МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южно-Российский государственный
технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)
Факультет гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра государственного и муниципального управления и экономической теории
Пособие
для подготовки к тестированию по дисциплине «Экономика»
НОВОЧЕРКАССК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
| 4
| 1. Основные вопросы программы курса «Экономика» по Государственному образовательному стандарту
|
| 2. Задания к тестовому контролю
|
| 3. Тематический словарь основных понятий курса «Экономика»
|
| 3.1. Экономическая теория как наука: предмет, метод, функции
|
| 3.2. Общие проблемы экономического развития
|
| 3.3. Рыночная организация экономики
|
| 3.4. Конкуренция и монополия
|
| 3.5. Спрос, предложение и принципы потребительского поведения на рынке
|
| 3.6. Издержки, цены и прибыль на рынках товаров и услуг в условиях совершенной конкуренции
|
| 3.7. Формирование спроса, цен и прибыли на рынках экономических ресурсов (факторов производства)
|
| 3.8. Рынок труда, заработная плата и безработица
|
| 3.9. Рынок капитала и процент
|
| 3.10. Рынок земли и рента
|
| 3.11. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов
|
| 3.12. Макроэкономическое равновесие и механизмы его обеспечения
|
| 3.13. Деньги, кредит, банки
|
| 3.14. Финансовая и налоговая системы государства
|
| 3.15. Инфляция и антиинфляционная политика
|
| 3.16. Доходы населения и социальная политика государства
|
| 3.17. Экономический рост и цикличность развития рыночной экономики
|
| 3.18. Международные аспекты экономического развития
|
| 3.19. Особенности переходной экономики России
|
| 4. Советы по самоорганизации процесса тестирования
|
| 5. Методические примеры поиска путей правильных ответов на тестовые задания
|
| 6. Ответы на тестовые задания
|
| Литература для самоподготовки
|
| ВВЕДЕНИЕ Уважаемые студенты! Вам предстоит дополнительный контроль знаний по курсу «Экономика» в форме Интернет-экзамена, и данное методическое пособие предназначено помочь Вам в этом.
Привычная для Вас форма устного экзамена (в виде собеседования с преподавателем) позволяла после предварительного обдумывания экзаменационных вопросов и решения задач сделать все необходимые записи, расчеты, а главное подготовиться психологически для ответа на отдельные вопросы курса «Экономика». Кроме того, в процессе собеседования Вы могли как-то уточнять, дополнять и даже менять содержание ответа, что в итоге давало возможность получить, скажем, высший балл за представленные знания.
Однако мировой опыт показывает, что самой распространенной формой контроля качества знаний является тестирование (англ. test – испытание, проверка, проба), в том числе и в режиме реального времени (online). При всех достоинствах этого метода контроля – объективность, минимальные затраты времени, стандартизированная форма вопросов и пр. – проведение подобного экзамена у многих студентов порождает стрессовую ситуацию, блокирующую их интеллектуальные возможности в силу необычности самой формы проверки знаний как текущих, так и особенно остаточных. Поэтому каждому студенту важно подготовиться к такому экзамену не только содержательно, но и психологически.
Готовясь к сдаче Интернет-экзамена в режиме реального времени, испытуемый должен заранее знать, что перед ним будет стоять не 2-3 вопроса из курса «Экономика», ответ на которые он будет обдумывать в течение часа, а что ему предстоит дать ответы на 30 вопросов (заданий) теста за очень ограниченное время. При этом вопросы теста, как правило, охватывают весь курс «Экономики».
Для успешной сдачи Интернет-экзамена студент должен иметь целостные знания всех разделов курса «Экономика» в следующих аспектах:
теоретически – знать содержание основных экономических явлений микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики;
логически – понимать процессы, связывающие явления микро-, макроэкономики и мировой экономики, и особенности их течения в переходной экономике России;
практически – уметь решать экономические задачи и анализировать информацию в графическом и табличном вариантах.
Структурно данное пособие содержит необходимую для подготовки к экзамену информацию содержательного и методического характера по следующим направлениям:
основные вопросы курса «Экономика», соответствующие обязательному минимуму государственного стандарта по дисциплине;
задания к тестовому контролю, которые составлены на основе репетиционных тестов к Интернет-экзамену;
словарь базовых понятий и правил (законов) экономики, составленный по темам курса;
методические рекомендации для работы с тестовыми заданиями, включающие советы по самоорганизации процесса тестирования и примеры поиска путей правильных ответов на тестовые задания разного характера;
правильные ответы на тестовые задания;
минимум литературных источников, которые необходимо использовать для подготовки к экзамену.
1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЭКОНОМИКА» по государственному образовательному стандарту
Основные этапы развития экономической теории.
Что изучает экономика и каковы ее функции?
Собственность как экономическая категория. Формы и виды собственности в России. Экономические отношения и их структура.
Методы изучения экономических явлений и процессов.
Потребности и ресурсы, их взаимосвязь.
Структура потребностей и структура ресурсов.
Проблемы эффективного распределения и использования ресурсов. Закон возрастающих затрат или убывающей доходности.
Понятие экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.
Экономическая эффективность и измеряющие ее показатели.
Социально-экономические модели хозяйственных систем.
Рыночная экономика: понятие, субъекты, принципы организации. Что такое «невидимая рука» А.Смита?
Рынок, его элементы, виды и роль в товарном хозяйстве.
Сущность и функции денег. Законы денежного обращения.
Конкуренция и монополия, их виды и роль в экономике.
Закон спроса; график спроса; факторы, определяющие цену спроса.
Закон и график предложения; факторы, определяющие цену предложения.
Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса, цена предложения и равновесная цена.
Эластичность спроса и предложения по цене.
Теория предельной полезности и принципы потребительского поведения на рынке.
Издержки производства, их виды и структура.
Прибыль и рентабельность. Виды прибыли и рентабельности.
Рынок труда, заработная плата и безработица.
Капитал и процесс его движения. Основной и оборотный капитал.
Рынок капитальных активов и процент. Простые и сложные проценты.
Рынок природных ресурсов и рента. Виды ренты и цена земли.
Роль государства в рыночной экономике.
Провалы рынка, внешние (побочные) эффекты и трансакционные издержки.
Система национальных счетов и ее основные показатели.
Что такое добавленная стоимость и каковы ее основные элементы?
Совокупный спрос и совокупное предложение. Достижение равновесия за счет сдвига кривых совокупного предложения и спроса.
Разделение доходов на потребление и сбережение. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.
Проблемы превращения сбережений в инвестиции. Мультипликатор инвестиций и парадокс бережливости.
Кредит, кредитная система и банки. Основные операции банков.
Понятие и виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг.
Акции, дивиденды, курс акций.
Денежно-кредитная политика и денежный мультипликатор.
Финансовая система и бюджет государства. Доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета.
Налоги и налоговая система государства. Виды налогов.
Чем различаются принципы кредитования и финансирования? Что в большей степени способствует росту эффективности производства?
Инфляция, ее виды, причины и последствия. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Доходы населения и их источники. Неравенство в распределении доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент.
Необходимость социальной защиты населения в рыночной экономике.
Экономический рост и развитие. Цикличность развития рыночной экономики.
Промышленный цикл и его фазы. Длинные «волны» в экономике.
Основные формы международных экономических отношений.
Внешняя торговля и торговая политика.
Торговый и платежный баланс страны.
Валюта, ее виды и режимы установления валютных курсов.
Какие глобальные экономические проблемы возникли в ХХ веке?
Каковы основные центры мирового соперничества в мировой экономике? Каков характер их взаимоотношений?
Переходная экономика и ее особенности в России.
Какие формы разгосударствления экономики используются в России?
Какие меры по регулированию экономики использует государство:
а) в период спада; б) в период подъема?
Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
Какие антиинфляционные меры и меры по преодолению дефицита бюджета предпринимаются в переходной экономике?
Предпринимательство и теневая экономика в современной России.
Структурные сдвиги в экономике России и формирование открытой экономики.
2. ЗАДАНИЯ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ 1. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они:
а) действуют независимо от воли и сознания людей;
б) создаются людьми и используются ими в практической деятельности;
в) реализуются через практическую деятельность людей;
г) устанавливаются государством для регулирования экономики. 2. Закон убывающей предельной производительности гласит, что:
а) продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше при низких;
б) при увеличении затрат одного ресурса и при неизменности других ресурсов и технологий производится меньший предельный продукт;
в) при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой;
г) при увеличении затрат всех ресурсов количество произведенной продукции снижается. 3. К важнейшим элементам рыночной системы не относится:
-
а) наличие общей цели;
б) спрос и предложение;
| в) конкуренция;
г) цена.
|
4. В краткосрочном периоде фирма производит 100 единиц товара, при средних постоянных издержках 5 руб. На какую величину изменятся общие издержки, если средние переменные издержки сократятся с 20 до 10 рублей?
-
а) на 10 руб. уменьшатся;
б) на 10 руб. возрастут;
| в) на 1000 руб. сократятся;
г) на 1000 руб. увеличатся.
|
5. Формирование рыночных цен происходит за счет конкуренции:
-
а) внутриотраслевой;
б) межотраслевой;
| в) монополистической;
г) неценовой.
|
6. В результате инвестирования в производство 10 тыс. руб. в начале года ожидается прибыль в размере 1,5 тыс. руб. в конце года. Тогда ставка банковского процента, при которой инвестиции будут выгодны, равна:
а) 20%; б) 25%; в) 30%; г) 10%. 7. Если состояние экономики характеризуется кейнсианским отрезком кривой AS, то рост совокупного спроса приведет к:
а) снижению уровня цен и росту реального ВВП;
б) повышению уровня цен и сокращению реального ВВП;
в) увеличению реального ВВП при неизменном уровне цен;
г) повышению уровня цен и реального ВВП. 8. При росте доходов домохозяйств с 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. и увеличении потребительских расходов на 15 тыс. руб. мультипликатор расходов будет равен:
а) 4; б) 10; в) 3; г) 5. 9. Появление фрикционной безработицы связано с:
а) падением совокупного спроса;
б) временем, необходимым для поиска новой работы;
в) недостаточной квалификацией безработных;
г) высокой реальной заработной платой. 10. Если введен пропорциональный налог, то:
а) происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога;
б) из каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент;
в) государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов;
г) из каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов. 11. К прямым налогам НЕ относится:
а) акцизный налог;
б) подоходный налог с физических лиц;
в) налог на прибыль предприятий;
г) налог на прибыль предприятий. 12. Интенсивный тип экономического роста НЕ характеризует.
а) применение в производстве новых технологий;
б) повышение квалификации кадров;
в) увеличение применяемых материальных ресурсов;
г) использование новых средств производства.
13. Основным инструментом приватизации в России был:
-
а) вексель;
б) ваучер;
| в) акция;
г) облигация.
|
14. Градуализм – это экономическая концепция:
а) возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения;
б) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику с целью ликвидации бюджетного дефицита и либерализации цен;
в) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ;
г) формирования самодостаточной экономической системы. 15. Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики НЕ является:
а) финансовая стабилизация;
б) бюджетный кризис;
в) трансформационный спад экономики;
г) утрата государством функций единого распорядителя экономическими ресурсами. 16.Экономисты считают, что полная занятость в стране достигается в том случае, если:
а) работают все, кто достиг трудоспособного возраста;
б) число свободных рабочих мест полностью соответствует числу безработных;
в) работают все, кто хочет работать;
г) все трудоспособное население работает. 17. Номинальная ставка процента составляет 10%, а реальная – 4%. Тогда ожидаемый темп инфляции составит:
а) 4%; б) 10%; в) 14%; г) 6%; д) 7%. 18. Если функция спроса на товар задана уравнением , а предложения , то равновесная цена и равновесный объем продаж соответственно составят:
а) 6 и 2; б) 5 и 5; в) 2 и 14; г) 4 и 8. 19. Кривая производственных возможностей сдвинется вправо и вверх, если в экономике:
а) уменьшится количество используемых производственных ресурсов;
б) увеличится импорт товаров и услуг;
в) уменьшится добыча природных ископаемых;
г) увеличится количество используемых производственных ресурсов. 20. В 2006 г. номинальный ВВП страны увеличился по сравнению с прошлым годом на 500 млрд. руб. и оставил 3000 млрд. руб. Дефлятор ВВП составил 1,25. Какие изменения произошли в стране?
а) реальный ВВП снизился на 4%;
б) номинальный ВВП увеличился на 25%;
в) реальный ВВП увеличился на 20%;
г) инфляция увеличилась на 20%. 21. Приватизация государственного предприятия, осуществленного через аукцион, новому владельцу предприятия:
а) запрещает увольнять наемных работников;
б) позволяет осуществлять любые действия вплоть до его ликвидации;
в) запрещает перепрофилирование предприятия;
г) позволяет осуществлять действия лишь предусмотренные условиями приватизации. 22. Рынок совершенной конкуренции характеризует все, КРОМЕ того, что:
а) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре;
б) каждый производитель имеет мизерную долю данного рынка;
в) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него;
г) каждый производитель устанавливает свою цену на товар. 23. Трансакционный спрос на деньги:
а) прямопропорционален росту номинальному ВВП;
б) обратнопропорционален изменению ставки процента;
в) обратнопропорционален росту номинальному ВВП;
г) прямопропорционален изменению ставки процента. 24. Высшей формой международной экономической интеграции является:
-
а) экономический и валютный союз;
б) общий рынок;
| в) таможенный союз;
г) зона свободной торговли.
| 25. В основе экономической теории Дж.Кейнса лежит концепция:
-
а) экономической свободы;
б) эффективного предложения;
| в) регулируемой монополии;
г) эффективного спроса.
|
26. Если цена готовой продукции повысится, то фирма, продающая готовую продукцию и покупающая ресурсы на рынках совершенной конкуренции в краткосрочном периоде:
-
а) увеличит спрос на ресурсы;
б) сохранит спрос на ресурсы;
| в) сократит объемы производства;
г) уменьшит спрос на ресурсы.
|
27. Если налоговая нагрузка на бизнес возрастет, то:
а) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос возрастет;
б) сократится совокупный спрос;
в) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос останется неизменным;
г) сократится совокупное предложение и совокупный спрос. 28. К инструментам денежно-кредитной политики относится:
а) регулирование ставки рефинансирования;
б) денежная масса;
в) государственные расходы;
г) изменение ставки налогов. 29.На рынке труда функция спроса описывается уравнением , а предложение труда , где W – ставка заработной платы. Определите ставку заработной платы и количество нанятых работников:
а) 8 и 90; б) 9 и 70; в) 10 и 80; г) 11 и 100. 30. Если экономика изучается как целостная система, то имеет место анализ:
-
а) нормативный;
б) микроэкономический;
| в) позитивный;
г) макроэкономический.
|
31. На основании данных модели производственных возможностей экономики определите альтернативные издержки производства единицы товара А, если экономика находится в точке D.
-
|
а) единицы товара B;
б) 8 единиц товара B;
в) 3 единицы товара B;
г) 5 единиц товара B.
|
32. Государство вводит налог на цену (Т). Исходя из данных рисунка, определите долю налогового бремени, которую понесут потребители продукции.
-
| а) 24 ден. ед.;
б) 30 ден. ед.;
в) 10 ден. ед.;
г) 20 ден. ед.
|
33. На рисунке показано изменение спроса на товар при снижении его цены. Тогда коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен…
-
| а) -1,28;
б) -1,57;
в) -1;
г) -1,66.
|
34. Ситуация, когда фирма-монополист получит максимальную прибыль при оптимальном объеме производства соответствует на рисунке точке…
| MC – предельные издержки
AC – предельные издержки
MR – предельный доход
AR – средний доход
а) В, при Q=40, P=7;
б) К, при Q=30, P=10;
в) С, при Q=35, P=4;
г) Е, при Q=30, P=5.
|
35. На рисунке показана кривая Лоренца.
Если правительство вводит прогрессивное налогообложение на доходы физических лиц, то кривая Лоренца сдвигается…
а) влево, уменьшая неравенство в обществе;
б) влево, увеличивая неравенство в обществе;
в) вправо, уменьшая неравенство в обществе;
г) вправо, увеличивая неравенство в обществе. 36. Инфляция, вызванная избыточным спросом, иллюстрируется на графике сдвигом кривой совокупного…
| AS – совокупное предложение
AD – совокупный спрос
а) предложения вправо;
б) спроса вправо;
в) спроса влево;
г) предложения влево.
|
37. Экономические потери общества от безработицы при фактическом ее уровне , естественном уровне , значении коэффициента Оукена (γ) равном 3 и фактическом национальном доходе млрд. ден. ед. составляет…
|
а) 50 млрд. ден. ед.;
б) 80 млрд. ден. ед.;
в) 30 млрд. ден. ед.;
г) 90 млрд. ден. ед.
|
38. Используя приведенный график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объема продаж.
а) снижение цены товаров-заменителей;
б) снижение цены данного товара;
в) рост числа потребителей;
г) увеличение затрат на производство товара. 39. Используя приведенный ниже график, определите, на сколько рублей монопольная цена выше цены конкурентного рынка.
а) на 4 руб.; б) на 5 руб.; в) на 6 руб.; г) на 7 руб. 40. На рисунке приведены кривые спроса (D) на зерно и предложение (S) зерна в двух странах Альфа и Бета. Цены выражены в единой валюте, а транспортные расходы на перевозку зерна равна нулю.
Если между этими странами отменят торговые ограничения, то цена будет…
а) ниже PA и страна Бета будет экспортером зерна;
б) ниже PБ и страна Бета будет экспортером зерна;
в) выше PA и страна Альфа будет импортером зерна;
г) выше PБ и страна Альфа будет экспортером зерна. 41. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на хлеб в городе N.
Если мэрия решит установить фиксированную цену 6 руб. за кг, то возникнет…
-
а) дефицит 300 кг;
б) дефицит 100 кг;
| в) дефицит 200 кг;
г) излишек 500 кг.
|
|