Скачать 231.23 Kb.
|
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Курс 3 Автор – Мкртчян Тамара Рубеновна, к.э.н., доцент Mkrtchyan75@mail.ru
Санкт-Петербург, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы 1 Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Экономика труда». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета» «Высшая школа экономики» к содержанию и уровню подготовки студентов по специальности 080200.62 «Менеджмент»; Образовательной программой направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент». 2 Цели освоения дисциплиныЦель курса «Экономика труда» - ознакомить студентов с базовыми понятиями, характеризующими механизм функционирования рынка труда, изучить особенности формирования спроса и предложения на рынке труда, рассмотреть практические аспекты анализа и решения основных проблем на современном рынке труда; назначение дисциплины курса «Экономика труда» реализуется в следующих направлениях:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин (общепрофессиональному блоку), обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Микроэкономика, Макроэкономика, Экономика общественного сектора. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: -иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики; - понимать взаимосвязи между экономическими и политическими процессами; - знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики; - понимать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений; -знать содержание и инструменты фискальной, кредитно-денежной, валютной, внешнеэкономической, антимонопольной, социальной политики; - освоить принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Управление человеческими ресурсами Региональная экономика Социальная политика Государственные и муниципальные финансы. 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
Контрольная работа проводится в форме письменной работы (тест, задания, задачи и т.п.) на основе пройденного в первом модуле материала. Студент должен продемонстрировать знание теоретического материала, умение анализировать предложенные ситуации, выстраивать причинно-следственные связи, делать прогнозы на основе полученных данных, производить необходимые расчеты по изученным формулам и т.п. Домашняя работа пишется студентом на одну из тем, предлагаемых преподавателем или на любую другую тему в рамках дисциплины, после согласования с преподавателем. Домашняя работа позволяет оценить навыки работы с основной и дополнительной литературой по выбранной теме, способность всесторонне раскрыть тему, выделить актуальные проблемы и направления их решения. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2 Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на лекциях семинарских занятиях: учитывается активность ответов на вопросы преподавателя, качество задаваемых вопросов, активность студентов в решении мини-кейсов, участие в дискуссиях, навыки групповой работы, правильность решения задач и т.д. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: учитывается активность студентов в подготовке выступлений и докладов для семинарских занятий, полнота освещения темы, уровень использованных дополнительных материалов при подготовке к занятиям, правильность выполнения домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Преподаватель ставит оценку за текущий контроль знаний студента по результатам контрольной работы и домашнего задания, выполненных студентом. Результаты данных видов работы оцениваются по 10-ти балльной шкале. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю и округляется в сторону целого числа. (например: Отекущий контроль = 7,5 баллов округляется до 7 баллов). Результирующая оценка за текущий контроль рассчитывается следующим образом: Отекущий контроль = 0,5Ок/р +0,5 Од /р; где Ок/р – оценка за контрольную работу, Од /р – оценка за домашнюю работу. Накопительная оценка включает оценку за текущий контроль, аудиторную и самостоятельную работу студента и рассчитывается следующим образом: Онакоп.оценка = 0,5*Отекущий контроль + 0,3*Оаудиторная + 0,2*Осам. работа Накопительная оценка округляется в сторону целого числа (например: Онакоп.оценка = 7,5 баллов округляется до 7 баллов). Итоговый контроль проводится в форме зачета, таким образом, студент получает Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете. Результирующая оценка определяется по формуле: Орезультирующая = 0,5*Озачет + 0,5*Онакол. оценка или: Орезультирующая = 0,5*Озачет+0,5*(0,5*Отекущий контроль + 0,3*Оаудиторная + 0,2*Осам. работа) Результирующая оценка округляется в пользу студента(например: Орезультирующая = 7,5 баллов округляется до 8 баллов). . 7 Содержание дисциплины Раздел 1 Теоретические основы экономики труда Тема 1 Труд как важнейший фактор производства (7 ауд. ч.) Понятие «труд», особенности труда как объекта исследования и изучения. Процесс и формы труда. Рынок труда как один из рынков факторов производства. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда (трудовой потенциал, воспроизводство и использование рабочей силы, движение рабочих мест и рабочей силы). Субъекты трудовых отношений: работник, работодатель, профсоюзы, государство. Качество рабочей силы. Теория человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал: образование и обучение. Тема 2 Функционирование рынка труда (7 ауд. ч.) Сущность, структура, особенности функционирования рынков труда. Виды рынков труда, сегменты, гибкость. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как «цена» труда. Рыночный механизм установления заработной платы. Причины нарушения равновесия на рыкнке труда. Подстройка рынка труда к изменениям спроса и предложения. Влияние институтов и законов на функционирование рынка труда. Влияние глобализации на экономику труда. Мобильность рабочей силы: миграционные, иммиграционные потоки. Дискриминация на рынке труда: понятие и основные виды. Профессиональная сегрегация. Антидискриминационная политика на рынке труда. Объем самостоятельной работы – 15 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Раздел 2 Спрос и предложение на рынке труда Тема 3 Предложение на рынке труда (4 ауд. ч.) Население и трудовые ресурсы: демографический, образовательный, профессионально-квалификационный аспекты. Понятие, принципы и формы занятости. Теория выбора "труд-досуг". Кривые предложения на рынке труда. Эффекты замещения и дохода (изолированное и совместное воздействие). Эластичность предложения труда. Особенности предложения труда различных категорий населения. Тема 4 Спрос на труд (4 ауд. ч.) Простейшая модель спроса: краткосрочный период. Закон снижения предельного дохода труда. Кривые спроса для индивидуальной фирмы и для рынка в целом. Спрос на труд для отдельной фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта. Спрос на труд в долгосрочном периоде. Монопсония на рынке труда. Эластичность замещения труда капиталом и законы производного спроса Хикса-Маршалла. Перекрестная эластичность спроса на труд по заработной плате. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые факторы и типы труда. Инвестиции в рабочую силу и спрос на труд. Тема 5 Занятость и безработица (4 ауд. ч.) Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица: проблемы определения и измерения. Запасы и потоки, структура и длительность. Безработица равновесия и безработица неравновесия. Фрикционная безработица и теория поиска работы. Структурная безработица, соотношение «безработица – вакансии», кривая Бевериджа. Естественный уровень безработицы. Модель Лэйрда – Никеля. Факторы, влияющие на естественный уровень безработицы. Объем самостоятельной работы – 16 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Подготовка к написанию контрольной работы. Раздел 3 Регулирование социально-трудовых отношений Тема 6 Государственное регулирование трудовых отношений (6 ауд. ч.) Качество трудовой жизни и его оценка. Дискриминация в трудовой сфере Государственное регулирование социально-трудовых отношений. Государственная политика РФ в области занятости, миграции трудовых ресурсов, охраны труда. Социальная политика и доходы населения. Социальная защита и социальные стандарты. Международный опыт государственного регулирования трудовых отношений. Международная организация труда и Международный трудовой кодекс. Тема 7 Профсоюзы на рынке труда (6 ауд. ч.) Цели профсоюзов. Спрос и предложение на членство в профсоюзах. Организация деятельности профсоюзов. Факторы активности профсоюзов на рынке труда. Влияние профсоюзов на заработную плату. Профсоюзы и производительность. Профсоюзы и эффективность распределения ресурсов. Забастовки и издержки их реализации. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Международный опыт деятельности профсоюзов. . Объем самостоятельной работы – 14 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Раздел 4 Организация трудовой деятельности Тема 8 Внутренние рынки труда (3 ауд. ч.) Взаимодействие внешнего и внутреннего рынков труда. Причины образования внутренних рынков. Стратегия управления персоналом и внутренний рынок. Спрос и предложение на внутреннем рынке. Внутриорганизационная мобильность сотрудников. Дискриминация и карьерные возможности на внутреннем рынке. Тема 9 Организация труда (4 ауд. ч.) Содержание и значение организации труда. Элементы организации. Производственная среда, условия труда и факторы их определяющие. Сущность и принципы охраны труда. Организация и регулирование оплаты труда. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы заработной платы. Дифференциация оплаты труда. Дискриминация в заработной плате. Государственное регулирование доходов населения. Тема 10 Производительность труда (3 ауд. ч.) Сущность производительности труда и значение ее повышения. Факторы и условия изменения производительности. Резервы производительности труда. Мотивация персонала. Управление повышением производительности. Объем самостоятельной работы – 15 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Написание реферата. 8 Образовательные технологииНа практических занятиях предусмотрено использование активных технологий обучения - разбор кейсов, проблемные дискуссии, решение задач.
За время изучения дисциплины студенты должны освоить знания, раскрывающие особенности функционирования современной экономики труда. Теоретические знания слушатели получают в течение лекционных занятий, а также во время самостоятельной внеаудиторной работы с литературой. Практические навыки приобретаются бакалаврами на занятиях в ходе разбора и дискуссионного обсуждения с одногруппниками конкретных ситуаций (кейсов), предлагаемых преподавателем и другими студентами, во время аудиторного индивидуального и группового выполнения практических заданий по формированию и развитию соответствующих компетенций, а также во время самостоятельной работы над выполнением практических заданий по курсу.
Студентам рекомендуется получить в библиотеке университета учебную литературу по дисциплине, необходимую для самостоятельного изучения дисциплины, а также для углубленной подготовки к практическим занятиям. В рабочей программе содержится достаточное количество источников литературы. Студенты могут пользоваться как рекомендованным перечнем, так и литературой, подобранной самостоятельно, включая источники периодической печати, материалы сети Интернет. 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |
Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62... | Программа дисциплины «Экономика города и управление урбанизированными... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Экономика общественного сектора для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины «Финансовый менеджмент» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | ||
Программа дисциплины «Экономика труда» для направления 080200. 62 Методические указания могут быть использованы студентами специальности 080507 «Менеджмент организации» при изучении курса «Коммерческое... | Программа дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления 080200. 68... | ||
Программа дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления 080200. 68... | Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | ||
080200 «Менеджмент», магистерская программа Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Экономика труда для направления 081100. 62 «Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»,... | Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» 2 курс... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Искусство переговоров» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»,... | Программа дисциплины Nonprofin marketing (дисциплина читается на... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистров направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины “ Организационный конфликтменеджмент” для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Институциональная экономика для направления 080200. 62 «Менеджмент» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |