Скачать 0.64 Mb.
|
Егоров И.И., Председатель Счётной палаты Ульяновской области, к.э.н. Оценка эффективности работы контрольно-счётных органов муниципальных образований: опыт Ульяновской области В долгосрочном плане в России стоит задача создания единой системы государственного и муниципального внешнего финансового контроля. Организация работы такой системы на региональном уровне возможна на договорных началах через взаимодействие в рамках регионального Совета органов внешнего финансового контроля (далее – Совета), в состав которого входят руководители контрольно-счётных органов муниципальных образований. Если выстраивать вертикаль внешнего финансового контроля в регионе, то нужны объективные критерии оценки эффективности работы муниципальных контрольно-счётных органов (далее – МКСО). С этой целью были проанализированы и обобщены имевшиеся теоретические наработки по оценке эффективности работы контрольно-счётных органов (статьи Ломакина С.И., Опёнышева С.П., Жукова В.А., Чечёткина В.Д.). На основе этих материалов была разработана методика составления рейтинга МКСО, которая внедрена на практике в Ульяновской области. С 2009 года по инициативе региональной Счётной палаты областной Совет органов внешнего финансового контроля ежеквартально собирает отчёты о работе муниципальных контрольно-счётных органов (Приложение 1). На основе отчётов ежеквартально и по итогам года рассчитывается рейтинг контрольно-счетных органов муниципальных образований. Семь показателей, учитываемых при расчёте рейтинга, выбраны по четырем основным критериям, которые применяются при оценке эффективности деятельности контрольно-счётного органа и не раз описаны в литературе1:
На наш взгляд, есть ещё 2 важных показателя оценки эффективности органов внешнего финансового контроля, которые могут использоваться при расчёте рейтинга:
Данные коэффициенты не рассчитываются ввиду того, что в подавляющем большинстве муниципальных образований Ульяновской области контрольно-счётные органы не являются отдельными юридическими лицами и затраты на их содержание невозможно точно определить. Следует отметить, что в той методике составления рейтинга муниципальных контрольно-счётных органов Ульяновской области, которая принята сегодня, есть ряд моментов, требующих дальнейшей доработки:
Требует дальнейшего обсуждения и сам набор коэффициентов, используемых в методике. Введение унифицированного стандарта отчётности для муниципальных контрольно-счётных органов на территории Ульяновской области, на основе которого составляется рейтинг, привело к тому, что информация ими стала предоставляться более полно и подробно, а также позволило сформировать единые подходы к классификации финансовых нарушений в регионе (нецелевое, неправомерное, неэффективное использование средств; средства, недополученные в бюджет; прочие нарушения). Хотя предлагаемая методика оценки деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований не бесспорна, она имеет практический смысл. Составление по инициативе Счётной палаты Ульяновской области рейтинга муниципальных контрольно-счётных органов стало первой попыткой объективного анализа их работы и вызвало значительный интерес руководителей представительных и исполнительных органов местного самоуправления, и региона. Для представительных органов местного самоуправления теперь есть конкретные показатели оценки работы их ревизоров. Рейтингование – хороший стимул и для самих руководителей муниципальных контрольно-счётных органов: никто из них не хочет быть в конце «турнирной таблицы». Большое значение имеет коэффициент выявляемости. Если проанализировать содержащиеся в отчёте АКСОР за 2009 год данные, то у КСО субъектов РФ значения коэффициента выявляемости в среднем колеблются от 3 до 10% (есть регионы, где этот показатель значительно выше). А вот если оценить значения этого показателя для муниципальных КСО, то они, как показывает российский опыт, нередко составляют менее 1% (при том, что уровень финансовой дисциплины на уровне муниципалитетов значительно ниже, чем на областном (краевом, республиканском) уровне). Несомненно, что такие низкие значения коэффициента могут иметь две причины: а) крайне низкий профессиональный уровень работы финансовых контролёров; б) полную зависимость МКСО от исполнительной органов власти. И то, и другое – недопустимо, и требует вмешательства. Практически во всех без исключения регионах России есть примеры того, что МКСО работают беззубо и малоэффективно. На наш взгляд, введение рейтинга становится эффективным механизмом воздействия региональных КСО на муниципальные КСО (через региональный Совет или Ассоциацию органов внешнего финансового контроля, под эгидой которых и составляется этот рейтинг). Расчёт коэффициентов даёт конкретную информацию для принятия управленческих решений и «железные» аргументы для такого вмешательства. Рейтинг – не панацея, но качественная диагностика болезни. Прошёл год с момента публикации статьи о системе рейтингования МКСО в журнале «Вестнике АКСОР»2. Счётная палата Ульяновской области получила большое число отзывов на неё. Не раз приходилось обсуждать её в различных аудиториях. Как правило, скептически реагируют на систему рейтинга, используемую в Ульяновской области, представители тех региональных КСО, которые никак, или почти никак, не взаимодействуют со своими МКСО. Если проследить основные тенденции развития внешнего финансового контроля, то очевидно, что мы двигаемся к формированию повсеместно его единой вертикальной системы: от Счётной палаты страны до муниципальных КСО. Пока ещё подобные рейтинги не могут быть использованы для сравнения работы региональных КСО. Причина здесь проста и всем понятна: откровенный сумбур в классификации финансовых нарушений. Достаточно взглянуть на показатели суммы выявленных нарушений в расчёте на 1 сотрудника, участвовавшего в контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях в 2009 году, контрольно-счётных органов Кировской (463,6 млн.руб.) и Брянской областей (237,4 млн.руб.), с одной стороны, и Еврейской автономной области (0,1 млн.руб.), - с другой (рассчитано по данным годового отчёта АКСОР за 2009 год) – разница в тысячи раз! И очевидно, что одна из причин этого - различия в подходах к классификации финансовых нарушений и недостатков. Но на уровне отдельно взятого региона единый методический подход к классификации финансовых нарушений может быть выработан уже сегодня. АКСОР всё равно рано или поздно придёт к осознанию необходимости сравнения результатов работы региональных КСО по объективным расчетным показателям: может быть это будет через год, может быть через 5 лет, но это неизбежно. На наш взгляд, уже сегодня необходимо привлечь «лучшие мозги» региональных и муниципальных КСО для формирования общепризнанной, достаточно простой и ясной системы рейтингования. Подводя итог: рейтингование МКСО интересно, на сегодняшний день, для тех региональных КСО, которые действительно хотят быть методическим и организационным центром региональной системы внешнего финансового контроля, и не интересно тем, кто такой задачи перед собой не ставит ни сегодня, ни завтра. Литература: 1 Чечёткин В.Д. К оценке эффективности деятельности контрольно-счётных органов Российской Федерации – решающему звену повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием субъектов Федерации и России в целом. Конкурс АКСОР на звание «Лучший финансовый контролёр России»: Рефераты участников. - М., 2003. Опёнышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. Вестник АКСОР, 2007, №1 (7). Ломакин С.И. Оценка эффективности деятельности контрольно-счётных органов Российской Федерации. Конкурс АКСОР на звание «Лучший финансовый контролёр России»: Рефераты участников. - М., 2008. 2 Егоров И.И., Бармин А.А. Оценка эффективности работы контрольно-счётных органов муниципальных образований Ульяновской области. Вестник АКСОР, 2009, № 3. Приложение 1 Информация о деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования
* - Значения показателей в строках 11.1. и 12. должны быть равны между собой. |
Оценка эффективности деятельности контрольно-счетных органов Контрольно-счетного органа – ревизионной комиссии Белогорского района Савватеевой Ю. С | Отчет о работе Контрольно-счетной палаты мо «Иволгинский район» Федеральным законом от 07. 02. 2011№6-фз «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской... | ||
Заседание Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Брянской... Шинкарев Владимир Александрович – председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Брянской области, председатель Контрольно-счетной... | Итоги проведения III конкурса Ассоциации контрольно-счетных органов... Ствии с решением Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Брянской области от 24 октября 2013 года №19-ас-рп с 28 октября... | ||
Утверждено Президиумом Совета контрольно-счетных органов Камчатского... Настоящее Положение устанавливает цели, основные принципы, порядок организации, проведения и подведения итогов конкурса на звание... | Оренбургской области об эффективности деятельности органов местного самоуправления Кроме того, в разрезе муниципальных образований проведен расчет неэффективных расходов | ||
Доклад Власовой А. П. на заседании Межведомственной комиссии по проведению... «О результатах оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления... | Сводный план мероприятий, проводимых учреждениями культуры муниципальных... План подготовлен огбук «Областной Дом народного творчества» на основании информации, предоставленной органами управления культуры... | ||
Л. И. Конушиной Тюмень, 2009 год «Роль контрольно-счетных органов в системе управления социально-экономическим развитием региона» | Ответы на обращения органов государственной власти и местного самоуправления... Современная иммунология в значительной мере способствуют борьбе с инфекционными болезнями, позволяют раскрыть механизмы тканевой... | ||
Совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию... Тельного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области от... | «Об итогах работы управления культуры области, государственных учреждений... Году работа управления культуры области и подведомственных организаций была направлена на дальнейшее развитие и совершенствование... | ||
Доклад руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области... Каплина А. Е. на тему: «Результаты контрольно-надзорной деятельности в части обращения с отходами производства и потребления Управления... | Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013 г. №138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления... | ||
Литература Конституция РФ 1993г. М., 2003г В конце 2004 начале 2005 года в нашей области пройдут выборы глав муниципальных образований, а затем и выборы депутатов представительных... | Ежегодный доклад Совета муниципальных образований Пермского края Анализ реализации положений резолюций Съездов Совета муниципальных образований за период с 2010 по 2013 гг. 9 |