Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы





Скачать 96.71 Kb.
НазваниеЛекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы
Дата публикации14.07.2013
Размер96.71 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Философия > Лекция
Лекция 6. Этика: предмет и основные вопросы.
Вопросы:



  1. Этика: сущность, основные вопросы

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Можно сказать, что этика даёт ответ на вопрос как должно правильно жить.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что этика – это:

    • наука нормативная;

    • учение о нравственности;

    • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

    • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

    • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Круг проблем этики достаточно большой, выделим самые значимые: этика

  • изучает генезис, сущность, специфику морали;

  • раскрывает её место и роль в жизни общества;

  • выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса.

  • анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.…

Цель этики

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку. При этом, главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Перечислим основные задачи:

  • теоретическое описание и объяснение морали: её историю, нормы, принципы, идеалы…

  • дать анализ сущности морали в её «должном» и «сущем».

  • учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию «правильной жизни».

Структура этики. Этика как знание имеет сложную структуру, элементы которой взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В предметном поле этики современные исследователи выделяют:

  • теорию морали — учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

  • нормативную этику — обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях;

  • прикладную этику — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

  • экологическую этику, рассматривает нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

  • этику гражданственности, разрабатывает нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

  • ситуативную этику, разрабатывает практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности;

  • профессиональные      этики — системы     моральных     принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля;

  • этику делового общения, выступающую в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей).


2. Понятие и структура морали

В 4 веке до н.э. Аристотель термином «ēthos» обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а «этикой» –– науку об этих качествах.

Понятие «мораль» латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

«Нравственность» — русское слово происходит от корня «нрав». Впервые оно фиксируется в «словаре Академии Российской» (СПб, 1793 г.) и употреблялось наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы.

Философы определяют мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе.

В содержание морали входят:

  1. Моральные принципы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм альтруизм, эгоизм, толерантность.

  2. Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Два типа:

требования — запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);

требования — образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т. д.).

  1. Моральные       ценности — общественные     уcтановки и        императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости.

  2. Нравственный идеал — это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

Мораль — форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении.
Структура морали

  • Моральное сознание – духовная сторона морали. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).

  • Моральное поведение. Поведение человека является показателем его нравственной культуры. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность.

  • Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, В котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности  с   точки     зрения   её    моральной   оценки. Наиболее значимые    — отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Одним из интересных вопросов, обсуждаемых учёными и философами, является вопрос о различении морали и права. Рассмотрим по схеме исследователя Смотрицкого Е.Ю. (См. схему IX) — http://www.i-u.ru/biblio/archive/smotricky_shemypophilosophiyi/


Функции морали

  • Регулятивная функция. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

  • Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

  • Познавательная (гносеологическая) функция.

  • Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

  • Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.

  • Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.

  • Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

3. Уровни нравственного развития




Лоренc Кольберг / Lawrence Kolberg [1927-1987]

Согласно поздним работам американского учёного Лоуренса Кольберга, люди обычно развиваются, проходя через шесть различных стадий нравственного развития по мере движения от детства к старости.
Первая стадия нравственной мотивации — это «наказание и ориентация на послушание». На этой стадии ребёнок строит свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия («Я буду наказан, если обижу мою сестру») и считается с мнением любого, кто сильнее его.
На второй стадии — «ориентация на взаимозависимость» — всё строится на том, что «правильный» поступок ассоциируется с любой выгодой, которая нужна данному человеку. Общественные отношения рассматриваются с точки зрения выгоды для себя («Ты мне, а я тебе»).
На третьей стадии — «ориентация на хорошего мальчика или девочку» — нравственное принятие решений рассматривается с точки зрения получения одобрения своих поступков «значительными людьми». Всё, что оправдывает ожидания общества, рассматривается как «правильный» поступок.

Четвертой стадией типологии Кохлберга является «ориентация на закон и порядок». Люди, совершающие нравственную оценку на этой стадии, воспринимают свои нравственные обязанности с точки зрения своего долга и отношения к властям. Этическая дилемма решается в повиновении некой внешней власти: закону, правительству, боссу.

Кохлберг утверждает, что двое из каждых троих взрослых американцев останавливаются в своём нравственном развитии на четвертой стадии или ниже. Остальные взрослые способны достичь более высокого уровня нравственной оценки (пятой и шестой стадий этой типологии). Они пытаются определить нравственные обязанности с точки зрения всеобщего блага.

На пятой стадии — «ориентация на общественно-правовое согласие» — индивид способен критически рассматривать общество. Плохое и хорошее определяется с точки зрения превосходства взаимных соглашений над морально-правовыми ценностями. Налицо контраст с ориентацией четвертой стадии: закон создан для людей, а не люди для закона.

Наивысшая стадия ориентации, по Кохлбергу, — это шестая — «ориентация на всеобщие этические принципы». На этой стадии правильность действия определяется с точки зрения соответствия всеобщим нравственным принципам (т. е. «золотое правило», категорический императив Канта).

Распространенная ошибка заключается в отождествлении Категорического императива с «золотым правилом нравственности»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

У немецкого философа Канта этот постулат имеет две формулировки:

  • «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и

  • «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». — http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/21958


Когда эти самостоятельно собранные принципы морали вступают в конфликт с общественными или правовыми нормами, всеобщие этические принципы берут верх (?).

Кохлберг полагает, что опыт «познавательной неустойчивости»— существенный элемент нравственного развития. Если человек удовлетворён определенным уровнем нравственной мотивации своих поступков, он остается на этой стадии. Однако если человек вступает в конфликт с вопросами нравственности и решение находится за пределами компетенции его уровня нравственной мотивации, эта познавательная неустойчивость открывает перед ним возможность подняться на более высокую ступень нравственного развития.

Кстати, Кохлберг и его коллеги обнаружили, что, поскольку люди прогрессируют от четвертой стадии к пятой и далее к шестой, они часто «отступают» к явной ориентации на самолюбование, характерной для второй стадии. Некоторые из них участвуют, как пишет американский ученый, в противозаконных действиях в большей или меньшей степени преступного характера. Период «отступления» (например, второй год обучения в колледже) даёт человеку возможность отделить себя от нравственных представлений своих родителей и на собственном опыте испытать принцип нравственной относительности, Обычно те, кто «отступает» на вторую стадию на третьем десятке жизни, продвигаются на пятую и шестую стадии.

Кажется очевидным, что чей-либо уровень познавательного нравственного развития будет иметь большое влияние на то, каким образом его основные взгляды на жизнь преобразуются в своеобразные нравственные ценности. Например, два человека могут разделят взгляды на жизнь, однако иметь глубоко различные нравственные ценности, поскольку один человек обосновывает нравственную мотивацию своих поступков, находясь на второй стадии, а другой — на шестой стадии. Кроме того, если люди, живя в своем обществе, повинуются властям ради властей, не основываясь в этом на своих этических ценностях, в будущем будет трудно повысить общий этический уровень этого общества.

Выводы:


  1. Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло.

  2. Цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание.

  3. Мораль — форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении.

  4. Человек реализует своими поступками шесть различных стадий нравственного развития:

  1. «наказание и ориентация на послушание»;

  2. «ориентация на взаимозависимость»;

  3. «ориентация на хорошего мальчика или девочку»;

  4. «ориентация на закон и порядок»;

  5. «ориентация на общественно-правовое согласие»;

  6. «ориентация на всеобщие этические принципы»;


Дополнительная литература к материалам лекции


  1. Абросимова О. К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе.— http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=103509

  2. Антилогова Л. Н.О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности. — http://kemsu2.narod.ru/1.2.htm

  3. Апресян.Г.О систематизации этического знания. — http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/school1/materials/m_m2.html

  4. Захаров Н. Л. Система регуляторов социального действия российских государственных служащих. — Гл. 4. http://www.i-u.ru/biblio/archive/zaharov_system_social_action_regulation/13.aspx

  5. Посаженникова О., Уровни развития нравственного сознания и социально-психологические свойства личности в ранней юности. — http://www.hetoday.org/arxiv/VOS/2_2010/58_61.pdf








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconУрок изучения нового материала
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconУрок на тему «Генетические основы поведения человека»
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconТема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconАнти-МакРоберт: Думай! по-русски. Как тренироваться по циклам
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconОпыт и достигнутые результаты управления в Калужской области 4
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы icon2. Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции...
Вопросы для подготовки студентов к зачету по дисциплине «Философия права» по специальности «Юриспруденция»
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconЛекция № Промышленные яды и основы токсикометрии Вопросы
Биологическое действие промышленных ядов – основные типы действия токсических веществ: общетоксическое, раздражающее, фиброгенное,...
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconМетодические рекомендации по их выполнению. 21 Вопросы для подготовки к зачету. 22
Охватывает основные вопросы сложившейся практики по организации и технике совершения операций финансового лизинга в зависимости от...
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconЛекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы icon2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы,...
Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconКурс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов
Философия науки как область теоретической мысли: дисциплинарный статус (понятие), предмет, история, основные направления, наиболее...
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconЛекция общее цветоводство вопросы
Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой...
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кто виноват? Что делать? Проклятые вопросы, так назвал их Ф. М. Достоевский. Вопросы, на которые невозможно найти ответ, вопросы,...
Лекция Этика: предмет и основные вопросы. Вопросы iconПлан введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет
Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск