Скачать 225.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, проф. Елина Е.Г. «__» __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Система международного трансферта инновационных технологий Направление подготовки Инноватика Профиль подготовки Инновационная экономика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2012
Целями освоения дисциплины «Система международного трансфера инновационных технологий» являются:
Изучение курса расширяет систему знаний студентов о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах, инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата «Система международного трансфера инновационных технологий» является дисциплиной по выбору и входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин. Преподавание курса осуществляется в 8 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. Курс предполагает предварительное изучение следующих дисциплин: «экономическая теория», «теория инноваций», «инфраструктура нововведений». Дисциплина «Система международного трансфера инновационных технологий» тесно связана с другими отраслями экономического знания: «инновационная деятельность малых предприятий» «промышленные технологии и инновации», «управление рисками в инновационной деятельности», «венчурный бизнес». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Система международного трансфера инновационных технологий» В результате освоения дисциплины «Система международного трансфера инновационных технологий» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины «Система международного трансфера инновационных технологий» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Инновация и инновационный процесс Понятие инновации и инновационного процесса. Подходы к определению инноваций. Инновация, новшество и инновационный процесс: соотношение понятий. Динамический и статический аспекты инновации. Свойства и факторы инновации. Источники инноваций. Причины неопределенности процессов принятия решений и диффузии инноваций в рыночной экономике.Виды инноваций и их классификация. Параметры классификации инноваций. Подходы к классификации. Классификация инноваций А.И. Пригожина, Ю.В. Яковца, Пэвита и Уолкера и др.Инновационный процесс и инновационная деятельность. Характеристики, отличительные черты, типы инновационного процесса. Факторы выбора формы организации инновационного процессаМодели инновационного процесса. Классификация моделей инновационного процесса. Модели инновационного процесса по Росвеллу (линейная, линейно-последовательная, интерактивная, японская, стратегическая).Формы и фазы инновационного процесса. Стадии инновационного процесса и их характеристики (фундаментальное (теоретическое) исследование, прикладные исследования, разработка, проектирование, строительство, освоение, промышленное производство, маркетинг, сбыт). Научно-техническая деятельность и инновационная деятельность.Тема 2. Предпосылки, понятие и особенности международного трансфера инновационных технологий как современной формы международных экономических отношений Трансфер инноваций, основные понятия и определения. Актуальность проблемы трансфера инноваций на современном этапе экономического развития. Соотношение понятий «трансфер технологий» и «трансфер инноваций». Соотношение понятий «коммерциализация инноваций», «диффузия инноваций» и «трансфер инноваций». Интернационализация технологий. Международный трансфер инновационных технологий. Объекты и субъекты международного трансфера инноваций. История развития трансфера технологий. Факторы, влияющие на процесс трансфера инноваций. Методы анализа среды при трансфере инноваций: типичные ошибки и барьеры. Трудности и проблемы, возникающие при международном трансфере инноваций. Особенности международного трансфера инноваций. Критерии успешности трансфера технологий Тема 3. Способы международного трансфера инновационных технологий Способы трансфера инновационных технологий: прямой и опосредованный. Формы прямого трансфера технологий: разработка технологий в рамках прямых договоров с предприятиями и организациями; торговля лицензиями на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и др.; организация научно-инновационных предприятий при вузе. Формы опосредованный механизм трансфера технологий - инновационные структуры, содействующие расширению информационных обменов и контактов, продвижению научно-технической продукции: центры трансфера технологий, инновационные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы. Основные способы международного трансфера инновационных технологий: лицензирование как наиболее традиционный способ МТТ; создание совместного предприятия как наиболее выгодный для разработчика способ осуществления МТТ; покупка технологического оборудования как наиболее легкий способ МТТ. Тема 4. Процесс международного трансфера инновационных технологий и его этапы Процесс технологического трансфера в координатах традиционного маркетинг-микса, или известных 4-Р. Этапы международного трансфера инновационных технологий: разработка стратегии; определение технологии для трансфера; маркетинг; выбор механизмов трансфера технологий; осуществление трасфера; администрирование после трансфера. Основные препятствия при осуществлении МТТ. Проблемы трансфера технологий, пути их решения. Анализ рисков инновационных проектов в сфере трансфера технологий. Предпосылки успешной коммерциализации технологии. Экспериментальные площадки трансфера технологий. Исследовательские консорциумы и альянсы. Роль и место ТНК в процессе международного трансфера инновационных технологий. Тема 5. Инфраструктура поддержки трансфера инновационных технологий. Принципы государственной политики в области науки и инноваций. Классификация инфраструктуры, ориентированной на развитие и коммерциализацию технологий в развитых странах. Характеристика инфраструктуры, ориентированной на развитие и коммерциализацию технологий в США. Характеристика инфраструктуры, ориентированной на развитие и коммерциализацию технологий в Европейских странах. Законодательные акты, направленные на коммерциализацию инноваций в развитых странах. Сетевые организаций в области трансфера инноваций и связей НИИ с промышленностью. Характеристика государственно-частного партнерства при трансфере инноваций. Подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы. Формирование инфраструктуры развития коммерциализации в России. Тема 6. Международное партнерство в инновационной сфере. Международное регулирование трансфера технологий. Типовые договоры при создании и использовании объектов интеллектуальной собственности. Договоры по охране промышленной собственности. Договоры об охране авторского права. Договоры о глобальной системе охраны. Договоры о классификациях. Создание национальных инновационных систем: российская и европейская практика. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Концепция участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ. Концепция продвижения на мировые рынки российских товаров и услуг в сфере ИКТ. Евразийский патент. Подача международной патентной заявки по процедуре РСТ. Программы инфраструктурной поддержки КЕСместных исследований Научные программы и партнерство международных интеграционных объединений. Тема 7. Оценка привлекательности инновационных проектов для международного трансфера технологий Необходимость оценки инновационных проектов для международного трансфера технологий. Факторы привлекательности нововведений для предприятия. Основные критерии оценки привлекательности инновационных проектов. Оценка эффективности инновационных проектов. Характеристики эффективного инновационного проекта. Показатели оценки эффективности инновационного проекта. Методика оценки потенциала технологий на основе совместимых с принятыми международными стандартами оценки. 5. Образовательные технологии При реализации различных видов учебной работы (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:
Содержание учебной дисциплины распределяется на несколько модулей с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Каждый модуль формируется как лекционные занятия, работа на семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателей. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль — зачет. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. При изучении дисциплины важная роль отводится самостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренным учебным планом балансом времени. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие составляющие компоненты: - дополнительную проработку материала, изученного на лекциях и семинарских занятиях; - самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора; - чтение обязательной литературы (в первую очередь оригинальных статей) по курсу. Предполагается, что на каждом семинарском занятии происходит разбор одной-двух ключевых для изучения темы статей; - подготовка рефератов, докладов, сообщений, эссе, демонстрирующих овладение студентом самостоятельно усвоенных знаний. Вопросы для самоконтроля по курсу «Система международного трансфера инновационных технологий»
Деловая игра «Инвесторы и изобретатели» Деловая игра – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Деловая игра проводится по заключительной теме «Оценка привлекательности инновационных проектов для международного трансфера технологий». Студенты разбиваются на несколько команд, каждая из которых представляет инновационную разработку зарубежным инвесторам (тоже выбираются из числа студентов группы) с целью дальнейшей ее коммерциализации и вывода на рынок. Задача же инвесторам оценить представленные ноу-хау по критериям привлекательности их для успешного международного трансфера и выбрать один самый перспективный проект. Тематика эссе по курсу «Система международного трансфера инновационных технологий»
Тематика письменных контрольных работ по курсу «Система международного трансфера инновационных технологий»
Итоговые вопросы по дисциплине «Система международного трансфера инновационных технологий»
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Система международного трансфера инновационных технологий» а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) интернет-ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Инноватика». Авторы: к.э.н., доцент Челнокова О.Ю. Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от 30.08.2012года, протокол № 1. Подписи: Зав. кафедрой экономической теории и национальной экономики Т.И. Трубицына Декан экономического факультета О.С. Балаш Декан экономического факультета О.С. Балаш |
Итоги XVI московского международного Салона изобретений и инновационных... Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | Ноу впо институт государственного управления, права и инновационных... Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие, предмет, природа, методы, система международного частного права. Соотношение международного частного и международного публичного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель статьи показать важность использования инновационных технологий на уроках в начальной школе в свете стандартов нового поколения.... | ||
Отделение инновационных арт-технологий основные сведения об отделении Отделение инновационных арт-технологий (инарт) имеет три ступени обучения. Каждая ступень длится 3 года | Н. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии» Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют... | ||
Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | ||
Проект «Центр инновационных технологий растениеводства» ООО «ПензАгроТрейд» Данная программа проводится при сотрудничестве Международного центра японского языка Японского Фонда и аспирантуры Института политических... | Реферат Дисциплина Проектирование систем электронного документооборота... Государственное образовательное учреждение «Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства»... | ||
Инновационных методических разработок Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного международного методического форума, Екатеринбург, 28-30 ноября... | Инновационных методических разработок Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного международного методического форума, Екатеринбург, 1-2 ноября... | ||
Рабочая программа дисциплины международное право Охватывает круг вопросов общего плана, основные понятия и общие институты международного права, а также вопросы, посвященные отдельным... | Рабочая программа дисциплины влияние международных конгрессов и конференций... Рабочая программа дисциплины «Влияние международных конгрессов и конференций на развитие международного права» предназначена для... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных... Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения |