Скачать 140.48 Kb.
|
Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических дисциплин в педагогическом колледже Константинова Н.О., преподаватель основ общественных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Понятие «интерактивные» методы знакомо каждому работающему педагогу, так же, как и понятие «личностно-ориентированный подход», тесно с ним связанное. Интерактивные методы – собственно, методы, организующие процесс обучения как совместное творчество учащихся и педагога, в котором педагог выступает в основном в роли организатора, а источником знаний может быть и жизненный опыт самого учащегося, его друзей, доступные дополнительные источники. Само понятие «интерактивное обучение» возникло в середине 1990-х годов, с появлением и развитием сети Интернет. На мой взгляд, не стоит ограничивать понимание интерактивности только применением информационных технологий, ресурсов Интернета. Применение в обучении ИКТ – только яркая иллюстрация сути и возможностей интерактивного обучения, но этим оно не ограничивается. Думаю, во все времена талантливые педагоги пытались включить в процесс обучения жизненный опыт учащихся, их активность, связать изучаемый материал с жизнью, учесть личные качества обучающегося, организовать взаимопомощь. В этом смысле интерактивные методы являются не чем-то абсолютно новым, привнесённым, а как бы новой ступенью в эволюции постоянных тенденций. Кроме того, я наблюдала, включая в уроки интерактивные приёмы, технологии, что и применять их эффективно можно только в системе, когда принципы практичности, самостоятельности, активности присутствуют на протяжении всего курса обучения. Всегда предпочитая, по возможности, индивидуальную работу, соревновательные формы, с некоторым сомнением вначале включала в уроки групповую работу и самостоятельный поиск материала, так как были опасения: объективно ориентироваться в большом количестве информации, окружающей нас сегодня, отличать достоверные источники от недостоверных молодым людям очень трудно. Результат был неожиданно хорошим сразу: все эти трудности компенсировались значительным повышением интереса к обучению, улучшением собственной самооценки, появлением уверенности в себе у студентов. Необходимые для таких форм обучения навыки – коммуникативные, организационные – формировались быстро. Для студентов педагогического колледжа опыт работы с новыми технологиями важен как опыт творческой деятельности, как возможность выбрать свой путь в профессии. Сегодня существует проблема мотивации обучения детей в школе, иногда и обучающихся, студентов, проблема формирования системы ценностей обучающихся, а вместе с тем и умения контролировать своё поведение, вести себя уважительно по отношению к другим. Свобода, ответственность, необходимость понимать других, атмосфера доверия, если получиться создать это на уроке, – лучший социальный опыт. В своей работе я применяю известные интерактивные приёмы и формы: маркировка текста (инсерт), учебные групповые дискуссии, лист решения проблем, разбивку на кластеры, дерево предположений, мозговой штурм, дебаты, интерактивные лекции, ключевые термины, взаимообучение, приём «зигзаг», а также разные сочетания этих приёмов с другими формами работы. Интерактивные приёмы дают высокий результат и одновременно предъявляют высокие требования к профессиональным качествам педагога и к личности и мотивации обучающихся. Конечно, такие технологические решения требуют оптимальных условий: небольшой наполняемости классов, больших затрат времени педагога, материальных ресурсов. Но только это обеспечит качественное образование, соответствующее современным требованиям. Приведем пример использования интерактивных приёмов на уроке основ философии, проведенном на пятом курсе социально-педагогического отделения. Тема: Сознание и бессознательное. Философская психология Зигмунда Фрейда. Цели урока: - продолжить изучение философских концепций человеческого сознания; - познакомить с основными философскими идеями австрийского психиатра З. Фрейда: динамической структурой психики, сутью психоанализа, теорией сновидений и т. д.; - формировать навыки самостоятельной работы студентов, умение работать в группе, выделять главное; - воспитывать интерес к предмету. Ход урока. I.Сообщение темы и целей урока. Философия психоанализа, создателем которой был австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, – одно из самых известных направлений в философии ХХ века, оказавшее самое существенное воздействие на всю духовную культуру. Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращён к человеку. Начав как практический врач-психоаналитик с поиска эффективных методов лечения неврозов и оказания медицинской помощи психически больным, Фрейд создал философскую психологию, отвечающую на многие проблемы человека и культуры ХХ века. Сегодня мы познакомимся с основными философскими идеями Зигмунда Фрейда и ответим на вопрос: что нового внёс Фрейд в представление о человеческой психике, человеческом сознании? II. Изучение нового материала.
Вы сегодня работаете в группах. В каждой группе есть эксперты, осуществлявшие самостоятельно предварительную подготовку в 4-х областях: 1. Динамическая структура психики Зигмунда Фрейда. 2. Тайна сновидений, причины оговорок, неврозов, забываний. 3. Способы борьбы с неврозами, депрессиями, склонностью к самоубийству. 4. Европейская культура, её влияние на личность по З. Фрейду. (В свою очередь, эксперты предварительно объединяются в группы, работающие в одной области, чтобы потом донести материал до своей основной группы).
Начнём с разминки. Перед вами на доске словосочетания, которые имеют отношение к философии Зигмунда Фрейда и помогут вам предположить, о чём пойдет речь в основном учебном тексте. 1. Бессознательное и сверхсознание. 2. Сновидения хорошие и плохие. 3. Когда чего-то нельзя. 4. Культурный человек – счастливый человек? У вас есть 8 минут, чтобы поработать в группах и написать небольшой текст, в котором каждый из тезисов превратится в 2-3 простых предложения, и озаглавить его. У группы получается общий текст, который каждый из вас фиксирует в тетради … Время вышло. Мне интересно, какие представления вы получили во время предварительной подготовки. Кто желает прочитать? (по 1 человеку от группы)
Итак, посмотрим, насколько ваши представления и предположения совпадут с основным учебным текстом, который находится перед вами. Называется он: «Основные философские идеи Зигмунда Фрейда». В тексте есть новые термины, понятия и прежде, чем вы начнёте читать, нам надо уточнить их значение. Откройте словари и предположите, каково его значение следующих понятий: конфликт – … невроз – … либидо – … вытеснение – … рационализация – … сублимация – … регрессия – … психоанализ – … Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст. Пожалуйста, промаркируйте его карандашом следующим образом: «+» поставьте напротив той части текста, где находятся знакомые вам идеи; «–» поставьте напротив той части текста, где вы встретились с неизвестным; «?» поставьте напротив той части текста, где вы внутренне не согласны, удивлены или хотите узнать больше. На работу вам отводится 15-20 минут. Основные философские идеи Зигмунда Фрейда. 1. Фрейд создает динамическую концепцию психики личности, состоящую из трех уровней (структур): Сверхсознание. Включает в себя моральные стандарты, запреты, поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Проявляется в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Сознание. Собственно осознаваемая человеком часть психики. Бессознательное. Это сосредоточение слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных и т.п.), требующих немедленного удовлетворения. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. На основе экспериментальных данных, полученных во время врачебной практики, Зигмунд Фрейд делает вывод о том, что за покровом сознания скрыт огромный пласт не осознаваемых личностью могущественных влечений и желаний. Особое значение Фрейд уделяет двум доминантам – Эросу (воле к жизни, инстинкту продолжения рода) и Танатосу (воле к смерти, стремлению к уничтожению). Из них главной бессознательной психической силой Фрейд считал сексуальное влечение - либидо, которое постоянно находится в конфликте с общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе. 2. Часто человек даже не осознает своих скрытых стремлений и желаний, не дает их себе осознать. Они вытесняются из сознания моральными установками, находящимися в SUPER - ego. Такое состояние скрытого конфликта между СВЕРХ-Я и бессознательным, в котором человек постоянно пребывает, приводит к душевной боли, неврозам и психическим расстройствам. Чтобы снять невыносимое напряжение, человек прибегает к «защитным механизмам»: вытеснению рационализации, сублимаций, регрессии. Вытеснение – «изгнание» переживаний, травмирующих психику человека, из сознания в сферу бессознательного. При этом тревога и страх сохраняются. Рационализация – сокрытие от сознания истинных мотивов своего действия для обеспечения внутреннего комфорта. Сублимация – трансформация энергии инстинктов в более цивилизованные формы (искусство, религию и др.). Регрессия – форма психологической защиты личности, «уход» от реальности и возврат к той стадии развития, в которой ею переживалось чувство удовольствия. 3.Бессознательные влечения человека, подавленные социальными запретами ищут обходные пути и проявляются в виде неврозов, сновидений, забывания неприятного, оговорок, описок. Особое значение Зигмунд Фрейд придавал сновидениям, считая, что каждое из них содержит скрытое желание или страх. Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала врач-психиатр помогает обнаружить бессознательные желания, стремления, затем, при участии самого пациента, их переводят в сознание. Осознанные, они перестают быть источником болезненных состояний. Этот метод исцеления души Фрейд назвал психоанализом. Психоанализ – метод, состоящий в проговаривании переживаний прошлого с целью восстановить события и обстоятельства, нанесшие душевную травму. Фрейд придавал большое значение влиянию психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека. Помочь в осознании скрытых конфликтов может анализ часто повторяющихся сновидений, симптоматических действий (забываний, оговорок). Проверка работы с текстом. Я думаю, что большинство справилось с заданием. Кто из вас готов поделиться своими мыслями о прочитанном? Теперь предлагаю вам сосредоточиться на том, что стало для вас новым, неожиданным, удивило вас. Можете задавать вопросы, использовать меня и друг друга как источник информации. (Идет диалог со студентами.) Вернёмся к нашим четырём вопросам, областям, которые вы изучали самостоятельно и на этом уроке тоже пополнили свои знания. Давайте вместе попробуем их обобщить. Эксперт какой команды желает выйти к доске и рассказать о динамической структуре психики человека, созданной Фрейдом (вопрос 1-й)? Далее желающие освещают вопросы 2, 3, 4 (по пунктам, озвученным в начале урока и вынесенным на доску), преподаватель организует выступления так, чтобы наибольшее количество студентов и все группы поучаствовали в нём.
Мне кажется, всем вам интересно узнать, что это был за человек, заглянувший так глубоко в психику человека, изменивший представление о силах, движущих его жизнью… III. Закрепление изученного материала (работа с первоисточниками). Теперь, когда вы стали специалистами в области психоанализа (или находитесь на пути к тому), для вас не будет трудным проанализировать несколько предложенных ситуаций. Перед вами карточки (прошу их не переворачивать). Ситуации эти не вымышленные, они действительно имели место в практике Зигмунда Фрейда, и он их описал. Ваша задача – прочитать начало ситуации и догадаться, что могло быть дальше и объяснить с точки зрения психоанализа, какие скрытые мотивы двигали участниками событий. (1 человек читает вслух открытую часть текста, после короткого обсуждения в группе 1 студент озвучивает общий ответ, по желанию заслушиваются мнения студентов из других групп, затем – чтение второй половины текста).
…и когда беспокойные кони действительно закапризничали, выскочила в испуге из коляски и сломала себе ногу, в то время как оставшиеся в коляске вернулись целыми и невредимыми. Зная эти подробности, вряд ли можно сомневаться в том, что этот несчастный случай был в сущности подстроен, но вместе с тем нельзя не удивляться той ловкости, с какой она заставила случай применить наказание, столь соответствующее её вине. Ибо теперь ей долгое время уже нельзя было танцевать. Со времени этого несчастного случая начинается долгая и тяжкая нервная болезнь, от которой она в конце концов излечивается при помощи психотерапевта.
…По другую сторону стоял стул, на спинке которого висел большой тяжёлый плащ молодого человека, покрывая сиденье. Я прекрасно понял смысл этого расположения, бессознательного, конечно, но тем более выразительного. Это означало: тебе здесь не место, теперь ты лишний. Жена тотчас же толкнула мужа и шепнула ему: «Ты же занял место этого господина!»
…У меня мороз пробежал по коже, когда я это услышал. Через несколько лет этот брак закончился самым печальным образом.
…известную похвалу тому дому, где это случилось. Оно было равносильно мысли «здесь я чувствую себя как дома», ибо происходило это лишь там, где я полюбил больного.
…В ответ на это раздаётся изумлённое: «Адольф, ты с ума сошёл?» Это был именно тот голос, который он, согласно моему предписанию, не должен был больше слышать. Он лишь «ошибся», и вместо номера врача назвал номер любимой женщины. IV. Сообщение студентки «Влияние психоанализа на искусство ХХ века». Молодцы, вы хорошо поработали и в награду послушайте сообщение «Влияние психоанализа на искусство ХХ века» (сопровождается презентацией с изображением картин Эрнста Магритта, Сальвадора Дали и др.). Дело в том, что обличая культуру как причину несчастий и несвободы человека, З. Фрейд оказал своим учением, тем не менее, огромное влияние на искусство, и даже оказался вдохновителем нового направления – сюрреализма (термин записывается в словарь). V. Подведение итогов. Подведём итог урока. Перед вами листы с простой схемой: в левой половине написаны явления и объекты, которые нужно конкретизировать в правой части, подобрав ассоциацию к понятию «бессознательное». На работу – 4 минуты.
Кто желает прочитать? Как бы вы ответили на вопрос, заданный в начале урока: что нового внёс Фрейд в вопрос о человеческой психике, человеческом сознании? Литература 1.Акопов Г. В. Социальная психология образования. – М.: 2000. Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 296 с. 2.Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 256 с. 3.Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Просвещение, 1994. – 120 с. 4.Ляудис В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 239 с. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с. 6. Психология бессознательного. СП-б.: Питер, 2003. – 400 с. |
Публичный отчет государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения кши №11 принят общим собранием трудового коллектива школы (протокол... | Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного... Самообследование Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Калужской области... | ||
Учебно методический комплекс по дисциплине русский язык общеобразовательный цикл Составитель: Евгения Александровна Ивлиева, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального... | 111672, Москва, Салтыковская ул.,5 А тел факс 702-75-40 Протокол... Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназии №1926 | ||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Положение о системе оплаты и стимулирования труда работников Государственного... Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования №654 имени А. Д. Фридмана Департамента образования... | ||
Областного государственного бюджетного образовательного учреждения... Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования | План работы государственного бюджетного оздоровительного образовательного... Государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения для детей | ||
Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы Принципы организации образовательной политики и характеристика образовательного учреждения | План музыкально-образовательной деятельности государственного бюджетного... Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Москвы | ||
Отчет о результатах самообследования Государственного бюджетного... Государственного бюджетного образовательного учреждения Ростовской области среднего профессионального образования | Отчет государственного бюджетного образовательного учреждения среднего... Основные задачи колледжа в соответствии с концепцией развития образовательного учреждения | ||
Выступление Жариковой И. Н. на конференции, посвященной 85-летию... Жариковой И. Н. на конференции, посвященной 85-летию Государственного бюджетного образовательного учреждения | Положение о методических предметных кафедрах педагогов государственного... Государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы гимназии №1597 | ||
Публичный отчет за 2012-2013 учебный год Государственного бюджетного образовательного учреждения Школа №1289 средняя общеобразовательная с углубленным изучением английского языка зарегистрирована Отделом по регистрации некоммерческих... | Государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы средней История Школы №634 насчитывает 40 лет плодотворной работы. Год основания образовательного учреждения – 1972 |