Скачать 418.26 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управления Кафедра менеджмента и экономической социологии В. А. ДАВЫДЕНКО А. И. КОВАЛЬЧУК МАРКЕТИНГ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 040100.62 «Социология» профиль подготовки «Экономическая социология» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 В.А. Давыденко, А.И. Ковальчук Маркетинг и маркетинговые исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 040100.62 «Социология» профиль подготовки «Экономическая социология» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 22 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Маркетинг и маркетинговые исследования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента и экономической социологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Давыденко В.А., заведующий кафедрой менеджмента и экономической социологии, д-р социол. наук, профессор © Тюменский государственный университет, 2011. © Давыденко Владимир Александрович, 2011. © Ковальчук Алёна Игоревна, 2011. ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Целями преподавания курса «Маркетинг и маркетинговые исследования» являются:
Задачами курса «Маркетинг и маркетинговые исследования»:
Дисциплина (модуль) «Маркетинг и маркетинговые исследования» относится к Профессиональному циклу (Вариативная часть). Дисциплина преподается на 3 курсе после освоения базовых дисциплин данного цикла. Освоение курса «Маркетинг и маркетинговые исследования» предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: «Основы менеджмента» и «Основы социологии».
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 5. Форма промежуточной аттестации экзамен и контрольные работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы и 108 часов.
Таблица 1.1. Тематический план для очной формы обучения
Таблица 1.2. Тематический план для заочной формы обучения
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (для очной формы обучения) Таблица 3.1. Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Таблица 3.2. Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
I. МАРКЕТИНГ КАК НАУКА, ВЗЯТАЯ С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИИ. МАРКЕТИНГ КАК ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА И КАК ЕГО ФУНКЦИЯ. Обзор исторических исследований маркетинга. Дискуссии о теоретическом развитии маркетинга. Л. Браун (1948), Р. Олдерсон и Р. Кокс (1948): идеи «интеллектуального любопытства» и «следования за лидером». Концепция «безмолвности фактов» в бизнесе и теория маркетинга. Дисциплина "Маркетинг". Предмет и содержание дисциплины. Основные задачи маркетинга: аналитико-оценочные, стратегические и исполнительные задачи. Маркетинг как дисциплина сферы предпринимательства, представляющая важную часть процесса управления и одну из функций менеджмента. Маркетинг как новая философия бизнеса, смещающая главную цель экономической деятельности от погони производителя за прибылью к удовлетворению потребительских нужд и запросов, что в долгосрочной перспективе обеспечивает достижение наилучшего финансового результата. Маркетинг как функциональная деятельность. Маркетинг в рамках подхода четырех «Р». Критика маркетинга либо как «функции бизнеса», либо как «чисто функциональной деятельности» человека. II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. Маркетинг, связанный с базовыми концепциями экономической теории: обмена, максимизации прибыли, полезности, специализации, экономического человека, выбора, рациональности. Непосредственные следствия развития микроэкономической теории несовершенной конкуренции, разработанной Д. Робинсон и Э. Дж. Чемберленом в 1930-е гг., реализуемые в концепции маркетинг-микс. Взаимосвязь маркетинга и экономики через воздействие экономических факторов на ключевые маркетинговые функции. Проявления маркетинга в общественном поведении и о взаимовлиянии маркетинга и социологии. Маркетинг, изучающий не только индивидуального потребителя, но и группы, в которые он входит: семьи, социальные классы и общество, принимая во внимание статус, стиль жизни. Маркетинг, рассматривающий взаимоотношения внутри групп: взаимосвязи, конфликты и распределение власти. Понятия, теории, модели, методы и процедуры проведения исследований в социологии и маркетинге. Теории обмена в социологии и маркетинге. Представления о нормах, принятых на рынке, имеющих важное значение для маркетологов. Социальная система в маркетинге, отражённая в таких понятиях, как «системы распределения», «системные продажи», «отношения» и «сети» («связи»). Концепции ожиданий в социологии и в маркетинге. Возможности дальнейшего развития маркетинга под воздействием социологии. Суть маркетинга в контексте разных культур. Маркетинг, принимающий во внимание культурные особенности. Маркетинговые усилия, преодолевающие культурные проблемы. Общая теория этики маркетинга и соответствующая модели этики маркетинга. III. МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА Оценка характеристик потребителя с позиций рыночной сегментации. Процесс сегментации рынка. Критерии сегментации рынка. Позиционирование продукта Понятие и классификация товаров. Качество и конкурентоспособность товара. Ассортимент и номенклатура. Этапы жизненного цикла товаров. Стратегия разработки новых товаров. Диверсификация и конверсия. Товарные марки и бренды. Структура и виды товарной политики. Теория конкурентной рациональности маркетинга. Конкурентная стратегия. Анализ конкуренции. Рыночная среда предприятия. Конкурентная стратегия предприятия. Ценообразование на различных товарных рынках. Постановка задач ценообразования. Определение спроса и оценка издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования. Функции каналов товародвижения, издержки товародвижения. Системы маркетингового распределения. Логистика. Организация сервиса. Комплекс маркетинговых коммуникаций. Реклама. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью. Личные продажи. IV. РОЛЬ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. Маркетинговая информация как важнейший стратегический ресурс, являющийся базой для эффективных маркетинговых решений. Внутренняя и внешняя маркетинговая информация. Источники официальной, статистической информации, информации средств массовой связи, специальных изданий, обзоров рынков, официальных документов фирм и компаний, сайтов компаний, профессиональной информации и баз данных. Маркетинговая информационная система, предназначенная для регулярного планового сбора, анализа и распределения информации, и включающая в себя три блока работ (определение пользователя и его потребности, разработку программного обеспечения и внедрение маркетинговой информационной системы). Классификация маркетинговых исследований в зависимости от характера исследовательской работы. Классификация маркетинговых исследований по направленности на выявление проблем: оценка потенциала и долей рынка; оценка характеристик рынка и различных групп потребителей; исследование имиджа товара или компании, исследование динамики продаж, прогнозирование и изучение рыночных тенденций. Исследования, направленные на решения проблем: сегментирование рынка, исследования в области товарной политики, по выбору цены, продвижению и распространению. Содержание процесса маркетингового исследования. Определение проблемы исследования и потребности в проведении исследования. V. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Качественные методы маркетинговых исследований. Количественные методы исследований. Определение методов сбора данных связанное с имеющимися ресурсами исследования, характеристиками исследуемых субъектов и содержанием исследования. Разработка форм сбора данных предполагающая конструирование различных шкал, включая выбор единицы и степени точности измерения, а также начальной точки, в целом рабочего интервала, эталона для сравнения и др. Этапы проектирования выборки. Типы плана выборочного контроля. Типы выборки. Определение бюджета и сметы исследования. Определение вида работ, сроков их исполнения и стоимости, контроль за реализацией плана исследования. VI. АНАЛИЗ ДАННЫХ И ОТЧЕТЫ О МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Предварительное упорядочивание первичной информации при помощи группировки и составления статистических таблиц. Расчленение изучаемой совокупности на однородные группы как основное условие применения корреляционного анализа и других видов статистического анализа признаков. Поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемый в нескольких измерениях (эмпирическая типологизация). Качественные виды анализа. Виды анализа с использованием методов статистики. Эвристические методы маркетингового анализа. Слабо формализованные методы маркетингового анализа. Этапы обработки информации.
|
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целями преподавания... В. А. Давыденко, А. И. Ковальчук Маркетинг и маркетинговые исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Цель курса – изучение основных методов документоведческого исследования и методик рационализации документационного обеспечения управления... | ||
Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | ||
Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения... «Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения | Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения... «Экономика» магистерской программы «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения» очной и заочной форм обучения | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цели изучения курса «Аутсорсинг» Ковальчук А. И. Аутсорсинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиля... | Программа по дисциплине дс. Ф. 4 «Маркетинговые коммуникации» Специальность... «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | ||
Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины... Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины (модуля) Цель изучения дисциплины. Выработка у магистрантов теоретического мышления, воспитание уважительного отношения к праву и закону,... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы... |