МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ Специальность – 030401.65
История
Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск – 2011
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.
Изучение философии играет важную роль в подготовке специалистов с высшим образованием любой специальности. Такая роль философии предопределена ее спецификой.
Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания и к раскрытию предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение развивает способности к теоретическому мышлению.
Философский мировоззренческий плюрализм требуя уважения к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей создает непреодолимое препятствие догматизму, нетерпимости, узости, формирует способность мыслить свободно и критически. Широкое поле философских идей дает возможность размышлять, сомневаться, синтезировать представления, создавая собственную научную (или иную) картину мира.
Кроме того, философия – это рефлексивный тип мировоззрения, т.е. такой, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире, о месте в нем человека. Философия развивает способность взглянуть на свое мышление со стороны.
Цели и задачи дисциплины
Цель данной дисциплины - развитие у студентов способности к теоретическому мышлению, умения оперировать понятиями. Студенты должны научиться обосновывать свои собственные взгляды (в том числе и научные), оценивать их, относясь с уважением к чужим мнениям. Но так же у студентов должен сформироваться критический подход как к своим, так и чужим достижениям в науке и профессиональной деятельности.
Кроме того, занятия философией помогают раскрыть и развить интеллектуальный потенциал личности. Широкий, рационально выверенный взгляд на мир, полученные на занятиях по философии знания, а также умение самостоятельно мыслить и применять знания на практике являются необходимыми качествами любого хорошо подготовленного специалиста.
Место дисциплины в учебном плане
Философия является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебный курс "Философия" тесно связан с другими дисциплинами: социологией, политологией, философией. Философское знание призвано формировать у студентов умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, гибкое творческое мышление, способность чутко реагировать на изменения в развитии общества, научно-технического прогресса.
Дисциплина "Философия" изучается в течение одного семестра и является важнейшим элементом общей и профессиональной культуры специалиста, закладывает основы мировоззрения, служит фундаментом эрудиции и культурной компетенции, формирует будущего специалиста.
Данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами гуманитарного и негуманитарного профилей.
Для изучения основ философии студентам необходимы
- прочные знания по общенаучным дисциплинам программы средней школы (астрономия, математика, физика, химия, биология, история и др.);
-знание отечественной и зарубежной художественной литературы в рамках школьной программы;
-общая информированность по ключевым вопросам современной истории.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
- иметь представление о роли и месте философии в системе духовной культуры со временного человечества;
- понимать особенности предмета философии, ее функции и роль в жизни общества и каждого человека. Иметь представление о мировоззрении;
- ориентироваться в особенностях развития философского знания и в специфических особенностях наиболее известных философских школ прошлых эпох и современности, знать главные современные философские, религиозные и научные картины мира;
- обладать определенными навыками философского анализа применительно к природным, социальным и индивидуальным формам бытия;
- иметь общие представления о современных методах философского и научного познания и их особенностях. Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, особенностях его функционирования в современном обществе;
- иметь достаточные сведения о философских, религиозных и морально-этических концепциях человека.
- знать особенности формирования личности в современных условиях, иметь представление о свободе воли и ответственности человека, о специфике современного бытия и существования человека, о превращении человека в субъекта истории;
- обладать знаниями глобальных проблем, понимать роль и значение решения глобальных проблем современности, знать важнейшие средства и методы их решения;
- иметь достаточные знания о проблемах исторической необходимости и свободы, о роли и значении исторических действий человека в современном мире. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 (60 баллов)
| 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
| 4
| 2
|
|
| 2
| 2. Философия Древнего Востока.
| 2
|
|
|
| 2
| 3. Античная философия
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 4. Философия европейского Средневековья.
| 2
| 2
|
|
|
| 5. Философия эпохи Возрождения.
| 2
|
|
|
| 2
| 6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)
| 2
|
| 2
|
|
| 7. Философия Просвещения (XVIII в.)
| 2
|
|
|
| 2
| 8. Немецкая философия XVIII-XIX вв.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 9. Неклассическая философия XIX века.
| 2
|
|
|
| 2
| 10. Современная западная философия.
| 4
|
| 2
|
| 2
| 11. Русская философия.
| 4
| 2
| 2
|
|
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 2
(40 баллов)
| 12. Учение о бытии (онтология).
| 4
| 2
| 2
|
|
| 13. Природа человека и смысл его жизни.
| 2
| 2
|
|
|
| 14. Социальная философия.
| 2
|
|
|
| 2
| 15. Проблема сознания
| 2
|
|
|
| 2
| 16. Философия познания (гносеология).
| 2
|
| 2
|
|
| 17. Философия науки и техники.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 18. Человек в информационно-техническом мире.
| 4
|
|
|
| 4
| 19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект
| 2
|
|
|
| 2
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 56
| 16
| 12
|
| 28
|
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЕ 1. Историко-философское введение.
|