Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Юридический факультет утверждаю







Скачать 233.19 Kb.
НазваниеРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Юридический факультет утверждаю
страница1/3
Дата публикации30.06.2015
Размер233.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

Юридический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Общий менеджмент

Направление подготовки

38.05.02 Таможенное дело (специалитет)
Квалификация (степень) выпускника

Специалист
Форма обучения

заочная


Саратов,

2014

1. Цели и задачи дисциплины

  • привитие студентам системного видения организации, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента;

  • совершенствование знаний в области теории управления, повышение компетентности обучающихся на основе практического освоения современных методов и технологий принятия управленческих решений.

Задачи изучения дисциплины «Общий менеджмент»

  • изучение истории развития менеджмента, рассмотрение основных принципов и функций управленческой деятельности, закономерностей, методов управления организацией;

  • изучение типов организаций по взаимодействию с внешней средой и человеком, а также видов организационных структур и тенденций их эволюции в рыночной экономике, анализ принципов и методов проектирования организационных структур и организационной культуры;

  • рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала;

  • изучение и практическое применение современных методов, инструментальных средств и технологий принятия управленческих решений.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ООП ВПО.

Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин: – гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория» (базовая часть), «Теория государственного управления» (базовая часть), – математического и естественнонаучного цикла: «Основы системного анализа» (базовая часть).

Учебная дисциплина «Общий менеджмент» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: «Таможенный менеджмент» модуля «Общий и таможенный менеджмент», модуля «Управление таможенным делом» (базовая часть).

Для изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен: знать: типы экономических систем и основные экономические институты общества, основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства; уметь: выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; анализировать мировые товарные рынки; владеть: понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов;

3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины «Общий менеджмент»


Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» направлен на формирование следующих компетенций (элементов компетенций):

общекультурных (ОК):

-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);

-способность проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2);

-владение культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способностью предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим (ОК-3);

-способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК-5);

профессиональных (ПК):

-способность самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1), в части теоретических основ общего менеджмента;

-способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ПК-6);

-умение осуществлять подготовку типовых решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурными подразделениями (ПК-29);

-умение оценивать качество и эффективность деятельности таможенных органов (ПК-30);

-умение планировать, организовывать, координировать, стимулировать и контролировать деятельность персонала структурного подразделения таможенного органа (ПК-31);

-умение осуществлять отбор, расстановку кадров, планировать профессиональное обучение и проводить аттестацию персонала таможенных органов (ПК-32);

-умение оценивать состояние и перспективы развития таможенных органов, планировать и прогнозировать деятельность их структурных подразделений (ПК-33);

-владение навыками по планированию и организации исследований в области управления, внедрению инноваций в области профессиональной деятельности, управлению инновационными проектами (ПК-34);

-владение навыками по организации взаимодействия в области профессиональной деятельности (ПК-35);

-способность определять место и роль таможенных органов в системе государственного управления (ПК-36).

В результате изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен:

знать:

  • теоретические основы общего менеджмента;

  • общие положения теории менеджмента, сущность организации, ее признаки, принципы принятия и реализации управленческих решений, основные функции менеджмента, принципы взаимодействия человека и организации, основы группового поведения и управления конфликтами, факторы эффективности управленческой деятельности;

  • основные положения теории систем, институциализации, управления рисками, управления государственными услугами;

  • характеристики инструментальных средств и технологий формирования индивидуальных и групповых управленческих решений;

уметь:

  • выбирать и формулировать цели, стоящие перед организацией;

  • систематизировать и обобщать информацию для решения управленческих задач;

  • формулировать проблемы, управленческие задачи и инструментально разрабатывать их решения с учетом факторов риска и неопределенности;

  • классифицировать и выбирать методы для управления структурными подразделениями;

владеть:

– инструментами решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений в таможенном деле;

владеть навыками:

  • самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности в области управления;

  • по применению положений современных теорий менеджмента (институциализации, управления государственными услугами, ситуационного управления и др.);

  • по выбору инструментальных средств для решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины «Общий менеджмент»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц

прак

сам

раб

лабраб




1

Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий, основные проблемы и принципы

4




1










Контроль посещаемости лекции

2

Основные научные школы и направления в менеджменте

4




1










Контроль посещаемости лекции

3

Внешняя и внутренняя среда организации

5




1

1

16

1

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации

4

Функции управления

5




1

1

16

1

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, тестирование

5

Связующие процессы в менеджменте

5




1

1

8




Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации

6

Групповая динамика и лидерство в менеджменте

5




1

1

8




Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, тестирование

7

Этика и культура менеджмента


5










8




Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации




Промежуточная аттестация



















Форма промежуточной аттестации - зачет (4 часа)




Всего - 72







6

4

56

2





Содержание дисциплины «Общий менеджмент»

Тема 1. Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий,
основные проблемы и принципы


Общее управление и менеджмент. Категориальный аппарат современного менеджмента. Организация: виды, общие характеристики.

Менеджмент: вид деятельности и система управления. Предмет, функции и методы менеджмента.

Роль менеджера в организации. Характерные черты и содержание управленческого труда. Многообразие ролей менеджера в современной организации.

Менеджмент как рациональный феномен и как искусство.
Тема 2. Основные научные школы и направления в менеджменте

Эволюция управленческой мысли в 20 веке. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора.

Классическая (административная) школа менеджмента). Функции и универсальные принципы управления А. Файоля. Принципы производительности Г. Эмерсона. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления.

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа). Доктрина человеческих отношений Э. Мэйо и Хотторнский эксперимент.

Проблема социального взаимодействия, мотивации и организационного поведения в исследованиях А. Маслоу и Д. МакГрегора (поведенческий подход).

Школа науки управления (количественный подход). Использование количественных методов при принятии управленческих решений.

Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению.

Направления и тенденции развития современного менеджмента.
Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

Организация как открытая система. Факторы и переменные внешней и внутренней среды.

Внешняя среда прямого (поставщики, конкуренты, правительственные органы, общества потребителей и др.) и косвенного (социальные, технологические, экономические, политические и др. факторы) воздействия.

Основные переменные внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технологии, люди и др.

Связь между внутренней и внешней средой организации.
Тема 4. Функции управления

Природа и состав функций менеджмента. Планирование. Содержание и сущность планирования. Основные элементы и этапы процесса планирования. Универсальные принципы и основные методы планирования. Классификация планов организации. Современные подходы к стратегическому планированию. Целеполагание: миссия, видение и цели. Дерево целей. Модель стратегического планирования. Анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегические альтернативы. Реализация стратегии.

Организация. Организационная структура и структура управления организацией. Определение понятий: полномочия, ответственность, делегирование и власть. Принципы построения и характеристики структур управления. Иерархические и органические структуры управления. Выбор структуры управления. Виды структур управления: линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Современные тенденции развития организационных структур управления.

Мотивация. Теории содержания мотивации: пирамида потребностей А. Маслоу; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; двухфакторная теория Ф. Герцберга и др. Теории процесса мотивации: ожидания В. Врума; постановки целей Э. Локка; справедливости Д.Адамса. Модель мотивации Л.Портера – Э. Лоулера. Комплексная модель мотивации Э. Шейна.

Контроль. Сущность и смысл контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Модель процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле.
Тема 5. Связующие процессы в менеджменте

Коммуникации и принятие решений как связующие процессы в менеджменте. Коммуникации в менеджменте. Коммуникационный процесс, базовые элементы и основные этапы. Коммуни-кационная структура управления организацией, Коммуникационные каналы и сети.

Процесс обмена информацией как система с обратной связью. Межличностные и организационные коммуникации. Преграды в коммуникациях. Основные направления совершенствования коммуникаций в организациях.

Определение основных понятий процесса принятия решений: проблема, возможность, проблемная ситуация, решение. Основные факторы, вызывающие проблемы. Этапы и стадии решения проблемы. Требования к решениям. Классификация решений. Управленческие решения. Решения, типичные для функций управления. Подходы к принятию решений. Рациональная модель принятия решений. Альтернативные модели принятия решений. Модели и методы принятия решений.

Тема 6. Групповая динамика и лидерство в менеджменте

Проблема группы в менеджменте. Понятие «групповая динамика». Назначение групп с точки зрения организации и индивида. Классификация групп. Контекстуальные и внутренние факторы групповой эффективности. Стадии развития группы. Конфликты и стрессы при групповом взаимо-действии. Техники структурирования групповой работы.

Команда как специальный вид группы. Распределение ролей в эффективной команде. Основные принципы командообразования. Достоинства и недостатки командной работы.

Лидерство как сторона групповой динамики. Природа и содержание лидерства. Лидерство и эффективность управления. Основные подходы в изучении лидерства; теория лидерских качеств, концепции лидерского поведения (К. Левина, Р. Лай-керта, Блейка и Дж. Моутон), ситуационные теории лидерства (Танненбаума – Шмидта, Херсея и Бланшарда, Врума – Йеттона – Яго). Новые теории лидерства: атрибутивное, харизматическое, на основе видения.

Лидерство и власть. Основные формы власти и влияния. Ответственное и эффективное использование власти в организации
Тема 7. Этика и культура менеджмента

Культура организации: сущность, функции, элементы, технология, место в системе управления. Понятие и структура организационной культуры. Субъективная и объективная организационные культуры. Стиль руководства и организационная культура. Развитие организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Этические принципы управленческой деятельности. Стиль и культура менеджмента; факторы эффективного менеджмента
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Юридический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология»">