Скачать 0.58 Mb.
|
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский филиал УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ» (для студентов, обучающихся по специальности 080301.65 «Коммерция») Красноярск 2013 УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский филиал ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ» (для студентов, обучающихся по специальности 080301.65 «Коммерция»)
Красноярск 2013УДК 005.1(073) ББК 65.05-21я73 Г 83 Печатается по решению Учебно-методического советаУниверситета Российской академии образования Красноярский филиал Авторы-составители: кандидат философских наук Григорьев Д.А., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н.А. Григорьев Д.А., Далисова Н.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» для специальности 080309.65 «Коммерция» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 58 с. УРАО, 2013.
Учебная дисциплина «Менеджмент» является частью профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью. Основное назначение дисциплины - дать студентам теоретическое представление об основах управленческой деятельности как особого и специфического вида социальной деятельности, сформировать представления о природе управления, основных тенденциях его развития и основных подходах к управлению. Объектом учебной дисциплины выступает теория и практика менеджмента, система управления и ее структурные элементы. Предметом данной учебной дисциплины является совокупность закономерностей, принципов, методов, форм и функций управления. Программа разработана в соответствии с: государственными стандартами высшего профессионального образования по специальности: 080301.65 «Коммерция (торговое дело)»; учебными планами очной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 5 лет), одобренными на заседании Ученого Совета; учебными планами заочной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 6 лет), одобренными на заседании Ученого Совета; учебной программой УРАО по данной дисциплине. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Изучение дисциплины «Менеджмент» требует наличия у студентов знаний в области теории и практики управления, политологии, социологии, психологии, международных экономических отношений, особенностей современного экономического развития. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения дисциплины студенты должны: знать:
Должны уметь:
Должны быть ознакомлены с:
Учебная дисциплина «Менеджмент» изучается в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами специальности, и, прежде всего, такими как «Коммуникационный менеджмент», «Управление персоналом», «Макроэкономика» и другими. 2. Организационно-методический раздел Дисциплина «Менеджмент» относится к дисциплинам федерального компонента специальных дисциплин. Распределение часов согласно стандарту и учебному плану: «Коммерция (торговое дело)»
Цель курса — датъ общую характеристику менеджмента, специфики управления в современных условиях. Предметная направленность определяет специфику курса, включающего цикл проблемных лекций по теории и практике управления, организации управленческой деятельности, направленной на формирование положительного имиджа учреждения. Задачи курса: - знакомство студентов с функциями менеджмента и современной практикой управленческой деятельности в контексте конкретных общественно-политических, деловых и конфликтных ситуаций; - овладение умениями давать аналитическую оценку процессов происходящих в сфере управления; - развитие навыков применения полученных знаний для решения задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью; - формирование у студентов управленческой культуры. По итогам курса студенты должны овладеть теоретическими представлениями, базовыми установками и основными понятиями, обеспечивающими понимание процессов, связанных с работой современных менеджеров. Принципы отбора содержания и организации учебного процесса Концепция изучения курса строится на следующих положениях:
Программа изучения дисциплины предусматривает: Курс построен на сочетании глубокой теоретической подготовки с конкретным анализом реальных ситуаций по принципу "практика — теория — новые стратегические и практические решения", организован по модульному принципу, суть которого — сочетание аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем. - Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса «Менеджмента» по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников. Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным понятиям, подходам, а также вопросам, трактовка которых в научном мире неоднозначна, также рассматриваются конкретные методики и алгоритмы. В учебном процессе наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) предусматривается использование различных активных форм и методов обучения (дискуссии, круглые столы, деловые игры, разборы практических ситуаций, групповая работа, практикумы и др.). Для более эффективного усвоения студентами данной дисциплины предлагается необходимая учебная и методическая литература. Самостоятельная работа предполагает: изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ и тем, по возможности, конспектирование их. Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся: преподаватели проводят индивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в изучении проблем. - Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов. Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего. Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим. Текущая аттестация качества усвоения знаний Дисциплина изучается в 5 (очная форма обучения) и 6 (очно-заочная, заочная форма обучения) семестрах. Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач. Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний. Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам. Предполагается также промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ. Итоговая аттестация по курсу По итогам изучения изучаемой дисциплины защищается курсовая работа (для специальности «Экономика и управление на предприятии») и сдается экзамен. Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля. Дидактические единицы дисциплины «Менеджмент», согласно ГОС ВПО специальностям представлены следующим образом: Коммерция: ОПД.Ф.О6 Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента. Организация как система управления, жизненный цикл и типы организаций, стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамика. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния. Основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления. 3. Тематический план Примерный тематический план для очной/заочной формы обучения
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ» (для студентов, обучающихся по специальностям 080309.65 «Коммерция») Основное содержание учебного курса Тема 1.Сущность и содержание менеджмента Понятие менеджмента. Различные подходы к определению менеджмента. Менеджмент как совокупность функций, как вид деятельности, как процесс, как наука и искусство. Виды менеджмента: организационный, производственный, инновационный, финансовый и др.. Особенности современного менеджмента. Новая парадигма управления. Проблемы современного менеджмента в России. Тема 2. Закономерности и принципы менеджмента Законы менеджмента. Законы синергии, информирования и упорядоченности, развития, композиции и др.. Принципы управления, разработанные Г. Эмерсоном, А.Файолем. Современная типология принципов управления. Общие и специальные принципы управления, их характеристика. Развитие принципов менеджмента организации. Тема 3. История развития управленческой мысли Предпосылки возникновения науки менеджмента. Основные направления развития управленческой мысли. Зарубежные школы управления: научного менеджеризма, классическая административная, человеческих отношений, социальных систем, новая. Ситуационный подход. Развитие науки менеджмента в нашей стране. Основные этапы и концепции менеджмента, разработанные в России. Особенности развития теории и практики менеджмента в различных странах. Тема 4. Цели менеджмента Цели организации. Требования к целям. Функции целей. Структура целей, их классификация по признакам. Иерархия и ранжирование целей. Декомпозиция целей управления Требования, предъявляемые к цели управления. Сферы и направления установления целей. Цели роста организации. Процесс выработки целей. Программно-целевое управление. Управление региональными и отраслевыми программами. Практика управления по результатам, как средство достижения целей. Тема 5. Функции менеджмента Понятие, значение, место и классификация функций управления. Содержание, процесс и структура функции управления. Общие функции управления: планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, учет и контроль. Управление предприятием как системная реализация функций управления, взаимосвязь и взаимозависимость основных функций. Планирование - центральное звено управления, предполагающее установление цели и мероприятий по ее достижению. Роль планирования в эффективном управлении предприятием-товаропроизводителем в условиях рынка. Организация как функция. Ее основные цели и задачи в формировании управляемой и управляющей систем, а также связи и отношений между ними. Функция мотивирования. Мотивация как результат сложной совокупности потребностей, обеспечивающий заинтересованность людей в достижении целей предприятия и личных целей. Мотивационная структура человека. Основные типы, мотивирования, их взаимосвязь. Стимулы и формы стимулирования. Материальное стимулирование руководителей и специалистов. Особенности оплаты труда руководителей и специалистов в условиях перехода на рыночные отношения. Формы морального стимулирования труда руководителей и специалистов. Совершенствование форм морального и материального стимулирования труда работников управления. Потребности человека, их характеристика. Процесс мотивации и факторы, его определяющие. Основные теории мотивации и их использование в построении действенной системы мотивирования людей. Первоначальные теории мотивации: теория «X» (Ф. Тейлор), теория «У» (Д. Мак Грегор) и теория «Z» (В. Оучи). Содержательные теории мотивации: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса, концепция партисипативного управления, теория мотивации Портера-Лоулера. Контроль как механизм обратной связи в системе управления и реализации поставленных целей и задач, определяющий степень достижения реальных результатов и позволяющий переходить к новому циклу управления и корректировке целей или постановке новых целей (планирование). Основные виды контроля: предварительный, текущий и заключительный и их характеристика. Тема 6. Управленческие решения Современные подходы к принятию решений в организациях. Управленческое решение как продукт деятельности менеджера. Классификация управленческих решений. Решения запрограммированные и незапрограммированные. Решения интуитивные. Решения, основанные на знаниях и опыте. Рациональные решения. Достоинства и недостатки различных видов управленческих решений. Рациональное решение проблем. Понятие «управленческая проблема». Этапы принятия рационального решения: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения. Определение альтернатив. Оценка альтернатив. Выбор альтернативы. Методы принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений: личностные оценки руководителей, личностные системы ценностей, среда принятия решений (уровня определенности, неопределенности и риска). Поведенческие ограничения при принятии решений. Взаимосвязь и взаимообусловленность управленческих решений. Тема 7. Коммуникация в менеджменте Коммуникации в управлении. Типы организационных коммуникаций. Процесс коммуникации. Этапы и элементы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Типы ошибок и «барьеров» коммуникаций. Общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций. Невербальная коммуникация. Организационные коммуникации. Преграды в организационных коммуникациях. Совершенствование коммуникаций в организациях. Современные информационные технологии, способствующие повышению эффективности коммуникационного процесса. Понятие «информационные технологии в управлении». Виды информационных технологий, влияющих на эффективность управленческой деятельности. Аппаратные и программные средства в управленческой деятельности. Значение сети Интернет в деятельности организации. Возможности электронной почты, телеконференций. Тема 8.Управленческие структуры Понятие организационной структуры управления. Основные элементы организационной структуры управления: звенья, ступени и связи. Требования, предъявляемые к организационной структуре управления. Основные виды организационных структур управления, их характеристика и условия применения. Принципы формирования организационных структур управления. Факторы, влияющие на формирование и развитие организационных структур управления. Анализ организационной структуры управления: цели, задачи и направления анализа. Проектирование организационной структуры управления: порядок и методы проектирования, показатели, используемые при проектировании, основные критерии формирования структурных подразделений в организационной структуре управления. Направления совершенствования организационных структур управления. Тема 9. Внешняя и внутренняя среда организации Организация как объект менеджмента. Основные цели управления организациями. Понятие среды организации и ее влияние на процесс функционирования предприятия. Структура среды организации. Характеристики внешней среды организации: сложность, динамика, неопределенность. Структура макросреды организации (предприятия). Содержание реакций организации на состояние элементов внешней среды. Компоненты внутренней среды организации. Особенности реакций организации на состояние элементов внутренней среды. Тема 10. Стиль руководства Понятие стиля управления. Факторы, влияющие на стиль управления. Классификация стилей руководства. Традиционные (классические) тили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки. Характеристика одномерных стилей: авторитарный, патерналистский, бюрократический, коллегиальный, партисипативный, тренерский, консервативный, адаптивный, инновационный, их характеристика. Тема 11. Методы управления Экономические методы как способ воздействия на объект управления на основе использования экономических законов и категорий. Система экономических средств и методов управления: плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рынок труда, ценообразование, финансово-кредитный механизм, ценные бумаги, налогообложение, страхование, формы собственности, фазы общественного воспроизводства. Понятие, роль, особенности административных методов управления, их классификация и основные характеристики. Организационное воздействие на объект управления. Виды воздействия: организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование. Основные документы, регламентирующие организационно-управленческие отношения на предприятии в современных условиях: устав, правила внутреннего трудового распорядка, положение о подразделениях (службах), должностные инструкции. Понятие и особенности социально-психологических методов управления. Социологические методы управления. Классификация и характеристика элементов социологического механизма управления: социальное планирование, социологические методы исследования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликты. Психологические методы управления, их особенности. Классификация и характеристика элементов психологического механизма управления: психологическое планирование, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, способы психологического воздействия, поведение, чувства и эмоции, стрессы. Тема 12. Понятие инновации Инновационный менеджмент, инновационный процесс, инновационная деятельность. Классификация инноваций. Государственное регулирование инновационных процессов. Роль государства в стимулирования инноваций. Финансирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности. Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право. Тема 13. Руководитель – центральная фигура в системе управления Характер и содержание труда руководителя. Основные характеристики управленческого труда Особенности деятельности руководителя. Модель современного менеджера и ее компоненты: и умения, личные качества и черты, роли, способности, требования к современному менеджеру, ограничения саморазвития менеджера. Основные теории руководства и их характеристика: теории черт, факторно-аналитическая концепция, теория харизматического лидерства, ситуационная концепция, психологические подходы, теория конституентов. Классификация лидерства. Руководитель и лидер: сравнительная характеристика: роли, функции. |
Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс Для студентов I обр., 3 курса специальности «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент», бакалавров, обучающихся... | Методические указания для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... Учебно-методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» инаправлению... | ||
Окрепилов В. В. Управление качеством: учебник для вузов Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент» | Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент... Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" | ||
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Корпоративный менеджмент» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности: 080200. 62 Менеджмент, профиль/специализация: Менеджмент... | Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | ||
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент... Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности 080507. 65 "Менеджмент организации" | Экскурсоведение Направление подготовки 100400. 62 Туризм Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы агробизнеса Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной... «Менеджмент» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям). Задания определяются... | ||
Буров В. А. Вопросы методологического обеспечения развития образования:... Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | А. А. Дородницына российской академии наук «утверждаю» Директор вц... Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | ||
Паспорт специальности 08. 00. 05 Шифр специальности Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся... | Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлениям 080200. 62 «Менеджмент» Программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по направлениям 080200. 62 «Менеджмент» и080400. 62 «Управление персоналом»,030200.... | ||
Программа для студентов специальности 080508. 65 Информационный менеджмент Михеев В. А. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080508.... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... |