Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»







НазваниеПрограмма Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»
страница1/59
Дата публикации17.06.2013
Размер6.96 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Экономика > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59
Примерная программа

Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»

Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

1. Цели дисциплины и ее место в структуре ООП

Целями освоения дисциплины (модуля) «Социология предпринимательства» являются: формирование у студентов знаний в области теории и истории социологии предпринимательства, знакомство студентов с системой мотивации, ценностей, факторов, влияющих на выбор модели рыночного поведения и институциональной средой, в которой действуют предприниматели.

«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр.

Для ее изучение студентам необходимы знания следующих учебных дисциплин: «Экономика»; «Классические теории социологии»; «Экономическая социология».
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Социология предпринимательства» направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

  • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

  • умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

  • способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственнной сферы деятельности (ПК-11).


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • место и роль предпринимательства в социальной структуре общества;

  • основные особенности предпринимательства как формы социально-экономической деятельности;

  • типологию предпринимательства;

  • практики, нормы и ценности предпринимательской среды;

  • действующие в бизнес-среде формальные и неформальные институты;

  • основы предпринимательской культуры и социальной ответственности предпринимательства.

Уметь:

  • использовать количественный и качественный подходы для анализа феномена предпринимательства;

  • применять методы социологического анализа различных аспектов развития предпринимательства.

Владеть:

  • методами статистического и социологического наблюдения;

  • основными аналитическими подходами к исследованию предпринимательского поведения.


4. Общая трудоемкость дисциплины «Социология предпринимательства»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 академических часа.
5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий




п/п

Раздел

дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации

Всего

Л

ПЗ

КСР

СРС

1.

Развитие предпринимательства в ходе эволюции -социально-экономических систем



















Задания для самостоятельной работы № 1-6

2.

Особенности российского предпринимательства



















Задание для самостоятельной работы № 9, 11, 12, 15, 14, 16, 21

3.

Типология предпринимательства



















Задания для самостоятельной работы № 7, 8, 13, 20, 22, 23, 24

4.

Взаимодействие предпринимательства, общества и государства



















Задания для самостоятельной работы № 10, 17, 18, 19

5.

Промежуточная аттестация



















Экзамен

6.

Итого



















18


5.2. Содержание учебной дисциплины.

Тема 1. Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем

Эволюция взглядов на предпринимательство и предпринимателя. Исторические и социальные корни предпринимательского духа. Средневековое и капиталистическое предпринимательство. Предприниматель, мещанин и бюрократ. Социальный портрет современного предпринимателя.

Предпринимательство: сущность, экономические и социальные функции. Инновация как социально-экономическая функция предпринимателя.

Внешняя среда предпринимательской деятельности. Экономические и социальные ценности предпринимателей. Мотивация и деловая стратегия предпринимательской деятельности. Предпринимательство и бизнес.
Тема 2. Особенности российского предпринимательства

Роль государства в истории российского предпринимательства. Три предпринимательских сословия: дворяне, купцы и крестьяне. Маргинальное положение предпринимательских групп. Слабость рыночных институтов. Традиционализм и рациональность в поведении предпринимателей.

Основные этапы в развитии предпринимательства в постсоветской России. Российское предпринимательство в начале реформ и сейчас: изменение условий и характеристик предпринимательской практики.
Тема 3. Типология предпринимательства

Малое предпринимательство: сущность, экономические и социальные функции. Семейное предпринимательство. Женское предпринимательство. Этническое предпринимательство. Самозанятость. Силовое предпринимательство и его эволюция. Неэкономическое предпринимательство. Челночный бизнес как предпринимательство в начале рыночных реформ: найди черты предпринимателя.
Тема 4. Взаимодействие предпринимательства, общества и государства

Государство и предпринимательская деятельность: основные принципы и механизмы влияния. Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды. Негативное воздействие государственных институтов на предпринимательство: административные барьеры. Предпринимательство в условиях институционализации неформальных отношений в российской бизнес среде. Роль неформальных отношений бизнеса и власти для успешной экономической деятельности.

Сущность и значения культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Деловая этика предпринимательства.

Понятие социальной ответственности бизнеса, концепция корпоративной социальной ответственности. История становления концепции социальной ответственности бизнеса. Проблемы формирования корпоративной социальной ответственности в России.
6. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Социология предпринимательства» предполагает использование следующих образовательных технологий:

  • интерактивных обучающих технологий: дискуссий, круглых столов, работы в малых группах;

  • мультимедийных средств обучения при проведение аудиторных занятий со студентами;

  • метода кейсов, позволяющих развивать независимое мышление, способности к индивидуальной инициативе наряду с уважением мнения других, умение формулировать и отстаивать личную точку зрения;

  • раздаточного материала: опорных конспектов, статистических данных, данных социологических опросов для более эффективного усвоения учебной дисциплины.


7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Планы практических занятий

Тема 1. Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем

Занятие 1. Эволюция понятия предпринимательство

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Предпринимательство как несение бремени риска и неопределенности (Р. Кантильон, Ф. Найт, Л. Мизес).

  2. Предпринимательство как комбинация факторов производства (Ж.Б. Сэй, Дж.Б. Кларк, А. Маршалл).

  3. Предпринимательство как новаторство (Й. Шумпетер, П. Друкер).

  4. Предпринимательство как арбитражные сделки (И. Кирцнер).

  5. Предпринимательский дух (Вебер, Зомбарт и др.).

Литература основная: № 1, 2, 3 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 6, 8, 19, 25 из списка «Дополнительная литература»
Занятие 2. Сущность, экономические и социальные функции

предпринимательства

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Основные характеристики предпринимательской деятельности: стремление к получению прибыли; риск; собственность и предпринимательство; новаторство.

  2. Основные функции предпринимательства.

  3. Мотивация предпринимательской деятельности.

  4. Предпринимательство и бизнес.

Литература основная: № 3, 5 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 20, 21 из списка «Дополнительная литература»

Тема 2 Особенности российского предпринимательства

Занятие 3. Исторические особенности российского предпринимательства.

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Российское предпринимательство в допетровскую эпоху.

  2. Экономические преобразования Петра I.

  3. Подъем предпринимательства во второй половине XIX – начале XX вв.

  4. Предпринимательство в России после 1917 г. НЭП.

Литература основная: № 2, 3 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 11, 18, 19, 20, 21, 28 из списка «Дополнительная литература»

Занятие 4. Особенности современного российского предпринимательства

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Становления предпринимательства в постсоветской России.

  2. Предпринимательский потенциал общества.

  3. Понятие «бизнес-элиты».

  4. Вынужденное предпринимательство.

Литература основная: № 2, 3, 4 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 5, 7, 17, 18, 22, 23, 27, 28 из списка «Дополнительная литература»

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя № 1

Основная цель занятия - выяснить насколько студентами усвоены основные теоретические подходы к определению сущности предпринимательства, его основные черты и характеристики, особенности российского предпринимательства. Занятие проводится в форме «мозгового штурма». В результате группа формулирует собственное определение предпринимательской деятельности.

В начале занятия группа путем жеребьевки делится на команды. Команды в процессе обсуждения выделяют характеристики наиболее точно отражающие сущность современной предпринимательской деятельности. Затем каждая команда записывает получившийся перечень характеристик на доску. Под руководством преподавателя происходит сравнение списков. Выбираются характеристики, повторяющиеся у всех или большинства команд. После чего группы по очереди приводят аргументы в защиту тех характеристик, которые выделила только данная команда. После активного обсуждения формулируется и записывается на доске окончательное определение предпринимательской деятельности. Преподаватель комментирует работу группы и знакомит группу с определениями, которые давали их предшественники.

Тема 3. Типология предпринимательства

Занятие 5. Типология предпринимательство по масштабам деятельности,

формам собственности, инновационности

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Среднее и малое предпринимательство: критерии деления.

  2. Экономические функции малого предпринимательства.

  3. Социальные функции малого предпринимательства.

  4. Государственное и частное предпринимательство.

  5. Инновационное предпринимательство.

Литература основная: № 3, 4 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 10, 18, 21, 22, 27, 28 из списка «Дополнительная литература»

Занятие 6. Тема. Типология предпринимательства по гендерному, этническому признакам. Особенности российского предпринимательства период перехода от плана к рынку

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Семейное предпринимательство

  2. Женское предпринимательство

  3. Этническое предпринимательство

  4. Самозанятость

  5. «Силовое» предпринимательство

  6. Неэкономическое предпринимательство

  7. Челночный бизнес как предпринимательство в начале рыночных реформ

Литература основная: № 3, 4 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 1, 4, 26, 27, 28 из списка «Дополнительная литература».

Занятие 7. Типы предпринимательства в классификации GEM

  1. Потенциальные предприниматели.

  2. Нарождающиеся предприниматели.

  3. Владельцы вновь созданного бизнеса.

  4. Владельцы устоявшегося бизнеса.

Литература основная: Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009. http://www.gsom.pu.ru/files/upload/research/gem/gem_2010.pdf

Тема 4. Взаимодействие предпринимательства, общества и государства

Занятие 8. Взаимодействие предпринимательства и государства

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Роль государства в рыночной экономике.

  2. Основные принципы и механизмы влияния государства на предпринимателя.

  3. Государство как генератор институциональной среды в переходной экономике.

  4. Негативное воздействие государственных институтов на предпринимательство.

Литература основная: № 1, 3, 4 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 3, 15, 16, 17, 23, 24, 28 из списка «Дополнительная литература»

Занятие 9. Тема. Неформальные отношения бизнеса и власти

    1. Вопросы для подготовки к занятию

  1. Предпринимательство в условиях институционализации неформальных отношений в российской бизнес среде.

  2. Роль неформальных отношений бизнеса и власти для успешной экономической деятельности.

  3. Механизмы формирования и развития коррупции.

  4. Коррупция как составляющая предпринимательских практик: выигрыш и потери для предпринимателя, предпринимательства, государства.

Литература основная: № 4 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 3, 12, 13, 15, 23 из списка «Дополнительная литература»

Занятие 10. Тема. Корпоративная культура и социальная ответственность предпринимательства

Вопросы для подготовки к занятию

  1. Сущность и значения культуры предпринимательства.

  2. Корпоративная культура.

  3. Деловая этика предпринимательства.

  4. Понятие социальной ответственности бизнеса, концепция корпоративной социальной ответственности.

  5. История становления концепции социальной ответственности бизнеса.

  6. Проблемы формирования корпоративной социальной ответственности в России.

Литература основная: №1, 2, 3, 4 из списка «Основная литература»

Литература дополнительная: № 2, 8, 9, 14, 24, 27 из списка «Дополнительная литература».

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя № 1.

Цель занятия - овладеть навыками диагностики организационной культуры (OCAI) К. Камерона и Р. Куинна.

Студенты заполняют вопросник, предложенный К. Камероном и Р. Куинном в книге «Диагностика и изменение организационной культуры», обобщают полученные результаты и строят профиль организационной структуры социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

    1. Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить презентацию «Английская модель предпринимательской деятельности».

  2. Подготовить презентацию «Предпринимательство в американской экономической модели».

  3. Подготовить презентацию «Германская модель взаимоотношений государства и предпринимательства».

  4. Подготовить презентацию «Японская экономическая модель: истоки японского чуда».

  5. Подготовить презентацию «Особенности китайского предпринимательства».

  6. Написать эссе «Предприниматель в буржуазном обществе: герой, изгой, «типичный представитель»?

  7. Написать эссе «Женское предпринимательство»

  8. Написать эссе «Этнический бизнес: социальные предпосылки его существования и развития».

  9. Написать эссе «Социальный портрет современного российского предпринимателя».

  10. Написать эссе «Основные проблемы во взаимоотношениях бизнеса и государства в сфере социальной ответственности бизнеса».

  11. Написать эссе «Этапы развития предпринимательства в постсоветской России»

  12. Написать эссе «Социально-демографические и психологические особенности потенциальных предпринимателей»

  13. Написать эссе «Сетевой подход в социологии предпринимательства»

  14. Написать эссе «Роль государства как создателя институциональной среды в переходной экономике».

  15. Написать эссе «Новейшие формы «силового предпринимательства в России».

  16. Написать эссе «Проблема административных барьеров».

  17. Написать эссе «Частно-государственное партнерство».

  18. Написать эссе «Коррупционные практики в России».

  19. Составить обзор основных российских ресурсов, посвященных социальной ответственности бизнеса.

  20. Проанализировать основные подходы к развитию теории предпринимательства в зарубежной литературе.

  21. Проанализировать данные «Глобального мониторинга предпринимательства».

  22. Составить обзор основных зарубежных сетевых ресурсов по теории предпринимательства.

  23. Составить обзор основных международных научных конференций по проблемам предпринимательства.

  24. Составить обзор основных периодических изданий по проблемам теории предпринимательства за рубежом.

    1. Тест для промежуточного контроля самостоятельной работы студентов по теме 1.

  1. К признакам, характеризующим предпринимательскую деятельность не относится:

    1. ориентация на получение прибыли;

    2. обоснованный риск;

    3. новаторство (поиск новых решений);

    4. производство продукта с целью личного потребления.

  2. К внешней среде предпринимательства прямого воздействия не относятся:

    1. конкуренты;

    2. потребители;

    3. муниципальные органы власти;

    4. контактные аудитории.

  3. Какой доход приносит фактор предпринимательская способность:

    1. процент;

    2. рента;

    3. заработная плата;

    4. прибыль.

  4. Термин предприниматель впервые применил:

    1. В. Зомбарт;

    2. Р. Кантильон;

    3. К. Маркс;

    4. А. Маршалл.

  5. Роль предпринимателя как новатора наиболее полно раскрыл:

    1. П. Самуэльсон;

    2. П. Друкер;

    3. Й. Шумпетер;

    4. А. Смит.

  6. Российское предпринимательство начало бурно развиваться в период правления:

    1. Екатерины II;

    2. Петра I;

    3. Алексея Михайловича;

    4. Александра III.

  7. В роли предпринимателя не может выступать:

    1. собственник;

    2. менеджер;

    3. бизнесмен;

    4. мерчендайзер.

  8. Главной целью предпринимательской деятельности является:

    1. удовлетворение потребностей потребителей;

    2. создание валового внутреннего продукта;

    3. получение прибыли;

    4. самореализация.

  9. Организационно-правовой формой крупного бизнеса чаще всего является:

    1. коммандитное товарищество;

    2. общество с ограниченной ответственностью;

    3. государственное унитарное предприятие;

    4. открытое акционерное общество.

  10. К основным производственным фондам не относится:

    1. оборудование;

    2. сырьё;

    3. сооружения;

    4. транспортные средства.

  11. Амортизационные отчисления необходимы для:

    1. возврата капитала, авансированного в основные средства;

    2. перечисления НДС в бюджет;

    3. осуществления выплат в Пенсионный фонд;

    4. выплаты дивидендов по акциям.

  12. Оборотные производственные фонды:

    1. это краткосрочные финансовые вложения, осуществляемые в процессе финансовой деятельности предприятия;

    2. полностью переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию в течение одного производственного цикла;

    3. включают здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование и т.п.;

    4. образуют Уставной капитал фирмы.

  13. Сумма долгов юридических и физических лиц предприятию называется:

    1. кредиторская задолженность;

    2. депозитный сертификат;

    3. инвестиционный портфель;

    4. дебиторская задолженность.

  14. Выручка коммерческой организации не зависит от:

    1. среднесписочной численности сотрудников УФМС г. Москвы;

    2. эластичности спроса на продукцию данной организации;

    3. себестоимости единицы продукции;

    4. наличия на рынке товаров, замещающих в потреблении продукцию организации.

  15. Косвенным налогом является:

    1. единый социальный налог;

    2. налог на добавленную стоимость;

    3. налог на имущество организаций;

    4. земельный налог.

    1. Примерный перечень вопросов к экзамену:

    1. Предпринимательство: сущность, экономические и социальные функции.

    2. Классический социально-психологический портрет предпринимателя.

    3. Отличия подхода к феномену предпринимательства в экономической науке, психологии и социологии.

    4. История развития предпринимательства в России.

    5. Этапы становления предпринимательства в постсоветской России.

    6. Типология предпринимателей.

    7. Семейное предпринимательство, его институциональные особенности.

    8. Этническое предпринимательство: причины развития в современных обществах.

    9. Индивидуальное предпринимательство как форма предпринимательской активности.

    10. Женское предпринимательство: особенности стратегий и практик.

    11. Квазипредпринимательство.

    12. Неэкономическое предпринимательство.

    13. Предпринимательский потенциал общества: основные понятия. Пирамида предпринимательского потенциала

    14. Стартовое предпринимательство, его особенности и институциональные ограничения

    15. Малое предпринимательство как исходная форма предпринимательской активности, ее социокультурные, организационные и управленческие особенности.

    16. Вынужденное предпринимательство и оппортунистическое предпринимательство.

    17. «Силовое предпринимательство» и его эволюция в России.

    18. «Черное рейдерство» как форма силового предпринимательства

    19. Предпринимательство и бизнес: общность и различия.

    20. Формальные институты предпринимательской среды (права собственности, правила корпоративного управления, правила обмена).

    21. Государство и предпринимательская деятельность: основные принципы и механизмы влияния

    22. Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды для развития предпринимательства.

    23. Механизм воспроизводства административных барьеров для предпринимательства.

    24. Административные барьеры: понятие, сущность, формы

    25. Основные пути и социальные технологии снижения административных барьеров для развития предпринимательства

    26. Посредники, их типы, функции и роль в отношениях между предпринимателями и государственными органами.

    27. Эволюция моделей контроля в российском предпринимательстве.

    28. Основные методы, используемые при проведении прикладных исследований, их организация и сферы применения результатов.

    29. Государство и предпринимательская деятельность: основные принципы и механизмы влияния.

    30. Неформальные следствия формальных стратегий государства в отношении предпринимательства: коррупция.

    31. Роль социального и культурного капитала предпринимателя в структуре источников финансирования малых предприятий.

    32. Эффективность институтов для предпринимательства и концепция трансакционных издержек.

    33. Этапы формирования системы прав собственности в процессе системной трансформации в России.

    34. Виды и типы опросов предпринимателей, возможности и направления использования их результатов.

    35. Культура предпринимательства и коррупция: основные трактовки в социологической литературе.

    36. Неформальная экономика как контекст развития предпринимательства в России.

    37. Неформальные отношения бизнеса и власти.

    38. Консолидация предпринимательских групп интересов для противодействия коррупции и административным барьерам.

    39. Социальная ответственность бизнеса, особенности в России.

    40. Социальное партнерство: модели, особенности в России.


8. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Основная литература:

  1. Верховин В.И. Экономическая социология. В 2 томах. – М.: Книжный дом «Университет». 2009.

  2. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009. http://www.gsom.pu.ru/files/upload/research/gem/gem_2010.pdf

  3. Ишутин Р.В., Светуньков С.Г. Основы теории предпринимательства: Учебник для экономических специальностей вузов. М.: Российская Академия предпринимательства. 2005.

  4. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

  5. Теория предпринимательства в России: По материалам «Глобального мониторинга предпринимательства». – М.: изд-во ГУ-ВШЭ. 2010.

  6. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства: Учебн. пособие. – М.: изд-во ГУ-ВШЭ, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Барсукова С.Ю. И снова о женском предпринимательстве // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4.

  2. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / Независимый институт социальной политики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

  3. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис. 2006.

  4. Волков В. Силовое предпринимательство. – Спб., М.: Летний сад. 2002.

  5. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М. : Издательство «Весь Мир», 2010.

  6. Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / Радаев В.В. – М.: РОССПЭН, 2004.

  7. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 16-32.

  8. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М.: Наука, 1994.

  9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры — СПб: Питер, 2001.

  10. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебн. пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2008.

  11. Латов Ю.В. Власть-собственность в средневековой России // TERRA ECONOMICUS. 2004.  Т. 2. № 4. С. 111-133.

  12. Латов Ю.В. Глас народа о проблемах коррупции: закономерное и парадоксальное // TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 2. С. 123-138.

  13. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. - М.: Норма, 2006.

  14. Лебедева Н.М.., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитии общества. – М.: изд-во ГУ-ВШЭ, 2007.

  15. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М. 2009.

  16. Перегудов С.П. Бизнес и бюрократия в России: динамика взаимодействия // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.6. - М.: Институт социологии РАН, 2007.

  17. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Рубин Ю.Б., ред. - M.: Маркет ДС, 2005.

  18. Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. — Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН, 2009.

  19. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: курс лекций. М.: КНОРУС. 2006.

  20. Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / [отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова, А.Ю. Чепуренко]; Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2006.

  21. Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. Т. XIII. № 1.

  22. Чепуренко А.Ю. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России. 2008. № 2.

  23. Шабанова М.А. Российский бизнес на пути к более цивилизованному? Новое поколение деловых людей в контексте взаимодействий с властью // Общественные науки и современность. 2008. № 5, 6.

  24. Шаститко А.Е. Институциональная среда предпринимательской деятельности (Стимулы, ограничения, стратегии развития) // Общественные науки и современность. 2008. № 2.

  25. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

  26. Щербакова И.В. Советская предыстория челночества: от мешочников до кооператоров // Социологические исследования. 2008. № 4.

  27. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): десять лет спустя. Ч. 2. Российские фирмы / Нуреев Р.М. – М.: МОНФ, 2010.

  28. Яковлев А. Агенты модернизации. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Альманах «Thesis» http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

  2. Журнал «Экономическая социология» www.ecsoc.msses.ru

  3. Образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент» www.ecsocman.edu.ru

  4. Официальный сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/

  5. Официальный сайт Социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова http://www.socio.msu.ru/

  6. Центр экономической социологии «Эксоцентр» www.ecsoc.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

- Учебные аудитории, оснащенные средствами воспроизведения мультимедийных технологий.

- Компьютерный класс, с доступом к информационным ресурсам.
9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной и итоговой аттестации

Текущий и промежуточный контроль успеваемости осуществляется путем учета активности студентов на практических занятиях, оценок за эссе, тесты, результатам КСР.

Критерии итоговой оценки подготовки студента по дисциплине

Отлично: полно раскрыто содержание материала в объёме программы. Чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание. Ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее.

Хорошо: раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения, понятия. Ответ самостоятельный. Материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения. Допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов.

Удовлетворительно: Усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно. Определения и понятия даны не чётко. Неумение использовать знания полученные ранее.

Неудовлетворительно: Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя. Допущены грубые ошибки в определениях.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Социология».

Разработчики:

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Социологический факультет

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической социологии и маркетинга

И.В. Кузнецова 



Эксперты:


Саратовский государственный университет

Доктор экономических наук

Красильников О.Ю.,










Примерная программа

Наименование дисциплины «Социология и социальная психология потребления»

Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

1. Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов целостного представления об основных подходах к изучению потребления, о месте и значении социологического и социально-психологического подходов в объяснении поведения потребителя и повышении эффективности современных маркетинговых стратегий предприятий.

В рамках курса рассматривается место социологии потребления как специальной области исследования экономической социологии, дается представление о возможностях прикладного использования полученных знаний. Особое внимание уделяется актуальным направлениям изучения потребительского поведения в современных социально-экономических условиях России.

Дисциплина «Социология и социальная психология потребления» относится к профессиональному циклу вариативной части дисциплин по выбору. Дисциплина изучается в 7 семестре. В качестве требований к «входным» компетенциям обучающегося, необходимым при освоении дисциплины «Социология и социальная психология потребления», следует выделить знания, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин: «Экономика», «Социальная психология», «Экономическая социология», «Современная социология ХХ и ХХI века», «Социальная стратификация в современном обществе».

Изучение дисциплины «Социология и социальная психология потребления» является необходимым для последующего освоения теоретических дисциплин и практик: «Социологические основы маркетинга», «Сегментирование рынка» (практикум), «Система социально-интегрированных маркетинговых коммуникаций» и др.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск