Министерство образования и науки российской федерации





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
страница1/7
Дата публикации19.06.2013
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
Специальность – 030401.65

История

Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск – 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.

боровков

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Изучение философии играет важную роль в подготовке специалистов с высшим образованием любой специальности. Такая роль философии предопределена ее спецификой.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания и к раскрытию предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение развивает способности к теоретическому мышлению.

Философский мировоззренческий плюрализм требуя уважения к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей создает непреодолимое препятствие догматизму, нетерпимости, узости, формирует способность мыслить свободно и критически. Широкое поле философских идей дает возможность размышлять, сомневаться, синтезировать представления, создавая собственную научную (или иную) картину мира.

Кроме того, философия – это рефлексивный тип мировоззрения, т.е. такой, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире, о месте в нем человека. Философия развивает способность взглянуть на свое мышление со стороны.

Цели и задачи дисциплины

Цель данной дисциплины - развитие у студентов способности к теоретическому мышлению, умения оперировать понятиями. Студенты должны научиться обосновывать свои собственные взгляды (в том числе и научные), оценивать их, относясь с уважением к чужим мнениям. Но так же у студентов должен сформироваться критический подход как к своим, так и чужим достижениям в науке и профессиональной деятельности.

Кроме того, занятия философией помогают раскрыть и развить интеллектуальный потенциал личности. Широкий, рационально выверенный взгляд на мир, полученные на занятиях по философии знания, а также умение самостоятельно мыслить и применять знания на практике являются необходимыми качествами любого хорошо подготовленного специалиста.

Место дисциплины в учебном плане

Философия является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебный курс "Философия" тесно связан с другими дисциплинами: социологией, политологией, философией. Философское знание призвано формировать у студентов умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, гибкое творческое мышление, способность чутко реагировать на изменения в развитии общества, научно-технического прогресса.

Дисциплина "Философия" изучается в течение одного семестра и является важнейшим элементом общей и профессиональной культуры специалиста, закладывает основы мировоззрения, служит фундаментом эрудиции и культурной компетенции, формирует будущего специалиста.

Данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами гуманитарного и негуманитарного профилей.

Для изучения основ философии студентам необходимы

- прочные знания по общенаучным дисциплинам программы средней школы (астрономия, математика, физика, химия, биология, история и др.);

-знание отечественной и зарубежной художественной литературы в рамках школьной программы;

-общая информированность по ключевым вопросам современной истории.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

- иметь представление о роли и месте философии в системе духовной культуры со временного человечества;

- понимать особенности предмета философии, ее функции и роль в жизни общества и каждого человека. Иметь представление о мировоззрении;

- ориентироваться в особенностях развития философского знания и в специфических особенностях наиболее известных философских школ прошлых эпох и современности, знать главные современные философские, религиозные и научные картины мира;

- обладать определенными навыками философского анализа применительно к природным, социальным и индивидуальным формам бытия;

- иметь общие представления о современных методах философского и научного познания и их особенностях. Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, особенностях его функционирования в современном обществе;

- иметь достаточные сведения о философских, религиозных и морально-этических концепциях человека.

- знать особенности формирования личности в современных условиях, иметь представление о свободе воли и ответственности человека, о специфике современного бытия и существования человека, о превращении человека в субъекта истории;

- обладать знаниями глобальных проблем, понимать роль и значение решения глобальных проблем современности, знать важнейшие средства и методы их решения;

- иметь достаточные знания о проблемах исторической необходимости и свободы, о роли и значении исторических действий человека в современном мире.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Семинары

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (60 баллов)

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

4

2







2

2. Философия Древнего Востока.

2










2

3. Античная философия

6

2

2




2

4. Философия европейского Средневековья.

2

2










5. Философия эпохи Возрождения.

2










2

6. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

2




2







7. Философия Просвещения (XVIII в.)

2










2

8. Немецкая философия XVIII-XIX вв.

4

2







2

9. Неклассическая философия XIX века.

2










2

10. Современная западная философия.

4




2




2

11. Русская философия.

4

2

2







Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 2

(40 баллов)

12. Учение о бытии (онтология).

4

2

2







13. Природа человека и смысл его жизни.

2

2










14. Социальная философия.

2










2

15. Проблема сознания

2










2

16. Философия познания (гносеология).

2




2







17. Философия науки и техники.

4

2







2

18. Человек в информационно-техническом мире.

4










4

19. Глобальные проблемы современности и будущее человечества: философский аспект

2










2

Промежуточный контроль

Тестирование

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

56

16

12




28


ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ 1. Историко-философское введение.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск