| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики
Исследовательский поток
Программа дисциплины
“Финансовые рынки и институты”
(часть 1 «Фондовый рынок») для направления 080100.68 "Экономика" подготовки бакалавра
(вторая ступень высшего образования) Автор программы: Берзон Н.И., д.э.н., профессор, nberzon@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры Фондового рынка и рынка инвестиций «29» августа 2014 г
Зав. кафедрой Берзон Н.И. Рекомендована секцией УМС «Конкретная экономика» «___»____________ 20 г
Председатель Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись]
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 «Финансы и кредит», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Финансовые рынки и институты».
Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ-ВШЭ, образовательной программой подготовки бакалавров по направлению и рабочими учебными планами университета.
2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Финансовые рынки и институты», часть первая «Фондовый рынок», являются:
- освоение студентами теоретических основ функционирования фондового рынка, методов оценки риска и доходности при инвестировании средств на фондовом рынке;
- получение студентами практических навыков оценки акций и облигаций, определения доходности финансовых инструментов, подготовки компаний к выходу на российский и зарубежные рынки капитала с использованием механизма депозитарных расписок;
- овладения навыками конструирования облигационных займов и ценных бумаг с заранее заданными свойствами, включая секьюритизацию активов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать механизм функционирования фондового рынка, основные свойства ценных бумаг, принципы классификации ценных бумаг, тенденции развития финансового рынка, факторы, влияющие на развитие процессов секьюритизации, состав и структуру проспекта эмиссии ценных бумаг, отличия между эмиссионными и неэмиссионными ценными бумагами;
Уметь различать предъявительские, именные и ордерные ценные бумаги, раскрыть преимущества и недостатки предъявительских ценных бумаг по сравнению с именными ценными бумагами, объяснить свойства акций и облигаций, а также варрантов и депозитарных расписок;
Иметь навыки (приобрести опыт) проведения расчетов доходности финансовых инструментов, конструирования облигационных выпусков с правом отзыва и досрочного погашения, определения стоимости ценных бумаг.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по
ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| а) общекультурные:
|
|
|
| - способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
| ОК-1
| демонстрирует уровень интеллектуального и общекультурного развития
| Лекции, самостоятельное освоение специальной научной литературы
| - способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
| ОК-2
| самостоятельно осваивает новые методы исследования;
применяет имеющиеся знания при изменении научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
| Самостоятельная подготовка эссе по учебной дисциплине
| - способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
| ОК-3
| использует в практической деятельности новые знания;
| Самостоятельный поиск финансовых инструментов для реализации инвестиционных проектов
| - владеет навыками публичной и научной речи;
| ОК-6
| Демонстрирует способность к ведению публичных дискуссий;
| Изложение результатов самостоятельной работы на семинарских занятиях в форме доклада, постановки вопросов и их обсуждении в аудитории.
| б) профессиональные:
|
|
|
| научно-исследовательская деятельность
|
|
|
| - способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
| ПК-1
| Демонстрирует умение обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями;
| Самостоятельная подготовка эссе по учебной дисциплине, обсуждение вопросов с преподавателем.
| - способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
| ПК-3
| Владеет современными информационными технологиями;
Демонстрирует знание основных информационных систем и умение применять их;
| Самостоятельный поиск финансовых инструментов, которые будут использованы для реализации инвестиционных проектов.
| - способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;
| ПК-4
| Демонстрирует способность представлять результаты проведенного исследования;
| Самостоятельная подготовка эссе и доклада по учебной дисциплине
| аналитическая деятельность
|
|
|
| - способен анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.
| ПК-9
| Владеет методами поиска источников информации;
| Самостоятельное проведение расчетов по определению стоимости финансовых инструментов и их доходности; определение факторов, влияющих на цены акций и облигаций; проведение расчетов по оценке рисков финансовых инструментов.
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для студентов бакалавриата 3 курса факультета экономики данная дисциплина является дисциплиной по выбору.
Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро- и макроэкономика», «Теория вероятностей» и «Математическая статистика».
Данная дисциплина является вводным курсом по фондовому рынку, в котором рассматриваются вопросы организации и структуры фондового рынка, виды ценных бумаг и механизм их функционирования. Раздел “Фондовый рынок” изучается студентами 2 и 3 курса бакалавриата и служит основой для профессиональной ориентации студентов при выборе специализации. На основе данной дисциплины студенты, выбравшие специализацию “Финансы и Фондовые рынки”, на 4 курсе и в магистратуре будут продолжать углубленное изучение проблем функционирования рынка ценных бумаг.
Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении других дисциплин, в т.ч.: «Финансовый менеджмент»; «Инновации на финансовых рынках»; «Мировые финансовые рынки»; «Экономика финансового посредничества»; «Банковский менеджмент»; «Финансовая инженерия»; «Инвестиционная деятельность банка»; «Управление реальными инвестициями».
5. Тематический план учебной дисциплины (часть 1) №
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Организация и структура фондового рынка
| 13
| 4
| 1
| -
| 8
| 2
| Риск и доходность
| 13
| 4
| 1
| -
| 8
| 3
| Виды и классификация ценных бумаг
| 10
| 2
| -
| -
| 8
| 4
| Облигации
| 16
| 6
| 2
| -
| 8
| 5
| Акции
| 18
| 4
| 2
| -
| 12
| 6
| Гибридные ценные бумаги
| 14
| 2
| 2
| -
| 10
| 7
| Депозитарные расписки
| 13
| 1
| 2
| -
| 10
| 8
| Государственные ценные бумаги
| 11
| 1
| 2
| -
| 8
|
| Эссе
|
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
|
| Зачёт
|
|
|
|
|
|
|
| 108
| 24
| 12
|
| 72
|
6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 3 год
| Кафедра
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
| Реферат
|
|
|
|
| Фондового рынка и рынка инвестиций
| Самостоятельная письменная работа объемом не более 20 страниц. Шрифт Times New Roman, размер 12, интервал – 1,5 строки.
| Итоговый
| Зачёт
|
|
| *
|
| Фондового рынка и рынка инвестиций
| В письменной форме в виде ответов на тестовые вопросы и решение задач, 60 минут.
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков 1. Реферат оценивается по 10-бальной шкале (Ор).
Требования к реферату: реферат должен быть представлен в форме аналитической статьи, в которой подробно и аргументировано раскрывается собственное мнение автора относительно решения проблемы, обозначенной в теме реферата. Если в теме реферата проблема прямо не сформулирована, то автору необходимо сначала определить актуальные проблемы в обозначенной предметной области.
Приводимый в реферате анализ проблемной области формируется на основе самостоятельного изучения нескольких литературных источников (монографий, научных статей, законодательства и т.д.). Автор должен продемонстрировать способность разобраться в поставленной проблеме, провести необходимый анализ и сформулировать выводы относительно возможных путей ее решения.
В реферате необходимо сосредоточиться на изложении собственного подхода к проведению анализа проблемной области, получению и интерпретации выводов. Прямое цитирование в реферате желательно свести к минимуму и использовать только в случае крайней необходимости. На приводимые цитаты, положения, цифровые и статистические данные должны приводиться ссылки с указанием источника, его автора, страницы, издательства, места и года издания (электронного адреса).
Тема реферата назначается преподавателем. Автор имеет право самостоятельно инициировать тему при согласовании с преподавателем. Объём реферата должен составлять 5-10 страниц компьютерного текста 12 шрифтом с интервалом 1,5, выравнивание «по ширине».
Структура реферата:
1. Аннотация: краткое изложение ключевых моментов работы (не более 0,5 страницы).
2. Анализ: раскрывается последовательный анализ проблемной области, с выделением ключевых моментов. В ходе изложения анализа желательно выделение разделов, озаглавленных главной идеей раздела. Сами разделы должны отражать последовательность анализа, приводимого в статье, для придания аналитической части работы четкой структуры.
3. Заключение: формулирование основных выводов, полученных в ходе анализа, и их интерпретация.
4. Список литературы. Приводится список литературных и электронных источников, использованных при написании реферата.
5. Приложения (если требуются).
Оценка за реферат выставляется с учетом следующих критериев:
- глубина и полнота анализа проблемной области;
- ясность, структурность и системность изложения анализа, проведенного в реферате; ясная формулировка основных выводов, полученных в результате анализа и их интерпретации;
- использование схем, диаграмм, таблиц для более наглядной передачи ключевых идей работы
- подкрепленность аргументации, приводимой в ходе анализа, конкретными данными (статистикой, расчетами, цифровыми данными, примерами из практики и т.п.);
- актуальность данных, приводимых в реферате;
- корректность проведения анализа, отсутствие ошибочных суждений.
За несоответствие работы требованиям к оформлению из итоговой оценки вычитается 1 балл. В работе должны быть приведены актуальные статистические данные. Если в качестве основных фигурируют статистические данные 3-4-х летней давности, то максимальная оценка за такую работу составляет 5 баллов. Старые данные могут быть приведены только в случае рассмотрения динамики их изменения и сравнения с более современными данными, либо если тема реферата имеет явный исторический аспект.
При наличии в работе плагиата итоговая оценка не может быть выше 2 баллов. В случае обнаружения плагиата реферат не переписывается и не может быть направлен студенту на доработку.
2.Контрольный тест оценивается по 10-бальной шкале (Ок).
Баллы выставляются в зависимости от числа набранных контрольных очков по тесту в соответствии со следующей шкалой:
-
Количество очков по контрольной работе
| Бальная оценка
| 0-14
| 1
| 15-28
| 2
| 29-41
| 3
| 42-53
| 4
| 54-64
| 5
| 65-74
| 6
| 75-83
| 7
| 84-90
| 8
| 91-95
| 9
| 96-100
| 10
|
Обязательным условием получения положительной оценки является успешное написание контрольного теста, по которому, как минимум, необходимо набрать 4 балла. Если по контрольному тесту получено менее 4 баллов, то сводная обобщенная оценка не вычисляется и студент обязан явиться на повторную пересдачу.
7. Содержание дисциплины Тема 1: Организация и структура фондового рынка.
Понятие финансового и фондового рынков. Роль и значение фондового рынка. Секьюритизация и глобализация финансовых рынков. Финансовые потоки в экономике. Классификация финансовых рынков. Состав и структура фондового рынка. Состояние и перспективы развития фондового рынка в России. Основная литература:
Фондовый рынок. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Вита-Пресс, 2009, гл.1,2
Рынок ценных бумаг. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Юрайт, 2013, гл. 1,2
Дополнительная литература:
Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: взаимодействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. – М.: Альпина Паблишер, 2002.
Колб Р., Родригес Р. Финансовые институты и рынки: Учебник. Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2003, гл.12.
Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 1997, гл. 1,6
Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997, гл.1,5.
Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1997 г., гл. 1.
Фабоцци Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ.- М.: Ифра-М, 2000, гл.2,4
Боди З., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций: Пер. с англ.- М.: Из-во «Вильямс», 2002, гл.1,2,5,6
Кохен Д. Психология фондового рынка: Страх, алчность и паника. Пер с англ. – М.: Итернет-трейдинг, 2004.
Гибсон Р. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. Тема 2. Риск и доходность на фондовом рынке.
Понятие риска на фондовом рынке. Показатели измерения риска. Соотношение риска и доходности, понятие безрисковых инструментов. Премия за риск. Влияние временного горизонта на риск инвестирования. Кейс на примере фондового рынка США и России. Оценка эффективности инвестирования. Коэффициент Шарпа. Методы диверсификации инвестиций. Формирование инвестиционного портфеля. Систематический и несистематический риск, коэффициент бета. Линия рынка ценных бумаг.
Основная литература:
Фондовый рынок. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Вита-Пресс, 2009, гл.1.
Инновации на финансовых рынках. Под ред. Н.И. Берзона и Т.В.Тепловой - М.: Изд. Дом ВШЭ, 2013, гл.8.
Дополнительная литература:
Берзон Н.И., Володин С.Н. Оценка финансовых активов по критерию «риск-доходность» с учетом длительности инвестирования. Экономический журнал ВШЭ, т.14, №3, 2010, с.311-325.
Гибсон Р. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Берзон Н.И., Дорошин Д.И. Особенности применения показателей эффективности финансовых инвестиций. Финансы и кредит, 2012, №14(494), с.21-34. Тема 3: Виды и классификация ценных бумаг.
Понятие и фундаментальные свойства ценных бумаг. Классификация ценных бумаг по видам, эмитентам, форме выпуска, способу получения дохода, сроку обращения и т.д. Долговые и долевые ценные бумаги. Ценные бумаги, допущенные к обращению в Российской Федерации.
Основная литература:
Фондовый рынок. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Вита-Пресс, 2009, гл.1.
Рынок ценных бумаг. Под ред. Н.И. Берзона - М.: Юрайт, 2013, гл. 3.
Дополнительная литература:
Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1997 г., гл.2,3.
Фабоцци Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ.- М.: Ифра-М, 2000, гл.2.
Кохен Д. Психология фондового рынка: Страх, алчность и паника. Пер с англ. – М.: Итернет-трейдинг, 2004.
|