Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для специальностей







Скачать 194.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для специальностей
Дата публикации25.09.2013
Размер194.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации

ГОУ СПО «Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса»




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Менеджмент»

для специальностей:

080501 Менеджмент (по отраслям)

(повышенный уровень СПО),

080402 Товароведение (по группам однородных

товаров) (повышенный уровень СПО)




2007





ББК. 74.5

Б19

ОДОБРЕНО

Цикловой методической комиссией

«Экономика и бухгалтерский учет,

менеджмент»

Протокол № 2

Дата 04.09.2007

Председатель Кондрашова А.С.



Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для специальностей: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный уровень СПО), 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО). – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск: ОГКТЭиС, 2007. – 19с.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный уровень СПО), для студентов 3 курса, обучающихся по специальности: 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО), а также для преподавателей при организации внеаудиторной самостоятельной работы.

В методических рекомендациях содержится исчерпывающий материал по организации самостоятельных работ во внеаудиторное время, определены этапы деятельности студентов, правила выполнения и формы контроля.

Методические рекомендации составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальностям: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный уровень СПО), 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО).
Составитель: Бакулева А.В., преподаватель ОГКТЭиС.
Рецензенты: Алафьева Т.М., преподаватель высшей квалификационной

категории, методист Омского финансово-экономического

колледжа филиала Академии бюджета и казначейства

Минфина России;

Крячко Е.А., заместитель директора ОГКТЭиС по управлению качеством образовательного процесса.

©ОГКТЭиС, 2007

Содержание




Введение……………………………………………………………………….4

Тема 2. Эволюция управленческой мысли

Самостоятельная работа №1……………………………………..………….. 5

Тема 4. Модель современного менеджера


Самостоятельная работа №2…………………………………..…………….. 6

Самостоятельная работа №3………………………………………………… 7

Самостоятельная работа №4………………………………………………… 8

Тема 5. Функции управления

Самостоятельная работа №5………………………………………………… 9

Самостоятельная работа №6……………………………………………….. 10

Самостоятельная работа №7……………………………………………….. 11

Тема 9. Стили управления

Самостоятельная работа №8……………………………………………….. 12

Тема 10. Деловые коммуникации

Самостоятельная работа №9……………………………………………….. 13

Тема 12. Самоменеджмент

Самостоятельная работа №10..…………………………………………….. 14

Список рекомендуемой литературы………………………………………. 15



Введение



Одной из форм работы студентов, обучающихся по специальностям: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный уровень СПО) и 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО) в рамках учебной дисциплины «Менеджмент» согласно государственным образовательным стандартам является внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее – самостоятельная работа) – это деятельность студентов во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цели самостоятельной работы:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование у студентов навыков работы с литературой;

- развитие познавательных способностей и активности студентов;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Данные методические рекомендации обеспечивают эффективное достижение целей самостоятельной работы и оказывают помощь в ее выполнении.

Видами заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» могут быть: работа с текстом; составление конспекта; составление таблиц для систематизации учебного материала; выполнение упражнений; составление кроссвордов и тестов; подготовка рефератов.

В методических рекомендациях содержится исчерпывающий перечень самостоятельных работ по дисциплине «Менеджмент». Тема и номер самостоятельной работы для выполнения в каждой группе сообщается преподавателем.

При выполнении самостоятельной работы студент должен тщательно изучить предложенную литературу по соответствующему вопросу, затем, в зависимости от вида работы, выполнить задание согласно порядку выполнения работы в специально отведенной для этого тетради.

Формами контроля выполнения самостоятельной работы могут быть: проверка тетрадей; опрос; обсуждение в группе; заслушивание сообщений; включение вопроса в контрольные задания и задания для промежуточной аттестации.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление результатов работы в соответствии с требованиями.
Для выполнения самостоятельной работы можно использовать рекомендуемую, а также иную литературу по дисциплине.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли
Самостоятельная работа №1

Конспект «Национальные подходы к менеджменту»
Цели:

  • формирование представления об особенностях национального менеджмента;

  • получение навыков работы с литературой;

  • развитие умения обобщать и систематизировать.


Порядок выполнения работы:

  1. Изучить литературу из списка рекомендуемой литературы (см. в конце).

  2. Законспектировать в тетради для самостоятельных работ особенности менеджмента в США, Японии и России (возможно в виде сравнительной таблицы).


Форма контроля:

  • проверка тетрадей;

  • включение вопроса в контрольные задания и задания для промежуточной аттестации.


Тема 4. Модель современного менеджера
Самостоятельная работа №2

Диагностика личностных качеств на соответствие их

модели современного менеджера
Цели:

  • развитие навыков самодиагностики;

  • получение субъективного и объективного представления о соответствии своих личностных качеств модели современного менеджера.


Порядок выполнения работы:

  1. На основании таблицы «Модель современного менеджера» (см. конспект лекций) составить в тетради для самостоятельных работ следующую таблицу:



Диагностика личностных качеств на соответствие их

модели современного менеджера


Перечень качеств

Моя оценка

Оценка со стороны

-







-







- и т.д.







Общая сумма баллов










  1. Оценить по 5-балльной шкале степень выраженности у себя каждого качества (например, если Вы считаете себя очень решительным – в колонке «Моя оценка» напротив качества «Решительность» поставьте 5 баллов, а если совсем нерешительным – 1 балл).

  2. Предложить аналогичным образом оценить степени выраженности у Вас каждого качества другому, хорошо знающему Вас человеку (например, маме, папе, брату, сестре, другу, подруге).

  3. Подсчитать общее количество баллов в колонке «Моя оценка» и в колонке «Оценка со стороны».

  4. Сравнить полученное количество баллов с максимально возможным (максимально возможное количество баллов = число оцениваемых качеств х 5 баллов).

  5. Сделать выводы о степени соответствии личностных качеств модели современного менеджера и об объективности самооценки.


Формы контроля:

  • проверка тетрадей;

  • обсуждение в группе.



Самостоятельная работа №3

Рассказ «Менеджер, которого я знаю»
Цели:

  • изучение качеств и функций практикующего менеджера;

  • развитие умения излагать свои мысли.


Порядок выполнения работы:

1. На примере конкретного известного Вам человека, являющегося менеджером любого направления деятельности и любого звена, в тетради для самостоятельных работ написать рассказ «Менеджер, которого я знаю» по следующему плану:

  1. фамилия, имя и отчество;

  2. должность;

  3. организация, в которой работает;

  4. образование;

  5. опыт работы;

  6. основные должностные обязанности;

  7. менеджером какого звена является и почему;

  8. какими качествами, необходимыми менеджеру, обладает;

  9. какими качествами, необходимыми менеджеру, не обладает.


2. Сделать собственный вывод о соответствии этого человека модели современного менеджера.
Форма контроля:

  • проверка тетрадей.


Самостоятельная работа №4

Упражнение «Типичные должности менеджеров»
Цели:

  • закрепление знаний по теме «Модель современного менеджера»;

  • актуализация жизненного опыта.


Порядок выполнения работы:

  1. В тетради для самостоятельных работ оформить следующую таблицу:


Типичные должности менеджеров


Уровень

управления

Тип организации

Коммерческие

организации

Образовательные организации

Торговые

организации

Менеджеры

высшего звена










Менеджеры

среднего звена










Менеджеры

низового звена











2. Используя конспект лекций и жизненный опыт, заполнить таблицу, указав названия руководящих должностей для каждого уровня управления и типа организации.
Форма контроля:

  • обсуждение в группе;

  • проверка тетрадей.


Тема 5. Функции управления
Самостоятельная работа №5

Упражнение «Моя фирма»
Цели:

  • закрепление теоретических знаний по темам « Организация как объект управления», «Модель современного менеджера», «Планирование как функция управления», «Организация как функция управления»;

  • развитие умения формулировки целей;

  • развитие умения построения организационных структур;

  • развитие умения обобщать и систематизировать;

  • развитие творческих способностей;

  • выработка навыков получения необходимой информации.


Порядок выполнения работы:

  1. Проявив творчество и используя имеющиеся знания, представить себя менеджерами фирмы и описать ее деятельность по следующим характеристикам:




  1. Название фирмы.

  2. Сфера деятельности фирмы (сфера торговли или сфера услуг).

  3. Общая численность персонала фирмы.

  4. Названия и состав структурных подразделений.

  5. Организационная структура фирмы (построить схему).

  6. Цели фирмы:

6.1. Миссия.

6.2. Стратегическая цель фирмы.

6.3. Тактические цели по подразделениям фирмы (по 1 цели для каждого подразделения).

6.4. Оперативные цели одного из подразделений фирмы (1-2 цели).
Формы контроля:

  • проверка тетрадей;

  • обсуждение в группе.


Самостоятельная работа №6

Упражнение «Основы мотивации»
Цели:

  • закрепление знаний по теме «Мотивация как функция управления»;

  • анализ структуры собственной мотивации и мотивации других людей

в зависимости от характера деятельности.
Порядок выполнения работы:

  1. В тетради для самостоятельных работ перечислить по 5 наиболее важных, по Вашему мнению, стимулов для следующих лиц:




  1. для Вас лично на занятиях;

  2. для менеджера по продажам небольшой компании;

  3. для генерального директора крупной компании.



Формы контроля:

  • проверка тетрадей;

  • обсуждение в группе.


Самостоятельная работа №7

Кроссворд «Функции управления»
Цели:

  • закрепление знаний по теме «Функции управления»;

  • обобщение и систематизация изученного;

  • подготовка к зачетному занятию;

  • развитие творческих способностей.


Порядок выполнения работы:

  1. Изучить литературу из списка рекомендуемой литературы (см. в конце) и конспект лекций по теме «Функции управления».

  2. Составить в тетради для самостоятельных работ кроссворд из 15 слов.

  3. Указать правильные ответы.


Форма контроля:

  • проверка тетрадей.


Тема 9. Стили управления
Самостоятельная работа №8

Упражнение «Характеристика стилей управления»
Цели:

  • закрепление знаний о стилях управления по К.Левину;

  • развитие умения обобщать и систематизировать.


Порядок выполнения работы:

    1. В тетради для самостоятельных работ оформить следующую таблицу:



Сравнительная характеристика стилей управления по К.Левину




Критерии сравнения

Стили управления

Авторитарный


Демократический

Либеральный

1.Распределение полномочий между руководителем и подчиненными










2. Манера общения с подчиненными










3.Отношение к критике, советам, возражениям










4. Контроль деятельности подчиненных










5.Методы воздействия на подчиненных










6. Качество работы в отсутствие руководителя










7. Отношение к дисциплине










8. Способы принятия решений










9. Отношение к нововведениям













  1. Используя литературу из списка рекомендуемой литературы (см. в конце) и конспект лекций по теме «Стили управления», кратко охарактеризовать каждый стиль управления по всем критериям.


Форма контроля:

  • проверка тетрадей;

  • опрос.


Тема 10. Деловые коммуникации
Самостоятельная работа №9

Рефераты «Публичное выступление», «Деловая беседа»,

«Средства невербальных коммуникаций»
Цели:

  • развитие навыков работы с литературой;

  • формирование представления о правилах и средствах делового общения.


Порядок выполнения работы:

  1. Выбрать одну из тем:

  1. «Публичное выступление»;

  2. «Деловая беседа»;

  3. «Средства невербальной коммуникации».




  1. Изучить литературу из списка рекомендуемой литературы (см. в конце).

  2. Подготовить реферат (5-7 страниц) на заданную тему.

  3. На основе реферата подготовить краткое (2-3 минуты) сообщение на заданную тему.



Форма контроля:

  • проверка рефератов;

  • заслушивание сообщений;

  • включение вопроса в контрольные задания и задания для промежуточной аттестации.


Тема 12. Самоменеджмент
Самостоятельная работа №10

Упражнение «Организация личной работы»
Цели:

  • изучение методик рационального распределения времени;

  • развитие навыков самоорганизации и распределения времени.


Порядок выполнения работы:

  1. Изучить литературу из списка рекомендуемой литературы (см. в конце).

  2. Выбрать и законспектировать одну из методик рационального распределения времени:

- метод АБВ;

- правило Эйзенхауэра и др.

  1. Распределить свои дела на ближайший день с использованием выбранной методики.


Форма контроля:

  • проверка тетрадей;

  • обсуждение в группе.





Список рекомендуемой литературы





  1. Абчук В.А. Азбука менеджмента. – СПб.: СОЮЗ, 1998.

  2. Армстронг Майкл. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов-на/Д.: «Феникс», 1998.

  3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  5. Веснин В.Р. Менеджмент персонала. – М.: «Элит-2000», 2003.

  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999.

  7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Элит-2000», 2001.

  8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.

  9. Гавриленко В.М., Водопьянов В.Г. Менеджмент (конспект лекции в схемах). – М.: Книга – сервис, 2003.

  10. Галькович Л.С., Набоков В.И. Современный менеджмент. – Пермь: Перм. гос. институт коммерции, 1997.

  11. Герчикова И. М. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

  12. Гребцова В. Е. Менеджмент. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001.

  13. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2002.

  14. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.

  15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Мн: БГЭУ, 1996.

  16. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

  17. Кохно П.А. и др. Менеджмент / П.А. Кохно, В.А. Микрюков, С.Е. Комаров. – М.: Финансы и статистика, 1993.

  18. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. – СПб., 1998.

  19. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учебное пособие под ред. О.Т. Лебедева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.

  20. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.

  21. Лукашевич В.В. Основы менеджмента: Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

  22. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: Книга – сервис, 2003.

  23. Менеджмент (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

  24. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.А. Разу – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

  25. Менеджмент / Автор-составитель Г.Б. Казначевская – Ростов-н/Д: «Феникс», 2000.

  26. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

  27. Менеджмент: Учебное пособие в схемах, таблицах и рисунках /Авт. - сост. П.В. Шеметов – М.: ИНФРА – М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

  28. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2000.

  29. Набоков В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2002.

  30. Основы менеджмента / Под ред. проф. Д.Д. Вачугова. – М.: «Высшая школа», 2001.

  31. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов / Научный редактор Радугин А.А. – М.: Центр, 1998.

  32. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  33. Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебное пособие. – М., 1998.

  34. Салимжанов И.Х. Менеджмент. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2003.

  35. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

  36. Смирнова Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

  37. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  38. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2001.

  39. Уткин Э.А. Менеджмент. – М.: ТЕИС, 2003.

  40. Царский В.А. Современный психологический справочник менеджера. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

  41. Шипилина Л.А., Дмитриев О.В. Менеджмент торговой организации: социология и психология управления: Учебное пособие. – Омск: Издательство Максимум, 2006.

  42. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 2000.










А.В. Бакулева


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для специальностей: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный уровень СПО), 080402 Товароведение (по группам однородных товаров) (повышенный уровень СПО). – 2-е изд., перераб. и доп.


Рецензенты:

Алафьева Т.М., преподаватель высшей квалификационной категории, методист Омского финансово-экономического колледжа филиала Академии бюджета и казначейства Минфина России.

Крячко Е.А., заместитель директора ОГКТЭиС по УКОП


Компьютерный набор и верстка: М.В. Кузуб

Подписано в печать: 10.09.07. Формат 60х90/16

Бумага офсетная. Печать RISO.

Усл. печ. л. 1,18. Тираж 60 экз.




Отпечатано в типографии ОГКТЭиС: г.Омска, ул.24-я Северная, 123Б



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для специальностей iconМетодические рекомендации по выполнению самосчтоятельной работы по...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая теория» для специальностей: 080110 Экономика...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для специальностей iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Распределение внеаудиторной самостоятельной работы по темам, часами баллам">