Скачать 374.6 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Уральский государственный педагогический университет»Экономический факультетКафедра экономики и методики обучения экономическим дисциплинам РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Управление качеством» по направлению «050400 – Социально-экономическое образование». Магистерская программа «050405 М Экономическое образование»» по циклу СДМ.В.00 – Специальные дисциплины (курсы по выбору)
Екатеринбург 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Управление качеством» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 28 с. Составитель: Ахтариева А.С., ассистент Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры Протокол от 10.10.2012г. № 2 Зав. кафедрой ____________________________________ Г.Б.Морозов
Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом – это концепция, получившая в англоязычной литературе название Total Quality Management (TQM). На смену идеям Тейлора, возникшим в начале ХХ века, и, к сожалению, активно используемых в российской практике до сих дней, пришли новые концепции и принципы управления качеством, значительная часть которых уже нашла свое применение в международных стандартах. Современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в образовательной деятельности, государственном и муниципальном управлении и других сферах. Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, услуг и работ, процессов и систем управления. Программа курса «Управление качеством» способствует реализации важнейшей цели: расширению экономического, управленческого кругозора за счет усвоения новых экономико-социальных знаний и совершенствованию управленческих и коммуникативных умений и навыков студентов на основе формирования системных представлений о качестве и управлении качеством, принципах и элементах стратегии TQM, а также их применения в образовательной среде вуза. Программа курса решает следующие задачи:
В основе обучения по данной дисциплине лежит понимание того, что управление качеством – это одна из подсистем управления организацией, являясь непрерывным процессом воздействия на организацию, основанным на использовании принципов и инструментов менеджмента качества и охватывающим все области ее деятельности. Знания и умения по данной дисциплине создают основу для развития будущего специалиста в области качества. Управление качеством – новая, динамично развивающаяся область научного знания, поэтому программа курса не может быть статичной, она требует регулярной ревизии и обновления, чтобы соответствовать развивающейся научной базе. Это стимулирует учебную активность студентов, прививает активную жизненную позицию. Еще одной особенностью курса можно назвать максимальную приближенность семинарских занятий к реальной жизни, т. к. на них рассматриваются проблемы, с которыми могли столкнуться студенты во время своей учебной и рабочей деятельности. Практически каждая тема программы выполняет определенные воспитательные функции. Управление качеством как учебная дисциплина, прежде всего, взаимосвязана с такими учебными курсами, как «Основы менеджмента» и «Менеджмент в образовании». Обеспечивающие дисциплины Основы менеджмента; Основы маркетинга; Экономическая теория; История экономической мысли. Освоение содержания курса осуществляется в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы и проектной деятельности студентов. По данной дисциплине может осуществляться подготовка и защита курсовых работ. Вводная тема «Качество как объект управления» знакомит студентов с основными понятиями управления качества, с их эволюцией в экономические категории. В результате освоения темы студент должен знать основные понятия; видеть и уметь объяснить разницу между внешним и внутренним качеством; понимать важность влияния качества на конкурентоспособность фирмы. Тема 2 знакомит студентов с основными идеями и подходами к управлению качеством, демонстрирует взаимосвязь управления качеством и общего менеджмента, определяет роль каждой функции в системе управления качеством и изучает проявления каждой функции на практических примерах. По окончании изучения темы студент должен знать и описать пирамиду качества, уметь дифференцировать систему менеджмента и систему менеджмента качества, понимать сущность функций управления качеством и уметь вычленить каждую функцию из всего процесса управления качеством для ее последующего анализа. Тема 3 знакомит слушателей с опытом развития и внедрения систем управления качеством в разных странах, а также с историческими и социально-экономическими предпосылками появления TQM, формирует представление о TQM как междисциплинарном подходе, возникшем на стыке различных научных направлений. По окончании изучения темы студент должен знать концепции, положенные в основу TQM, уметь охарактеризовать каждый этап становления TQM, уметь анализировать опыт становления национальных систем управления качеством. В теме 4 изучаются цели TQM, анализируются его базовые принципы и рассматриваются основные методы управления качеством и понятие цикл Деминга. В результате изучения темы студент должен знать и уметь донести до слушателя цели TQM, уметь раскрывать суть и значение принципов TQM, уметь применять основные методы управления качеством в своей деятельности. Изучение темы 5 проводится с целью формирования у студентов комплексного представления о целях, принципах, этапах построения и последующего внедрения СМК в организации, анализа преимуществ внедрения СМК, ознакомления с опытом и проблемами внедрения СМК российскими предприятиями и позволяет студенту самостоятельно найти пути преодоления этих проблем. В результате изучения данной темы студент должен знать, какие требования необходимо выполнять при построении СМК, процедуру построения СМК, уметь анализировать процессы построения и внедрения СМК для их совершенствования.Изучение темы 6 преследует цель ознакомления слушателей с основными системами стандартизации, принятыми в России и на международном уровне. Студент по окончании изучения данной темы должен знать основные системы стандартизации качества в России и за рубежом, знать содержание стандарта ISO 9000, уметь давать сравнительную характеристику каждой системы, видеть и понимать взаимозависимость и взаимодействие различных систем стандартизации, уметь интерпретировать полученные знания на жизненных примерах. Цель изучения темы 7 – формирование системных представлений о качестве и менеджменте качества в образовательной сфере на основе положений стандартов ISO 9000 и положений Болонского процесса. По окончании изучения темы студент должен знать основные положения Болонского процесса, касающиеся качества, уметь доказательно проиллюстрировать значимость критерия качества в реформировании системы образования, выделять особенности построения системы качества в образовании в сравнении с производственной сферой. II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Понятия качества и надежности. Различные подходы к пониманию качества: от качества продукции к качеству процессов. Эволюция понятия «качество» в экономическую категорию. Основные параметры качества продукции и услуг. Роль потребителя в определении качества. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения | Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» «Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством».... | ||
Программа дисциплины «Всеобщее управление качеством» для специальности... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62 «Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения | ||
Примерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется... Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная... | Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы... | ||
Рабочая программа дисциплины «история» Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление... | Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении... | ||
Рабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки Управление качеством: рабочая программа / авт сост. Стефанова Т. Г. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 16 с | Рабочая программа для студентов направления221400. 62 «Управление качеством» Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления221400. 62«Управление качеством»... | ||
Рабочая программа составлена на основе «Стандартизация и управление качеством продукции», утвержденной решением кафедры управления качеством от 21. 12. 2010 г. №6 | Программа дисциплины Управление качеством для специальности 080506... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080506. 65 «Логистика... | ||
Программа дисциплины «Основы управления качеством» для направления... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов сф ргуитп, которые участвуют в реализации завершающего этапа основной... | ||
Программа дисциплины «Средства и методы управления качеством» ... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение для специальности... Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 221413 «Техническое... |