 26
| 31
| 73
| 79
| 40
| 37
| 14
| 31
| Ханты-Манскийский автономный округ – Югра
| 24
| 24
| 0
| 24
| 40
| 16
| 24
| 4
| 1
| 67
| 64
| 71
| 73
| 43
| 43
| Челябинская область
| 31
| 28
| 3
| 12
| 15
| 37
| 44
| 11
| 18
| 72
| 73
| 66
| 64
| 48
| 25
| Ямало-Ненецкий автономный округ
| 30
| 37
| -7
| 8
| 10
| 56
| 68
| 1
| 3
| 54
| 56
| 83
| 83
| 36
| 9
| Инвестиционный риск субъектов в 2011-2012 гг., места Наиболее востребованными формами государственной поддержки среди инвесторов являются:
предоставление налоговых льгот (по налогу на имущество организаций) и пониженных налоговых ставок (по налогу на прибыль организаций);
предоставление государственных гарантий в случае привлечения заемных средств для реализации инвестиционного проекта;
предоставление льгот по арендной плате за аренду земельных участков, находящихся в собственности области;
обеспечение земельных участков инженерными коммуникациями;
предоставление нефинансовых мер государственной поддержки.
В Основных направлениях бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрено уменьшение объема межбюджетных трансфертов, выделяемых региональному уровню бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета.
В целом собственная доходная база рассматриваемых субъектов Российской Федерации ограничивает возможности полноценного стратегирования социально-экономического развития. Бюджеты субъектов УФО остаются дефицитными и дотационными.
В 2011 году наибольший уровень бюджетной обеспеченности зафиксирован в Тюменской области (234%), эта особенность связана с тем, что согласно Уставу Тюменской области, принятого Тюменской областной Думой 15 июня 1995 года, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области, при это оставаясь самостоятельными субъектами Российской Федерации.
Таким образом, показатели бюджетной обеспеченности и объема дотаций рассчитываются для Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа рассчитываются совместно.
Бюджетная обеспеченность субъектов Уральского федерального округа до и после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности приведена в таблице.
| 2010 г.
| 2011 г.
| 2012 г.
| 2013 г.
| До распре-деления ФФПР
| После распре-деления ФФПР
| До распре-деления ФФПР
| После распре-деления ФФПР
| До распре-деления ФФПР
| После распре-деления ФФПР
| До распре-деления ФФПР
| После распре-деления ФФПР
| Курганская область
| 0,456
| 0,673
| 0,446
| 0,669
| 0,421
| 0,612
| 0,407
| 0,588
| Свердловская область
| 1,095
| 1,095
| 0,989
| 0,990
| 0,943
| 0,948
| 0,999
| 1,000
| Тюменская область*
| 2,607
| 2,607
| 2,347
| 2,347
| 2,510
| 2,510
| 2,534
| 2,534
| Челябинская область
| 0,749
| 0,805
| 0,814
| 0,854
| 0,770
| 0,793
| 0,703
| 0,716
| * - согласно уставу Тюменской области, ХМАО и ЯНАО входят в состав области
| Бюджетная обеспеченность субъектов УФО Представленные показатели расчетной бюджетной обеспеченности свидетельствуют, что большинство регионов не имеет достаточных средств для реализации возложенных на них расходных полномочий.
| 2010 г.
| 2011 г.
| 2012 г.
| 2013
| Всего
млн. рублей
| В % к 2009 г.
| Всего
млн. рублей
| В % к 2010 г.
| Всего
млн. рублей
| В % к 2011 г.
| Всего
млн. рублей
| В % к 2011 г.
| Курганская область
| 6107,2
|
| 6867,9
|
| 7055,5
|
| 7955,2
|
| Свердловская область
| 0
|
| 317,7
|
| 775,9
|
| 184,4
|
| Тюменская область
| 0
|
| 0
|
| 0
|
| 0
|
| Челябинская область
| 6119,7
|
| 4166,4
|
| 2941,5
|
| 2125,2
|
| * - согласно уставу Тюменской области, ХМАО и ЯНАО входят в состав области
| Динамика дотаций, выделяемых на выравнивание бюджетной обеспеченности Основная доля валового регионального продукта (далее – ВРП) в 2011 году в округе формируется за счет добычи полезных ископаемых – 35,1%. Доля обрабатывающих производств в общем объеме составляет 15,1%. Также значительные доли ВРП приходятся на оптовую и розничную торговлю – 11%, транспорт и связь – 9% и на строительство – 6,9%. Государственное управление и обеспечение военной безопасности в структуре занимает 3%. Характеристика структуры ВРП Уральского федерального округа в 2011 году Самый низкий процент по численности проживающего в регионе населения в Уральском федеральном округе приходится на Республику Калмыкия (2,04%), Республику Адыгея (3,19%), Астраханскую область (7,29%). Самый высокий процент приходится на Краснодарский край (38,32%), Ростовскую область (30,59%), Волгоградскую область (18,57%) .
Структура Уральского федерального округа по численности населения в регионах
на 1 января 2013 года Обеспечению оптимизации системы расселения, привлечения и закрепления населения в регионе в рамках реализации Стратегии должны способствовать реализация направлений социальной и демографической политики, а приоритетами социального развития УФО на ближайшее десятилетие должны стать оптимизация системы расселения, повышение уровня и качества жизни населения, интенсивное развитие человеческого потенциала.
Вместе с тем жизнеспособность населения начала улучшаться. В целом по Уральскому федеральному округу коэффициент естественного прироста населения в 2011 году составил 1,5, а в 2012 году 2,5. При показателях по Российской Федерации в 2011 году -0,9 и 0,0 в 2012 году соответственно.
Вместе с тем наблюдаются миграционные колебания: в 2010 году приток населения составил 8,6 тыс. человек, в 2011 году – 38 тыс. человек, в 2012 году – 23,4 тыс. человек.
Численность экономически активного населения, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2010 году, составила 6,7 млн. человек, или 54,2% общей численности населения округа, в 2011 году – 6,7 млн. человек, или 54,6% общей численности населения округа, а в 2012 году – 6,7 млн. человек или 55,1% общей численности населения округа. В 2010 году не имели занятия, но активно его искали 534,3 тыс. человек, или 8% общей численности экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные), в 2011-м году – 464,0 тыс. человек, или 6,9% общей численности экономически активного населения, в 2012-м году – 412,1 тыс. человек, или 6,2% общей численности экономически активного населения. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец декабря 2010 года было зарегистрировано 127,7 тыс. человек, или 1,9% экономически активного населения, на конец декабря 2011 года было зарегистрировано 96,2 тыс. человек, или 1,4% экономически активного населения, на конец декабря 2012 года – зарегистрировано 78,4 тыс. человек, или 1,2% экономически активного населения.
Ситуация в округе хуже, чем в целом по Российской Федерации: в 2010 году количество безработных составило 5 544 тыс. человек (7,3% общей численности экономически активного населения), в 2011 году – 4 922 тыс. человек (6,5%), в 2012 году – 4 131 тыс. человек (5,5%).
Среди субъектов Уральского федерального округа самая высокая доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев в общей численности безработных, в 2010 году зафиксирована в Курганской области (36,8%) и Тюменской области (27,2%). Самый низкий процент – в Ямало-Ненецком автономном округе (18,4%). В 2011 году негативные тенденции усилились, так уже в 2 из 6 субъектов УФО (Курганская и Тюменская области) доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев в общей численности безработных, превысила 30%, еще в 3 субъектах она приблизилась к отметке 30% и только в Ямало-Ненецком автономном округе остается относительно низкой – 22,7%.
Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в общей численности безработных
по Южному федеральному округу за 2012 год, % Анализ показателей развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в сравнении с показателями энерго-сырьевого сценария реализации Стратегии показал в целом положительную динамику развития округа.
№
п/п
| Наименование показателя
| среднегодовой темп
|
| Фактическое значение (процентов) 2011-2015 годы
| Прогнозное значение (процентов) 2011-2015 годы
| Курганская область
| 1.
| ВРП
| 106,8
| 102,3
| 2.
| Реальные доходы населения
| 95,6
| 103,3
| 3.
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
| 101,2
| 107,6
| 4.
| Индекс промышленного производства
| 110,3
| 102,9
| Свердловская область
| 5.
| ВРП
| 108,9
| 107,5
| 6.
| Реальные доходы населения
| 102,6
| 104,2
| 7.
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
| 128,3
| 111,7
| 8.
| Индекс промышленного производства
| 106,3
| 106,1
| Тюменская область
| 9.
| ВРП
| 103,1
| 104,5
| 10.
| Реальные доходы населения
| 98,8
| 102,6
| 11.
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
| 114,7
| 103
| 12.
| Индекс промышленного производства
| 99,2
| 105,9
| Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
| 13.
| ВРП
| 100,9
| 101,6
| 14.
| Реальные доходы населения
| 96,7
| 102
| 15.
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
| 119,3
| 101,1
| 16.
| Индекс промышленного производства
| 97,9
| 100,1
| Ямало-Ненецкий автономный округ
| 17.
| ВРП
| 102,7
| 101,4
| 18.
| Реальные доходы населения
| 105,2
| 101,4
| 19.
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
| 105,2
| 105,4
| 20.
| Индекс промышленного производства
| 110,7
| 103,2
| Челябинская область
| 21.
| ВРП
| 105,3
| 104,3
| 22.
| Реальные доходы населения
| 99,1
| 104,9
| 23.
| Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
| 106,2
| 105,2
| 24.
| Индекс промышленного производства
| 106,3
| 103,6
| Показатели развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав УФО По ряду показателей темпы развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, превышают плановые. Так показатели «Валовой региональный продукт» и «Индекс промышленного производства» превышены в Курганской, Свердловской, Челябинской областях и в Ямало-Ненецком автономной округе, показатель «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования» – в Свердловской, Тюменской, Челябинской областях и Ханты-Мансийской автономном округе – Югре.
На диаграмме представлены объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по трем основным видам экономической деятельности. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности Таким образом, можно утверждать, что основные социально-экономические показатели в основном достигли целевых значений Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав УФО, и будут иметь тенденцию к дальнейшему росту. Развитие агропромышленного комплекса Объем продукции сельского хозяйства Уральского федерального округа в 2012 году составил 202 060,7 млн. рублей, что составляет 6,3% от общего объема продукции сельского хозяйства по Российской Федерации. Объем продукции сельского хозяйства в 2012 году, млн. руб. Основная доля произведенной продукции приходится на Челябинскую область (34,4%), Свердловскую область (24,6%) и Тюменскую область (23,4%). Самый низкий процент произведенной продукции в Ямало-Ненецом автономном округе.
Удельный вес регионов в Уральском федеральном округе по основным показателям сельского хозяйства в 2012 году Реализация мероприятий по повышению качества жизни на селе предусмотрена федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598. В указанную программу включено новое направление — грантовая поддержка местных инициатив, связанных с благоустройством сел, сохранением природных ландшафтов, возрождением культурных традиций, народных промыслов и ремесел. Предлагаемый в ней комплекс мер позволит сформировать позитивное отношение к селу и сельскому образу жизни.
В 2008-2012 годах в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (далее - программа «Плодородие»), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99, осуществлялись меры по поддержанию почвенного плодородия путем проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве, выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, противоэрозионных и фитомелиоративных мероприятий, работ по реабилитации нарушенных земель.
По результатам мониторинга выполнения финансовых обязательств субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий программы «Плодородие» за 2008-2012 годы в округе наилучшие показатели в Челябинской (117,7%, 7-е место среди субъектов Российской Федерации) и Свердловской (115,9%, 9-е место) областях.
Для повышения конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства путем проведения комплексной мелиорации земель сельхозназначения постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 922 утверждена федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы».
Указанной программой предусматриваются мероприятия по проведению комплексной мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет реконструкции и строительства мелиоративных систем, эффективного использования природных ресурсов и другие. В результате реализации мероприятий будут предотвращены от выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственные угодья, введены в эксплуатацию мелиорированные земли, созданы новые рабочие места Развитие топливно-энергетического комплекса Уральский федеральный округ является крупнейшим в России поставщиком нефти, газового конденсата и природного газа на внутренний й внешний рынки, что определяет его значительную роль в экономике и энергетической безопасности не только России, но ряда других стран.
На территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции сосредоточено около 67 % отечественных запасов нефти (6,0 % - мировых).
Крупнейшими в регионе по запасам нефти являются месторождения, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Доля УФО в общероссийском производстве основных ТЭР, по уточненным данным Росстата, в 2011 году составила:
по добыче газа – 87,8%;
добыче нефти с газовым конденсатом – 59,6%;
выработке электроэнергии – 17,1 %;
первичной переработке нефти – 3,5 %;
добыче угля – 0,7 %.
В целом округ энергоизбыточен – суммарная собственная добыча (производство) первичных ТЭР превышает потребность округа в 5,6 раза, в том числе в нефти – в 21 раз, газе – в 4,7 раза, вместе с тем обеспеченность углем – всего 5,5 %, По уровню обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами округ занимает ведущее место в России, хотя является дефицитным по углю.
В 2011 году, по данным Росстата, в УФО было добыто 305,2 млн,т нефти с газовым конденсатом (на 0,6% меньше объема 2010 г.). За 10 месяцев 2012 года добыча нефти с газовым конденсатом в регионе составила 251,9 млн.т, что на 0,8 % меньше показателя аналогичного периода прошлого года.
Тенденция снижения добычи в целом по округу наблюдается с 2007 года, что связано с вступлением в фазу падающей добычи крупных месторождений. При этом по регионам УФО прослеживаются разнонаправленные тенденции: падение добычи на разрабатываемых месторождениях ХМАО и ЯНАО при увеличении объемов извлекаемого нефтяного сырья в Тюменской области.
Добыча нефтяного сырья в УФО ведется на территории трех субъектов: ХМАО, на который пришлось 86,2% добычи нефти в УФО в 2011 году и 85,6% - за 10 месяцев 2012 года, ЯНАО (11,6% и 11,9 % соответственно) и Тюменская область (без автономных округов) (2,2% и 2,5%).
По объему добычи нефти за 10 месяцев 2012 года, по данным ГП «ЦДУ ТЭК», лидирующие позиции в УФО занимали ОАО «НК «Роснефть» (24,3 % добычи нефти в округе), ОАО «Сургутнефтегаз» (18,1%), ОАО «ЛУКОЙЛ» (16,2%) и. ОАО «ТНК-BP Холдинг» (14,9 %). '
Суммарная мощность нефтеперерабатывающих предприятий УФО по первичной переработке нефти (далее - ИНН) по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 10,1 млн.т в год, или 3,5 % от всех установленных мощностей по ПГШ России (данные Росстата). Крупнейшими из них являются Сургутский ЗСК ОАО «Газпром» (4,0 млн.т / год, ХМАО), ЗАО «Антипинский НПЗ» (ЗД млн.т / год, г. Тюмень) и Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение «ОАО «ТНК-ВР» (1,4 млн.т/год, ХМАО). Суммарная мощность по первичной переработке прочих 8 мини-НПЗ составляет 1,5 млн.т в год.
В 2011 году объем ППН на предприятиях УФО составил 9,0 млн.т, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 12,7%, за 10 месяцев. 2012 года переработано 10,1 млн. т (на 38,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года). По итогам 2011 года 62,8% нефтяного сырья в УФО было переработано в ХМАО, 28,5 % - в Тюменской области, 8,3 % - в ЯНАО и 0,3 % - в Курганской области.
В 2011 году в УФО, по данным Росстата, было произведено 1,4 млн.т автомобильного бензина (3,8% от общего выпуска по Российской Федерации), около 2,0 млн.т дизельного топлива (2,8%) и 1,0 млн.т топочного мазута (1,4%).
Для полного удовлетворения потребностей УФО в нефтепродуктах (светлых нефтепродуктах) осуществляется их завоз из других регионов России (в основном из Омской области. Пермского края, с НПЗ Республики Башкортостан).
Извлекаемые запасы газового сырья (природного и попутного) в УФО составляют примерно. 65 % общероссийских и сосредоточены главным образом на территории ЯНАО. Значительные извлекаемые запасы природного газа, также обнаружены на шельфе Карского моря.
В число крупнейших газовых месторождений УФО и России, в целом входят:
Бованенковское (запасы категории A+B+Ci – 3,58 трлн.м3, категории Сг –1,35 трлн.м3);
Ямбургское (A+B+Ci – 2,70 трлн.м3, категории Сг – 0,93 трлн.м3);
Уренгойское (A+B+Ci – 2,55 трлн.м3, категории С2 – 0,67 трлн.м3);
Заполярное (А+В+О – 1,82 трлн.м3, категории Сг – 0,03 трлн.м3).
В 2011 году добыча газа в УФО, по данным Росстата, составила 588,9 млрд.м3 и превысила уровень 2010 года на 3,3%. За 10 месяцев текущего года добыто 530,4 млрд.м3 газа (снижение к соответствующему периоду 2011 года на 3,1 %), в т. ч. природного газа добыто 478,7 млрд.м3, а попутного нефтяного газа -51,7 млрд.м3.
Добыча ведется на территории трех субъектов: ЯНАО (94,7% добычи газа в УФО в 2011 году), ХМАО (5,3%), причем в ХМАО добывается в основном попутный нефтяной газ (ПНГ), Тюменской области (0,02 %).
Крупнейшими потребителями природного газа в регионе являются Тюменская область (с учетом ХМАО и ЯНАО) - 57,3% потребления в УФО в 2011 году, Свердловская область - 22,1 %, Челябинская область - 18,8 % и Курганская область -1,8%.
Приоритетными потребителями газа' в округе, являются электростанции (45,1 %) и промышленность (36,0 %). На долю коммунально-бытового сектора, включая население, приходится 8,8 %, других потребителей |