Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия)





Скачать 291.57 Kb.
НазваниеМодернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия)
страница1/3
Дата публикации24.04.2015
Размер291.57 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Бадмаева Эльза Владимировна

модернизация экономики

устойчиво-депрессивного региона:

стратегии и механизмы государственного регулирования
и поддержки (на примере Республики Калмыкия)


Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

региональная экономика
Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону – 2010

Диссертация выполнена в Северо-Кавказском НИИ экономических и
социальных проблем Южного федерального университета


Научный руководитель:




доктор географических наук, профессор

Дружинин Александр Георгиевич

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Олейникова Ирина Николаевна

кандидат экономических наук, доцент

Кижикина Валентина Васильевна

Ведущая организация:

Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ)




Защита состоится «5» июля 2010 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.03 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 160, ИППК при ЮФУ, ауд. 45.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан «4» июня 2010 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, к. 105 диссертационный совет Д 212.208.03.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.В. Каширина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Инициированные глобальным кризисом дестабилизация макро- и мезоэкономической ситуации и существенное сокращение бюджетно-финансового потенциала на федеральном и региональном уровнях обусловливают необходимость коррекции региональной экономической политики, дальнейшего совершенствования её инструментов и механизмов. В первую очередь это касается совокупности государственных воздействий в отношении территориально-хозяйственных систем, традиционно отстающих по важнейшим параметрам социально-экономического развития и пребывающих в состоянии устойчивой депрессии и высокой зависимости от финансовой и инвестиционной поддержки РФ. Будучи важным типологическим элементом региональной организации экономики, «устойчивая депрессивность» выступает как антипод, антифактор и, вместе с тем приоритетный стимул территориально-хозяйственной модернизации.

В последние годы в России ведётся достаточно активная работа по совершенствованию спектра инструментов и механизмов государственного стимулирования территориально-хозяйственной модернизации. Вместе с тем, реализуемая в отношении устойчиво-депрессивных территорий политика РФ малоэффективна, непоследовательна, недостаточно системна и является периферийной, по отношению к иным декларируемым и реализуемым целям региональной политики. Многолетняя установка на бюджетную «подпитку» данных регионов, в этой связи, всё в большей мере должна дополняться акцентом на восстановление и развитие их хозяйственных комплексов, в том числе и за счёт полномасштабного задействования потенциала государственно-регулятивных мер. Трансформация государственной региональной экономической политики в особой мере необходима применительно к республикам Юга России, включая и Калмыкию, что инициирует данное исследование, обусловливает его актуальность.

Степень разработанности проблемы. Изучение литературы по проблематике диссертации позволяет говорить как о достаточной сформированности её исходной концептуальной базы, так и о существовании эмпирико-информационных и теоретических «пробелов», открывающих простор для самостоятельного научного поиска соискателя.

Базовым элементом формирования теоретической основы диссертационного исследования явилась концепция регионализма в экономике, последовательно разрабатываемая в трудах В.С. Бильчака, А.Г. Гранберга, А.И. Добрынина, В.И. Игнатова, В.В. Кистанова, Г.Б. Клейнера, Н.В. Копылова, Б.Л. Лавровского, А.В. Лексина, Н.Н. Некрасова, О.В. Пчелинцева и др. В её рамках приоритетное значение для формирования предметно-содержательного поля диссертации имеют подходы к разработке критериев и индикаторов «депрессивности» территориально-хозяйственных систем (С.С. Артоболевский,
М.К. Бандман, Н.И. Зубаревич, В.Л. Куперштох, Л.В. Смирнягин, А.А. Ткаченко, А.И. Трейвиш и др.).

Весьма существенными для формирования научной позиции автора оказались теоретические и практико-прикладные разработки в области экономического развития высокопроблемных регионов Юга России, сформулированные такими исследователями как В.М. Белоусов, А.Г. Дружинин, О.И. Иншаков, Н. Кетова, Ю.С. Колесников, В.Н. Овчинников, С.Г. Тяглов и др. При формировании предложений по совершенствованию системы государственной поддержки восстановления и развития экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона приняты во внимание исследовательские подходы в сфере обоснования потенциала и действенных механизмов государственной экономической политики (О.С. Белокрылова, С.Ю. Глазьев, Д. С. Львова), в том числе и в региональной сфере (В.Я. Любовный, С.С. Слепаков, А.Н. Швецов и др.).

В условиях глобального финансово-экономического кризиса проблематика «депрессивности» регионов обрела особую значимость. Несмотря на существенную проработанность ряда фундаментальных аспектов данной проблематики предельно остро обозначился дефицит системных представлений о способах и условиях перевода соответствующих территориально-хозяйственных систем в режим устойчивого саморазвития, о факторах, приоритетах и механизмах инвестиционного обеспечения позитивной мезоэкономической динамики. Данное обстоятельство обусловило выбор темы исследования, формулировку цели и этапных задач.

Цель диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании и практической верификации (на эмпирико-фактологической базе Республики Калмыкия) условий, стратегий и механизмов государственного регулирования и поддержки модернизации региональной экономики устойчиво-депрессивного типа.

Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие основные задачи:

- уточнение концептуальных представлений о депрессивности как состоянии региональной экономики и обоснование (применительно к российской специфике) принципов идентификации устойчиво-депрессивных регионов;

- выявление масштаба, приоритетных направлений и эффективности государственной поддержки депрессивных регионов в постсоветской России;

- анализ факторов и проявлений депрессивности в экономике Республики Калмыкия; оценка действенности государственно-регулятивных воздействий на территориально-хозяйственную систему Республики, на позитивную динамику её «полюсов роста»;

- обоснование ресурсного обеспечения и модернизации экономики Республики Калмыкия с учётом макро- и мезоэкономических проявлений и следствий глобального финансово-экономического кризиса;

- разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию адаптированного к макроэкономическому контексту, модернизации и условиям устойчиво-депрессивного региона механизма государственной поддержки приоритетных сегментов региональной экономики, в том числе в рамках парадигмы частно-государственного партнёрства.

В качестве объекта исследований выступает территориально-хозяйственный комплекс Республики Калмыкия, система государственной поддержки восстановления и модернизации её экономического потенциала.

Предметом диссертационного исследования являются условия, модели и механизмы совершенствования системы государственного регулирования и поддержки модернизации экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения общей теории экономического регионализма, раскрывающие неравномерность (асимметрию) территориально-хозяйственной динамики, модели трансформационной экономики, отражающие многообразие факторов, форм, проблемных ситуаций и стратегий модернизации системы производственных отношений, работы отечественных и зарубежных специалистов по проблематике государственного стимулирования регионального экономического развития, включая проблематику поддержки депрессивных территорий.

Инструментарно-методический аппарат исследования представляет собой сочетание базовых методов научного познания, таких как системно-функциональный анализ, исторический, сравнительный, экономико-статистический, динамических рядов, визуализации социально-экономической информации и др.

Нормативно-правовую базу исследования составили программно-прогнозные разработки, законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации, а также Республики Калмыкия.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики, статистических сведений по Республике Калмыкия, а также материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по проблематике диссертации. Положения и выводы основываются также на информации Агентства государственной поддержки обрабатывающих производств и развития торговли Республики Калмыкия, впервые вовлечённой в научный оборот, изученной, обобщенной и экономически прокомментированной в данной работе. Репрезентативная совокупность использованных статистических данных, соответственно обработанных, проанализированных, обобщенных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность практических рекомендаций.

Концепция диссертационного исследования состоит в совокупности теоретических положений, в соответствии с которыми устойчивая депрессивность понимается как особое типологическое состояние региональной экономики, возможность преодоления которой связана с реализацией адаптивной, учитывающей особенности регионально-хозяйственного контекста государственной поддержки процесса структурной, технико-технологической и институциональной модернизации экономики депрессивного региона на основе формирования институциональных условий и механизмов стимулирования инвестиционной активности и привлечения в регион крупного российского бизнеса с одновременной поддержкой инвестиционной активности местного малого и среднего бизнеса в рамках механизма частно-государственного партнёрства.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Понятие «депрессивности» применимо к любым территориально-хозяйственным системам, «не вписавшимся» в очередной «виток» экономической модернизации, характеризуемых спонтанным и существенным ухудшением социально-экономической ситуации (в том числе и в межрегиональных сопоставлениях) и испытывающих острую потребность в кардинальной трансформации в отраслевом, технико-технологическом, институциональном, инфраструктурном и иных аспектах. «Накопленная» и игнорируемая (в том числе государственной политикой) депрессивность в сочетании с проявлениями периферийного позиционирования (доминанта первичной сферы, технико-технологическая отсталость, перманентное «вымывание» финансовых ресурсов) и нарастающего дефицита факторов экономического роста как традиционных (квалифицированная рабочая сила, капитал), так и современных (инновации, институты, высокоэффективный менеджмент и др.), ведёт к формированию особого территориально-хозяйственного состояния «устойчивой депрессивности».

2. Реализуемая в отношении устойчиво-депрессивных территорий политика РФ, как правило, не обеспечена необходимыми ресурсами, непоследовательна и является периферийной по отношению к иным реализуемым целям региональной политики. Характерный для периода макроэкономической стабильности растущий «поток» бюджетных трансфертов и инвестиций в регионы не снимал глубинных причин депрессивности, не благоприятствовал модернизации устойчиво-депрессивных территориально-хозяйственных комплексов. Разворачивающийся с лета 2008 года глобальный финансовый кризис обострил противоречие между ограниченностью бюджетных ресурсов РФ (особенно в среднесрочной перспективе) и необходимостью наращивания государственной поддержки экономики депрессивных регионов.

3. С начала рыночных реформ территориально-хозяйственная система Калмыкии существенно утратила свои позиции как в масштабе Южного федерального округа, так и в общероссийских сопоставлениях. Основные «точки роста» экономики (животноводство, сфера обращения, в первую очередь торговля, обрабатывающая промышленность) функционируют либо в рамках традиционной специализации, либо под воздействием финансовых «вливаний» из бюджета РФ. Сложившийся в Республике характер инвестиционной активности можно охарактеризовать как бюджетозависимый, реализуемый по минимально-допустимому остаточному принципу. Декларируемые приоритеты модернизации региональной экономики при этом слабо подкрепляются инструментами государственного стимулирования, что консервирует устойчиво-депрессивный тип хозяйственного развития.

4. В условиях экономического кризиса устойчиво-депрессивные территории могут оказаться в ещё большем отрыве от регионов – социально-экономических лидеров, проявят ещё большие признаки депрессивности и хозяйственной отсталости. В данном контексте необходима реализация комплекса мер по «удержанию» финансово-инвестиционных ресурсов в высокопроблемных депрессивных регионах, в том числе на основе придания последним особого инвестиционно-экономического статуса, для чего необходимо: законодательное оформление (в виде особого ФЗ) статуса депрессивного региона – бенефицианта специального экономического режима; чёткая нормативно регламентированная идентификация депрессивных (устойчиво-депрессивных) регионов как объектов приоритетной господдержки и особого финансово-экономического режима; обязательное целевое резервирование части (не менее 5 %) средств Инвестиционного фонда РФ и Банка развития в интересах депрессивных территорий.

5. Пролонгация механизма бюджетно-финансовой «накачки» депрессивных территорий окажется эффективной лишь в случае её сочетания с обеспечением «инвестиционной составляющей» межбюджетных трансфертов и в целом государственного финансирования в регионах, «стыковкой» (синергией) федеральных и региональных инвестиций, а также средств частных (корпоративных) инвесторов, привлечением к инвестированию в устойчиво-депрессивных регионах крупного российского бизнеса с одновременной поддержкой инвестиционной активности местного малого и среднего бизнеса, взаимоувязкой «потока» бюджетных финансовых ресурсов в регион с модернизацией его экономики; возвратностью в федеральный бюджет инвестируемых в экономическое развитие депрессивных регионов средств. Перспективным инструментом привлечения государственных инвестиционных ресурсов в региональную экономику может выступить специальнй межбюджетный «инвестиционный кредит», передаваемый региону из бюджета РФ на срочной основе за счёт части поступлений от собираемых в регионе федеральных налогов и предназначенный исключительно для формирования Регионального инвестиционного фонда в интересах инвестиционной поддержки приоритетных отраслей региональной экономики (в форме лизинга, банковских субсидий, иных возможных инвестиционных инструментов).

6. Значимым элементом системы государственной поддержки модернизации экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона способно стать частно-государственное партнёрство. Для его полномасштабного «запуска» необходимы следующие институциональные и финансовые условия: наличие нормативно-правовой основы функционирования координационных, экспертных и согласительных структур при органах государственной власти регионального уровня; создание регулярных институциональных площадок частно-государственного партнерства (инновационные и инвестиционные форумы, выставки и т.п.); формирование «пула» потенциальных проектов для реализации на основе механизма частно-государственного партнерства; предоставление налоговых льгот, госгарантий или иных стимулов для представителей бизнеса при условии их участия в частно-государственных проектах; создание реестра предприятий – потенциальных партнеров взаимодействия; коррекция целевых программ развития приоритетных сфер экономической деятельности региона с использованием механизма ЧГП и др. Ресурсы реальной бюджетно-финансовой и имущественной мотивации для налаживания взаимовыгодного партнёрства власти и частного бизнеса, должны формироваться на совместной основе на федеральном (целевые субсидии на «запуск» проектов ЧГП в устойчиво-депрессивных регионах, часть средств ФЦП) и региональном (средства РЦП, подготовленные объекты и инвестпроекты для ЧГП) уровнях.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconФгбниу «Государственный институт искусствознания» Институт экономики ран
Механизмы поддержки музейной деятельности в условиях мирового экономического кризиса (на примере музеев Европы и сша)
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconРоль антимонопольного регулирования в условиях продовольственной...
Эффективная рыночная конкуренция рассматривается в современной экономической доктрине и политических концепциях государственного...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconРефератов по дисциплине «Региональная экономика»
Государственное регулирование устойчивого развития экономики региона (на примере конкретного региона)
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001г. №195-фз
Калмыкия (за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на оопт федерального значения, расположенных на...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconПоложение об олимпиаде по вопросам избирательного права и процесса...
Избирательная комиссия Республики Калмыкия при содействии Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия проводит...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconРеспублики Калмыкия Национальная библиотека имени А. М. Амур-Санана...
Республика Калмыкия. Календарь знаменательных дат на 2013 г. = 2013 җилин ончта өдрмүдин лит / м-во культуры, образования и науки...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconГ. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного...
В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconГ. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного...
В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconДоклад об осуществлении государственного экологического надзора
Республики Калмыкия Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconИ. Е. Честин «20» апреля 2014 г
Яшкульского и Черноземельского районов Республики Калмыкия, обосновывающие создание государственного природного заказника регионального...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconМодернизация городской экономики в современной россии: концепции,...
Защита состоится «24» декабря» 2008 года в 13-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета дм 212. 208. 28 по экономическим...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconЭволюционно-генетические механизмы развития мировой экономики
Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Государственного образовательного...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconМодернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы

Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconФормирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на...
Охватывает в совокупности финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconЛес как федеральная собственность и проблемы управления им (на примере Иркутской области)
Ностью. Выявлены общие и частные причины кризисного положения в лесной отрасли региона. Установлена для эффективного использования...
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии и механизмы государственного регулирования и поддержки (на примере Республики Калмыкия) iconИнвестиционное обеспечение реиндустриализации региональной экономики:...
Защита состоится «16» декабря 2009 года в 17. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 03 по экономическим наукам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск