Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Теоретические основы конструирования, технологии и надёжности радиоэлектронных средств» для направления 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики Национального
исследовательского университета "Высшая школа экономики" Факультет электроники и телекоммуникаций Программа дисциплины «Теоретические основы конструирования, технологии и надёжности радиоэлектронных средств»
для направления 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств» подготовки бакалавра
Автор программы:
Кофанов Юрий Николаевич, д.т.н., профессор, yurykofanov@yandex.ru , ykofanov@hse.ru
Сотникова Светлана Юрьевна, к.т.н., ssotnikova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «Радиоэлектроника и телекоммуникации» «___»____________ 20 г.
Зав. кафедрой Рекомендована профессиональной коллегией УМС по электронике «___»_________ 20 г.
Председатель С.У. Увайсов Утверждена УС факультета электроники и телекоммуникаций«___»____________ 20 г.
Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________ Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств» подготовки, обучающихся по бакалаврской программе «Конструирование и технология электронных средств», изучающих дисциплину «Теоретические основы конструирования, технологии и надёжности радиоэлектронных средств». Программа разработана в соответствии с:
;
Базовым учебным планом университета по направлению подготовки 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств», утвержденным в 2012 г.
Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Теоретические основы конструирования, технологии и надёжности радиоэлектронных средств» являются:
изучение теоретических основ влияния внешних и внутренних факторов, воздействующих на радиоэлектронные средства (РЭС) при их изготовлении, эксплуатации, транспортировании и хранении с целью обоснованного выбора конструктивных мер защиты от тепловых, механических и других воздействий на этапе проектирования;
изучение принципов мер защиты РЭС и их теоретическое обоснование на основе классических положений теоретической механики, теплотехники и аэрогидромеханики, позволяющих обеспечивать надёжность создаваемой аппаратуры;
изучение теории конструктивных методов защиты широкого класса аппаратуры, включая микроэлектронные устройства с применением микропроцессоров, от тепловых и механических воздействий с учетом назначения и условий технологии производства, эксплуатации, взаимного влияния конструктивных и электрических параметров;
изучение теоретических методов расчета систем вибро- и теплозащиты и комплексный анализ тепловых и вибрационных характеристик, основанных на электротепловой и электромеханической аналогии и комплексного математического моделирования с применением ЭВМ и САПР;
овладение применением теоретических знаний в области конструирования и технологии РЭС для проведения тепловых и механических расчетов с использованием существующих программных комплексов и автоматизированных систем;
овладение применением теоретических знаний в области обеспечения надёжности РЭС при современных технологиях производства и жёстких условиях эксплуатации РЭС ответственного назначения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен:
● знать: 1) теоретические основы детерминированного и вероятностного описания внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, возникающих при изготовлении, эксплуатации, транспортировании и хранении РЭС; 2) теорию методов защиты РЭС от внешних и внутренних дестабилизирующих факторов (воздействий температуры, вибраций, ударов, линейных ускорений и акустических шумов); 3) принципы диагностики РЭС и их теоретическое обоснование, основанное на классических положениях тепломассообмена, механики и надёжности; 4) теорию оптимизации процессов конструирования и технологии производства РЭС с учетом взаимосвязанных эксплуатационных воздействий; 5) методы математического моделирования электрических, тепловых и механических процессов, протекающих в конструкциях РЭС.
● уметь: 1) теоретически обосновывать выбор схемноконструктивных решений РЭС, удовлетворяющих требованиям исходных технических заданий и условиям технологии производства; 2) выполнять теоретические расчеты, основанные на классических положениях тепломассообмена и механики с применением электротеплового и электромеханического моделирования на ЭВМ; 3) анализировать результаты моделирования и теоретических расчётов с целью принятия мер по практическому повышению надёжности РЭС с учётом взаимосвязанных внешних и внутренних электрических, механических и тепловых воздействий; 4) строить схемы диагностики схем и конструкций РЭС, а также на их основе рассчитывать системы тепло- и виброзащиты.
● иметь навыки (приобрести опыт): 1) при теоретическом обоснованнии выбора схемноконструктивных решений РЭС находить пути повышения их надёжности в процессе конструирования, изготовления и эксплуатации изделий; 2) в проведении математического моделирования на ЭВМ тепловых и механических режимов электрорадиоэлементов и материалов несущих конструкций РЭС; 3) в постановке и решении задач случайного разброса параметров конструкций и технологии РЭС с применением теории вероятностей и статистики. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общепрофессиональная деятельность
| ПК-1
| Способностью использовать результаты освоения фундаментальных и прикладных дисциплин учебного плана бакалавра для решения задач обеспечения функционирования РЭС в соответствии требованиями ТУ.
| Лекционные и практические занятия
| ПК-2
| Способностью демонстрировать в процессе работы в научном коллективе владение теорией конструирования и технологии РЭС, порождать новые идеи (креативность) в области обеспечения надёжности РЭС.
| Лекционные и практические занятия.
Практика на базовом предприятии
| ПК-3
| Способностью понимать основные проблемы в области защиты РЭС от дестабилизирующих воздействий, выбирать схемно-конструктивные и технологические методы и средства их решения.
| Лекционные и практические занятия
| ПК-4
| Способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, расширяющих кругозор специалиста.
| Лекционные и практические занятия.
Домашнее задание.
Практика на базовом предприятии.
| ПК-5
| Способностью к профессиональному подходу к использованию современных ЭВМ для проведения математического моделирования электрических, тепловых и механических процессов, протекающих в схемах, конструкциях РЭС и в технологическом оборудовании производства.
| Контрольная работа.
Практика на предприятии.
| ПК-6
| Готовностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.
| Курсовое проектирование.
Самостоятельная работа
| Проектно-конструкторская деятельность
| ПК-7
| Способностью анализировать состояние научно-технической проблемы обеспечения надёжности РЭС при наличии жёстких дестабилизирующих воздействий путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников.
| Самостоятельная работа.
Научный семинар.
Курсовое проектирование.
| ПК-8
| Готовностью определять цели, осуществлять постановку задач конструирования, подготавливать технические задания на выполнение технологических процессов изготовления РЭС.
| Самостоятельная работа.
Научный семинар.
Курсовое проектирование.
| ПК-9
| Способностью конструировать модули и блоки РЭС с учетом заданных воздействующих факторов.
| Самостоятельная работа.
Научный семинар.
Курсовое проектирование
| ПК-10
| Способностью разрабатывать проектно-конструкторскую документацию на средства повышения надёжности РЭС в соответствии с методическими и нормативными требованиями.
| Самостоятельная работа.
Курсовое проектирование
| Научно-исследовательская деятельность
| ПК-16
| Способностью самостоятельно осуществлять постановку задачи исследования, формирование плана реализации исследования, выбор методов исследования и обработку результатов.
| Самостоятельная работа.
Курсовое проектирование
| ПК-17
| Способностью выполнять моделирование протекающих в конструкции РЭС физических процессов с целью оптимизации параметров с использованием имеющихся средств исследований, включая стандартные пакеты прикладных программ
| Лекционные и практические занятия.
Контрольная работа.
Курсовое проектирование.
| ПК-19
| Способностью планировать и проводить статистические эксперименты, обрабатывать и анализировать случайные разбросы параметров.
| Практика на базовом предприятии.
| ПК-20
| Способностью оценивать значимость и перспективы использования результатов исследования, подготавливать отчеты, обзоры, доклады и публикации по результатам работы, заявки на изобретения, разрабатывать рекомендации по практическому использованию полученных результатов.
| Курсовое проектирование.
Практика на базовом предприятии.
Зачётные занятия.
| |