Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет
страница1/7
Дата публикации20.06.2013
Размер0.72 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Южно-Российский государственный

технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)

Факультет гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра государственного и муниципального управления и экономической теории

Пособие

для подготовки к тестированию по дисциплине «Экономика»


НОВОЧЕРКАССК 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Основные вопросы программы курса «Экономика» по Государственному образовательному стандарту




2. Задания к тестовому контролю




3. Тематический словарь основных понятий курса «Экономика»




3.1. Экономическая теория как наука: предмет, метод, функции




3.2. Общие проблемы экономического развития




3.3. Рыночная организация экономики




3.4. Конкуренция и монополия




3.5. Спрос, предложение и принципы потребительского поведения на рынке




3.6. Издержки, цены и прибыль на рынках товаров и услуг в условиях совершенной конкуренции




3.7. Формирование спроса, цен и прибыли на рынках экономических ресурсов (факторов производства)




3.8. Рынок труда, заработная плата и безработица




3.9. Рынок капитала и процент




3.10. Рынок земли и рента




3.11. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов




3.12. Макроэкономическое равновесие и механизмы его обеспечения




3.13. Деньги, кредит, банки




3.14. Финансовая и налоговая системы государства




3.15. Инфляция и антиинфляционная политика




3.16. Доходы населения и социальная политика государства




3.17. Экономический рост и цикличность развития рыночной экономики




3.18. Международные аспекты экономического развития




3.19. Особенности переходной экономики России




4. Советы по самоорганизации процесса тестирования




5. Методические примеры поиска путей правильных ответов на тестовые задания




6. Ответы на тестовые задания




Литература для самоподготовки




ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты! Вам предстоит дополнительный контроль знаний по курсу «Экономика» в форме Интернет-экзамена, и данное методическое пособие предназначено помочь Вам в этом.

Привычная для Вас форма устного экзамена (в виде собеседования с преподавателем) позволяла после предварительного обдумывания экзаменационных вопросов и решения задач сделать все необходимые записи, расчеты, а главное подготовиться психологически для ответа на отдельные вопросы курса «Экономика». Кроме того, в процессе собеседования Вы могли как-то уточнять, дополнять и даже менять содержание ответа, что в итоге давало возможность получить, скажем, высший балл за представленные знания.

Однако мировой опыт показывает, что самой распространенной формой контроля качества знаний является тестирование (англ. test – испытание, проверка, проба), в том числе и в режиме реального времени (online). При всех достоинствах этого метода контроля – объективность, минимальные затраты времени, стандартизированная форма вопросов и пр. – проведение подобного экзамена у многих студентов порождает стрессовую ситуацию, блокирующую их интеллектуальные возможности в силу необычности самой формы проверки знаний как текущих, так и особенно остаточных. Поэтому каждому студенту важно подготовиться к такому экзамену не только содержательно, но и психологически.

Готовясь к сдаче Интернет-экзамена в режиме реального времени, испытуемый должен заранее знать, что перед ним будет стоять не 2-3 вопроса из курса «Экономика», ответ на которые он будет обдумывать в течение часа, а что ему предстоит дать ответы на 30 вопросов (заданий) теста за очень ограниченное время. При этом вопросы теста, как правило, охватывают весь курс «Экономики».

Для успешной сдачи Интернет-экзамена студент должен иметь целостные знания всех разделов курса «Экономика» в следующих аспектах:

  • теоретически – знать содержание основных экономических явлений микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики;

  • логически – понимать процессы, связывающие явления микро-, макроэкономики и мировой экономики, и особенности их течения в переходной экономике России;

  • практически – уметь решать экономические задачи и анализировать информацию в графическом и табличном вариантах.

Структурно данное пособие содержит необходимую для подготовки к экзамену информацию содержательного и методического характера по следующим направлениям:

  • основные вопросы курса «Экономика», соответствующие обязательному минимуму государственного стандарта по дисциплине;

  • задания к тестовому контролю, которые составлены на основе репетиционных тестов к Интернет-экзамену;

  • словарь базовых понятий и правил (законов) экономики, составленный по темам курса;

  • методические рекомендации для работы с тестовыми заданиями, включающие советы по самоорганизации процесса тестирования и примеры поиска путей правильных ответов на тестовые задания разного характера;

  • правильные ответы на тестовые задания;

  • минимум литературных источников, которые необходимо использовать для подготовки к экзамену.



1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЭКОНОМИКА» по государственному образовательному стандарту


  1. Основные этапы развития экономической теории.

  2. Что изучает экономика и каковы ее функции?

  3. Собственность как экономическая категория. Формы и виды собственности в России. Экономические отношения и их структура.

  4. Методы изучения экономических явлений и процессов.

  5. Потребности и ресурсы, их взаимосвязь.

  6. Структура потребностей и структура ресурсов.

  7. Проблемы эффективного распределения и использования ресурсов. Закон возрастающих затрат или убывающей доходности.

  8. Понятие экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

  9. Экономическая эффективность и измеряющие ее показатели.

  10. Социально-экономические модели хозяйственных систем.

  11. Рыночная экономика: понятие, субъекты, принципы организации. Что такое «невидимая рука» А.Смита?

  12. Рынок, его элементы, виды и роль в товарном хозяйстве.

  13. Сущность и функции денег. Законы денежного обращения.

  14. Конкуренция и монополия, их виды и роль в экономике.

  15. Закон спроса; график спроса; факторы, определяющие цену спроса.

  16. Закон и график предложения; факторы, определяющие цену предложения.

  17. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса, цена предложения и равновесная цена.

  18. Эластичность спроса и предложения по цене.

  19. Теория предельной полезности и принципы потребительского поведения на рынке.

  20. Издержки производства, их виды и структура.

  21. Прибыль и рентабельность. Виды прибыли и рентабельности.

  22. Рынок труда, заработная плата и безработица.

  23. Капитал и процесс его движения. Основной и оборотный капитал.

  24. Рынок капитальных активов и процент. Простые и сложные проценты.

  25. Рынок природных ресурсов и рента. Виды ренты и цена земли.

  26. Роль государства в рыночной экономике.

  27. Провалы рынка, внешние (побочные) эффекты и трансакционные издержки.

  28. Система национальных счетов и ее основные показатели.

  29. Что такое добавленная стоимость и каковы ее основные элементы?

  30. Совокупный спрос и совокупное предложение. Достижение равновесия за счет сдвига кривых совокупного предложения и спроса.

  31. Разделение доходов на потребление и сбережение. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.

  32. Проблемы превращения сбережений в инвестиции. Мультипликатор инвестиций и парадокс бережливости.

  33. Кредит, кредитная система и банки. Основные операции банков.

  34. Понятие и виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг.

  35. Акции, дивиденды, курс акций.

  36. Денежно-кредитная политика и денежный мультипликатор.

  37. Финансовая система и бюджет государства. Доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета.

  38. Налоги и налоговая система государства. Виды налогов.

  39. Чем различаются принципы кредитования и финансирования? Что в большей степени способствует росту эффективности производства?

  40. Инфляция, ее виды, причины и последствия. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

  41. Доходы населения и их источники. Неравенство в распределении доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент.

  42. Необходимость социальной защиты населения в рыночной экономике.

  43. Экономический рост и развитие. Цикличность развития рыночной экономики.

  44. Промышленный цикл и его фазы. Длинные «волны» в экономике.

  45. Основные формы международных экономических отношений.

  46. Внешняя торговля и торговая политика.

  47. Торговый и платежный баланс страны.

  48. Валюта, ее виды и режимы установления валютных курсов.

  49. Какие глобальные экономические проблемы возникли в ХХ веке?

  50. Каковы основные центры мирового соперничества в мировой экономике? Каков характер их взаимоотношений?

  51. Переходная экономика и ее особенности в России.

  52. Какие формы разгосударствления экономики используются в России?

  53. Какие меры по регулированию экономики использует государство:

а) в период спада; б) в период подъема?

  1. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

  2. Какие антиинфляционные меры и меры по преодолению дефицита бюджета предпринимаются в переходной экономике?

  3. Предпринимательство и теневая экономика в современной России.

  4. Структурные сдвиги в экономике России и формирование открытой экономики.


2. ЗАДАНИЯ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ
1. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они:

а) действуют независимо от воли и сознания людей;

б) создаются людьми и используются ими в практической деятельности;

в) реализуются через практическую деятельность людей;

г) устанавливаются государством для регулирования экономики.
2. Закон убывающей предельной производительности гласит, что:

а) продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше при низких;

б) при увеличении затрат одного ресурса и при неизменности других ресурсов и технологий производится меньший предельный продукт;

в) при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой;

г) при увеличении затрат всех ресурсов количество произведенной продукции снижается.
3. К важнейшим элементам рыночной системы не относится:

а) наличие общей цели;

б) спрос и предложение;

в) конкуренция;

г) цена.


4. В краткосрочном периоде фирма производит 100 единиц товара, при средних постоянных издержках 5 руб. На какую величину изменятся общие издержки, если средние переменные издержки сократятся с 20 до 10 рублей?

а) на 10 руб. уменьшатся;

б) на 10 руб. возрастут;

в) на 1000 руб. сократятся;

г) на 1000 руб. увеличатся.


5. Формирование рыночных цен происходит за счет конкуренции:

а) внутриотраслевой;

б) межотраслевой;

в) монополистической;

г) неценовой.


6. В результате инвестирования в производство 10 тыс. руб. в начале года ожидается прибыль в размере 1,5 тыс. руб. в конце года. Тогда ставка банковского процента, при которой инвестиции будут выгодны, равна:

а) 20%; б) 25%; в) 30%; г) 10%.
7. Если состояние экономики характеризуется кейнсианским отрезком кривой AS, то рост совокупного спроса приведет к:

а) снижению уровня цен и росту реального ВВП;

б) повышению уровня цен и сокращению реального ВВП;

в) увеличению реального ВВП при неизменном уровне цен;

г) повышению уровня цен и реального ВВП.
8. При росте доходов домохозяйств с 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. и увеличении потребительских расходов на 15 тыс. руб. мультипликатор расходов будет равен:

а) 4; б) 10; в) 3; г) 5.
9. Появление фрикционной безработицы связано с:

а) падением совокупного спроса;

б) временем, необходимым для поиска новой работы;

в) недостаточной квалификацией безработных;

г) высокой реальной заработной платой.
10. Если введен пропорциональный налог, то:

а) происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога;

б) из каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент;

в) государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов;

г) из каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов.
11. К прямым налогам НЕ относится:

а) акцизный налог;

б) подоходный налог с физических лиц;

в) налог на прибыль предприятий;

г) налог на прибыль предприятий.
12. Интенсивный тип экономического роста НЕ характеризует.

а) применение в производстве новых технологий;

б) повышение квалификации кадров;

в) увеличение применяемых материальных ресурсов;

г) использование новых средств производства.

13. Основным инструментом приватизации в России был:

а) вексель;

б) ваучер;

в) акция;

г) облигация.


14. Градуализм – это экономическая концепция:

а) возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения;

б) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику с целью ликвидации бюджетного дефицита и либерализации цен;

в) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ;

г) формирования самодостаточной экономической системы.
15. Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики НЕ является:

а) финансовая стабилизация;

б) бюджетный кризис;

в) трансформационный спад экономики;

г) утрата государством функций единого распорядителя экономическими ресурсами.
16.Экономисты считают, что полная занятость в стране достигается в том случае, если:

а) работают все, кто достиг трудоспособного возраста;

б) число свободных рабочих мест полностью соответствует числу безработных;

в) работают все, кто хочет работать;

г) все трудоспособное население работает.
17. Номинальная ставка процента составляет 10%, а реальная – 4%. Тогда ожидаемый темп инфляции составит:

а) 4%; б) 10%; в) 14%; г) 6%; д) 7%.
18. Если функция спроса на товар задана уравнением , а предложения , то равновесная цена и равновесный объем продаж соответственно составят:

а) 6 и 2; б) 5 и 5; в) 2 и 14; г) 4 и 8.
19. Кривая производственных возможностей сдвинется вправо и вверх, если в экономике:

а) уменьшится количество используемых производственных ресурсов;

б) увеличится импорт товаров и услуг;

в) уменьшится добыча природных ископаемых;

г) увеличится количество используемых производственных ресурсов.
20. В 2006 г. номинальный ВВП страны увеличился по сравнению с прошлым годом на 500 млрд. руб. и оставил 3000 млрд. руб. Дефлятор ВВП составил 1,25. Какие изменения произошли в стране?

а) реальный ВВП снизился на 4%;

б) номинальный ВВП увеличился на 25%;

в) реальный ВВП увеличился на 20%;

г) инфляция увеличилась на 20%.
21. Приватизация государственного предприятия, осуществленного через аукцион, новому владельцу предприятия:

а) запрещает увольнять наемных работников;

б) позволяет осуществлять любые действия вплоть до его ликвидации;

в) запрещает перепрофилирование предприятия;

г) позволяет осуществлять действия лишь предусмотренные условиями приватизации.
22. Рынок совершенной конкуренции характеризует все, КРОМЕ того, что:

а) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре;

б) каждый производитель имеет мизерную долю данного рынка;

в) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него;

г) каждый производитель устанавливает свою цену на товар.
23. Трансакционный спрос на деньги:

а) прямопропорционален росту номинальному ВВП;

б) обратнопропорционален изменению ставки процента;

в) обратнопропорционален росту номинальному ВВП;

г) прямопропорционален изменению ставки процента.
24. Высшей формой международной экономической интеграции является:

а) экономический и валютный союз;

б) общий рынок;

в) таможенный союз;

г) зона свободной торговли.

25. В основе экономической теории Дж.Кейнса лежит концепция:

а) экономической свободы;

б) эффективного предложения;

в) регулируемой монополии;

г) эффективного спроса.


26. Если цена готовой продукции повысится, то фирма, продающая готовую продукцию и покупающая ресурсы на рынках совершенной конкуренции в краткосрочном периоде:

а) увеличит спрос на ресурсы;

б) сохранит спрос на ресурсы;

в) сократит объемы производства;

г) уменьшит спрос на ресурсы.


27. Если налоговая нагрузка на бизнес возрастет, то:

а) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос возрастет;

б) сократится совокупный спрос;

в) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос останется неизменным;

г) сократится совокупное предложение и совокупный спрос.
28. К инструментам денежно-кредитной политики относится:

а) регулирование ставки рефинансирования;

б) денежная масса;

в) государственные расходы;

г) изменение ставки налогов.
29.На рынке труда функция спроса описывается уравнением , а предложение труда , где W – ставка заработной платы. Определите ставку заработной платы и количество нанятых работников:

а) 8 и 90; б) 9 и 70; в) 10 и 80; г) 11 и 100.
30. Если экономика изучается как целостная система, то имеет место анализ:

а) нормативный;

б) микроэкономический;

в) позитивный;

г) макроэкономический.


31. На основании данных модели производственных возможностей экономики определите альтернативные издержки производства единицы товара А, если экономика находится в точке D.




а) единицы товара B;

б) 8 единиц товара B;

в) 3 единицы товара B;

г) 5 единиц товара B.



32. Государство вводит налог на цену (Т). Исходя из данных рисунка, определите долю налогового бремени, которую понесут потребители продукции.



а) 24 ден. ед.;

б) 30 ден. ед.;

в) 10 ден. ед.;

г) 20 ден. ед.



33. На рисунке показано изменение спроса на товар при снижении его цены. Тогда коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен…



а) -1,28;

б) -1,57;

в) -1;

г) -1,66.



34. Ситуация, когда фирма-монополист получит максимальную прибыль при оптимальном объеме производства соответствует на рисунке точке…



MC – предельные издержки

AC – предельные издержки

MR – предельный доход

AR – средний доход

а) В, при Q=40, P=7;

б) К, при Q=30, P=10;

в) С, при Q=35, P=4;

г) Е, при Q=30, P=5.



35. На рисунке показана кривая Лоренца.



Если правительство вводит прогрессивное налогообложение на доходы физических лиц, то кривая Лоренца сдвигается…

а) влево, уменьшая неравенство в обществе;

б) влево, увеличивая неравенство в обществе;

в) вправо, уменьшая неравенство в обществе;

г) вправо, увеличивая неравенство в обществе.
36. Инфляция, вызванная избыточным спросом, иллюстрируется на графике сдвигом кривой совокупного…



AS – совокупное предложение

AD – совокупный спрос

а) предложения вправо;

б) спроса вправо;

в) спроса влево;

г) предложения влево.



37. Экономические потери общества от безработицы при фактическом ее уровне , естественном уровне , значении коэффициента Оукена (γ) равном 3 и фактическом национальном доходе млрд. ден. ед. составляет…




а) 50 млрд. ден. ед.;

б) 80 млрд. ден. ед.;

в) 30 млрд. ден. ед.;

г) 90 млрд. ден. ед.



38. Используя приведенный график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объема продаж.



а) снижение цены товаров-заменителей;

б) снижение цены данного товара;

в) рост числа потребителей;

г) увеличение затрат на производство товара.
39. Используя приведенный ниже график, определите, на сколько рублей монопольная цена выше цены конкурентного рынка.



а) на 4 руб.; б) на 5 руб.; в) на 6 руб.; г) на 7 руб.
40. На рисунке приведены кривые спроса (D) на зерно и предложение (S) зерна в двух странах Альфа и Бета. Цены выражены в единой валюте, а транспортные расходы на перевозку зерна равна нулю.



Если между этими странами отменят торговые ограничения, то цена будет…

а) ниже PA и страна Бета будет экспортером зерна;

б) ниже PБ и страна Бета будет экспортером зерна;

в) выше PA и страна Альфа будет импортером зерна;

г) выше PБ и страна Альфа будет экспортером зерна.
41. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на хлеб в городе N.



Если мэрия решит установить фиксированную цену 6 руб. за кг, то возникнет…

а) дефицит 300 кг;

б) дефицит 100 кг;

в) дефицит 200 кг;

г) излишек 500 кг.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconЮжно-Российский государственный технический университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Факультет фиоп
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconРеферат по дисциплине «история электротехники» Тема: «Сюда вбиваешь свою тему»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconО фонде оценочных средств в федеральном государственном бюджетном...
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Манохина Г. А., кандидат технических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconМетодические указания разработаны кандидатом экономических наук,...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение впо
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconМетодические указания Самара Самарский государственный технический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное...
Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск