Скачать 96.71 Kb.
|
Лекция 6. Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы:
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Можно сказать, что этика даёт ответ на вопрос как должно правильно жить. Необходимо подчеркнуть тот факт, что этика – это:
Круг проблем этики достаточно большой, выделим самые значимые: этика
Цель этики По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку. При этом, главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Перечислим основные задачи:
Структура этики. Этика как знание имеет сложную структуру, элементы которой взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В предметном поле этики современные исследователи выделяют:
2. Понятие и структура морали В 4 веке до н.э. Аристотель термином «ēthos» обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а «этикой» –– науку об этих качествах. Понятие «мораль» латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. «Нравственность» — русское слово происходит от корня «нрав». Впервые оно фиксируется в «словаре Академии Российской» (СПб, 1793 г.) и употреблялось наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы. Философы определяют мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. В содержание морали входят:
требования — запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.); требования — образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т. д.).
Мораль — форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении. Структура морали
Одним из интересных вопросов, обсуждаемых учёными и философами, является вопрос о различении морали и права. Рассмотрим по схеме исследователя Смотрицкого Е.Ю. (См. схему IX) — http://www.i-u.ru/biblio/archive/smotricky_shemypophilosophiyi/ Функции морали
3. Уровни нравственного развития Лоренc Кольберг / Lawrence Kolberg [1927-1987] Согласно поздним работам американского учёного Лоуренса Кольберга, люди обычно развиваются, проходя через шесть различных стадий нравственного развития по мере движения от детства к старости. Первая стадия нравственной мотивации — это «наказание и ориентация на послушание». На этой стадии ребёнок строит свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия («Я буду наказан, если обижу мою сестру») и считается с мнением любого, кто сильнее его. На второй стадии — «ориентация на взаимозависимость» — всё строится на том, что «правильный» поступок ассоциируется с любой выгодой, которая нужна данному человеку. Общественные отношения рассматриваются с точки зрения выгоды для себя («Ты мне, а я тебе»). На третьей стадии — «ориентация на хорошего мальчика или девочку» — нравственное принятие решений рассматривается с точки зрения получения одобрения своих поступков «значительными людьми». Всё, что оправдывает ожидания общества, рассматривается как «правильный» поступок. Четвертой стадией типологии Кохлберга является «ориентация на закон и порядок». Люди, совершающие нравственную оценку на этой стадии, воспринимают свои нравственные обязанности с точки зрения своего долга и отношения к властям. Этическая дилемма решается в повиновении некой внешней власти: закону, правительству, боссу. Кохлберг утверждает, что двое из каждых троих взрослых американцев останавливаются в своём нравственном развитии на четвертой стадии или ниже. Остальные взрослые способны достичь более высокого уровня нравственной оценки (пятой и шестой стадий этой типологии). Они пытаются определить нравственные обязанности с точки зрения всеобщего блага. На пятой стадии — «ориентация на общественно-правовое согласие» — индивид способен критически рассматривать общество. Плохое и хорошее определяется с точки зрения превосходства взаимных соглашений над морально-правовыми ценностями. Налицо контраст с ориентацией четвертой стадии: закон создан для людей, а не люди для закона. Наивысшая стадия ориентации, по Кохлбергу, — это шестая — «ориентация на всеобщие этические принципы». На этой стадии правильность действия определяется с точки зрения соответствия всеобщим нравственным принципам (т. е. «золотое правило», категорический императив Канта). Распространенная ошибка заключается в отождествлении Категорического императива с «золотым правилом нравственности»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». У немецкого философа Канта этот постулат имеет две формулировки:
Когда эти самостоятельно собранные принципы морали вступают в конфликт с общественными или правовыми нормами, всеобщие этические принципы берут верх (?). Кохлберг полагает, что опыт «познавательной неустойчивости»— существенный элемент нравственного развития. Если человек удовлетворён определенным уровнем нравственной мотивации своих поступков, он остается на этой стадии. Однако если человек вступает в конфликт с вопросами нравственности и решение находится за пределами компетенции его уровня нравственной мотивации, эта познавательная неустойчивость открывает перед ним возможность подняться на более высокую ступень нравственного развития. Кстати, Кохлберг и его коллеги обнаружили, что, поскольку люди прогрессируют от четвертой стадии к пятой и далее к шестой, они часто «отступают» к явной ориентации на самолюбование, характерной для второй стадии. Некоторые из них участвуют, как пишет американский ученый, в противозаконных действиях в большей или меньшей степени преступного характера. Период «отступления» (например, второй год обучения в колледже) даёт человеку возможность отделить себя от нравственных представлений своих родителей и на собственном опыте испытать принцип нравственной относительности, Обычно те, кто «отступает» на вторую стадию на третьем десятке жизни, продвигаются на пятую и шестую стадии. Кажется очевидным, что чей-либо уровень познавательного нравственного развития будет иметь большое влияние на то, каким образом его основные взгляды на жизнь преобразуются в своеобразные нравственные ценности. Например, два человека могут разделят взгляды на жизнь, однако иметь глубоко различные нравственные ценности, поскольку один человек обосновывает нравственную мотивацию своих поступков, находясь на второй стадии, а другой — на шестой стадии. Кроме того, если люди, живя в своем обществе, повинуются властям ради властей, не основываясь в этом на своих этических ценностях, в будущем будет трудно повысить общий этический уровень этого общества. Выводы:
Дополнительная литература к материалам лекции
|
Урок изучения нового материала Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | Лекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир... Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой | ||
Урок на тему «Генетические основы поведения человека» Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | Тема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | ||
Анти-МакРоберт: Думай! по-русски. Как тренироваться по циклам Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | Курс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | ||
Опыт и достигнутые результаты управления в Калужской области 4 Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | 2. Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции... Вопросы для подготовки студентов к зачету по дисциплине «Философия права» по специальности «Юриспруденция» | ||
Лекция № Промышленные яды и основы токсикометрии Вопросы Биологическое действие промышленных ядов – основные типы действия токсических веществ: общетоксическое, раздражающее, фиброгенное,... | Методические рекомендации по их выполнению. 21 Вопросы для подготовки к зачету. 22 Охватывает основные вопросы сложившейся практики по организации и технике совершения операций финансового лизинга в зависимости от... | ||
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) | 2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы,... Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования | ||
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов Философия науки как область теоретической мысли: дисциплинарный статус (понятие), предмет, история, основные направления, наиболее... | Лекция общее цветоводство вопросы Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кто виноват? Что делать? Проклятые вопросы, так назвал их Ф. М. Достоевский. Вопросы, на которые невозможно найти ответ, вопросы,... | План введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого... |