| Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
Конкурс рефератов дистанционной школы «Юный исследователь»
| Полное название темы работы
| Активный и пассивный залог как показатель активности личности в общественной и политической жизни.
| Название направлений форума
| Социология
| Тип работы
| исследовательская работа
| Возрастная номинация
| 11 класс
| Фамилия, имя, отчество автора
| Шевчук Злата Юрьевна
| Территория
| п.Абан, Абанский район
| Место учебы
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Абанская СОШ №4
| Класс
| 11 класс
| Место выполнения работы
| Научное Общество Учащихся
| Руководитель
| Люто Марина Сергеевна МБОУ Абанская СОШ №4,учитель обществознания
| Научный руководитель
| кпсхн., доцент
Ирина Григорьевна Маланчук
|
Ответственный за корректуру текста работы
| Люто Марина Сергеевна МБОУ Абанская СОШ №4,учитель обществознания
| Контакты
| e-mail ShevZlatic@yandex.ruконтактный телефон 89082168045 (руководитель)
|
«У кого не уяснены принципы,
у того не только в голове сумбур,
но и в делах чепуха»
Чернышевский Н. Г.
Введение:
Мне всегда казалось интересным и увлекательным исследовать психологические особенности личности. Наиболее ярко эти особенности проявляются в словах и делах человека. Вот и народная мудрость приводит много примеров этой взаимосвязи.
Не хвались словом – хвались делом, назвался груздем – полезай в кузовок, не говори «Гоп», пока не перепрыгнешь. Одним словом, народ давно заметил, что между словом и делом существует тесная взаимосвязь, и у мудрого человека слово с делом не расходится. Однако, мне стало интересно, что думает об этом современная наука.
Актуальность: Наступает переломный момент в жизни нашего Отечества – выборы Президента России, поэтому всем здравомыслящим людям и силам, радеющим за процветание Родины, нужно использовать возможность избирательного права. Именно нам решать, что нас ждет: неминуемое, постепенное уничтожение, развал и полное разграбление России или дальнейшее развитие, процветание.
Для того чтобы правильно воспользоваться избирательным правом, нужно себе отчётливо представлять, что происходило с нашей страной в прошлом, что происходит сейчас, и что будет в будущем, если мы сделаем тот или иной выбор. Нужно знать, что предлагают кандидаты.
Цель: Выявить взаимосвязь между деятельностью (результатами деятельности) и речью кандидатов в президенты Российской Федерации
Задачи:
Выяснить какие существуют взаимосвязи между речью и деятельностью человека
Провести лексическую работу: дать определение понятиям
Проанализировать речь кандидатов в Президенты Российской Федерации
Гипотеза: между речью и поступками человека существует прямая взаимосвязь: использование тех или иных слов или выражений показывает активность, предприимчивость, деятельностность личности в общественной и/или политической деятельности.
Методы: метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция); изучение документации и информационных материалов; сравнение;
Теоретическая
Существует невероятно прочная связь между мыслями человека и его дальнейшими поступками. Сначала говорят, а потом делают. Так происходит всегда. Это закон. Следуя по пути неведомого, каждый человек прокладывает свой путь сначала мыслями, затем словами и после действиями.
Волевое действие — это всегда действие, совершаемое по слову, хотя бы и внутренне произносимому. В этих действиях человек сознает как сами действия, так и условия, в которых ему приходится действовать, а это возможно лишь с помощью речи. Без раздражения словом эти действия не могут быть произведены.
Объясняется это тем, что слова, как раздражители, в течение всей предшествующей жизни человека связываются с многочисленными первосигнальными раздражениями, заменяют их и поэтому могут вызвать все те действия, которые обусловливаются первосигнальными раздражениями.
Особенностью слов, как раздражителей, является то, что они в гораздо большей степени, чем первосигнальные ощущения, восприятия и представления, связываются с деятельностью всей коры больших полушарий головного мозга, приобретают в связи с этим обобщенный характер, отвлекаются от конкретных особенностей непосредственных раздражителей и взаимодействуют с прежним опытом человека в его обобщенной форме.
Этими особенностями слов, как раздражителей, объясняется также и то, что временные связи, устанавливаемые с помощью речевой деятельности, в ряде случаев возникают как бы внезапно, с первого же сочетания словесных раздражителей. В действительности же здесь имеет место опора на оживляемый с помощью слова предшествующий опыт и сохранившиеся в нем ранее выработанные многочисленные временные связи.
Благодаря обобщенному и отвлеченному характеру слов-раздражителей становится возможным перенос связей, образовавшихся при выработке условного рефлекса в данных определенных условиях, на другие виды действий, в которых имеется наличие аналогичной закономерности. Ученик, научившийся произвольно преодолевать трудности при решении математических задач, легче справляется с затруднениями, возникающими и при других видах учебной работы: в процессе решения задач он научился сознательно применять необходимые усилия для преодоления вообще трудностей, которые перед ним могут встать.
Элективная иррадиация. Иррадиация — распространение процесса возбуждения или торможения в центральной нервной системе; В процессе формирования волевых действий нервные возбуждения, вызванные словами, вначале, как и при всех других раздражителях, широко иррадиируют, а затем концентрируются под воздействием определенных подкреплений. Однако и здесь раздражители -слова имеют свои особенности. При речевых условных рефлексах широта процесса иррадиации, его распространение по всей площади коры неизмеримо превосходят все то, что в этом отношении наблюдается при образовании условных рефлексов на первосигнальные раздражители. Если, несмотря на это, речевые условные рефлексы отличаются строгой определенностью и высокой целесообразностью, то это объясняется особым характером иррадиации процессов возбуждения и торможения, вызванных словесными раздражителями.
Здесь имеет место элективная (избирательная) иррадиация корковых процессов. Временные связи, образовавшиеся в первой сигнальной системе, благодаря элективной иррадиации получают свое более или менее полное и точное отражение в словесной форме во второй сигнальной системе, и наоборот, второсигнальные связи отражаются в первой сигнальной системе и соответственно в движениях. В этом втором случае слово-раздражитель связывается не механически всегда с одним и тем же первосигнальным образом и движением, а избирательно, в соответствии с дополнительными условиями, в которых произносится данное слово.
Так, например, слово «марш» будет воспринято как сигнал к началу упражнения и вызовет за собой соответствующее действие лишь в условиях соревнования или занятий физическими упражнениями. В других условиях, например при беседе на музыкальные темы, оно получит совершенно другое отражение в первой сигнальной системе и будет воспринято как название определенного по ритму музыкального произведения.
Элективная иррадиация является, таким образом, весьма важным механизмом взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами, обеспечивающим возможность очень дифференцированных целесообразных действий.
Подкрепление словесными раздражителями. Процесс иррадиации при речевых условных рефлексах сменяется концентрированным течением корковых процессов на основе подкрепления, как правило, не безусловными, а речевыми раздражителями. Во всяком волевом действии человек побуждает себя к его выполнению путем словесно формулированных доводов и обоснований. Это же имеет место и в тех случаях, когда мы побуждаем к действию других людей, например в процессе обучения, применяя словесные объяснения и доказательства. Усвоение учеником в процессе обучения новых движений всегда требует направленного речевого подкрепления со стороны преподавателя, указывающего ученику характерные особенности изучаемого движения, обращающего его внимание на допущенные ошибки и требующего их исправления.
При этом слова-раздражители могут вызывать не только возбуждение, но и торможение двигательных реакций, которое является необходимым условием выработки точной дифференциации движений при волевых действиях, а в отдельных случаях и полной задержки их. В способности человека сдерживать свои движения и даже полностью отказываться от них психологи-идеалисты видели подчиненность материальных движений человеческого тела особому духовному началу. Слова, таким образом, играют при волевых действиях роль как пусковых, так и задерживающих сигналов.1
Модальность вовлеченности: активный - пассивный.
Обычно люди вовлечены в какое-либо действие двумя способами: активно или пассивно. В чем их различие?
Люди активного типа чаще всего сами начинают действовать, включают пусковой механизм или провоцируют включение. Они глубоко вовлечены в то, что делают, так как именно этого они и хотят. При этом чувствуют себя ответственными.
Личности пассивного типа "плывут по течению". Они не начнут действовать по собственной инициативе и даже, участвуя в деле, не чувствуют себя ответственными. Предпочитая более отстраненную позицию, они пребывают в постоянном ожидании.
В целях идентификации категории "активный-пассивный" мы зададим уже знакомые нам вопросы: "Что вы ожидаете от своей работы?", "Что вас подтолкнуло сделать это?"
Однако заметьте, мы делаем акцент на пассивной форме вопроса с тем, чтобы выслушать тип ответа.
Активный: отвечает от первого лица, используя глаголы участия, причем в позитивной формулировке, и прямые обороты ("Я хочу, чтобы..."; "Когда я начал прикидывать, я понял...").
Пассивный: избегает форму первого лица в своих ответах, использует глаголы ожидания, негативно сформулированные зависимости, непрямые обороты. ("Это другие, кто...", "Мне сказали, что...", "Начальство хочет, чтобы...").
Кроме чистых есть, безусловно, и смешанные типы. Существуют также типы, выделяющиеся, прежде всего, по уровню своей решимости участвовать и затем уж по степени вовлеченности в действие. Все вместе это дает четыре возможности. Мы их наглядно представим на примере человека, который рассуждает об обмене автомобиля.
Активный-активный: "Я хочу поменять машину, я пойду в автомагазин".
Активный-пассивный: "Я хочу поменять машину, посмотрим, что мне предложат".
Пассивный-активный: "Мне сказали, что надо поменять машину, и я пойду в автомагазин".
Пассивный-пассивный: "Мне сказали поменять машину. Мои друзья посоветовали мне пойти в автомагазин. Впрочем, они меня будут сопровождать".
Конечно, данное описание может показаться смешным и несколько искусственным. Однако для нас сейчас важно сосредоточиться на самом факте, что дистинкция между "активным-пассивным" не должна пониматься в обычном смысле деятельности и бездеятельности. Речь идет не о том, чтобы выявить активного или пассивного человека, а потом вознести одного и заклеймить другого: первый делает много, и он молодец, а второй - бездельник и плохой. Мы лишь описываем установки и поведение. Одна и та же ситуация может проживаться двумя разными способами.
Другой пример - из области участия в массовых мероприятиях. Одни люди идут на демонстрацию, чтобы выразить свое мнение, они думают, что их участие значимо, и это усиливает их решимость. Другие участвуют в манифестации, потому что их просили прийти, но у них невысокий уровень вовлеченности.
Эта метапрограмма легко группируется с другими, например с категорией "идти к... - удаляться от..." или с "возможностью-необходимостью". Анализируя группировки, мы можем представить профиль метапрограммы. Например, если кто-то говорит: "Я хочу повышения по службе, и мне надо пойти поговорить об этом с руководством", - мы уже знаем, что здесь действуют три метапрограммы: "идти к...", "необходимость" и "активность". А в другом примере: "Мне говорили о повышении по службе, однако я пока в нерешительности: я не хочу покидать свое настоящее место работы и, если бы я мог выбирать..."- мы имеем дело с "пассивностью", "удалением от..." и с "возможностью". 2 Определение понятий
Залог — глагольная категория, которая выражает отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту действия (предмету, над которым действие производится) с основными именными частями предложения — подлежащим и прямым дополнением.
Обычно выделяют два основных залога. Активный залог выражает прямую диатезу — то есть объект является дополнением, а субъект — подлежащим. Пассивный залог отражает грамматически в предложении какую-либо иную схему диатезы: объект становится подлежащим, а субъект — дополнением; акцентирование внимания на одном из участников ситуации в ущерб другому.
Глагол употребляется в форме активного залога, когда подлежащее является лицом или предметом совершающим действие. Активный залог употребляется, когда подлежащее обозначает лицо или предмет, который совершает действие сам.
Примеры:
Александр Попов изобрел радио.
Я делаю домашнюю работу.
Я испеку пирог.
Глагол употребляется в форме пассивного залога, когда подлежащее является лицом, с которым совершает действие другое лицо или предмет.
Примеры:
Радио было изобретено Александром Поповым.
Нужно испечь пирог.
Признаки пассивного залога
1. Краткая форма причастий страдательного залога Я приглашён на вечеринку. 2. Глаголы, оканчивающие на -ся-, -сь- Все наблюдения проводились группой знаменитых учёных. 3. Неопределённо-личные предложения Нас попросили прийти как можно раньше. Сравнительная таблица
Активный залог
| Пассивный залог
| Я пишу письмо
| Письмо пишется мной
| Я получил поздравление от друзей
| Меня поздравили с Днем Рождения
| Работу мы сделаем вместе
| Работа будет сделана вовремя
| Мы нуждаемся в помощи
| Нам нужно помочь с решением задачи
| Эта картина украшает интерьер
| Картина повешена на стену
| Я забыла взять телефон с собой
| Телефон забыт дома
| Я хочу вам помочь
| Мне хочется вам помочь
|
|