Общество семейных консультантов и психотерпевтов





Скачать 50.66 Kb.
НазваниеОбщество семейных консультантов и психотерпевтов
Дата публикации09.07.2013
Размер50.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
К ВОПРОСУ О «НАУЧНОСТИ» ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОГАЮЩЕЙ (КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕГОДНЯ Будинайте Гражина Леонардовна, к.п. н

ОБЩЕСТВО СЕМЕЙНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ И ПСИХОТЕРПЕВТОВ

г. Москва

Вопрос научной обоснованности практической помощи человеку - консультационной, коррекционной, психотерапевтической работы - был и остается болезненным для практиков. При этом можно выделить разные варианты решения этого вопроса. Один из них – назовем его наиболее «простодушным» - такое понимание научности, где она обеспечивается самим фактом «передачей» клиенту, например, данных полученных в академических исследованиях в психологии и смежных областях, имеющих сегодня статус «научно обоснованных» - будть то закономерности развития ребенка или физиологические особенностях обмена веществ у алкоголика. Иными словами, здесь практик видит себя опирающимся на «подлинно научный» подход, благодаря аппелированию к данным научного уровня. Другой вариант «научности», давольно часто встречающийся в консультационной практике - это опора на психодиагностические средства, опросники и проч. как «научно обоснованные» основания последующей коррекционной работы.

С другой стороны, психологическая практика терапии и консульти-рования породила и продолжает порождать так называемые локальные тера-певтические теории, также претендующие на то или иное описание реальнос-ти и выявление в ней конкретных закономерностей. «Локальность» как извес-тно, определяет не степень распространенности (что очевидно, условно, дос-таточно вспомнить психоанализ), сколько соотношение с теориями академи-ческого уровня. При этом есть разные варианты того, как преодолевается практиками этот очевидный разрыв между «академической» и «психотера-певтической» теорией. Часть практиков, явно или неявно, готова отстаивать это описание как «рядоположенное» научному описанию реальности, что часто ведет к почти сектантскому «разделению на своих и чужих», а также и к таким своеобразным явлениям как «материализация», «овеществление» представлений, которыми оперирует теория, как это, например, происходит зачастую с представлениями о бессознательном. Часть практиков, отдавая себе отчет о невозможности включения этой картины реальности в традици-онную научную картину мира (основанную на внятной системе верификации фактов и проч), признает заведомую ненаучности этих описаний как локаль-ных «вспомогательных» теорий, «в обмен» на возможность, тем не менее, добиваться практического результата. Наконец, все еще есть и позиция, призывающая оставить вообще в стороне всякое «наукообразие» и иметь дело с практикой «как она есть». Проблема только в том, что это просто говоря, невозможно - всякое взаимодействие с реальностью опосредовано нашими сознательными конструктами, что в общем, давно обосновано методологически и философски (например, Стеценко А.П., 1990).

2. В современной методологии науки возникла (и достаточно давно) ситуация, делающая в известной степени бессмысленным вопрос о научности, или обьективности, того или иного варианта описания живых, характеризующихся «встречной активностью» систем, «сознательных обьектов» как существующих «самих по себе» (Мамардашвили М.К.,1984; Пузырей А.А.,1986, 1993; Стеценко А.П., 1990, 2003; Василюк Ф.Е, 1992, 2003). (Другим словами, очевидно, что что включение в работу содержаний любого уровня «научности» возможно и полезно, однако не решает вопрос научности самого процесса терапии как такового). Произошло это в силу признания фундаментального для современной неклассической и постнеклассической научной методологии факта зависимости результатов исследования, во-первых, от средств измерения, во-вторых, от самих исследовательских задач. При этом парадоксальным образом терапевтическое взаимодействие, будучи психотехническим по своей природе, в своих классических образцах стремилось как раз к построению взаимодействия, которое осуществлялось так, как если бы оно опиралась на вопроизведение и воздействие на реальность жизни человека «как она есть сама по себе». Между тем, при осознании терапевтом этой психотехничности как неотьемлимой составляющей терапевтического взаимодействия, рациональность осмысленность оснований терапевтической работы, если угодно их научность, оказывается связана с двумя основными параметрами. Во-первых, с тем, насколько логика построения самого процес-са последовательно отражает признание его психотехничности. Кроме того, возникает вопрос рационального основания выбора психотерапевтических задач. Если в академических исследованиях в качестве последствий неклас-сической методологии возникает вопрос еще адекватного «извлечения» из потока жизни исследовательских задач (Стеценко А.П., 1990) то в терапии казалось бы этот вопрос снят. У клиента уже есть проблемы и задачи. Однако, очевидно, что существенную часть психотерапевтического процесса составляет преобразование проблемы клиента во-первых, в собственно терапевтическую проблему, а во-вторых собственно в терапевтические задачи.

Осознание терапевтом своей особой роли и повышенной ответствен-ности в результатах процесса, приводит к возникновению двух путей разрешения методологически грамотными терапевтами указанной ситуации. Один путь – это признание необходимость ориентироваться в своей практике на «высшие» нравственные смыслы и задачи. Следующий шаг, который отсюда естественным образом вытекает –это указание на необходимость обращения профессионала, например, к религии. Заметим, что такой ход терапевтической мысли естественным образом задает и определенную терапевтическую позицию - это позиция просвящения, наставления, в известном смысле, нравственной опеки клиента и т.д. и т.п. Именно этот путь оказался наиболее представлен в отечественной терапии.

Есть и другой вариант развития следствий, вытекающий из указанной методологической ситуации. Он представлен, например, в современной постклассической терапии (в первую очередь, мы имеем в виду направления Нарративной терапии и Ориентированной на решение краткосрочной терапии). Речь идет о создание таких терпапевтических, консультационных процедур, которые бы позволяли самому клиенту содержательно преобразо-вывать содержание своих проблем в свои терапевтические задачи. (Именно эти процедуры реализуются, например, в техниках построение «уникального эпизода» (Нарративная терапия) или картины «чуда» как картины необходи-мого желательного решения (ОРКТ)). Другими словами, существенной частью работы терапевта явялется созданий таких условий, при которой клиент сможет сам выступить экспертом в том, что должно стать содержа-тельным наполнением его терапевтических задач. При этом активно создаются условия для того, чтобы в этом процессе человек вступал в собственный диалог с тем пластом смыслов, идей, конструктов, содержаний, который составляет как бы смысловую сферу его жизни и выступал активным участником их преобразования в собственные, близкие ему. Заметим также, что речь идет не о переборе отвелеченных содержаний сознания, а о построении бытийных задач, выраженных на языке жизненных действий, коммуникаций и проч.

Оставляяя в стороне отсылки к конкретным школам, заметим, что принципиальным является сам терапевтический ход. С методологической точки зрения, такую логику построения терапевтического взаимодействия можно назвать реализующей принцип «изоморфности» и вместе с тем «различия, которое прождает различие» (Г.Бейтсон, 2000). Клиент ориентирован на поиск отличного от проблемного, способа существования, но «решение» ищется в не в отвлеченных источниках, как бы не были они «обьективно» значимы и ценны, а только в тех из них, с которыми клиент уже находится в какой-то жизненной коммуникации. При этом, такая терапевтическая позиция и вытекающая логика построения взаимодействия, предполагает стремление к равному распределению ответственности между терапевтом и клиентом, исключая возникновение патерналисткой по своей природе терапевтической иерархии, а также и идеологизацию терапевтичес-кого взаимодействия и терапии как социального явления, в целом. Последнее предельно далеко отбросило бы современного практика от оснований осмыслен-ного, рационального существования в профессии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconКраткий лекционный курс А. Я. Варга, к п. н снс цпз рамн, председатель...
А. Я. Варга, к п н снс цпз рамн, председатель правления Общества семейных консультантов и терапевтов
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анна Варга, к п н., председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов icon«Урок семьи и семейных ценностей»
Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению семейных традиций
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconЧто представляет собой наша семья?
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о семье, семейных отношениях и семейных традициях
Общество семейных консультантов и психотерпевтов icon«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей...
Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений стр. 4
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconРусская Правда: памятник права. История возникновения и историческая судьба
Гражданское общество складывается из очень сложных отношений юридических, экономических, семейных, нравственных. Эти отношения строятся...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconГражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор?
Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу....
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении семейных...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconПусть всегда будет мама
Мой дом – моя крепость конкурсные работы могут содержать информацию о родословной семьи, национальностях, составляющих данную родословную,...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconКлассный час, посвященный возрождению семейных традиций
Цели: формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ государственное...
Правовое регулирование семейных отношений. Воспитание в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России является охрана и защита семьи, семейных ценностей и семейных традиций как основы основ российского общества и государства,...
Общество семейных консультантов и психотерпевтов iconМетодические рекомендации по проведению общегородского родительское...
О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск