Скачать 379.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ КЛАССИФИКАТОРОВ ТЭСИ» «ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ» (реферат) Выполнила студентка 5 курса, группы 1473 Л ![]() И.О.Ф. ______________________________________ (подпись) Научный руководитель, к.э.н., профессор ![]() Е ![]() И.О.Ф. ______________________________________ (подпись) Работа защищена « » _______________ 2011 г. Оценка ____________________ Барнаул 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение 6 1. Понятие «ведение общероссийского классификатора» 9 2. Организационная структура системы ведения общероссийских классификаторов 11 3. Цели и задачи системы ведения общероссийских классификаторов 16 4. Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) 27 4.1. Основные характеристики ОКЭР 26 4.2. Задачи ведения ОКЭР 27 Заключение 29 Список использованных источников и литературы 31 ВВЕДЕНИЕ Процессы интеграции России в мировую систему хозяйствования и необходимость создания условий для более совершенного управления экономикой страны обусловили создание единых правил классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. В настоящее время сформулированы основные элементы Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в России, включающей совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, систему их ведения и комплекс нормативных документов, устанавливающих единые методологические и организационные основы работ по классификации и кодированию информации. Целями Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации является: 1. Обеспечение условий для создания единого информационного пространства на национальном и международном уровнях. 2. Беспрепятственный обмен экономико-статистическими данными на основе стандартных классификаций, в которые по общим правилам сгруппирована информация по структуре экономики, трудовым и природным ресурсам, территориальному делению, товарам, услугам, основным фондам и другим объектам информации. Приоритетное значение Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации для целей государственной статистики и экономики в целом, состоит в том, что она обеспечивает адекватное описание российской экономики и социальной сферы; обеспечивает информационную совместимость экономико-статистических данных на национальном, региональном и международном уровнях; позволяет упорядочить и унифицировать статистическую информацию в процессе ее сбора и обработки современными средствами вычислительной техники. С помощью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации решаются следующие задачи: 1. Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации на единой методологической основе. 2. Упорядочение и унификация технико-экономических и социальных показателей. 3. Обеспечение однозначности и сопоставимости данных, используемых при описании объектов технико-экономической и социальной информации. 4. Создание условий для автоматизации процессов обработки технико-экономической и социальной информации, включая создание автоматизированных банков данных. 5. Создание распределенного на региональном уровне государственной статистики автоматизированного банка общероссийских классификаторов. 6. Обеспечение методологического и организационного единства в области разработки, применения и ведения общероссийских классификаторов. 7. Создание комплекса взаимоувязанных общероссийских классификаторов и обеспечение их ведения. 8. Гармонизация общероссийских классификаторов с международными классификаторами и стандартами по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации с учетом отечественной практики. 9. Развитие практики прямого применения международных классификаторов и стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации. 10. Упорядочение и минимизация информационных документопотоков. В настоящее время Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации включает 34 действующих общероссийских классификатора по основным видам технико-экономической и социальной информации. Классификаторы являются структурными элементами этой системы. Процесс постоянного накопления знаний, рост многообразия социальных явлений, развитие производства и создание новых технологий приводят к постепенному устареванию классификаторов в части адекватного отображения классифицируемой информации. В этой связи возникает необходимость в обновлении классификаторов, внесении в них изменений, перегруппировании и перекодировании объектов информации. Процесс поддержания классификаторов в достоверном состоянии, обеспечения полноты информации, ее распространения среди пользователей, называется ведением классификаторов. При этом средства и соответствующая организационная структура составляют систему ведения классификаторов. В процессе ведения классификаторов совершенствуется их состав и содержание, но не нарушаются принципы их построения и целостность структуры, последние могут претерпевать изменение только при пересмотре классификаторов. В Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации наряду с системой ведения общероссийских классификаторов создана система их информационной поддержки, включая переходные ключи, которые обеспечивают связь между новыми и предыдущими версиями классификаторов, между классификаторами с однотипными объектами информации и между классификаторами, функционально связанными друг с другом. Переходные ключи предназначены для установления взаимного соответствия позиций классификаторов и служат для сопоставимости информации, представленной с помощью различных классификаторов. В последнее время для информационной поддержки общероссийских классификаторов большое значение приобретает разработка лексико-семантического обеспечения классификаторов в виде терминологических словарей, тезаурусов, справочных пояснений и примечаний, позволяющих производить однозначное толкование содержащихся в классификаторах терминах и устанавливать эквивалентность содержания понятий, представленных в разговорном языке и в классификаторах. В 2010 году с целью актуализации общероссийских классификаторов принято 81 изменение к 10-ти общероссийским классификаторам: услуг населения, продукции, валют, административно-территориального деления, территорий и муниципальных образований, органов государственной власти и управления, управленческой документации, стран мира, информации о населении, экономических регионов, включающих более 9500 объектов классификации. Задачи исследования: определить понятие «ведение общероссийского классификатора»; рассмотреть организационную структуру системы ведения общероссийских классификаторов; установить цели и задачи системы ведения общероссийских классификаторов исходя из функций каждого элемента системы; дать основные характеристики и особенности общероссийского классификатора экономических регионов как элемента Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; рассмотреть задачи ведения общероссийского классификатора экономических регионов. 1. ПОНЯТИЕ «ВЕДЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА» Определение общероссийкого классификатора дано Федеральным законом Российской Федерации «О техническом регулировании». Статья 15-я закона гласит: «Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.1 Порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов закреплен правилами по стандартизации ПР 50.1.024 – 2005.2 Названные правила устанавливают перечень задач, для решения которых предназначены классификаторы, а именно: - обеспечение совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов; - обеспечение межведомственного обмена информацией; - обеспечение однозначной идентификации объектов правоотношений в правовых актах и социально-экономической области; - создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации; - обеспечение сопоставимости технических и экономико-статистических данных; - систематизации информации по единым классификационным правилам и их использования при прогнозировании социально-экономического развития страны, организации статистического учета и отчетности, в банковской деятельности, стандартизации, сертификации; - систематизации документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также сертификатов соответствия выпускаемой продукции и оказываемых услуг; - информационного обеспечения основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество; - содействия специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг; - создания условий для унификации документов при осуществлении межведомственного документооборота; - обеспечение гармонизации с международными (региональными) классификациями, межгосударственными классификаторами или международными (региональными) стандартами по классификации. Для того чтобы классификатор выполнял названные задачи, необходима его актуализация, то есть соответствие изменениям, происходящим в обществе, экономике, в мире. Актуализация или, по-другому, ведение классификатора – это поддержание его в достоверном состоянии. Ведение классификатора заключается в подготовке и внесении в его изменений в части включения, аннулирования или изменения кодов и наименований классификационных группировок или иной информации, являющейся его частью. Изменения могут вноситься во введение к классификатору, в алфавитно-предметный указатель, в приложения; в пояснения, раскрывающие содержание группировок; в определения категорий, используемых в классификаторе. Обоснованием для внесения изменений в общероссийский классификатор являются: -законодательные акты Российской Федерации; - указы и распоряжения Президента Российской Федерации; - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; - нормативно-правовые акты и решения федеральных органов исполнительной власти. К этим актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. - международные, региональные и межгосударственные классификации и стандарты по классификации и изменения к ним; - государственные стандарты Российской Федерации и изменения к ним, иные технические акты (строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники и др.) имеющие межотраслевой характер, и изменения к ним; - правовые акты и документы и изменения к ним, созданные на основе вышеуказанных правовых актов и документов и изменений к ним, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в разрабатываемых проектах изменений к общероссийским классификаторам должна содержаться информация, отраженная в вышеуказанных правовых актах и документах, и приводиться на них ссылки. Поддержание классификатора в достоверном состоянии включает следующие процессы: - разработку; - согласование; - проведение экспертизы; - утверждение изменений, вносимых в классификатор; - официальное издание изменений; - автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов. В процессе ведения общероссийских классификаторов осуществляется предоставление изменений, внесенных в классификатор, в следующие инстанции: - в информационно-вычислительную сеть Росстата; - в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов; - для официального опубликования; - для включения в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов. 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ КЛАССИФИКАТОРОВ Ведение общероссийских классификаторов обеспечивают: - Госстандарт России; - Госкомстат России; - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов; - головные организации по ведению общероссийских классификаторов, их классов, и (или) группировок. Официальное издание изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, обеспечивается Госстандартом России в ежемесячно выпускаемом информационном указателе «Государственные стандарты». Рис.1 Организационная структура системы ведения общероссийских классификаторов ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Организационная структура системы ведения общероссийских классификаторов построена так, что оно осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за их ведение или определенными ими головными организациями, которые разрабатывают проекты изменений к общероссийским классификаторам, и, после необходимого согласования, представляют их в ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ВНИИКИ) Госстандарта Российской Федерации на утверждение. Межотраслевая координация работ возложена на Госстандарт Российской Федерации, который определил ФГУП «ВНИИКИ» головной организацией в стране по научно-методическому обеспечению работ, связанных с ведением и развитием системы общероссийских классификаторов. Общий порядок и содержание работ по ведению общероссийских классификаторов устанавливают правила ПР 50.1.021-2000 «Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России»3. Правила предназначены для федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за ведение общероссийских классификаторов. Они закрепляют за каждым элементом организационной структуры ведения общероссийских классификаторов определенные задачи, функции, технологические процессы; порядок взаимодействия между ее элементами; а также определяют задачи, стоящие перед системой ведения общероссийских классификаторов в целом. 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ КЛАССИФИКАТОРОВ ТЭСИ Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России определяет следующие основные задачи системы ведения классификаторов: - научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов; - поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии; - информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений. Нормативно-методическое и программно-техническое обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов осуществляют Госкомстат России, который разрабатывает материалы по использованию информационно-вычислительной сети для ведения и предоставления информации об общероссийских классификаторах и внесенных в них изменениях; ВНИИКИ Госстандарта России; Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России (ГМЦ). Основными свойствами информации являются ее достоверность и актуальность. Достоверность информации – ее соответствие объективной реальности (текущей и прошедшей) окружающего мира. А актуальность – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поэтому в качестве основной задачи системы ведения классификаторов является поддержание их в достоверном состоянии. Для решения этой задачи осуществляется разработка проектов изменений, проведение их экспертизы, утверждение и официальное издание изменений, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов. Предложения юридических и физических лиц по изменениям к общероссийским классификаторам, их классам и (или) группировкам с их обоснованием направляются в учреждения, ответственные за ведение классификаторов, или в головные организации по ведению классификаторов, которые при положительном решении разрабатывают проекты изменений к общероссийским классификаторам. Разработанные проекты изменений учреждения, ответственные за ведение классификаторов, или головные организации по ведению классификаторов согласовывают с организациями обязательного согласования. К таким организациям относятся организации, с которыми были согласованы окончательные редакции проектов классификаторов. Подготовленные проекты изменений к классификатору, его классу или группировке подлежат экспертизе, которую осуществляет ВНИИКИ Госстандарта России. При проведении экспертизы проекта изменений ВНИИКИ рассматривает: - правильность представленного обоснования изменения; - соответствие проекта изменения принципам построения классификатора, методам классификации и кодирования, принятым в данном классификаторе, правильность расчета контрольных чисел, отсутствие дублирования; - правильность согласования и оформления проекта изменения в соответствии с правилами по стандартизации. При разработке проектов изменений к классификаторам используются следующие директивы: - аннулирование позиции классификатора («аннулировать» - «А») - изменение позиции классификатора («изменить» - «И») - включение новой позиции классификатора («включить» - «В») - изменение структурных элементов классификатора («исправить» - «ИР»). При положительных результатах экспертизы проекту изменения присваивается обозначение и устанавливается дата введения изменения в действие. Обозначение изменения включает: слово «изменение», отделенный пробелом порядковый номер изменения, косую черту, год утверждения изменения (четырьмя цифрами), отделенную пробелом аббревиатуру классификатора. Пример: Изменение 24/2000 ОКП (значение: 24-е изменение, утвержденное в 2000 г. к общероссийкому классификатору продукции). ВНИИКИ утверждает два экземпляра проекта изменений, один из которых направляется в представившее это изменение учреждение, ответственное за ведение классификатора или в головную организацию по ведению классификатора. Второй экземпляр помещается в дело изменений классификатора, формируемого во ВНИИКИ, при этом с него снимается копия для направления ее в Издательство стандартов для официального издания. На основе утвержденных изменений к классификаторам ВНИИКИ и ГМЦ Госкомстата России, учреждения, ответственные за ведение классификатора или головные организации по ведению классификаторов, их классов и (или) группировок актуализируют машинные массивы, ведение которых они осуществляют. ВНИИКИ передает в ГМЦ принятые изменения к общероссийским классификаторам на бумажном и машинном носителях вместе с сопроводительным письмом. ГМЦ обеспечивает ввод полученной информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним в автоматизированный банк общероссийских классификаторов, функционирующий с использованием информационно-вычислительной сети Госкомстата России. Автоматизированный банк общероссийских классификаторов (АКБ) в государственной статистике используется в качестве нормативно-справочного обеспечения комплексов электронной обработки статистической информации, общероссийских унифицированных форм отчетно-статистической документации, генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, каталога статистических показателей, Единого государственного регистра предприятий и организаций, а также других целевых регистров, при составлении сводно-группировочных перечней однородных элементов данных. В рамках Автоматизированного банка общероссийских классификаторов осуществляется автоматизированное ведение общероссийских классификаторов, предусматривающее возможность получения хозяйствующими субъектами актуальной информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним. Значение этого банка трудно переоценить. Выполняя в его рамках автоматизированное ведение общероссийских классификаторов, Госкомстат обеспечивает решение следующих задач: - организацию распределенной базы общероссийских классификаторов и поддержание ее в актуальном состоянии; - создание условий для обозначения сопоставимости данных при межотраслевом и межрегиональном обмене информацией при внедрении классификаторов; - оперативное предоставление актуальной и достоверной информации по общероссийским классификаторам пользователям и в системы обработки данных, функционирующие на различных уровнях, в том числе в Единый государственный реестр предприятий и организаций, целевые реестры федеральных органов исполнительной власти; - формирование единого информационного фонда нормативно-справочной информации в целях электронной обработки данных с использованием классификаторов; - рациональное распределение потоков информации (изменений к классификаторам, запросов, ответов на запросы) на федеральном и региональном уровнях и уровне местного самоуправления; - обеспечение эффективного взаимодействия АБК с различными информационными системами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - решение с использованием общероссийских классификаторов задач аналитического характера, включая получение сводно-группировочных таблиц статистических данных и обеспечение информационно-справочного обслуживания пользователей в регламентном и диалоговом режимах. АКБ на федеральном уровне, как и каждый территориальный банк в отдельности представляет собой информационно-справочную систему, предназначенную для хранения и обеспечения актуальности информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним и предоставления этой информации хозяйствующим субъектам. Одной из задач системы ведения общероссийских классификаторов является информационное обслуживание всех заинтересованных физических и юридических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений. Информационное обслуживание включает: - предоставление библиографической информации об общероссийских классификаторах, включая дату введения в действие, информацию об учреждении, ответственном за ведение классификатора, наличии в нем изменений; - предоставление текстов (копий) классификаторов и внесенных в них изменений. В рамках информационного обслуживания предоставляется информация по классификаторам по запрашиваемым параметрам на бумажном и машинном носителях, предоставляется информация по классификаторам и изменениям к ним с использованием средств телекоммуникаций, оказываются консультации. Осуществляют информационное обслуживание Госкомстат России, Госстандарт России, учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов, головные организации по ведению классификаторов. Госкомстат России обеспечивает ввод изменений в АБК и последующее доведение этой информации до территориальных органов Росстата с использованием информационно-вычислительной сети для предоставления информации пользователям. Для включения изменений, внесенных в классификаторы, в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов ФГУП «Стандартинформ» комплектует данный фонд официальными публикациями этих изменений. Официальное опубликование осуществляется на государственном языке Российской Федерации в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». 4. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) представляет собой систематизированный перечень региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России и входит в состав ЕСКК технико-экономической и социальной информации Российской Федерации. Разработан ОКЭР в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики". Дальнейшее его развитие и совершенствование осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 "О развитии Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации". Общероссийский классификатор экономических регионов разработан Советом по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (СОПС и ЭС) Министерства экономики России и Министерства сотрудничества России. Разработчиками являются: В.С.Варламов, кандидат географических наук; Э.М.Муртазин; А.Г.Ольшанецкий; Е.Г.Чистяков, доктор экономических наук; Б.М.Штульберг, доктор экономических наук. Представлен: Министерством экономики России. Внесен: Научно-техническим Управлением Госстандарта России.Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России № 640 от 27.12.1995 г., введен в действие с 01.01.1997 г. |
![]() | "ок 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,... Ок 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг | ![]() | "ок 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,... Ок 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг |
![]() | "ок 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,... Ок 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ред от 22. 11. 2011)(утв. Постановлением... | ![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор |
![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор | ![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор |
![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор | ![]() | 1 Государственный земельный кадастр Понятие о государственном земельном... Самостоятельная работа студентов: подготовить реферат или презентацию на одну из предложенных тем |
![]() | 1. Нормативная база, регламентирующая разработку, ведение и применение... «О разработке и внедрении в статистическую практику новых версий общероссийских классификаторов» | ![]() | Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 |
![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации | ![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации |
![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации | ![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации |
![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации | ![]() | Метрологии и сертификации общероссийский классификатор Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации |