Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации





Скачать 271.51 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
страница1/3
Дата публикации13.04.2015
Размер271.51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики

Исследовательский поток

Программа дисциплины

Финансовые рынки и институты

(часть 1 «Фондовый рынок»)
для направления 080100.68 "Экономика" подготовки бакалавра

(вторая ступень высшего образования)
Автор программы: Берзон Н.И., д.э.н., профессор, nberzon@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры Фондового рынка и рынка инвестиций «29» августа 2014 г

Зав. кафедрой Берзон Н.И.
Рекомендована секцией УМС «Конкретная экономика» «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 «Финансы и кредит», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Финансовые рынки и институты».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ-ВШЭ, образовательной программой подготовки бакалавров по направлению и рабочими учебными планами университета.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Финансовые рынки и институты», часть первая «Фондовый рынок», являются:

- освоение студентами теоретических основ функционирования фондового рынка, методов оценки риска и доходности при инвестировании средств на фондовом рынке;

- получение студентами практических навыков оценки акций и облигаций, определения доходности финансовых инструментов, подготовки компаний к выходу на российский и зарубежные рынки капитала с использованием механизма депозитарных расписок;

- овладения навыками конструирования облигационных займов и ценных бумаг с заранее заданными свойствами, включая секьюритизацию активов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать механизм функционирования фондового рынка, основные свойства ценных бумаг, принципы классификации ценных бумаг, тенденции развития финансового рынка, факторы, влияющие на развитие процессов секьюритизации, состав и структуру проспекта эмиссии ценных бумаг, отличия между эмиссионными и неэмиссионными ценными бумагами;

  • Уметь различать предъявительские, именные и ордерные ценные бумаги, раскрыть преимущества и недостатки предъявительских ценных бумаг по сравнению с именными ценными бумагами, объяснить свойства акций и облигаций, а также варрантов и депозитарных расписок;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) проведения расчетов доходности финансовых инструментов, конструирования облигационных выпусков с правом отзыва и досрочного погашения, определения стоимости ценных бумаг.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по

ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

а) общекультурные:










- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-1

демонстрирует уровень интеллектуального и общекультурного развития


Лекции, самостоятельное освоение специальной научной литературы

- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-2

самостоятельно осваивает новые методы исследования;

применяет имеющиеся знания при изменении научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

Самостоятельная подготовка эссе по учебной дисциплине

- способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ОК-3

использует в практической деятельности новые знания;

Самостоятельный поиск финансовых инструментов для реализации инвестиционных проектов

- владеет навыками публичной и научной речи;

ОК-6

Демонстрирует способность к ведению публичных дискуссий;

Изложение результатов самостоятельной работы на семинарских занятиях в форме доклада, постановки вопросов и их обсуждении в аудитории.

б) профессиональные:










научно-исследовательская деятельность










- способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

ПК-1

Демонстрирует умение обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями;

Самостоятельная подготовка эссе по учебной дисциплине, обсуждение вопросов с преподавателем.

- способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

ПК-3

Владеет современными информационными технологиями;

Демонстрирует знание основных информационных систем и умение применять их;

Самостоятельный поиск финансовых инструментов, которые будут использованы для реализации инвестиционных проектов.

- способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;

ПК-4

Демонстрирует способность представлять результаты проведенного исследования;

Самостоятельная подготовка эссе и доклада по учебной дисциплине

  • аналитическая деятельность










- способен анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.

ПК-9

Владеет методами поиска источников информации;

Самостоятельное проведение расчетов по определению стоимости финансовых инструментов и их доходности; определение факторов, влияющих на цены акций и облигаций; проведение расчетов по оценке рисков финансовых инструментов.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для студентов бакалавриата 3 курса факультета экономики данная дисциплина является дисциплиной по выбору.

Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро- и макроэкономика», «Теория вероятностей» и «Математическая статистика».

Данная дисциплина является вводным курсом по фондовому рынку, в котором рассматриваются вопросы организации и структуры фондового рынка, виды ценных бумаг и механизм их функционирования. Раздел “Фондовый рынок” изучается студентами 2 и 3 курса бакалавриата и служит основой для профессиональной ориентации студентов при выборе специализации. На основе данной дисциплины студенты, выбравшие специализацию “Финансы и Фондовые рынки”, на 4 курсе и в магистратуре будут продолжать углубленное изучение проблем функционирования рынка ценных бумаг.

Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении других дисциплин, в т.ч.: «Финансовый менеджмент»; «Инновации на финансовых рынках»; «Мировые финансовые рынки»; «Экономика финансового посредничества»; «Банковский менеджмент»; «Финансовая инженерия»; «Инвестиционная деятельность банка»; «Управление реальными инвестициями».

5. Тематический план учебной дисциплины (часть 1)




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Организация и структура фондового рынка

13

4

1

-

8

2

Риск и доходность

13

4

1

-

8

3

Виды и классификация ценных бумаг

10

2

-

-

8

4

Облигации

16

6

2

-

8

5

Акции

18

4

2

-

12

6

Гибридные ценные бумаги

14

2

2

-

10

7

Депозитарные расписки

13

1

2

-

10

8

Государственные ценные бумаги

11

1

2

-

8




Эссе



















Реферат



















Зачёт






















108

24

12




72

6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

3 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Реферат













Фондового рынка и рынка инвестиций

Самостоятельная письменная работа объемом не более 20 страниц. Шрифт Times New Roman, размер 12, интервал – 1,5 строки.


Итоговый

Зачёт







*




Фондового рынка и рынка инвестиций

В письменной форме в виде ответов на тестовые вопросы и решение задач, 60 минут.


6.1. Критерии оценки знаний, навыков


1. Реферат оценивается по 10-бальной шкале (Ор).

Требования к реферату: реферат должен быть представлен в форме аналитической статьи, в которой подробно и аргументировано раскрывается собственное мнение автора относительно решения проблемы, обозначенной в теме реферата. Если в теме реферата проблема прямо не сформулирована, то автору необходимо сначала определить актуальные проблемы в обозначенной предметной области.

Приводимый в реферате анализ проблемной области формируется на основе самостоятельного изучения нескольких литературных источников (монографий, научных статей, законодательства и т.д.). Автор должен продемонстрировать способность разобраться в поставленной проблеме, провести необходимый анализ и сформулировать выводы относительно возможных путей ее решения.

В реферате необходимо сосредоточиться на изложении собственного подхода к проведению анализа проблемной области, получению и интерпретации выводов. Прямое цитирование в реферате желательно свести к минимуму и использовать только в случае крайней необходимости. На приводимые цитаты, положения, цифровые и статистические данные должны приводиться ссылки с указанием источника, его автора, страницы, издательства, места и года издания (электронного адреса).

Тема реферата назначается преподавателем. Автор имеет право самостоятельно инициировать тему при согласовании с преподавателем. Объём реферата должен составлять 5-10 страниц компьютерного текста 12 шрифтом с интервалом 1,5, выравнивание «по ширине».

Структура реферата:

1. Аннотация: краткое изложение ключевых моментов работы (не более 0,5 страницы).

2. Анализ: раскрывается последовательный анализ проблемной области, с выделением ключевых моментов. В ходе изложения анализа желательно выделение разделов, озаглавленных главной идеей раздела. Сами разделы должны отражать последовательность анализа, приводимого в статье, для придания аналитической части работы четкой структуры.

3. Заключение: формулирование основных выводов, полученных в ходе анализа, и их интерпретация.

4. Список литературы. Приводится список литературных и электронных источников, использованных при написании реферата.

5. Приложения (если требуются).

Оценка за реферат выставляется с учетом следующих критериев:

- глубина и полнота анализа проблемной области;

- ясность, структурность и системность изложения анализа, проведенного в реферате; ясная формулировка основных выводов, полученных в результате анализа и их интерпретации;

- использование схем, диаграмм, таблиц для более наглядной передачи ключевых идей работы

- подкрепленность аргументации, приводимой в ходе анализа, конкретными данными (статистикой, расчетами, цифровыми данными, примерами из практики и т.п.);

- актуальность данных, приводимых в реферате;

- корректность проведения анализа, отсутствие ошибочных суждений.

За несоответствие работы требованиям к оформлению из итоговой оценки вычитается 1 балл. В работе должны быть приведены актуальные статистические данные. Если в качестве основных фигурируют статистические данные 3-4-х летней давности, то максимальная оценка за такую работу составляет 5 баллов. Старые данные могут быть приведены только в случае рассмотрения динамики их изменения и сравнения с более современными данными, либо если тема реферата имеет явный исторический аспект.

При наличии в работе плагиата итоговая оценка не может быть выше 2 баллов. В случае обнаружения плагиата реферат не переписывается и не может быть направлен студенту на доработку.

2.Контрольный тест оценивается по 10-бальной шкале (Ок).

Баллы выставляются в зависимости от числа набранных контрольных очков по тесту в соответствии со следующей шкалой:


Количество очков по контрольной работе

Бальная оценка

0-14

1

15-28

2

29-41

3

42-53

4

54-64

5

65-74

6

75-83

7

84-90

8

91-95

9

96-100

10



Обязательным условием получения положительной оценки является успешное написание контрольного теста, по которому, как минимум, необходимо набрать 4 балла. Если по контрольному тесту получено менее 4 баллов, то сводная обобщенная оценка не вычисляется и студент обязан явиться на повторную пересдачу.


7. Содержание дисциплины


Тема 1: Организация и структура фондового рынка.

Понятие финансового и фондового рынков. Роль и значение фондового рынка. Секьюритизация и глобализация финансовых рынков. Финансовые потоки в экономике. Классификация финансовых рынков. Состав и структура фондового рынка. Состояние и перспективы развития фондового рынка в России.
Основная литература:

Фондовый рынок. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Вита-Пресс, 2009, гл.1,2

Рынок ценных бумаг. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Юрайт, 2013, гл. 1,2

Дополнительная литература:

Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: взаимодействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. – М.: Альпина Паблишер, 2002.

Колб Р., Родригес Р. Финансовые институты и рынки: Учебник. Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2003, гл.12.

Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 1997, гл. 1,6

Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997, гл.1,5.

Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1997 г., гл. 1.

Фабоцци Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ.- М.: Ифра-М, 2000, гл.2,4

Боди З., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций: Пер. с англ.- М.: Из-во «Вильямс», 2002, гл.1,2,5,6

Кохен Д. Психология фондового рынка: Страх, алчность и паника. Пер с англ. – М.: Итернет-трейдинг, 2004.

Гибсон Р. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Тема 2. Риск и доходность на фондовом рынке.

Понятие риска на фондовом рынке. Показатели измерения риска. Соотношение риска и доходности, понятие безрисковых инструментов. Премия за риск. Влияние временного горизонта на риск инвестирования. Кейс на примере фондового рынка США и России. Оценка эффективности инвестирования. Коэффициент Шарпа. Методы диверсификации инвестиций. Формирование инвестиционного портфеля. Систематический и несистематический риск, коэффициент бета. Линия рынка ценных бумаг.

Основная литература:

Фондовый рынок. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Вита-Пресс, 2009, гл.1.

Инновации на финансовых рынках. Под ред. Н.И. Берзона и Т.В.Тепловой - М.: Изд. Дом ВШЭ, 2013, гл.8.

Дополнительная литература:

Берзон Н.И., Володин С.Н. Оценка финансовых активов по критерию «риск-доходность» с учетом длительности инвестирования. Экономический журнал ВШЭ, т.14, №3, 2010, с.311-325.

Гибсон Р. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Берзон Н.И., Дорошин Д.И. Особенности применения показателей эффективности финансовых инвестиций. Финансы и кредит, 2012, №14(494), с.21-34.
Тема 3: Виды и классификация ценных бумаг.

Понятие и фундаментальные свойства ценных бумаг. Классификация ценных бумаг по видам, эмитентам, форме выпуска, способу получения дохода, сроку обращения и т.д. Долговые и долевые ценные бумаги. Ценные бумаги, допущенные к обращению в Российской Федерации.

Основная литература:

Фондовый рынок. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Вита-Пресс, 2009, гл.1.

Рынок ценных бумаг. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Юрайт, 2013, гл. 3.

Дополнительная литература:

Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1997 г., гл.2,3.

Фабоцци Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ.- М.: Ифра-М, 2000, гл.2.

Кохен Д. Психология фондового рынка: Страх, алчность и паника. Пер с англ. – М.: Итернет-трейдинг, 2004.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск