Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки
страница1/5
Дата публикации02.08.2013
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УФ ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и менеджмента
Учебно-методический комплекс по дисциплине

Концепции современного естествознания

Направления подготовки: «Экономика», «Менеджмент»
Утверждено Рекомендовано

Ученым советом факультета кафедрой ЭиМ

Протокол №_ Протокол №_

«___»_____________2011г. «___»_______2011г.

Декан факультета СГиЭН Зав. кафедрой ЭиМ

Р.Р. Чугумбаев_________ В.В. Евдокимов______

УРЮПИНСК

2011
Автор-составитель:

Евдокимов В.В., к.с-х.н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности:

080507 «Менеджмент организации»; 080105 «Финансы и кредит»

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл.


СОДЕРЖАНИЕ


Стр .

Введение 3


Цели и задачи учебной дисциплины 4

Учебно-тематический план 5
Темы лекций 7
Темы семинарских занятий и рефератов 11
Список вопросов для подготовки к зачету 23
Материалы тестовой системы 26
Темы контрольных работ 31
Основные термины дисциплины 35

ВВЕДЕНИЕ

Современное человечество живет в двадцать первом веке и это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что одной из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества. Противоречия между природой и обществом в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса (НТП) перерастают в антагонизм, угрожающий самой жизни на нашей планете.

Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир и следствием которого стали резкие нарушения экологического равновесия и несовместимость жизни человечества с созданной им средой обитания, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управ­ления своей жизнью, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и освоения роли, места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса.

Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве че­ловека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к приро­де. Люди как бы стали забывать, что сами они — часть природы, биологический вид, жизнь которого опреде­ляется амплитудой природных условий, и все их могу­щество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

Анализ барьеров, стоящих на пути выхода из кризи­са, показывает, что самый главный из них — нравствен­но-психологический. Его преодоление состоит в освое­нии человечеством духовной структуры Вселенной, так как нравственность и бессмертие тесно связаны; в смене парадигм в социальной сфере и науке, разумном исполь­зовании законов природы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Цель данного курса состоит в том, чтобы через систе­му знаний о закономерностях и законах, действующих в природе, расширить представления студентов:

• о месте человека в эволюции Земли;

• о направлениях и путях развития в научно-техничес­кой и организационно-экономической сферах деятель­ности человека;

• об использовании новых подходов к достижению бо­лее высокого уровня выживания человечества в усло­виях надвигающейся экологической катастрофы.

В соответствии с поставленной целью данный курс имеет следующие задачи:

• ознакомить студентов с основными концепциями со­временного естествознания;

• дать слушателям представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации мате­риального мира и процессов, протекающих в нем, выступающих звеньями одной цепи;

• вооружить студентов знаниями закономерностей раз­вития природы и общества;

формировать умения и навыки практического исполь­зования достижений науки, ставящих конечной целью адаптацию человека к окружающей среде и достиже­ние рационального природопользования;

  • сориентировать в основных парадигмах единства ма­териального и духовного миров;

• ознакомить с важнейшими приемами биоэтики;

• создать предпосылки для развития заложенного в каж­дом человеке интеллектуального потенциала, способ­ствующего профессиональному и личностному росту и т.д.

Предлагаемый курс призван вооружить студентов зна­ниями, отвечающими современному уровню развития

естествознания, давая логически обоснованную систему знаний. Здесь высказываются последние идеи, гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного есте­ствознания.

Практика получения знаний в области естественных наук связана с умением применять эти знания, опериро­вать ими в своей повседневной деятельности. У студен­тов должно быть выработано оценочное отношение к тем или иным открытиям, они должны не столько пассивно воспринимать материал, но и стремиться обосновать факт появления тех или иных знаний о природе, выяснять, что они дают человечеству, на службу каких сил постав­лены и тем самым выражать свою мировоззренческую позицию.

К концу курса у студентов должно быть выработано умение представлять знания как систему логически свя­занных общих и специальных положений науки, что дает им возможность лучше ориентироваться в сложных яв­лениях действительности и способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.

Выводы, которые студенты смогут делать в процессе усвоения курса, должны быть не фактом механического заучивания, а плодом творческого мышления, что ведет к формированию общей культуры, более глубокому ус­воению знаний, а значит, будет способствовать раскры­тию физических и духовных резервов человека.

Изучение курса поможет студентам выработать ак­тивную жизненную позицию, повысит качество подго­товки социально-активного специалиста, обладающего целостным научным мировоззрением, тем самым даст возможность оценивать последствия принимаемого ре­шения, острее ощущать свою ответственность и соли­дарность в борьбе за сохранение жизни на нашей Земле, что будет способствовать успешной социальной адаптации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ПРОГРАММА КУРСА, ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В области СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

прослушавший курс обязан знать:

• об основных этапах развития естествознания;

• об особенностях современного естествознания;

• о ньютоновской и эволюционной парадигмах;

• о концепции пространства и времени;

• о принципах симметрии;

• о законах сохранения;

• о понятии состояния в естествознании;

• о корпускулярной и континуальной традициях в опи­сании природы;

• о динамических и статических закономерностях в ес­тествознании;

• о соотношении порядка и беспорядка в природе;

• об упорядоченности строения физических объектов;

• о переходах из неупорядоченного состояния в упоря­доченное и наоборот;

• о самоорганизации в живой и неживой природе;

• об иерархии структурных элементов материи от мик­ро- до мегамира;

• о взаимодействиях физических, химических и биоло­гических процессов;

• о специфике живого;

• о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

• об иерархичности, уровнях организации живых сис­тем;

• о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

• о биологических основах психики, социального по­ведения и здоровья человека;

• о взаимодействии организмов и среды, сообществах организмов, экосистемах;

• о принципах охраны природы и рационального при­родопользования;

• о месте человека в эволюции Земли;

• о ноосфере и парадигме единой культуры.
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»



п/п

Наименование тем

Количество часов

лекц.

семин.

1.

2.

3.

4.

1.

Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития

1

2

2.

Естественнонаучная и гуманитарная культура

2

2

3.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

2

2

4.

Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры

2

2

5.

Структура и ее роль в организации живых систем

2

2

6.

Неопределенность в мире. Принцип неопределенности

2




7.

Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе

2

2

8.

Принцип дополнительности, суперпозиции, относительности

2




9.

Принципы симметрии

1

2

10.

Динамические и статистические закономерности в природе

2

2

11.

Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ

2

2

12.

Особенности биологического уровня организации материи

2

2

13.

Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем

2

2

14.

Отражение как всеобщее свойство материи и его роль в организации развивающейся системы

2

2

15.

Пространство и время. Необратимость времени

1

2

16.

Самоорганизация в живой и неживой природе

2

2

17.

Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

2

2

18.

Экология. Законы экологии

2

2

19.

Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция

1

2

20.

Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность

2

2




ИТОГО

36

36


Тема 1. Предмет естествознания.

Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития

1. Предмет естествознания. Основная терминология.

2. Основные закономерности развития естествознания.

3. Роль практики и относительная самостоятельность развития естествознания.

4. Основные этапы развития естествознания.

5. Панорама и тенденции развития естествознания.

Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории.

2. Критика и борьба мнений в науке.

3. Преемственность и интернациональный характер развития науки.

4. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.

5. Дифференциация и интеграция наук.

6. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».

7. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.

Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

1. Проблема материи — один из наиболее важных и существенных вопросов философии и естествознания.

2. Корпускулярная концепция описания природы.

3. Континуальная концепция строения материи.

4. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов.

Тема 4. Структурные уровни организации материи.

Микро-, макро- и мегамиры

1. Структурность и системная организация материи как важнейший ее атрибут.

2. Проявления структурной бесконечности материи.

3. Системная организация материи.

4. Структурные уровни различных сфер.

5. Структура живой природы.

6. Социальная действительность в структурном аспекте.

Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем

1. Система и целое. Различные типы систем.

3. Часть и элемент.

4. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям.

5. Диалектическое единство дифференциации и интег­рации частей.

6. Причины и факторы, обеспечивающие, по Ч. Дарви­ну, дифференциацию частей.

7. Алгоритм сборки частей в целое.

Тема 6. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности

1. Неустранимость неопределенности.

2. Неопределенностные процессы в массиве реалий дей­ствительности.

3. Неопределенностные процессы в искусстве.

4. Принцип неопределенности.

5. Парадокс неопределенности.

Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе

1. Этимология понятия «хаос». Соотношение порядка беспорядка в природе.

2. Хаос и мифы.

3. Хаос и его проявления.

4. Причины хаоса.

5. Роль энтропии как меры хаоса.

6. Упорядоченность строения физических объектов.

7. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса.

8. Диалектическое единство 0-мермой точки.

Тема 8. Принципы дополнительности — суперпозици

относительности

1. Принцип дополнительности.

2. Принцип суперпозиции.

3. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна.

Тема 9. Принципы симметрии

1. Определение категорий симметрии.

2. Симметрия как эстетический критерий.

3. Математизация научного знания — одна из основных тенденций развития идеи симметрии.

4. Асимметрия. Роль понятия симметрии и асимметрии в живой природе.

5. Дисимметрия и антисимметрия.

6. Операции симметрии.

7. Симметрия подобия. Подобие как глобальная генетическая программа.

8. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии.

9. Иерархия принципов симметрии в законах сохранения физических величин.

10. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы.

Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе

1. Проблемы детерминизма и причинности.

2. Фундаментальные физические законы.

3. Динамические и статистические законы.

4. Закон возрастания энтропии. Принцип минимума диссипации энергии.

Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ

1. Химические системы.

2. Энергетика химических процессов.

3. Реакционная способность веществ.

Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи

1. Основные этапы становления идеи развития в биологии.

2. Концепции происхождения живого.

3. Значение работ Л. Пастера для понимания особенностей мирового эволюционного процесса.

4. Гипотеза Опарина.

5. Биоэнергоинформатика. Триединство Вселенной: материя, энергия, информация.

6. Метаболизм.

Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем

1. Эволюция как развитие изучаемого процесса.

2. Дарвиновская триада — три уровня организации материального мира.

3. Классы механизмов эволюции. Основная особенность механизмов эволюции.

4. Закон дивергенции.

5. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живых систем.

Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы

1. Отражение как всеобщее свойство движущейся материи.

2. Основные свойства отражения.

3. Адаптация как особая форма отражения.

4. Проблемы адаптации живого и принцип отражения.

5. Концепция адаптационного синдрома, или стресса.

Тема 15. Пространство и время. Необратимость времени

1. Развитие представлений о пространстве и времени.

2. Общие свойства пространства и времени.

3. Трехмерность пространства на всех структурных уров­нях материи. 4- Социальное пространство.

5. Время. Всеобщие и специфические свойства времени.

6. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире.

7. Необратимость времени как проявление асимметрии.

8. Проекции времени на сознание человека.

9. Социальное время.

10. Личное время и чувство ритма.

Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе

1. Сущность проблемы самоорганизации в свете совре­менной науки.

2. Механизмы самоорганизации.

3. Синергетика.

4. Структурные компоненты и свойства процесса само­организации.

5. Механизм, обеспечивающий организационный Процесс.

6. Характеристики процесса самоорганизации.

7. Понятие о гомеостазе.

8. Механизм обратной связи. Отрицательные и положи­тельные обратные связи.

9. Теория двойственной обратной связи.

10. Роль и место информации.

11. Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм.

12.Восточная философия о мировой гармонии.

Тема 17. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

1. Биосфера как живая самоорганизующаяся система;

2. Общие черты мирового эволюционного процесса.

3. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

4. Ноосфера как новое эволюционное состояние био­сферы.

5. Ресурсная и биосферная модели предельной возмож­ности Земли.

6. Модель устойчивой мировой системы.

Тема 18. Экология. Законы экологии

1. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии.

2. Экология и Культура

3. Законы экологии.

4. Применение второго начала термодинамики в обла­сти живого и экологии. Принцип ярусности.

5. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем.

6. Отходы и загрязнение биосферы.

7. Проблемы рационального Природопользования.

8. Активная форма природопользования и правовое ре­гулирование.

9. Биоэтика.

Тема 19. Социально-этические и биологические принципы биологического познания. Генетика и эволюция

1. Познавательные возможности методов биологическо­го исследования.

2. Возможности управления процессами жизнедеятель­ности человека.

3. Генетика и эволюция.

4. Законы генетики Менделя.

5. Мутации.

6. Генная инженерия как новый этап биологической эво­люции.

7. Этические принципы науки и социальные факторы.

8. Социология и этика науки как единый комплекс.

Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество,

эмоции, работоспособность

1. Экология человека и медицина.

2. Природа человека и его взаимодействие с окружаю­щей средой.

3. Психоэмоциональная адаптация. Требования к внут­ренним ресурсам человека.

4. Здоровье как состояние максимальной адаптации че­ловека к окружающей среде.

5. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане.

6. Валеология — новая наука о здоровье души и тела. Уровни здоровья населения.

7. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимо­связь.

8. Мозг как орган сознания.

9. Неординарные способности и возможности человека.

10. Возникновение духовного мира человека как резуль­тат самоорганизации.

11. Принцип универсального эволюционизма. Путь к еди­ной культуре. Единая картина мира.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития

1. Предмет естествознания. Основная терминология.

2. Основные закономерности развития естествознания.

3. Роль практики в развития естествознания.

4. Относительная самостоятельность в развитии есте­ствознания.

5. Панорама и тенденции развития естествознания.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Сущность и предмет философских проблем естество­знания.

2. Диалектико-материалистическая философия как адек­ватное обоснование современного естествознания.

3. Социальные функции естествознания.

4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философ­ских представлений.

5. Принцип неисчерпаемости материи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. –

М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183.

2.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» разработан...
Усенко Н. М. Концепции современного естествознания: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного...
Мира. Кроме того, в данном курсе рассмотрены основные концепции применимые не только в естественнонаучной области, но и в других...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо) по специальности/направлению
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск