Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации28.05.2015
Размер0.65 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра мировой экономики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Внешнеэкономические связи Германии и стран Латинской Америки в конце XX – начале XXI века: проблемы и перспективы»

Студентка группы № 465

Подольская Анастасия

Руководитель ВКР

к.э.н., доцент кафедры мировой экономики, Сидоренко Т.В.

Москва, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………… …3

  1. Сотрудничество Германии и стран Латино - Карибской Америки в конце XX века

    1. Латинская Америка – Германия: начальные этапы развития отношений………………………………………………………… 6

    1. Основные направления германско-латиноамериканского сотрудничества в конце XX века…………………………………….11

  1. Основные тенденции сотрудничества Германии и стран Латинской Америки в начале XXI века.

2.1. ЕС и Латинская Америка. Основы сотрудничества и препятствия…………………………………………………………………...27

2.2. Сотрудничество Германии со странами Латинской Америки в рамках общей концепции Европейского Союза, а также бирегиональное сотрудничество……………………………………………………………….34

3.Основные проблемы и перспективы развития…………………….40

Заключение…………………………………………………………………..46

Список использованной литературы…………………………………….50

Приложение…………………………………………………………………51

Введение

В настоящее время процессы развития международного сотрудничества не стоят на месте. Интеграция происходит не только на уровне развитых стран, но и на уровне развивающихся. Новые рынки приобретают более значительный вес в мировой хозяйственной системе. Диалог Север-Юг получает новые импульсы в первую очередь из-за бурного развития южных регионов, среди которых зарождаются новые индустриальные гиганты.

В данной работе пойдет речь об основных сферах сотрудничества между Германией и странами Латинской Америки. Сегодня Латинская Америка представляет собой важный регион по отношению к своему Европейскому партнеру, являясь важной территорией размещения производственных мощностей немецких корпораций, а также партнером в областях разработки новых технологий и инноваций. По причине своего экономического роста, а также наличия богатой ресурсной базы этот регион выступает одним из центров притяжения немецких прямых иностранных инвестиций.

Объектом данного исследования выступают основные внешнеэкономические связи Германии и стран Латинской Америки, в то время как предметом исследования выступают современные тенденции этого сотрудничества, а также основные проблемы.

Целью исследования является исследование этапов и основных сфер бирегионального сотрудничества, выявление основных причин для развития сотрудничества между регионами и последствий данного взаимодействия. В связи с этим представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:

- выявить основные этапы сотрудничества между Германией и станами Латинской Америки

- изучить показатели, характеризующие внешнеэкономические связи регионов

- проанализировать приоритетные направления сотрудничества на двух этапах: в конце 90-х годов XX века и начале XXI века

- исследовать главные недостатки и препятствия дальнейшего развития экономических связей

- выявить основные перспективы сотрудничества между регионами и предложить возможные пути решения текущих проблем

Исходя из поставленных задач, наиболее логичной кажется следующая структура построения работы. В первой главе необходимо рассмотреть начальные этапы развития сотрудничества, обозначив главные направления взаимодействия. Далее проанализировать внешнеэкономические связи регионов в конце 90-х годов XX века. Вторая глава посвящена изучению сотрудничества Европейского Союза и Латинской Америки, по причине того что Германия является одним из лидеров данной группировки и ее внешняя политика не может быть рассмотрена только в обособленном порядке. Далее считается нужным изучить п основы сотрудничества Германии со странами Латинской Америки в начале XXI века с целью выявления приоритетных современных тенденций сотрудничества. Последняя глава посвящена проблемам и препятствиям, оказывающим негативное влияние на сотрудничество между изучаемыми регионами, а также новым разработанным стратегиям, направленным на их решение и развитие дальнейшего плодотворного сотрудничества.

В качестве источников в работе будут использованы статистические базы Мирового банка, Немецкого Федерального банка, Еврокомиссии, Экономической Комиссии Латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна, материалы и публикации немецкого Университета Гумольт. Также при анализе развития сотрудничества в конце 90-х годов будут использованы работы сотрудников ИЛА РАН Давыдова В., Бобровников А., Тепермана В. При изучении современных тенденций развития, будут использоваться новостные выпуски, публикуемые в газетах Deutsche Welle и El País. Также огромное внимание будет уделено работам зарубежных авторов.

В ходе исследования предполагается использование различных общенаучных и специальных методов. Теоретические основы будут рассмотрены путем изучения и анализа публикаций в научных журналах, газетах. Практические данные и показатели получены путем анализа статистических таблиц и полученных при их обработке данных.

1. Сотрудничество Германии и стран Латино - Карибской Америки в конце XX века

1.1.Латинская Америка – Германия: начальные этапы развития отношений

Экономическое сотрудничество Латинской Америки и Германии имеет вековую историю. С открытием Америки в 1492 году крупнейшие немецкие предприниматели и банкиры старались занять значительную долю новых рынков, стремясь тем самым к победе в соперничестве среди европейских государств за сферы влияния. Также немалую роль сыграл процесс колонизации латиноамериканских территорий и эмиграции европейцев на новые земли. Основными реципиентами немецкого капитала и эмигрантов в то время являлись Бразилия, Чили, Венесуэла и Аргентина. Одним из главных факторов успеха немецких предприятий на территории Латинской Америки являлся взаимовыгодный характер обмена между государствами. Латиноамериканский экспорт в Германию носил абсолютно аграрно-сырьевой характер, что являлось жизненно важным для Германии, как для страны с достаточно ограниченными природными ресурсами и недостаточно развитыми на тот момент технологиями. Германия же в свою очередь являлась основным поставщиком индустриальной продукции на рынки Латинской Америки. На протяжении многих десятилетий Германия выступала одним из главных экономических партнеров стран Латинской Америки, занимая второе место после Соединенных Штатов Америки. Но, несмотря на этот факт, Германия никогда не проявляла особого интереса к развитию и усилению уже имеющихся отношений между регионами и поэтому, а также, благодаря своей послевоенной истории развития, не разрабатывала особую отдельную политику эффективного развития сотрудничества с Латинской Америкой. По понятным причинам, Германия отдавала больший приоритет своим западным соседям, а также отношениям с США, позднее взяв курс на юг, где главными партнерами стали Египет и Индия. Важно заметить, что отсутствие определенной политики в отношении стран Латиноамериканского региона не подразумевает полное отсутствие мер, направленных на развитие сотрудничества между регионами, которое, безусловно, имело место.

Быстрое оздоровление экономики Федеративной Республики Германии, начавшееся в конце 50-х годах, способствовало улучшению экономического положения страны и усилению ее политического влияния на мировой арене. Интенсивно развивая социальные институты, Германия стала одним из основных игроков западноевропейского общества. Такое положение вещей способствовало развитию международных связей и также сделало возможным создание фонда при Министерстве Иностранных Дел, бюджет которого был направлен на укрепление путей международного сотрудничества. В 1950-1962 годах основным направлением данного бюджета выступала в основном гуманитарная помощь странам в условиях стихийных бедствий. Также особое внимание уделялось вопросам национальной безопасности во времена Холодной войны. Что касается Латинской Америки, то в тот период времени средства, выделявшиеся на развитие сотрудничества с этим регионом, были крайне малы и в основном шли на укрепление торговых связей, наиболее выгодных для Германии. Малозаинтересованность Германии в укреплении политических связей со странами южного континента также можно объяснить существованием более важных задач на тот период времени, а именно укрепление своих позиций в Европейском Экономическом сообществе и развитие отношений с НАТО. Что касается торговых отношений между двумя регионами, то, как уже было сказано выше, Германия была заинтересована в развитии наиболее выгодных ей сфер торговли. Еще к началу Первой Мировой Войны, 10% иностранных инвестиций в Латинскую Америку составляли инвестиции из Германии, что, в свою очередь, составляло 15% всех немецких прямых иностранных инвестиций1. В 1914 году Германия являлась одним из наиболее важных поставщиков продуктов на континент, занимая второе место после Великобритании. После Второй мировой войны, Германия утратила свои позиции, но основанная в 1949 году ФРГ начала активно предпринимать меры по восстановлению каналов сотрудничества и укреплению ранее существовавших внешнеэкономических связей. Торговые объемы между регионами были восстановлены уже к 1950 году, и тогда же немецкие компании начали активно инвестировать в Латиноамериканские страны, особенно Бразилию и Мексику. В 1961 году Германия поддержала проект «Союз ради прогресса»2, объявленный президентом США Дж. Кеннеди, нацеленный на сохранение капиталистического строя в странах Латинской Америки, стимулирование благоприятного инвестиционного климата и развитие инфраструктуры. Этот шаг скорее был предпринят с целью поддержать инициативы США, так как реального участия Германии в проекте не наблюдалось. Сдвиги в развитии сотрудничества между Германией и странами Латинской Америки приходится на конец 60-х годов, а именно с визитом Вилли Бранта в Чили в 1968 г. На пресс конференции в Винье-дель-Мар, федеральный канцлер ФРГ объявил о начале развития нового дипломатического и прогрессивного политического сотрудничества между Германией и Латинской Америкой3. Причиной такого резкого изменения курса взаимоотношений между странами стало, в первую очередь, намерение немецкого правительства изменить свою позицию перед США. Воспользовавшись моментом, на фоне краха проекта «Союз ради прогресса», и, как следствие уменьшение роли США в Латинской Америке, а также участием Америки в то время в войне во Вьетнаме, Германия, используя свои ранее существовавшие торговые и культурные связи, намеревалась начать активные действия по укреплению своих позиций на континенте. Практически полностью восстановленная к тому времени Германия понимала, что ее внешняя политика должна приобретать новые направления и формироваться без влияния других стран, как это ранее было с США. Экономический подъем внутри страны обеспечивал возможность наиболее эффективно взаимодействовать с Латинской Америкой, а также со странами Африки и Азии, увеличивая объемы инвестиций и материальной помощи в эти регионы. Во второй половине 70-х гг. был заключен ряд важнейших на тот период времени соглашений, подтверждающих тот факт, что регион Латинской Америки приобретал большую важность для Германии. В 1975 году, несмотря на протесты Вашингтона, было подписано соглашение о поставке восьми ядерных реакторов, оборудования для обогащения урана и выработки плутония1. В результате, Бразилия получила АЭС и, кроме этого, стала обладателем всей технологической цепочки, необходимой для производства ядерного оружия. Это была очередная мера по укреплению позиции Германии перед США, так как ранее программы по развитию ядерной энергетики были финансированы Америкой.

Бурные события 90-х годов привнесли особый вклад в историю развития всей Европы: падение Берлинской стены и объединение Западной и Восточной Германий в 1989 году превратили объединенную Германию в лидера европейского региона. В те времена Германия производила 31,4% ВВП Евросоюза2. К концу 70-х годов Германия занимала второе место в мире, как по объемам экспорта, так и импорта товаров после США и опережая Японию1. Помимо ведущих показателей в мировой торговле товарами, Германия занимала лидирующие позиции по торговле услугами: четвертое место, после США, Великобритании и Франции2.

На протяжении 90-х годов процесс глобализации охватил практически все регионы мира, что, как следствие, повлекло за собой укрепление экономической, технологической и информационной взаимозависимости стран. Германия стала ориентироваться и взаимодействовать не только со своими европейскими соседями, но и с новыми, бурно развивающимися и процветающими рынками. В этот период времени страны с переходной экономикой активно включаются в международные связи и укрепляют свои позиции в процессах мирового обмена товарами, услугами и капиталом. Можно выделить три основных региона, являющихся главными торговыми партнерами Германии на тот момент: страны Средиземноморья, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Для стран третьего мира данный период времени характеризуется формированием новой модели взаимодействия с внешним миром. «Выходит на более высокий уровень процесс интернационализации, модификации отношений между центрами и периферией мирового капиталистического хозяйства (МХК), трансформируется облик третьего мира и составляющих его регионов»3. Периферийная экономика стран Латинской Америки была в полной мере интегрирована в вышеперечисленные процессы. Стабилизация политического климата в регионе, либерализация законодательства, регулирующего внешнеторговые операции, совершенствование финансовой системы, модернизация системы экономического порядка внутри страны – все это способствовало становлению более привлекательного инвестиционного климата в регионе. Латинская Америка заняла новое место на мировой арене и перестала рассматриваться Европейским Союзом как единое целое. Диверсификация подхода к развитию экономического и политического сотрудничества со странами региона стало основным направлением новой политики Германии. Наиболее бедные страны, такие как Эквадор, Перу, Боливия, а также страны Центральной Америки являлись основными приемниками технической помощи со стороны Германии. Разработка новой политики по развитию и укреплению торговых связей была направлена на более крупные Мексику, Бразилию и страны МЕРКОСУР (на тот период времени Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай).

1.2.Основные направления германско-латиноамериканского сотрудничества в конце XX века.

Пережив эпоху «потерянного десятилетия» в период 80-х годов, Латинская Америка взяла курс на развитие новых демократических институтов и принятие необходимых мер по укреплению своего экономического положения. Проведение ряда реформ позвонило добиться положительных результатов, рост ВВП на душу населения в некоторых странах достиг показателя 11, 5%, а среднегодовой рост ВВП по региону 1,9%.1 В виду подобных изменений Германия начала активное взаимодействие с правительствами латиноамериканского континента. Стоит отметить, что именно тогда участились визиты высокопоставленных политиков в Германию, а также ряд визитов занимающего на тот момент пост Федерального канцлера Гельмута Коля в Бразилию, Чили и Аргентину, что свидетельствовало об оживлении взаимного интереса между регионами. В 1990 г. Европейское Сообщество оформило диалог с Группой Рио – политико-консультативным органом Латино-Карибской Америки. Группа Рио была создана в 1986 г. на совещании в Рио-де-Жанейро представителями Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Панамы, Перу и Уругвая (таким образом, она фактически стала преемницей Контадорской Группы и Группы поддержки Контадоры, образованных соответственно в 1983 и 1985 г. в качестве дипломатического инструмента для урегулирования конфликтов в Центральной Америке) с целью развития политического диалога между странами региона и содействия поддержанию мира и безопасности.1 В 1993 году Европейской Комиссией была создана программа AL-INVEST2, направленная на развитие и поддержание краткосрочных и долгосрочных соглашений по сотрудничеству мелких и средних предприятий. Германия активно принимала участие в разработке и в осуществлении данной программы, экспортируя новейшие технологии и разработки ноу-хау на территории стран Латинской Америки, укрепляя тем самым свои позиции, а также усиливая конкуренцию на внутренних рынках. 22 июня 1995 года министром иностранных дел Германии Клаусом Кинкелем была представлена концепция по дальнейшему сотрудничеству со странами Латинской Америки, направленная на расширение дипломатических связей, поддержке экономических контактов, и в целом, усилением роли Европы в данном регионе. Тогда же Кинкель отметил, что «Едва ли найдется еще другой регион, с которым Германия традиционно поддерживает столь теплые и разносторонние отношения»3. Немецкое правительство осознавало, что ведение сотрудничества с латиноамериканскими странами должно осуществляться на новом уровне, так как регион переставал восприниматься как центр влияния внешнего капитала и транснациональных компаний и начинал позиционировать себя на мировой арене как субъект, активно участвующий в механизме функционирования мирового хозяйства, имеющий свои цели и задачи. Начавшийся в 60-е годы процесс интеграции в Латинской Америке и создание таких группировок как Латинская зона свободной торговли (ЛАСТ), позднее переименованная в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР), восточно-американского общего рынка (сейчас КАРИКОМ), а также Андского сообщества не привело к запланированным результатам и эффективной работе механизма зон свободной торговли по различным политическим и экономическим причинам. Так как уровень развития стран вышеперечисленных группировок дифференцировался и экономика была в большой степени подвержена конъюнктурным колебаниям мирового рынка, выработать единую политику по международному сотрудничеству со странами-партнерами, в том числе Германией, было крайне непросто. В 90-е годы интеграционные процессы, как в Европе, так и на Латиноамериканском континенте получили новый импульс. Создание МЕРОКСУР в 1991 году, установление зон свободной торговли между Мексикой и ЕС, Чили и Канадой, странами Андского сообщества и МЕРКОСУР, и как следствие ликвидация или значительное снижение таможенных пошлин между странами-участниками, значительно облегчило процесс доступа иностранного капитала на латиноамериканской рынок, а также способствовало более выгодному развитию торговли. Огромное влияние на развитие интеграционных процессов между странами Латинской Америки, а также весьма влиятельная политическая роль принадлежит США, преследующих цель объединения двух Америк и создания единой зоны международной торговли. Единственной группировкой, активно способствующей укреплению связей с Европой, является МЕРКОСУР, страны-участники которого, в свою очередь, выступают его главными торговыми партнерами. Европейские компании, в том числе и немецкие, активно используют все преимущества ведения бизнеса на территории Латинской Америки, которые возникают в связи с интеграционными процессами. Усиление экономической мощи Германии в Европе и укрепление политической интеграции между европейскими странами способствует тому, что Германия начинает отождествляться с главным игроком на европейской арене, ответственным за дальнейшие перспективы развития Европы в целом. Но нужно отметить, что ни немецкие компании, ни правящие круги не собирались действовать в ущерб своим собственным интересам и намерениям на развитие плодотворного сотрудничества с одним из самых бурно развивающихся и стратегически важных регионов мира. Торговый оборот между странами увеличился в 1,5 раза за период 1990-1995 годов.1Тем временем наблюдалась тенденция увеличения германского экспорта на территории ЛКА при одновременном снижении импорта из этих стран, что позвонило Германии впервые с 1981 года достичь положительного сальдо торгового баланса с латиноамериканскими странами2.

Таблица 1.

Внешняя торговля Германии с Латино-Карибской Америкой (млн.нем.марок)

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Экспорт

16541,1

17896,3

18610,1

23885,8

27624,9

27060,8

Импорт

14318,2

14964,7

14093,9

16756,1

16917,2

16738,2

Сальдо

2222,9

2931,6

4516,2

7129,7

10707,7

10322,6

Источник: Deutsche Bundesbank Eurosystem http://www.bundesbank.de/

По объему привлекаемых немецких инвестиций Латинская Америка занимает лидирующие позиции среди развивающихся стран. Доля инвестиций, направленных Германией в Латинскую Америку составляет 50%. Немецкие компании считали прямые инвестиции лучшим механизмом по укреплению своих позиций в регионе. Средства, вложенные немецкими компаниями, были направлены в крупнейшие экономики региона, Бразилию и Аргентину, а также Мексику, так как в 1994 году она присоединилась в НАФТА и представляла особый интерес для дальнейшего сотрудничества и усилению конкурентной среды. В некоторых отраслях, немецкие предприятия являлись практически монополиями, в силу неразвитости отдельных сфер на внутреннем рынке, а также отсутствием внешних конкурентов. Также большие доходы тогда удавалось получать от расположения на территории Латиноамериканских стран таких автомобильных гигантов, как Volksvagen AG и Deimler-Chrysler1. Основным партнером Германии по сотрудничеству в индустриальном секторе становится Аргентина. Германия становится одним из основных поставщиков промышленной продукции в эту страну, занимая 4-ое место после Бразилии, США и Италии. Структура немецкого экспорта в страну представляла собой следующую картину:

Рисунок 1.



Источник:Deutsche Bundesbank Eurosystem http://www.bundesbank.de/

В виду проводимой в то время политики ЕС по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции на территорию стран-членов союза, импорт из Аргентины имел тенденцию к снижению. Характерными товарами, направляемыми на немецкий рынок, являлись мясная продукция, жмых, фрукты, масла, табак. Мясо, как известно, является одним из основных статей экспорта Аргентины и в наши дни. Вторым по значимости торговым партнером Германии на территории Латинской Америки являлась Бразилия. Основным преимуществом этого государства являлся выбранный бразильским правительством курс на интенсивное открытие национальной экономики, и как следствие, предоставление различного рода преференций для стран-партнеров. Результатом проводимой политики являлся тот факт, что за десять лет, а именно с 1990 по 1999 год объем внешней торговли между Бразилией и Германией увеличился на 187%, что являлось, несомненно, самым большим показателем среди латиноамериканских стран. Также нужно отметить, что дефицит сальдо торгового баланса Бразилии стал расти, что является еще одним показателем роста немецкого экспорта на ее территорию. Структура торговых отношений между странами аналогична графику, описывающему товарооборот Германии с Аргентиной, кардинальным отличием является основная статься бразильского экспорта в Германию: железная руда. Выгодное географическое положение обуславливало наличие на территории Бразилии природных ресурсов, необходимых для промышленного производства, что делало Бразилию важным торговым партнером не только на внутреннем рынке, но и для всего мира, в том числе и для Германии, так как небогатая ресурсная база этой страны не могла обеспечить масштабные объемы производства. Наличие ресурсов, а также относительно многих европейских стран дешевая рабочая сила, делало выгодным для иностранных компаний размещать свое производство на территории Бразилии, и поэтому, к концу 90-х годов аграрный характер национальной бразильской экономики трансформировался в индустриальный. Она вышла на ведущие мировые позиции по производству отдельных видов техники: прежде всего автомобилей (8-е место в мире), тракторов (5-е), металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования (10-е), средних и малых турбовинтовых самолетов (6-е), судов (3-е), военной техники (6-е). Наиболее быстрыми темпами развивается автомобильная промышленность, активное влияние на развитие которой оказала именно Германия.1 Третьим немаловажным торговым партнером Германии являлась Мексика. И как уже ранее упоминалось, это происходило в первую очередь, из-за тесных связей Мексики и США. Подписанное в 1994 году соглашение между Канадой, Мексикой и США, знаменующее начало функционирования зоны свободной торговли между этими странами, что подразумевало свободное перемещение капиталов, рабочей силы и товаров. Мексика, являясь посредником между Северной и Южной Америкой, укрепляла свои позиции на мировом рынке, наращивая свою экономическую мощь и влияя на построение торговых отношений стран Латинской Америки не только с США и Канадой, но и с Европейским Союзом. Для Германии Мексика являлась важным торговым каналом на североамериканский рынок, по которому немецкая промышленная продукция продвигалась в зону НАФТА. В течение 90-х годов, привлекая огромные инвестиции в промышленный сектор, обрабатывающая промышленность в Мексике получила огромное развитие. Постепенно продукция вторичного сектора стала активно экспортироваться на мировой рынок. В результате, в импорте Германии из Мексики стали преобладать готовые промышленные изделия. Прежде всего, это запасные части и комплектующие к автомобилям (20%), электротехнические товары (17%), машины и оборудование (6%)2.

Также среди важных партнеров Германии стоит отметить Венесуэлу. Анализируя торговлю между этими странами, можно сделать вывод, что Венесуэла представляла собой одного их основных поставщиков сырья на немецкий рынок. Нефть составляет 60% от общего объема экспорта из Венесуэлы в Германию, остальные статьи экспорта это алюминий - 14%, каменный уголь - около 8%. Немецкий экспорт на территорию страны имел традиционный характер, в нем преобладали товары промышленного производства, конструкционные материалы, электротехнические изделия. Также в технической поддержке Германии были заинтересованы страны КАРИКОМ: до 90-х годов страны-члены данной группировки были тесно связаны с Францией и Великобританией в виду своего колониального прошлого, поэтому торговый оборот с Германией был крайне мал, но в 90-х годах была активизирована программа помощи по техническому развитию странам КАРИКОМ, что способствовало росту импорта немецкой технической промышленности на территорию Карибских стран. Также страны КАРИКОМ вели активную торговлю Бразилии, что позволяло им приобретать продукцию немецких филиалов, располагавшихся на территории Бразилии, по более низким ценам. Стоит отметить, что далеко не во всех странах наблюдался рост импортных промышленных товаров, произведенных в Германии. Например, Боливия ввозила машины, необходимые для развития ее агропромышленного сектора из Бразилии и Китая, так как цены на продукцию этих стран были заметно ниже. Что касается боливийского экспорта в Германию, то среди товаров преобладали кофе, шерстяные изделия и олово.

Рассмотрев торговый оборот между Германией и странами Латинской Америки в период 90-х годов, можно отметить, что интенсификация торгово-экономических отношений между странами происходила быстрыми темпами, в первую очередь в виду улучшения экономического и политического климата внутри регионов. Усиление экономической мощи Германии на мировом, и в частности на Европейском рынке способствовало расширению ее возможностей по развитию сотрудничества с другими государствами. Особое внимание, уделявшееся Германией новым развивающимся рынкам, имело положительные последствия, особенно на фоне проводимых этими странами реформ, направленных на открытие экономики, усиление интеграционных процессов и укрепление внешнеэкономических связей.

Наряду с увеличением объема международной торговли, для периода конца XX века характерен процесс интернационализации капитала, влекущий за собой создание международных финансовых институтов и экономических союзов. С вступлением на курс неолиберальных реформ Латинская Америка активно принимала участие в этих процессах. В 1999 году объем прямых иностранных инвестиций составил 65,4 млрд. долларов.1 Доля Латинской Америки составляла 40% мирового притока ПИИ в группе развивающихся стран2. Основными инвесторами на тот период являлись США, Европа и Япония3.

Таблица 2.

Приток иностранных ППИ в развивающиеся страны 1991-1998 гг. (млрд долл.)

Регионы/ Год

1991

1993

1995

1997

1998

Латинская Америка и страны Карибского бассейна

15.4

16.1

32.7

62.4

62.0

Юго-Восточная Азия

16.9

44.0

55.4

65.0

65.5

Европа и центральнаяя Азия

4.3

7.2

18.0

22.5

23.0

Ближний Восток и Центральная Африка

2.1

4.9

-0.7

5.4

4.8

Африка

2.0

2.1

3.1

4.8

3.6

Все развивающиеся регионы

41.2

75.6

112.7

165.4

163.1

Источник: World Bank. Global Development Finance. March 2000

Германия, в свою очередь, проявляла огромный интерес к странам Латинской Америки в этой сфере. Промышленное инвестирование являлось одним из главных направлений взаимодействия регионов. Немецкие транснациональные корпорации размещали свое производство на территории Латиноамериканских государств, обеспечивая рост технологического потенциала своих компаний. Около 70% немецких ПИИ в развивающиеся страны были направлены на латиноамериканские рынки. Еще в 70-х годах, при проведении импортозамещающей политики странами Латинской Америки, Германия начала активно вывозить свои капиталы в эти страны. При этом основой немецкого инвестирования являлось преодоление таможенных препятствий в странах ЛКА, а ПИИ немецких ТНК выступили средством такого преодоления путем перенесения части производств в Латиноамериканские страны, применяющих протекционистскую торговую политику. Нужно отметить, что инвестиционная политика различных стран по отношению к Латинской Америки имела взаимовыгодный характер. Для стран-инвесторов это возможность расширения своих рынков, укрепление дипломатических связей, технологический рост, относительно дешевая рабочая сила. При этом присутствие новых иностранных корпораций и производств обеспечивают увеличение рабочих мест, заработных плат и, следовательно, уровня жизни латиноамериканских стран. Среди основных факторов привлечения ПИИ также являлись региональные интеграционные процессы в Латинской Америке, а также либерализация инвестиционных режимов и постепенный уход от дискриминации иностранного и национального капиталов.

Что касается географического распределения прямых иностранных инвестиций в Латинскую Америку, то основная концентрация иностранного капитала наблюдается в Бразилии, Мексике и Аргентине – более 70%1. Это, естественно, обусловлено, наибольшей степенью развитости и открытости экономики, а также выгодными условиями предоставляемыми иностранным инвесторам.

Таблица 3

Иностранные ПИИ в страны Латинской Америки (млн.долл.)

Страна/год

1991

1994

1997

1998

Аргентина

2927

3418

6711

5697

Боливия

62

164

607

872

Бразилия

1324

3379

19484

26347

Чили

986

2841

5471

4793

Колумбия

548

1843

6042

2983

Коста-Рика

214

328

575

559

Эквадор

192

584

583

830

Гондурас

62

39

123

125

Мексика

5714

12069

12602

10238

Никарагуа

0

44

174

184

Панама

49

389

1040

1186

Парагвай

101

198

252

240

Перу

-8

3392

2050

1930

Уругвай

0

171

162

164

Венесуэла

2299

894

5138

3766

Источник: World Bank. Global Development Finance. March 2000

Что касается Германии, то мировые тенденции в том числе отражают основные направления потоков иностранных инвестиций из страны. Больше объема ПИИ направлены на территорию Бразилии1. «Сан - Паоло развивается в качестве важнейшего места размещения немецкого производства за пределами Германии» - подчеркнул в одном из интервью в середине 90-х годов глава правления Иберо-Американского Союза (Гамбург) Петер Кнаппертсбуш2. Нужно отметить, что немецкие инвестиции были направлены в немецкие компании, расположенные на территории Латинской Америки, или же в корпорации с участием немецкого капитала, а не в национальное производство. Активное развитие инвестиционного сотрудничества с Мексикой было обусловлено уже вышеназванными причинами, среди которых одним из важнейших является вступление страны в НАФТА. Основные сферы инвестирования полностью совпадают с основными направлениями экспорта товаров из Германии: в первую очередь, это автомобилестроение, электротехническое и энергетическое производство. Также среди стран-партнеров по инвестиционному сотрудничеству стоит отметить Венесуэлу. Нефтяная и газовая отрасли являлись основными сферами для иностранного инвестирования в этой стране. Особенно тесно развивалось сотрудничество между фирмами «ВЕБА ОЛЬ» (Германия) и «Петролео де Венесуэла» (PDVSA), которая являлась на тот момент вторым по величине мировым производителем нефти. Обе корпорации развернули также активную совместную деятельность на территории Германии, а именно было построено четыре нефтеочистительных завода, три нефтепровода и сеть бензозаправочных станций «Араль» (Aral). Что касается сотрудничества Германии с Кубой, то в результате подписания в октябре 2000г. договора о содействии и защите инвестиционной деятельности, между двумя странами произошло оживление экономических отношений. Отдельные возможности инвестирования представляются для германских предприятий интересными на Кубе в области инфраструктуры (автодорожное строительство, железные дороги, портовое хозяйство). В результате подписания вышеупомянутого договора об инвестиционном сотрудничестве между ФРГ и Кубой улучшились экспортные возможности для германских производителей в связи с возобновлением предоставления гарантий со стороны немецкой службы «Гермес» для Кубы. Страховое общество «Гермес» способствовало развитию сотрудничества Германии и с другими странами. Его основной целью являлось долгосрочное стратегическое проникновение на латиноамериканский рынок и сохранение этих рынков за немецкими экспортерами, позволяя последним продолжать свою деятельность на территории Латинской Америки даже в условиях кризиса Огромные инвестиционные потоки, направленные в развивающиеся страны, в частности в Латинскую Америку, обеспечивались деятельностью созданным в 1962 году Обществом по укреплению инвестиционного сотрудничества и развитию (Deutsche Investitions- und Entwicklngsgesellshaft). Главными странами - реципиентами средств, поступающих от этого общества, выступали Мексика, Бразилия и Венесуэла, по причине того, что в виду наличия определенных ресурсов, именно на их территории располагалось немецкое промышленное производство.

Описывая инвестиционные потоки 90-х годов нельзя рассматривать только одно направление: из Германии в Латинскую Америку. К концу XX века набирает обороты и обратное направление. Конечно, не стоит говорить о том, что для обратного потока характерен такой же бум, как и для вышеописанного, в первую очередь из-за существования определенных препятствий в виде высоких таможенных барьеров и достаточно жесткого законодательства. Главным образом инвестиционные потоки в Германию идут из Европы, в основном из стран-партнеров по Евросоюзу. Вторым по величине инвестором для немецкого рынка является США. Что касается Латино-Карибской Америки, то на 1998 год пришелся пик по объему ППИ, приходящих в Германию из этих стран. Важно отметить, что странами-инвесторами в данном случае выступали не экономические гиганты, Бразилия, Мексика и Аргентина, а малые государства Центральной Америки и Карибского бассейна. Данные средства представляли собой не инвестиции в производство, а в основном капитал, который был выведен собственниками через оффшорные зоны ЛКА – Багамские острова и Каймановы острова – в условиях финансового кризиса 1998 года. Основным государством, в которое были направлены латиноамериканские инвестиции – это США. Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Перу и Венесуэла активно инвестируют свои средства в сферы финансов. Что касается Германии, то вклады латиноамериканских инвесторов направлены в основном на то, чтобы изучить европейский рынок, исследовать наиболее выгодные сегменты рынка, просчитать возможные дальнейшие стратегии развития. Бразильские инвестиции в основном направлены в банковский сектор, машиностроение, а также фармацевтическую отрасль немецкой экономики. К крупным бразильским инвесторам, размещающим свой капитал в Германии, принадлежит фирма «Дуратекс» (принадлежит к «Групо Итау»), которая занимается обработкой древесины и производством мебели1. Аргентина, в свою очередь, также инвестирует в сферу финансов и легкую промышленность.

К 2000 году немецкий экспорт ППИ начал набирать обороты, предприятия из Германии активнее размещают свое производство на территории Латинской Америки, и в связи с этим начинают разрабатываться официальные программы по развитию сотрудничества, в частности инвестиционного: «Мексика – Германия 2000», «Инициатива – Латинская Америка» при правительстве ФРГ, а также ряд других проектов, проводимых как государством, так и частными предпринимателями. Стоит отметить, что за период 90-х годов, процессы приватизации не имели большой популярности среди немецких предпринимателей, хотя другие страны, в частности США, уже имели опыт по приобретению латиноамериканских компаний. «Инициатива – Латинская Америка», принятая в 1994г. совместно с Союзом немецкой промышленности (BDI), Иберо-Американским Союзом и Немецкой торгово-промышленной палатой (DIHT). Возглавляет данную инициативу глава DIHT Петер Штиль. В своем выступлении на состоявшейся в конце 1998 г. конференции в Штуттгарте П. Штиль обратился к ее участникам с призывом усилить свое присутствие в Латинской Америке: «Сдержанная позиция немцев при удивительно обширных процессах приватизации в Латинской Америке уже стала общеизвестна. Мы знаем, что нас опережают инвесторы из США и наши соседи из европейских стран, ... поэтому я призываю вас: Взгляните на Латинскую Америку! Используйте свои шансы!».

Рассматривая банковский сектор, то главными представителями финансового сектора являлись: «Дойче банк», «Дрезденер банк» и «Коммерцбанк». Касательно Латинской Америки, там филиалы этих банков располагались в традиционных страна – партнерах по сотрудничеству: Аргентине, Мексике, Бразилии и Венесуэле. Особую роль выполнял тогда Дрезденер банк, проводящий активную деятельность на латиноамериканском рынке. Также в 1996 году был основан отдельный специализированный финансовый институт «Дрезденер банк – Латинская Америка», способствующий расширению связей с клиентами из латиноамериканских стран. Также ДБЛА занимался финансированием отдельных инвестиционных проектов, в основном в нефтегазовой и телекоммуникационной сферах. Помимо основных стран расположения филиалов, отделения этого банка находились в оффшорных зонах Панамы. Вывоз немецкого капитала в оффшорные зоны островных государств Латинской Америки приобретал в тот период времени широкие обороты. Каймановы острова по общему объему накопленных ПИИ из Германии выступали лидерами среди латиноамериканских государств. Следует отметить, что основным критерием для немецких капиталовложений является надежность их размещения. В полной мере это относится к «налоговому раю» Каймановых островов, так как по уровню налогообложения, политической стабильности, строгости соблюдения коммерческой тайны они являются наиболее надежной оффшорной зоной ЛКА1.

Итак, рассмотрев основные тенденции развития сотрудничества Германии со странами Латинской Америки в конце XX века, можно сделать следующие выводы:

  • в связи с усилением экономической мощи Германии и началом проведения неолиберальных реформ в странах Латинской Америки в период 90-х годов наблюдался рост немецкого экспорта на территорию латиноамериканских стран, преобладающими товарами на ввоз в Латинскую Америку из Германии выступали товары промышленного производства, импорт в Германию имел в основном сырьевой характер

  • основными партнерами как по торговому, так и по инвестиционному сотрудничеству Германии становятся страны МЕРКОСУР, в частности Аргентина и Бразилия; после включение в НАФТА к этим странам также присоединяется Мексика.

  • постепенно наблюдается рост полуфабрикатов и готовых изделий в латиноамериканском экспорте, производимы немецкими филиалами на территории латиноамериканских стран, в частности Бразилии, Мексики и Аргентины.

  • увеличивается количество организаций, занимающихся развитием сотрудничества между регионами, среди которых есть как коммерческие, так и государственные корпорации

  • усиление интеграционных процессов на территории Латинской Америки, а также выдвижение Германии в лидеры среди стран Европейского Союза способствует дальнейшему развитию политических и экономических диалогов между странами.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск