«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности







Название«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности
страница1/4
Дата публикации10.03.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3   4


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕНЕДЖМЕНТ»
(для студентов, обучающихся по специальности

080301.65 «Коммерция»)

Красноярск 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕНЕДЖМЕНТ»
(для студентов, обучающихся по специальности

080301.65 «Коммерция»)


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы


Красноярск 2013


УДК 005.1(073)

ББК 65.05-21я73

Г 83


Печатается по решению Учебно-методического совета


Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Авторы-составители: кандидат философских наук Григорьев Д.А., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н.А.

Григорьев Д.А., Далисова Н.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» для специальности 080309.65 «Коммерция» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 58 с.

УРАО, 2013.


  1. Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Менеджмент» является частью профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью.

Основное назначение дисциплины - дать студентам теоретическое представление об основах управленческой деятельности как особого и специфического вида социальной деятельности, сформировать представления о природе управления, основных тенденциях его развития и основных подходах к управлению.

Объектом учебной дисциплины выступает теория и практика менеджмента, система управления и ее структурные элементы.

Предметом данной учебной дисциплины является совокупность закономерностей, принципов, методов, форм и функций управления.

Программа разработана в соответствии с:

  государственными стандартами высшего профессионального образования по специальности: 080301.65 «Коммерция (торговое дело)»;

  учебными планами очной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 5 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебными планами заочной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 6 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебной программой УРАО по данной дисциплине.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение дисциплины «Менеджмент» требует наличия у студентов знаний в области теории и практики управления, политологии, социологии, психологии, международных экономических отношений, особенностей современного экономического развития.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • природу управления и основные тенденции его развития;

  • особенности организации управленческой деятельности;

  • закономерности управления различными системами;

  • понятия, виды и признаки организации;

  • составляющие внешний и внутренней среды организации;

  • возможности использования информационных технологий в управлен­ческой деятельности;

  • принципы регулирования финансовой деятельности предприятий;

  • особенности управления деятельностью предприятий и организаций;

  • виды и принципы построения организационных структур;

  • основные функции управленческой деятельности;

  • факторы эффективности менеджмента;

  • принципы управления в современных организациях.

Должны уметь:

  • использовать зарубежный и отечественный опыт управления совре­менными организациями;

  • проводить оценку внешней и внутренней среды организации;

  • планировать и проектировать;

  • управлять коллективом

  • использовать информационные технологии в управленческой деятель­ности;

  • принимать эффективные решения, используя различные модели и ме­тоды принятия управленческих решений;

  • управлять персоналом организации;

  • проектировать организационные структуры;

  • разрешать конфликты в организационной среде;

  • оценивать эффективность управленческой деятельности;

  • эффективно делегировать полномочия;

  • использовать внутреннюю и внешнюю мотивацию при управлении тру­довыми ресурсами организации;

  • управлять собой;

  • разрабатывать стратегический план конкретного предприятия;

  • использовать эффективные, в конкретной ситуации, стили управле­ния;

Должны быть ознакомлены с:

  • ключевыми категориями, методами и принципами управления;

  • особенностями западноевропейского, японского и российского ме­неджмента;

  • этапами развития и школами в истории менеджмента;

  • основными подходами в управлении;

  • инновационными методами стратегического управления современ­ными организациями;

  • правовыми основами деятельности предприятий и организаций раз­личных форм собственности;

  • принципами построения организаций

Учебная дисциплина «Менеджмент» изучается в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами специальности, и, прежде всего, такими как «Коммуникационный менеджмент», «Управление персоналом», «Макроэкономика» и другими.
2. Организационно-методический раздел

Дисциплина «Менеджмент» относится к дисциплинам федерального компонента специальных дисциплин.

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану:

«Коммерция (торговое дело)»


080301.65 «Коммерция (торговое дело)»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма

ОПД.Ф.06

ОПД.Ф.06

200

96

104

Заочная форма

ОПД.Ф.06

ОПД.Ф.06

200

24

176



Цель курса — датъ общую характеристику менеджмента, специфики управления в современных условиях. Предметная направленность определя­ет специфику курса, включающего цикл проблемных лекций по теории и практике управления, организации управленческой деятельности, направленной на формирование положительного имиджа учреждения.

Задачи курса:

- знакомство студентов с функциями менеджмента и современной практикой управленческой деятельности в контексте конкретных общественно-политических, деловых и конфликтных ситуаций;

- овладение умениями давать аналитическую оценку процессов происходящих в сфере управления;

- развитие навыков применения полученных знаний для решения задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью;

- формирование у студентов управленческой культуры.

По итогам курса студенты должны овладеть теорети­ческими представлениями, базовыми установками и основными понятиями, обеспечивающими понимание процессов, связанных с работой современных менеджеров.
Принципы отбора содержания и организации учебного процесса

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

  • комплексный подход к рассмотрению изучаемых процессов и событий;

  • сочетание анализа современного менеджмента с историей его предыдущего развития;

  • рассмотрение как общих закономерностей управления, так и особенностей их проявления в конкретных условиях;

  • взаимосвязь концепций управления и современной практики в конкретных условиях государства, региона.

Программа изучения дисциплины предусматривает:

Курс построен на сочетании глубокой теоретической подготовки с кон­кретным анализом реальных ситуаций по принципу "практика — теория — но­вые стратегические и практические решения", организован по модульному принципу, суть которого — сочетание аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем.

- Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса «Менеджмента» по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным понятиям, подходам, а также вопросам, трактовка которых в научном мире неоднозначна, также рассматриваются конкретные методики и алгоритмы.

В учебном процессе наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) предусматривается использование различных активных форм и ме­тодов обучения (дискуссии, круглые столы, деловые игры, разборы практиче­ских ситуаций, групповая работа, практикумы и др.). Для более эффективного усвоения студентами данной дисциплины предлагается необходимая учебная и методическая литература.

Самостоятельная работа предполагает: изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ и тем, по возможности, конспектирование их.

Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся: преподаватели проводят ин­дивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в изучении проблем.

- Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего.

Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Дисциплина изучается в 5 (очная форма обучения) и 6 (очно-заочная, заочная форма обучения) семестрах.

Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний.

Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.

Предполагается также промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ.
Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения изучаемой дисциплины защищается курсовая работа (для специальности «Экономика и управление на предприятии») и сдается экзамен.

Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля.

Дидактические единицы дисциплины «Менеджмент», согласно ГОС ВПО специальностям представлены следующим образом:

Коммерция: ОПД.Ф.О6

Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента. Организация как система управления, жизненный цикл и типы организаций, стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамика. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния. Основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.


3. Тематический план
Примерный тематический план

для очной/заочной формы обучения




Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС



Сущность и содержание менеджмента

17/17

4/1

4/1

9/15



Закономерности и принципы менеджмента

17/17

4/1

4/1

9/15



История развития управленческой мысли

17/17

4/1

4/1

9/15



Цели менеджмента

17/17

4/1

4/1

9/15



Функции менеджмента

17/17

4/1

4/1

9/15



Управленческие решения

17/17

4/1

4/1

9/15



Коммуникации в менеджменте

17/17

4/1

4/1

9/15



Управленческие структуры

17/17

4/1

4/1

9/15



Внешняя и внутренняя среда организации

17/17

4/1

4/1

9/15



Стиль руководства

17/17

4/1

4/1

9/15



Методы управления

15/17

4/1

4/1

7/15



Управление инновациями

15/12

4/1

4/1

7/11




Итого

200/200

48/12

48/12

104/176



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕНЕДЖМЕНТ»
(для студентов, обучающихся по специальностям

080309.65 «Коммерция»)

Основное содержание учебного курса

Тема 1.Сущность и содержание менеджмента

Понятие менеджмента. Различные подходы к определению менеджмента. Менеджмент как совокупность функций, как вид деятельности, как процесс, как наука и искусство. Виды менеджмента: организационный, производственный, инновационный, финансовый и др.. Особенности современного менеджмента. Новая парадигма управления. Проблемы современного менеджмента в России.
Тема 2. Закономерности и принципы менеджмента

Законы менеджмента. Законы синергии, информирования и упорядоченности, развития, композиции и др.. Принципы управления, разработанные Г. Эмерсоном, А.Файолем. Современная типология принципов управления. Общие и специальные принципы управления, их характеристика. Развитие принципов менеджмента организации.
Тема 3. История развития управленческой мысли

Предпосылки возникновения науки менеджмента. Основные направления развития управленческой мыс­ли. Зарубежные школы управления: научного менеджериз­ма, классическая административная, человеческих отноше­ний, социальных систем, новая. Ситуационный подход.

Развитие науки менеджмента в нашей стране. Основные этапы и концепции менеджмента, разработанные в России.

Особенности развития теории и практики менеджмента в различных странах.
Тема 4. Цели менеджмента

Цели организации. Требования к целям. Функции целей. Структура целей, их классификация по признакам. Иерархия и ранжирование целей. Декомпозиция целей управления Требования, предъявляемые к цели управления. Сферы и направления установления целей. Цели роста организации. Процесс выработки целей.

Программно-целевое управление. Управление региональными и отраслевыми программами. Практика управления по результатам, как средство достижения целей.
Тема 5. Функции менеджмента

Понятие, значение, место и классификация функций управления. Со­держание, процесс и структура функции управления. Общие функции управ­ления: планирование, организация, координация и регулирование, моти­вация, учет и контроль. Управление предприятием как системная реализа­ция функций управления, взаимосвязь и взаимозависимость основных функ­ций.

Планирование - центральное звено управления, предполагающее уста­новление цели и мероприятий по ее достижению. Роль планирования в эф­фективном управлении предприятием-товаропроизводителем в условиях рынка.

Организация как функция. Ее основные цели и задачи в формировании управляемой и управляющей систем, а также связи и отношений между ними.

Функция мотивирования. Мотивация как результат сложной совокупно­сти потребностей, обеспечивающий заинтересованность людей в дости­жении целей предприятия и личных целей. Мотивационная структура че­ловека. Основные типы, мотивирования, их взаимосвязь. Стимулы и формы стимулирования. Материальное стимулирование руководителей и специа­листов. Особенности оплаты труда руководителей и специалистов в усло­виях перехода на рыночные отношения.

Формы морального стимулирования труда руководителей и специали­стов. Совершенствование форм морального и материального стимулиро­вания труда работников управления.

Потребности человека, их характеристика.

Процесс мотивации и факторы, его определяющие.

Основные теории мотивации и их использование в построении дей­ственной системы мотивирования людей. Первоначальные теории мотива­ции: теория «X» (Ф. Тейлор), теория «У» (Д. Мак Грегор) и теория «Z» (В. Оучи). Содержательные теории мотивации: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретенных потреб­ностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса, концепция партисипативного управления, теория мотивации Портера-Лоулера.

Контроль как механизм обратной связи в системе управления и реали­зации поставленных целей и задач, определяющий степень достижения реальных результатов и позволяющий переходить к новому циклу управле­ния и корректировке целей или постановке новых целей (планирование).

Основные виды контроля: предварительный, текущий и заключитель­ный и их характеристика.
Тема 6. Управленческие решения

Современные подходы к принятию решений в организациях. Управ­ленческое решение как продукт деятельности менеджера. Классификация управленческих решений. Решения запрограммированные и незапрограммированные. Решения интуитивные. Решения, основанные на знаниях и опыте. Рациональные решения. Достоинства и недостатки различных ви­дов управленческих решений.

Рациональное решение проблем. Понятие «управленческая пробле­ма». Этапы принятия рационального решения: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения. Определение альтернатив. Оценка альтернатив. Выбор альтернативы. Методы принятия решений.

Факторы, влияющие на процесс принятия решений: личностные оценки руководителей, личностные системы ценностей, среда принятия решений (уровня определенности, неопределенности и риска). Поведенче­ские ограничения при принятии решений. Взаимосвязь и взаимообуслов­ленность управленческих решений.
Тема 7. Коммуникация в менеджменте

Коммуникации в управлении. Типы организационных коммуникаций. Процесс коммуникации. Этапы и элементы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Типы ошибок и «барье­ров» коммуникаций. Общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций. Невербальная коммуникация.

Организационные коммуникации. Преграды в организационных комму­никациях. Совершенствование коммуникаций в организациях.

Современные информационные технологии, способствующие повыше­нию эффективности коммуникационного процесса.

Понятие «информационные технологии в управлении». Виды информа­ционных технологий, влияющих на эффективность управленческой дея­тельности. Аппаратные и программные средства в управленческой деятель­ности. Значение сети Интернет в деятельности организации. Возможно­сти электронной почты, телеконференций.

Тема 8.Управленческие структуры

Понятие организационной структуры управления. Основные элементы организа­ционной структуры управления: звенья, ступени и связи. Требования, предъявляемые к организационной структуре управления.

Основные виды организационных структур управления, их характеристика и условия применения.

Принципы формирования организационных структур

управления.

Факторы, влияющие на формирование и развитие орга­низационных структур управления. Анализ организационной структуры управления: цели, задачи и направления анализа.

Проектирование организационной структуры управ­ления: порядок и методы проектирования, показатели, ис­пользуемые при проектировании, основные критерии фор­мирования структурных подразделений в организацион­ной структуре управления.

Направления совершенствования организационных структур управления.
Тема 9. Внешняя и внутренняя среда организации

Организация как объект менеджмента. Основные цели управления организациями. Понятие среды организации и ее влияние на процесс функционирования предприятия. Структура среды организации.

Характеристики внешней среды организации: сложность, динамика, неопределенность. Структура макросреды организации (предприятия). Содержание реакций организации на состояние элементов внешней среды.

Компоненты внутренней среды организации. Особенности реакций организации на состояние элементов внутренней среды.

Тема 10. Стиль руководства

Понятие стиля управления. Факторы, влияющие на стиль управления. Классификация стилей руководства. Традиционные (классические) тили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки. Характеристика одномерных стилей: авторитарный, патерналистский, бюрократический, коллегиальный, партисипативный, тренерский, консервативный, адаптивный, инновационный, их характеристика.
Тема 11. Методы управления

Экономические методы как способ воздействия на объект управления на основе использования экономических законов и категорий. Система эко­номических средств и методов управления: плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рынок труда, ценообразование, фи­нансово-кредитный механизм, ценные бумаги, налогообложение, страхо­вание, формы собственности, фазы общественного воспроизводства.

Понятие, роль, особенности административных методов управления, их классификация и основные характеристики.

Организационное воздействие на объект управления. Виды воздей­ствия: организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование. Основные документы, регламентирующие организационно-управлен­ческие отношения на предприятии в современных условиях: устав, правила внутреннего трудового распорядка, положе­ние о подразделениях (службах), должностные инструкции.

Понятие и особенности социально-психологических методов управле­ния. Социологические методы управления.

Классификация и характеристика элементов социологического меха­низма управления: социальное планирование, социологические методы ис­следования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, об­щение, переговоры, конфликты.

Психологические методы управления, их особенности. Классификация и характеристика элементов психологического механизма управления: психо­логическое планирование, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, способы психологического воздействия, поведение, чувства и эмоции, стрессы.
Тема 12. Понятие инновации

Инновационный менеджмент, инновационный процесс, инновационная деятельность. Классификация инноваций. Государственное регулирование инновационных процессов. Роль государства в стимулирования инноваций. Финансирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности. Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право.
Тема 13. Руководитель – центральная фигура в системе управления

Характер и содержание труда руководителя. Основные характеристики управленческого труда Особенности деятельности руководителя. Модель современного менеджера и ее компоненты: и умения, личные качества и черты, роли, способности, требования к современному менеджеру, ограничения саморазвития менеджера.

Основные теории руководства и их характеристика: теории черт, факторно-аналитическая концепция, теория харизматического лидерства, ситуационная концепция, психологические подходы, теория конституентов. Классификация лидерства. Руководитель и лидер: сравнительная характеристика: роли, функции.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические указания для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Учебно-методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» инаправлению...
«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности iconВиханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс
Для студентов I обр., 3 курса специальности «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент», бакалавров, обучающихся...
«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...
«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"">