Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» Кафедра технологии внешнеторговых сделок Факультет экономистов-международников
Факультет международных финансов
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе ______________Вологдин А.А.
«___» января 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Код направления подготовки 080100.62 «Экономика» Профили: «Мировая экономика», «Финансы и кредит» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр 1 курс очной формы обучения
Обсуждена и рекомендована
к утверждению на заседании кафедры
протокол №4 от 27 декабря 2011 г
Москва 2012
Разработчик программы: к.т.н., профессор В.Д. Зазулинский Рецензент: д.в.н., профессор В.П. Медведев. СОДЕРЖАНИЕ
1.
| Цель освоения дисциплины
| 4
| 2.
| Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
| 4
| 3.
| Компетенции обучающихся,
формируемые в результате освоения дисциплины
|
4
| 4.
| Структура дисциплины
| 6
| 5.
| Содержание дисциплины
| 7
|
| 5.1 Темы и их аннотации
| 7
|
| 5.2 Планы семинарских занятий
| 8
|
| 5.3 Программа самостоятельной работы студентов
| 9
| 6.
| Образовательные технологии
| 11
| 7.
| Компетентностно-ориентированные оценочные средства
| 11
| 8.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 12
|
| 8.1 Основная литература
| 12
|
| 8.2 Дополнительная литература
| 12
|
| 8.3 Глоссарий
| 12
| 9.
| Материально-техническое обеспечение
| 14
|
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины – подготовить обучаемых для прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайной ситуации по защите населения (персонала объекта) от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и экологических проблем, применения возможным противником современных средств поражения, а также в ходе ликвидации ситуаций; обеспечить знание руководящих документов в области безопасности жизнедеятельности; ознакомить с системой управления организацией в экстремальных ситуациях; выработать у обучаемых осознанную ответственность за негативные стороны деятельности человека, нарушающие гармонию окружающей среды, приводящую к экологическим проблемам России. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ООП «Безопасность жизнедеятельности» - дисциплина профессионального цикла (Базовая (общепрофессиональная) часть). Это наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, о выживании человека в условиях экологического кризиса, призванная выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы, внедрять в сознание человека методы и средства защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и способы защиты от них, ознакомить с методами и способами ликвидации последствий экстремальных ситуаций, в том числе возникающих при проявлениях террористических акций.
Оценка задач по защите населения и территорий России от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера позволяет обучаемым сделать вывод о необходимости новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения от различных бедствий.
Содержание дисциплины учитывает специфику обучения в Академии, обеспечивает профессиональную направленность изучения основных тем, а также специфику объектов образовательных учреждений, принципы и возможности их функционирования в чрезвычайных ситуациях. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:
приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» принимает участие в формировании у студентов Академии общепрофессиональной и специальной компетенции. Одной из основных является то, что обучающиеся готовятся не только к обеспечению личной безопасности, но и к умелым действиям по защите персонала объекта в чрезвычайных ситуациях различного характера, особенно обусловленных террористическими актами.
Компетенции
| Коды
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
| умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| ОК-5
| готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| ОК-7
| способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
| ОК-8
| способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| ОК-9
| способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
| ОК-10
| владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
| ОК-15
|
В соответствии с поставленной целью обучаемые должны:
Знать организационные основы безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях в РФ; последствия воздействия на человека и природу вредных и поражающих факторов, методы выбора защитных мероприятий и их организацию на объекте, а также средств на основе альтернативных решений по схеме «эффективность - затраты» для достижения успеха защиты человека и устойчивого функционирования объекта; основы ликвидации чрезвычайных ситуаций; силы и средства объектового звена для ликвидации последствий характерных для данного объекта опасностей; основы управления организацией в чрезвычайных ситуациях.
Уметь: быстро и эффективно применять средства и способы защиты от возникающих опасностей; принимать обоснованные и быстрые решения при возникновении экстремальной ситуации.
Владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
№
| Т Е М Ы
| Количество часов
| Компетенции
| Всего часов
| В том числе
| Лекции
| Семинары
| Самост. работа
|
| I
| Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающее действие
| 1
| Экологический кризис и пути выхода из него
| 10
| 2
| 2
| 6
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 2
| Террористическая деятельность и система противодействия терроризму в РФ
| 10
| 2
| 2
| 6
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 3
| Опасные химические вещества (АХОВ) и их поражающее действие
| 4
| 2
|
| 2
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 4
| Аварии на радиационно опасных объектах и их поражающее действие
| 6
| 2
|
| 4
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 5.
| Пожары и их поражающее действие
| 4
|
|
| 4
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| II
| Защита и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
|
| 6
| Содержание и концепция защиты населения и территории РФ
| 10
| 2
| 2
| 6
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 7
| Ликвидация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
| 10
| 2
| 2
| 6
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 8
| Химическая безопасность и защита населения
| 4
|
|
| 4
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 9
| Радиационная безопасность и защита населения
| 6
|
|
| 6
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 10
| Основы управления организацией в экстренных условиях
| 4
|
|
| 4
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
| 11
| Организационные основы управления в российской системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
| 4
|
|
| 4
| ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-15
|
| Всего часов
| 72
| 12
| 8
| 52
|
|
Текущий контроль – 1 реферат
Итоговый контроль – зачет
Объем дисциплины и виды учебной работы для ФЭМ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 20
| -
| 20
| Лекции
| 12
| -
| 12
| Семинарские занятия
| 8
| -
| 8
| Самостоятельная работа (всего) работа с литературой, анализ текстов, подготовка выступлений, реферат
| 52
| -
| 52
| Вид промежуточной аттестации
| зачет
| -
| зачет
| Общая трудоемкость, час
| 72
|
| 72
| Общая трудоемкость, зач. ед.
| 2
| -
| 2
| Объем дисциплины и виды учебной работы для ФМФ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 20
| 20
| -
| Лекции
| 12
| 12
| -
| Семинарские занятия
| 8
| 8
| -
| Самостоятельная работа (всего)
работа с литературой, анализ текстов, подготовка выступлений, реферат
| 52
| 52
| -
| Вид промежуточной аттестации
| зачет
| зачет
| -
| Общая трудоемкость, час
| 72
| 72
|
| Общая трудоемкость, зач. ед.
| 2
| 2
| -
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Темы и их аннотации
Введение в дисциплину.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенной важности для личности, общества и государства. Профилактика опасности и защиты от них – актуальнейшая социально-экономическая и юридическая проблема.
Система «человек – среда обитания», аксиома о потенциальном негативном воздействии. Современные методы обеспечения жизнедеятельности.
Цели и содержание дисциплины, ее основные задачи, место и роль в подготовке экономиста-международника, менеджера и юриста.
Достижения отечественной науки в области безопасности и защиты жизнедеятельности человека.
|