Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики
Школа востоковедения Программа дисциплины
Визуальное искусство изучаемого региона
(Япония)
для направления/ специальности 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра
Автор программы:
Штейнер Е.С., доктор искусствоведения, enbach@gmail.com, esteiner@hse.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока
«___»____________ 2014 г.
Зав. кафедрой проф. Маслов А.А. _______________________ Рекомендована Академическим советом ОП «Востоковедение и африканистика» «___»____________ 2014 г.
Председатель Худяков Д.А. _________________________ Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________2014 г.
Ученый секретарь Коваль Т.Б. ___________________ Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Программа дисциплины
Визуальное искусство изучаемого региона
для направления подготовки бакалавра 032100.62 Востоковедение, африканистика
Раздел №3: Япония
Краткое описание
Этот курс разработан с тем, чтобы служить практическим введением в область японских классических искусств. В процессе изучения анализу подвергаются как основные теоретические вопросы (место искуства в контексте культуры, идеологические и религиозные особенности общества, базисные эстетические категории и т.п.), так и наиболее значимые практические аспекты (материалы и техники, репертуар сюжетов и мотивов, исторический обзор стилистических инноваций и ведущих творческих тенденций). В ходе изложения курса сочетаются структурный подход к жанрам и формам искусства с детальным анализом отдельных памятников искусства. Принцип построения курса основан на сочетании типологического (по видам и жанрам) и хронологического изложения материала. В начале рассматриваются архаические формы народного японского творческого сознания, основанного на верованиях Синто, далее анализируется древняя и средневековая скульптура и богатая иконография буддизма; различные форматы живописи (свитки эмаки и какэмоно), ширмы; в позднесредневековый и период и ранее новое время основное внимание уделяется гравюре на дерее и прочим формам культуры «бренного мира» (укиё-э) – керамике, лакам, нэцкэ, изделиям из дерева, бумаги и металла. Особое внимание обращается на взаимодействие с западными формами искусства в новое время и возникновение современных художественных средств выражения. 2. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 032100.62 Востоковедение, африканистика, изучающих дисциплину «Визуальное искусство стран Востока».
Программа разработана в соответствии с:
;
образовательной программой направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра;
рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 032100.62 Востоковедение, африканистика, утвержденным в 2011г.
3. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Визуальное искусство изучаемого региона (Япония)» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания:
- развивать способность использования знания и понимания этнических и этнопсихологических проблем человека в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры; сформировать представление об этнических и этнопсихологических особенностях межкультурного диалога;
- сформировать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем искусствоведения и культурологии изучаемого региона: художественные и этнопсихологические особенности населения Японии и их влияние на формирование ментальности, деловой культуры и этикета поведения;
- сформировать представления об основных особенностях художественной и духовной культуры Японии; понимание роли эстетических, религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов; развивать умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих этнических культур;
- развить у студентов навыки использования знаний художественных и эстетических особенностей Японии и их влияния на формирование духовной культуры и этикета поведения;
- сформировать и развить способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития культурных процессов в странах афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации;
- выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению культурных и этнопсихологических закономерностей и особенностей Японии; развивать умение строить и использовать психологические модели для описания и прогнозирования различных культурных явлений, осуществлять их качественный анализ;
- способствовать развитию умений проводить анализ историческо-художественного развития и современного влияния эстетических категорий и этно-конфессиональных институтов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные сведения о художественных, эстетических и конфессиональных особенностях Японии; о культурых различиях в традиционных обществах стран Востока; об основных чертах художественных традиций и духовной культуры; об основных положениях теоретических концепций современного литературоведения в области изучения Японии;
Уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях художественного и культурного развития Японии; использовать теоретические знания по культуре Японии на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по искусству, искусствоведению и культурологии Японии в редакционно-издательской деятельности; понимать закономерности общего и особенного в развитии культуры Японии; составлять развернутую характеристику отдельных художественных явлений, стилей и течений; анализировать влияние традиционного наследия на процессы и явления, происходящие в обществе;
Иметь навыки (приобрести опыт) использования знания художественных ценностей Японии в практике культурной коммуникации; распознавания проявлений духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик; квалифицированного использования терминологии для понимания текстов по искусству и искусствоведению Японии; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных и религиозных традиций Японии на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога.
| СЛК-6
| Распознает проявление духовных и эстетических ценностей при анализе культурных коммуникативных практик.
Использует знание художественных ценностей Японии в практике межкультурной коммуникации.
| Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем искусствоведения и социально-культурных традиций изучаемого региона: художественные традиции Японии и их присутствие в современной жизни общества; артистические и психологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения
| ПК-3
| Дает определение основных понятий искусства Японии.
Воспроизводит основные положения теоретических концепции современного искусствоведения в области изучения искусства и визуальной культуры Японии.
Демонстрирует знания закономерностей и особенностей художественного процесса в Японии.
Демонстрирует знания художественных традиций Японии.
Распознает художественные особенности японского народа.
Представляет причинно-следственные связи между художественными особенностями носителей разных культур стран Востока (Китая и Японии) и их доминирующими моделями.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском и английском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий (артефактов визуальной и письменной культуры, репродукций и т.д.)
| Владение информацией об основных особенностях художественной и духовной культуры Японии, понимание роли религиозно-этических учений и социальных практик в становлении и функционировании художественных стилей и институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей японской художественной традиции.
| ПК-19
| Воспроизводит основные сведения об художественных, этнопсихологических и конфессиональных особенностях Японии.
Демонстрирует понимание закономерностей общего и особенного в развитии визуальных культур Японии и сопредельных стран. Применяет знания художественных ценностей Японии в практике межкультурной коммуникации.
Владеет методологией распознавания проявлений духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)
| Способность использовать знание художественных, и эстетических особенностей Японии и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения.
| ПК-20
| Представляет связи между аксиологическими доминантами художественной культуры и психологическими характеристиками носителей японской культуры.
Выявляет проявление художественных особенностей в различных сферах коммуникации, в том числе в области деловой культуры.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)
| Способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам культурного наследия и развития восточно-азиатского региона, в особенности Японии, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению способности к межкультурному диалогу Российской Федерации.
| ПК-21
| Демонстрирует знания о процессах генезиса и функционирования художественных традиций, ассимиляции и аккультурации при анализе актуальных проблем развития японской культуры.
Владеет навыками критического анализа различных форм проявления стереотипизации и мифологизации в сфере межкультурного взаимодействия.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа);
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| Способность понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных текстовых практик, осуществлять их качественный и количественный анализ.
| ПК-22
| Осуществляет качественный анализ текстов письменной культуры.
Обосновывает правомочность применения структурного, системного и аналитического методов при решении учебных и учебно-научных задач при подготовке сообщений, докладов на семинарских занятиях по искусству и визуальной культуре Японии.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий
| Способность проводить анализ исторического развития и современного влияния религиозных и социальных институтов на порождение и функционирование художественных текстов.
| ПК-д-30
| Распознает формы проявления при анализе исторического развития и современного влияния религиозных и социальныхтинститутов.
Использует системный и системно-структурный методы исследования при анализе процессов художественного развития Японии.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа);
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Введение в востоковедение
Всеобщая история
Социально-культурные традиции изучаемого региона
История изучаемого региона
Культурное развитие изучаемого региона
История религий
Религиозно-философские традиции Востока
Сравнительная история цивилизаций Азии и Африки
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
способностью научно анализировать художественные процессы и социально-значимые проблемы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ искусствоведения, филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);
способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5).
владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);
умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2);
готовностью к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (СЛК-1);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (СЛК-4);
способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5);
умением использовать в профессиональной деятельности знание социального развития Востока: формы типологизации восточных обществ и оценка их уровня социального развития; социальный состав и его динамика на Востоке; социальные структуры, страты и группы в восточном обществе; кланово-родовые структуры; система лидерства и иерархии, этика межличностных и деловых отношений на Востоке; средства массовой информации в странах Азии и Африки (ПК-4);
умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке (ПК-5);
умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем культурного развития Азии и Африки: культурное развитие регионов Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; развитие художественной культуры, искусства и архитектуры; жанровое разнообразие искусства в новое и новейшее время; символизм в повседневной жизни и творчестве на Востоке; визуальная культура; театр, драма, киноискусство, народное творчество на Востоке; взаимодействие восточных и западных культур (ПК-11). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Культурные аспекты деятельности в изучаемой стране.
Региональные особенности религиозно-философской культуры изучаемой страны.
Культурный синкретизм и своеобычность в странах Восточной Азии.
|