Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку





Скачать 45.09 Kb.
НазваниеРассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку
Дата публикации13.08.2014
Размер45.09 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Философия > Рассказ
Урок внеклассного чтения по рассказам В.И. Шукшина «Мастер»,

«Волки», «Обида».
Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку,

памяти на страницах рассказав В.Шукшина.
Цели:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.М. Шукшина.

  2. На анализе рассказов определить такие необходимые качества для человека как нравственность, совестливость, правда, любовь к человеку.

  3. Помочь учащимся в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни.

  4. Развить интерес к творчеству В.М. Шукшина и к современной литературе.

  5. Воспитать внимательных грамотных читателей.


Каждый выбирает для себя женщину,

Религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя..

Ход урока

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в том, что же это за слова: нравственность, совесть, правда. А помогут нам в этом разобраться рассказы В.М.Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида».

- Что же за писатель В.М.Шукшин? Что мы о нем знаем?

Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.

Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшая его судьба не известна. В 1956 г. он посмертно полностью реабилитирован. В 1933 г. окончил сельскую семилетку…

Работал в колхозе, потом в 1946 году ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимирове, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем – такелажником, учеником маляра, грузчиком….

В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море в Севастополе. Воинское звание – старший матрос, специальность – радист. Всегда много читал. Работал учителем в вечерней школе рабочей молодежи. Он больше писал о деревне и деревенских жителях, но главное для Шукшина – ни где человек живет, а как он живет и какой это человек. Писатель ненавидел людей самостоятельных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, разбудить, разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.
- Ответы домашнего задания на вопрос: «Какой смысл я вкладываю в понятия нравственность, совесть, правда?».

Совесть - внутренняя оценка, внутренние сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Правда - то, что соответствует действительности, что есть на

самом деле, истина.

Правда - идея поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении эстетических принципов.

Нравственность — совокупность норм, определяющих поведение

человека. (2). Само поведение человека.
Перед нами рассказ «Мастер». Начинается он сказово: «Жил - был в селе Чебровка некто Семка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр».

Забулдыга - беспутный гуляка, пьяница.

- Что открывает нам в судьбе героя уже первая фраза?

Семка решил отремонтировать Талицкую церковь, красивую, легкую,

радующую глаз и сердце, но гибнущую.

- Какой случай помог ему увидеть эту красоту? Когда писатель пригласил его в город отделывать свой кабинет под избу XVI века.

В размышлениях об истинной красоте сливаются голоса автора и

героя: « о чем думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? ...

-Зачитать эпизод: «Семка в церкви».

- Почему жизнь Семки обрела смысл, почему он даже пить перестал?

- Что заставило его каждый день ходить к Талицкой церкви,

обращаться к властям? " Зачитать эпизоды показывающие обращение Семки к властям,

- Помогли ли люди к которым Семка обращался? Почему?

Семка Рысь Батюшка Митрополит Писатель

Председатель облисполкома Игорь Александрович Завадский

Писатель не поучает нас, он не делает никаких выводов, он просто по ведал историю Семки, но какая трагедия души открывается за этим.

Талицкая церковь, ее гибнущая красота, тайна потрясли душу Семки « Ведь он Мастер, непроизведенный столяр».

- Идея возрождения красоты его « выпрямило» а что же сломал?

- Почему душа его кровоточит и болит, почему он не может больше смотреть на церковь, почему отворачивается, молчит и курит?

- В чем причина Семкиной боли?

(Утратил смысл жизни).

В рассказе «Волки» дан глубокий подтекст. Ведь волки - это не только хищники, лесные звери, волки - это люди типа Наума, о которыми приходится жить Ивану. " Какие чувства у Вас возникли во время чтения рассказа?

- Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками?

(любопытство страх———> бессилие «ваша взяла»). Чтение эпизодов.

- А столкнувшись о волчьей хваткой своего тестя, что испытывает

Иван? " Почему Шукшин «заставляет» Ивана повторить «Я тебе покажу,

как надо человеком быть, как надо человеком быть»?

- Что будет потом с Иваном? Смирится он о волчьей натурой Наума? (Наверно нет, он говорит: «... учить тебя вое равно буду).

- О чем, о самом важном вдет речь в рассказе? Рассказ прежде всего о совести человека, самое страшное - это человек без совести. Почему?

- О каком отвратительном человеческом качестве еще вы можете

сказать?

Нравственные основы закладывались предками веками не разрушать а создавать, не предавать, не обижать, помогать, не лгать. Эти основы постепенно разрушаются и разрушаются в ншпе время. Поэтому и развивать лучшее что есть в каждом человеке.

-Сопоставим образы героев в эпизоде «Встреча с волками».

I. Иван Дегтярев Наум Кречет

зять тесть

не любил тестя жалеючи дочь, терпел Ивана П. Встреча о волками.

Были и страх и жгучее - Грабут! - заполошено орал он. любопытство, и смех брал Оглянулся, увидел, как обходят

над тестем. Охватил страх, зятя волки, и быстро отвернулся.

Иван стионул зубы, сморщился. " Кидай им чево - ни будь!

«Конец. Смерть». - Живой! Слава те!

- Отец? Дай топор! -Господи! - на совести у него

- Придержи, мы отобьемся! все - таки было неспокойно.

- Ваша взяла, - сказал он. - Оглядев чертов…

Жрите, сволочи.... Сердце сжалось откуда ты взялся на нашу

от жалости, и злость голову!

на тестя.

- Предал, змей!...

Домашнее задание: письменная работа о смысле понятий :

нравственность, совесть, правда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУрок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова
Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему )
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconКонкурс методических разработок «Духовно- нравственное развитие и...
В. М. Шукшина «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик» посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная» и выступить с...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку icon«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconТема любви в произведениях А. И. Куприна
Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconСлайд Итак, тема мастер-класса: «Тест как дидактическая единица русского...
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconТема. Золотое правило нравственности
Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку icon«Законопослушный гражданин»
Совершенствование воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся гражданственности, любви к Родине, нравственности...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос ун-т...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Е. Варшавская, Н. А. Кочергина, И. С. Пищева; Бийский пед...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д нормативно-правовое обеспечение образования [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Кузнецова; Бийский...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д история музыкального образования [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. А. Торопчина; Бийский пед гос ун-т...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Е. Варшавская, Н. А. Кочергина, И. С. Пищева; Бийский пед...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им....
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...
Рассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение нравственности, совестливости, правды, любви к человеку iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск