Министерство образования Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Российской Федерации
________В.Д.Шадриков
“10” марта 2000 г.
Регистрационный номер 23 тех/дс
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста
654100 Электроника и микроэлектроника
Квалификация - инженер
Вводится с момента утверждения
Москва, 2000 г. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
“ЭЛЕКТРОНИКА И МИКРОЭЛЕКТРОНИКА” 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г. 1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста: 180600 Светотехника и источники света
071400 Физическая элетроника
200100 Микроэлектроника и твердотельная электроника
200300 Электронные приборы и устройства
200400 Промышленная электроника
200500 Электронное машиностроение
201800 Микросистемная техника 1.3. Квалификация выпускника - инженер. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста “Электроника и микроэлектроника” при очной форме обучения 5 лет. 1.4. Квалификационная характеристика выпускника. Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста "Электроника и микроэлектроника" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37, может занимать следующие должности: инженер-электроник, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-лаборант и прочие.
1.4.1. Область профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленной на исследование, моделирование, разработку, производство и эксплуатацию материалов, компонентов, приборов и устройств различного назначения вакуумной, плазменной, твердотельной, микро- и наноэлектроники.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от содержания образовательной программы подготовки (специальности) являются материалы, компоненты, приборы и устройства электронной и микросистемной техники, технологические процессы их изготовления, методы исследования, проектирования и конструирования, диагностическое и технологическое оборудование , математические модели процессов и объектов электроники и микроэлектроники, алгоритмы решения типовых задач, относящихся к профессиональной сфере.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности
Выпускник по направлению подготовки дипломированого специалиста "Электроника и микроэлектроника" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
экспериментально-исследовательская;
проектно-конструкторская;
производственно-технологическая;
организационно- управленческая;
эксплуатационное и сервисное обслуживание.
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности
Инженер по направлению подготовки "Электроника и микроэлектроника" может быть подготовлен к решению следующих типовых задач:
1) экспериментально-исследовательская деятельность:
анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований;
измерение или экспериментальное исследование объектов электронной и микросистемной техники с целью их модернизации или создания новых материалов, приборов или их технологий;
построение физико-математических моделей объектов на базе достижений фундаментальных наук;
математическое моделирование разрабатываемых структур, приборов или технологических процессов с целью оптимизации их параметров;
выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований;
составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой документации;
2) проектно-конструкторская деятельность:
анализ состояния научно-технической проблемы, формулирование технического задания, постановка цели и задач проектирования объекта на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
проектирование, расчет, конструирование и модернизация приборов и устройств электронной техники на схемотехническом и элементном уровне с использованием систем автоматизированного проектирования и компьютерных средств;
оценка экономической эффективности проектно-конструкторских решений, обеспечение необходимого уровня унификации и стандартизации изделий;
участие в модельных и натурных экспериментах по оптимизации структуры и конструкции электронных компонентов, приборов, устройств и оборудования, оценка их качества и надежности на стадиях проектирования и эксплуатации;
разработка проектно-конструкторской документации;
3) производственно-технологическая деятельность:
анализ состояния научно-технической проблемы, формулирование цели и задач исследований при разработке технологических процессов производства материалов и изделий электронной и микросистемной техники;
разработка и планирование технологических процессов изготовления материалов, приборов и устройств электроники, решение организационных и технико-экономических вопросов, связанных с их производством;
поиск и анализ причин возникновения брака и разработка мероприятий по их предупреждению;
метрологическое обеспечение технологических процессов, выбор методов и средств контроля качества материалов и выпускаемой продукции, их сертификация;
оценка технологичности конструкторских решений, применение средств и систем автоматизации процессов производства материалов и изделий электронной и микросистемной техники;
разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, выбор оборудования и технологической оснастки, оценка экономической эффективности технологических процессов;
размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
4) организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений;
определение порядка выполнения работ, организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов создаваемых приборов и устройств электронной и микросистемной техники;
поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
разработка планов конструкторско-технологических работ и управление ходом их выполнения;
оценка экономической эффективности принимаемых решений, их патентной чистоты, маркетинга;
профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений, защита интеллектуальной собственности;
5) эксплуатационное и сервисное обслуживание:
выполнение экспериментальных работ по оценке надежности и долговечности электронной аппаратуры в условиях эксплуатации;
определение технического состояния и остаточного ресурса электронной аппаратуры, контроль за правильной ее эксплуатацией;
планирование технического обслуживания и ремонта технологического, диагностического и электронного оборудования;
участие в монтаже, наладке и регулировании электронной аппаратуры, а также в испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов электронной техники;
составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации электронного оборудования, программы испытаний, технические условия.
1.4.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер
осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований;
изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области материаловедения, элементной базы и устройств электрониой и микросистемной техники;
проводит экспериментальные исследования объектов электроники с целью их модернизации или создания новых материалов, приборов или их технологий;
составляет описания проводимых исследований, готовит данные для составления отчетов, обзоров и другой документации;
выполняет математическое моделирование структур, приборов или технологических процессов с целью оптимизации их параметров;
участвует в проектировании, конструировании и модернизации приборов и устройств электронной техники на схемотехническом и элементном уровне;
оценивает экономическую эффективность принимаемых проектно-конструкторских решений, обеспечивает необходимый уровень унификации и стандартизации изделий;
разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, , оформляет законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;
участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, деталей и энергии;
разрабатывает метрологическое обеспечение технологических процессов, выбирает методы и средства контроля качества материалов и выпускаемой продукции, проводит их сертификацию;
осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины на предприятии и правильной эксплуатацией диагностического и технологического оборудования;
разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;
определяет техническое состояние и остаточный ресурс электронной аппаратуры, планирует техническое обслуживание и ремонт технологического, диагностического и электронного оборудования;
участвует в монтаже, наладке и регулировании электронной аппаратуры, а также в испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов электронной техники;
принимает участие в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;
рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию конструкции и технологии производства изделий электронной техники, дает заключения о целесообразности их использования;
участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий и объектов электронной техники;
осуществляет профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает мероприятия по предотвращению экологических нарушений, защите интеллектуальной собственности;
подготавливает рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию, разрабатывает инструкции по эксплуатации оборудования, технике безопасности и программам испытаний электронной аппаратуры.
Инженер должен знать:
постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;
действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;
технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных разработок в области электронной и микросистемной техники;
технические требования, предъявляемые к материалам и готовой продукции;
основное используемое оборудование и принципы его работы;
нормативы расхода материалов, топлива и энергии;
перспективы технического развития предприятия;
виды брака и способы его предупреждения;
порядок и методы проведения патентных исследований;
основы изобретательства и рационализаторства;
современные средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю специальности;
основы экономики, организации труда и управления коллективом;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда;
методики расчета технико-экономической эффективности при выборе технических и организационных решений;
наиболее рациональные способности защиты и порядок действий коллектива предприятия (отдела, лаборатории, цеха) в чрезвычайных ситуациях.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника. Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста “Электроника и микроэлектроника”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
“ЭЛЕКТРОНИКА И МИКРОЭЛЕКТРОНИКА” 3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, научных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - Факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом
|