Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»







Скачать 240.76 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
Дата публикации26.03.2015
Размер240.76 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




СОГЛАСОВАНО

Руководитель работ по направлению подготовки бакалавров 080200,
декан, профессор

____________ И.Б. Сергеев

«___» ___________ 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ОиУ

профессор

__________А.Е. Череповицын

«___» ___________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

«Инновационный менеджмент»

Направление подготовки: 080200 Менеджмент

Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»,

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: Очная

Санкт-Петербург

2012


1. Цели и задачи дисциплины.
Целью преподавания учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения проблемных вопросов управления инновационными процессами, умений и навыков, достаточных для будущей профессиональной деятельности.

Основными задачами учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» являются:

  • изучение основных понятий, категорий, раскрывающих суть инновационного менеджмента, особенностей развития теории нововведений, закономерностей развития инновационных процессов, теории и практики международного, национального, регионального и внутрифирменного управления инновационными процессами, проблем восприимчивости организаций к внедрению нового;

  • формирование умений выделять проблемы управления инновационными процессами;

  • овладение приемами анализа причин сопротивления персонала нововведениям и методами творческого решения проблем;

  • приобретение практических навыков использования методик отбора и оценки инновационных проектов.


2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Инновационный менеджмент» органически связан с рядом экономических дисциплин, объектом изучения которых является изучение экономических законов развития общества и закономерностей общественного производства, функций управления экономикой: экономическая теория, макро- и микроэкономика, экономика природопользования, организация производства, менеджмент, маркетинг, основы предпринимательства.

Данная дисциплина тесно связана с изучением теории эффективности, математических основ моделирования, а также с целым рядом технических дисциплин, знание основ которых необходимо будущим конкурентоспособным специалистам для определения эффективных направлений развития инновационной деятельности организаций (фирм).

Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами


Экономическая теория

Высшая математика

Теория менеджмента





- макроэкономика

- микроэкономика

- экономика предприятия

- экономический анализ

- институциональная экономика

- учет и анализ

Функциональный
менеджмент:

- финансовый

-производственный
(операционный)

- стратегический



Экономико-математические методы (модели)


Инновационный
менеджмент







Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Маркетинга и основы предприниматель -

ской деятельности

Дисциплина «Инновационный менеджмент» относится к профессиональному циклу.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям, необходимым для изучения данной дисциплины:

- знать и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

- уметь анализировать и оценивать исторические события;

- владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановок цели и выбору путей ее достижения;

- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работ с компъютером, как средством управления информацией;

- способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

- способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности компании;

- готов участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям;

- владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной деятельностью организацией;

- способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организацией и органов государственного и муниципального управления;

- способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирования спроса;

- знает экономические основы поведения организацией, имеет представление о различиях, структуре рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли;

- умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческого решения и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;

- способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их, проводить адаптацию модели к конкретным задачам управления;

- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;

- умеет моделировать бизнес-процессы и знаком с методами их реинжиниринга;

- умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формировать бизнес-идею;

- способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплины управление инновационными проектами.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ПК-21 – готов участвовать в внедрении технологических и продуктовых инноваций;

    ОК-16 – имеет представления о роли и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний.

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

содержание основных понятий, структуру современных инновационных процессов;

виды организационных структур;

основы оценки эффективности разрабатываемых инновационных процессов;

терминологический аппарат.

Уметь:

творчески, экономически мыслить по проблематике проводимых инноваций на предприятии, инновационных процессов в стране и за рубежом, давать правильную оценку мероприятиям инновационной политики, на основе анализа рыночной конъюнктуры находить новации, новые решения, уметь применять полученные знания для решения практических задач бизнеса инноваций;

применять экономико-математическое модели в процессе анализа инноваций, представлять алгебраические и графические модели различных инновационных концепций;

самостоятельно работать с литературой, писать рефераты, научные записки на актуальные темы по инновационным процессам;

использовать отечественный и международный опыт разработки инновационных проектов, внедрения инноваций, получения позитивных результатов с выходом на мировые рынки;

находить источники финансирования, т.е. где взять деньги на инновационные проекты. Отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере.



    Владеть:

философией менеджера-инноватора;

навыками чтения научных, аналитических, статистических отчетов и методами оценки инновационного развития.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8










Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:
















Лекции

24

24










Практические занятия (ПЗ)

-

-










Семинары (С)

12

12










Лабораторные работы (ЛР)

-

-










Самостоятельная работа (всего)

36

36










В том числе:
















Курсовой проект (работа)

-

-










Расчетно-графические работы

-

-










Реферат

-

-










Другие виды самостоятельной работы


































Вид промежуточной аттестации

Экзамен

36

Экзамен

36










Общая трудоемкость, час

зач. ед.

108

108










3

3










5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента

Понятие и сущность инноваций, инновационных процессов. Инновацион­ная деятельность как базовый элемент экономической науки, эффективной стратегии предприятия, инструмент приобретения и сохранения конкурентных преимуществ.

Классификации, свойства и функции инноваций. Инновационный про­цесс. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Длинные волны в экономике.

Цели и основные направления, научно-методические ос­новы  инновационного менеджмента (ИМ). Стратегия и тактика в инновационном менеджменте. Функции управления инновациями. Приемы инновационного менеджмента: бенч-маркинг, маркетинговый подход, инжиниринг, бренд-стра­тегия, ценовой прием, фронтирование рынка, мэрджер. Современный сис­темный подход к роли инноваций в конкуренции.

Организационные формы инновационного процесса: организационные структуры НИИ и КБ в России, бутлегерство, новые фирмы в рамках старых компаний, инкубаторные программы и сети малых фирм, технопарки и техно­полисы, альянсы и консорциумы, совместные предприятия. Инновационная политика предприятия.


2.

Инновационный проект и управление им


Маркетинг инноваций. Мотивация создания, продажи и покупки иннова­ций. Анализ спроса на нововведения. Решение дилеммы: необходимость разработки новых товаров – минимальные шансы на успех. Оценка иннова­ционного потенциала организации. Фронтирование рынка и продвижение то­вара.

Понятие инновационного проекта. Структура, основные этапы создания (фазы разработки) и реализации инновационного проекта. Источники иннова­ционных идей. Инновационная стратегия. Система планирования: марке­тинга, производства, финансирования. Сетевые методы планирования и управления (СПУ).

Управление рисками в инновационном менеджменте. Риск и доход. Клас­сификация рисков инновационной деятельности и методы их снижения: рас­пределение и диверсификация, страхование и хеджирование, лимитирова­ние.

Инновационное управление персоналом.

3.

Оценка эффективности инноваций

Система комплексного анализа инноваций, инновационного проекта. Коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная эффективность.

Методы экспертизы. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности. Показатели оценки инновационных проектов: традиционные (финансовые), дисконтные, рисковые. Показатели оценки инновационной деятельности предприятия.

Методы выбора инновационного проекта для реализации.

Контроль за инновационной деятельностью в коммерческой организации.

Методы учета и отчетности инновационной деятельности, требования МСФО. Налоговый учет.


4.

Финансирование инновационной деятельности

Система финансирования науки и научно-технического прогресса. Много­звенность цикла «наука – производство- реализация».

Источники и формы финансирования инноваций. Государственные и ча­стные, собственные, заемные и привлеченные источники финансирования. Система бюджетного финансирования. Кредитование. Внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. Привлечение рискового (венчурного) капи­тала. Гранты.

Методы финансирования инноваций за рубежом. Проектное финансиро­вание.

5.

Информационное обеспечение инноваций.


Место и роль информации в инновационной деятельности. Понятие па­тента, ноу-хау, лицензии, товарного знака. Франчайзинг.

Авторское право. Защита инновационных продуктов.

Информационная, нормативно-правовая база инновационной деятель­ности. Экономическая разведка как часть инновационного менеджмента.

6.

Инновационная деятельность в России

Инновационная стратегия, политика России, хозяйствующего субъекта.

7.

Международные аспекты инновационной деятельности

Международные аспекты инновационной деятельности. Инновационная дея­тельность в США, Западной Европе, Японии, Южной Корее.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

нет

























2


























































5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

11

Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента

4

2







2

8

22

Инновационный проект и управление им

8

4







10

22

33

Оценка эффективности инноваций

4

4







8

16

44

Финансирование инновационной деятельности

2

2







4

8

55

Информационное обеспечение инноваций

2

-







4

6

66

Инновационная деятельность в России

2

-







4

6

77

Международные аспекты инновационной деятельности

2

-







4

6




Итого

24

12







36

72


6. Лабораторный практикум


№п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.




нет





7. Практические занятия (семинары)


№п/п

№ раздела дисциплины

Тематика семинаров

Трудо-емкость

(час.)

11


1

Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента.

2

22


2

Управление инновационной деятельностью.


4

33


3

Основные понятия эффективности инноваций.

Методы оценки эффективности инноваций.

4

44


4

Финансирование инновационной деятельности.

2

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – нет

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Суворов А.В., Модчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 308 с.

  2. Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с.

  3. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Уче. Пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 176 с.

  4. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент.- СПб.: Питер, 2000.

  5. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. М.: Дело, 1999.

  6. Инновационный менеджмент / Под ред С.Д. Ильенковой.–М.:Банки и биржи, 1999.

  7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра, 2002.

  8. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов.– М.: Юнити-Дана, 2002.

  9. Основы инновационного менеджмента. Учебник под ред. П.Н. Павлина и др.– М.: Экономика, 2000

  10. Скотт Синтия Д., Джэфф Деннис Т. Управление переменами в организации. – Челябинск, 1996.

  11. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. Под ред. Л.М. Гохберга.–М.: Центр исследований и статистики науки, 1996.

  12. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент.— М.: Акалис, 1996.

б) дополнительная литература

  1. Чесбро Генри. Открытие инновации/Пер. с англ. В.Н. Егорова. – М.: Поколение, 2007. – 336 с.

  2. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2005. – 304

  3. Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.2-ое издание. - М.: Гардарика , 1996.

  4. Медынский В.Т. и др. Реинжениринг инновационного предпринимательства. - М.: Юнити, 1999.

  5. Менеджмент организации. - М.:Инфра-М, 1995.

  6. Казанцев А.К. и др. Практический менеджмент. - М.: Инфра-М, 1998.

  7. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. - М.: Юнити, 1999.

  8. Соколов Д.В. и др.Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. -СПб.: ГУЭФ, 1997.

  9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.

  10. Фоломьев К.И. и др. Международный менеджмент. - М.:, РАГС, 1997.

  11. Шевченко С.Ю. Инновационное развитие конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений. - СПб., 1998.

в) программное обеспечение

Не предусмотрено.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Библиотечный фонд СПГГИ (ТУ).

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Не предусмотрены.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

11.1. Темы и планы семинарских занятий

Семинар 1

Тема: Основные понятия инноваций и инновационного менеджмента.

План семинара.

    1. В чем состоит сущность получения нового знания? Новшества, инновации и инновационные процессы. Классификация инноваций и инновационных процессов. Привести примеры инноваций, в которых вы участвовали.

    2. Структура, этапы инновационного процесса, их характеристики. Приемы инновационного менеджмента.

    3. Понятие «инновационного менеджмента» на предприятии. Нововведения как объект инновационного менеджмента. Функции инновационного менеджера.

    4. Организационные формы инновационного процесса. Формы организации НИОКР. Технопарки, инкубаторы бизнеса.

    5. Какова роль нововведений в процессе экономического развития? Что собой представляют длинные волны Кондратьева? Дайте характеристику рынка новшеств. Каковы особенности внедрения нововведений в командно-административной и рыночной экономике?

    6. Каков характер взаимосвязи нововведений с предпринимательской деятельностью? Предпринимательство, рынок и инновационная деятельность. Маркетинг инноваций.

Семинар 2

Тема: Управление инновационной деятельностью.

План семинара.

    1. Понятие инновационного проекта. Его состав и содержание. Этапы научно-технического инновационного процесса.

    2. Прогнозирование инноваций. Типы прогнозов.

    3. Методы поиска инновационных идей.

    4. Планирование нововведений на предприятии.

    5. В чем состоит проблема горизонта планирования?

    6. Календарный план, сетевые методы. Программно-целевое планирование.

    7. Понятие менеджмент-рисков. Риск и доход.

    8. Классификация рисков.

    9. Управление рисками в инновационном менеджменте. Методы снижения риска при вложении средств в научные исследования и разработки.

    10. Управление персоналом научных организаций.

Семинар 3

Тема: Основные понятия эффективности инноваций.

Методы оценки эффективности инноваций.

План семинар.

    1. Понятие эффективности инновационного проекта.

    2. Система показателей и коэффициентов оценки эффективности инновационного проекта.

    3. Раскрыть понятие показателей оценки инноваций. Как связаны чистый приведенный доход и внутренняя норма доходности?

    4. Почему необходимо дисконтировать отдаленные во времени платежи и поступления?

    5. Связан ли срок окупаемости с банковским процентом?

    6. Сущность и этапы экспертизы инновационных проектов.

    7. Почему необходимо использовать методы экспертных оценок при сравнении инвестиционных проектов?

    8. Методы отбора инновационных проектов для реализации.

Семинар 4

Тема: Финансирование инновационной деятельности.

План семинара

1. Структура источников финансирования инновационных программ.

2. Организационные формы и методы финансирования инновационных программ.

Самостоятельная работа студентов включает изучение законода­тельных и нормативных документов по государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности, аналитический обзор международного и отечественного опыта развития и управления инновацион­ной деятельностью.

Примерные темы рефератов

  1. Современный этап развития инновационных процессов в России.

  2. Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) российских предприятий.

  3. Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) иностранных компаний.

  4. Система целей инновационных процессов.

  5. Разработайте бизнес-план инновационного проекта на основе использования патента/ ноу-хау/ лицензии/ товарного знака/ франчайзинга.

  6. Разработайте бизнес-план инновационного проекта, относящегося к вашей (выбранной) области деятельности.

  7. Разработайте план поэтапного финансирования инновационного проекта.

  8. Разработайте процедуру применения экспертных оценок при сравнении эффективности инновационных проектов.

  9. Разработайте систему информационного обеспечения инновационной деятельности на предприятии (структуру базы данных).

  10. Выбор инновационного проекта с применением множественного критерия эффективности по Паретто.

  11. Оценить возможные источники финансирования по доступности, цене, скорости привлечения финансовых средств.

  12. Риски в инновационной деятельности.

  13. Система комплексной оценки эффективности деятельности предприятия.

  14. Тема по курсу, предложенная студентом, по согласованию с преподавателем.

Формы промежуточного и итогового контроля

В рамках изучения курса предусматривается:

- текущий контроль, проводимый в виде дискуссий по тематическим вопросам на лекциях. Текущий контроль проводится в устной форме;

- промежуточный контроль представляющий собой три промежуточные аттестации в форме семинарских занятий, в виде письменных тестов, а также в форме защиты по реферату;

- итоговая аттестация проводимая в виде письменного экзамена (тесты).

Для допуска к итоговой аттестации по курсу в 8 семестре студент должен посещать занятия и проявлять активность на занятиях, выполнять тестовые задания во время промежуточной аттестации, подготовить и защитить реферат по выбранной теме (по желанию студента).

Непосредственно на экзамене требуется ответить на вопросы тестов, выбрав один из пяти предложенных вариантов ответа.

Разработчики:

Кафедра организации и управления профессор Ю.П. Григорьев

Эксперты:

_______________ ___________________ ___________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
«Инновационный менеджмент» является формирование у студентов системных экономических знаний, навыков владения методами научного решения...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент»
Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины Инновационный менеджмент Направление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины инновационный менеджмент...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconФакультет экономики и управления Кафедра менеджмента Рабочая программа...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» icon«Международные технологии и инновационный менеджмент (на английском языке)»
Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» заключается в формировании у студентов базовых теоретических знаний и основных практических...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconСтратегический инновационный менеджмент учебное пособие
Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2004.  267 с
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент»
Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconУчебно-методический комплекс специальность: 080507. 65 Менеджмент...
Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Дерендяева Т. М. – Калининград, 2010. – 25 с
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconРабочая программа дисциплины инвестиционный менеджмент рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина «Инвестиционный менеджмент» относится к направлению «Менеджмент» по профилю «Менеджмент», входит в его базовую часть
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconУчебная программа курса по специальности 061100 Менеджмент организации...
Учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России....
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconНовосибирский филиал
Для освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» необходимы знания в области экономики предприятия, управления персоналом, управления...
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск