Ii средние века





Скачать 52.39 Kb.
НазваниеIi средние века
Дата публикации17.10.2014
Размер52.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Глава II

Средние века

По сравнению с античность в Средние Века мысли философов образование занимало не так сильно. Но тем не менее они высказывали свои идеи на эту тему. В этой главе описаны философии трёх мыслителей касательно образования.

Первый философ – аль-Газали. Огромное влияние на мысли этого персидского философа оказали труды Аристотеля. Но в отличии от греческого философа, аль-Газали считал, что человеческий разум не способен постичь бесконечное и абсолютное1. Отчасти поэтому он плотно связывает свою философию с религией. Например, «он подчёркивал, что образование – это добродетель, и что оно должно сочетаться со стихами Священного Корана и высказываниями пророка Мухаммеда».2 Но образование не только религиозный процесс, но и логический. То есть он должен идти от простых понятий к сложным. Из этого утверждения вытекает то, что учитель должен быть человеком, который способен объяснить даже самые сложные аспекты человеческой жизни, оперируя самыми простыми понятиями. По аль-Газали, помимо логики и религии у обучения есть и третья сторона – нравственная. То есть люди должны быть воспитаны таким образом, чтобы они не враждовали между собой и в то же время были близки к Богу. Поскольку гражданин, прошедший процесс обучения должен обладать как нравственностью, так и сильной верой, его учитель должен обращаться с ним как с родным, быть его наставником, проявлять сочувствие. Более того, обучения должно проходить не только на словах, но и на практике. То есть учитель должен служить примером для своего ученика. Но аль-Газали считал, что в то же время нельзя забывать об особенностях каждого ученика. Например, простых людей стоит учить мудрости, а людей более изощрённых следует учить высоким философским мыслям. Но это ни в коем случае не значит, что одним надо уделять меньше времени, чем другим. В завершение можно сказать, что взгляд аль-Газали на образование включает в себя все стороны жизни человека. Начиная духовной и заканчивая интеллектуальной. Эта философия оказала огромное влияние на образование, «написанное им внесло логическое мышление в исламскую педагогическую мысль».3

Другим известным и уважаемым философом того времени был Абу Бакр Мухаммед ибн Абдал-Малик ибн Мухаммед ибн Туфайль аль-Каиси, или просто Ибн Туфайль. Своё представление о методах обучения он описал в книге «Живой сын неспящего». В ней описано развитие мальчика с малого возраста. Во многом философия Ибн Туфайля сходна с философией Аристотеля. Например, он также выделяет индуктивный метод как основной, с помощью которого происходит познание мира. В его книге мальчик – Хайй, разрезает оленя, которым он воспитывался и в следствии понимает, что смерть – разъединение души и тела.4 Помимо мыслей Ибн Туфайля о методах мышления из этого можно сделать вывод о высоком значении религии в обучении. Более того, философ считает понимание Бога и таких Его свойств как любовь и мудрость верхом и целью обучения наравне с познанием природного мира и нравственности. Но, помимо индуктивного метода познания, также выделяется и другой, называемый интуитивным. Ибн Туфайль считает, что лишь с помощью этого метода человек может постигнуть Бога, но у него также есть и большой недостаток по сравнению с интуитивным – он не может быть выражен словами и следовательно не может быть использован для коммуникации между людьми.

В своё время философия Ибн Туфайля считалась необычно в своей настойчивости на том, что понять мир и его устройство полностью можно лишь посредством опыта и разума. Эта мысль оказала большое влияние на дальнейшее развитие образования и была отражена в трудах таких известных и влиятельных мыслителей как Жан Жак Руссо и Джон Локк.

Оба вышеописанных философов жили в XXI – XXII веках. Но первым влиятельным философом средневековья, который много размышлял и писал об образовании является Аврелий Августин, также известный как Блаженный Августин, живший в IV – V в н. э. Этот философ известен своими радикальными взглядами на образовательную систему того времени и сильным желанием её изменить. В своей первой книге, «Исповеди», он пишет о том какие чувства он испытывал в свои школьные дни. Среди этих чувств скука, боль, страх. Но всё же он получил хорошее и дорогостоящее образование. Но желание творить и вообще как либо применять полученные знания появилась у него гораздо позже, после прочтения сочинений Цицерона. Поэтому в основе теории Августина Блаженного об образовании лежат именно мысли Цицерона. Таким образом, высшее счастье заключается в поисках мудрости, а следовательно в обучении.5 Интересно отметить, что Августин не придавал религии такую большую важность как большинство мыслителей средневековья. Следовательно её участие в образовании значительно меньше.

В своих трудах Аврелий Августин описывает что именно оставило для него такие негативные впечатления о школе. Более того он показывает контраст между обучением с применением наказаний и обучения с применением поощрения. Он пишет, что с детства не может терпеть греческий язык, которому его учили в школе, даже самые интересные произведения прочитанные на нём казались ему скучными и неинтересными. Это нежелание учить греческий связано с применением наказаний в школе, ведь латынь, которую он также учил с детства, но в домашних условиях с няней давалась ему легко и безболезненно из-за другого формата обучения (ласка нянь, игры). Таким образом философ делает вывод, что: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Как и многие философы того времени, Августин говорит о возможных проблемах при обучении, но интересно то, что он выделяет возможность появления проблем как у ученика, так и у его учителя. Например, он считает, что учителю могут быть скучны и неинтересны какие-то подробности своего учения, которые он вынужден снова и снова повторять своему ученику. Или же, напротив, учитель может быть занят чем-то более увлекательным, чем обучение, например, исследованием, что заставит его проводить меньше времени с учеником. Августин даёт несколько советов на эту тему. Он призывает испытывать терпение и милосердие к ученикам, учиться вместе с учеником чтобы старые знания стали новыми. Учителям следует использовать отсутствие усердия со стороны ученика для того чтобы разбудить в ученике привычку выражения своих чувств и мыслей без страха и волнения. Тем не менее, основной совет Августина Блаженного учителям – быть терпеливыми.

Из написанного выше становится понятно, что роль учителя в жизни ученика заключается не только в предоставлении новой информации, но он также должен быть своего рода психологом. Он ни в коем случае не должен забывать об индивидуальные особенности ученика, более того, использовать их для увеличения эффективности обучения. Учитель должен быть сочувственным по отношению к состоянию ученика, он должен учить, будто напоминая о том, что ученик уже знает, но никогда не разговаривать с ним, будто тот ничего не знает. Сам Блаженный Августин сравнивает процесс обучения со светом. Он пишет, для того чтобы достигнуть интеллектуального знания, нам нужен внутренний свет, а для этого учитель служит лишь внешним источником. Ученик обучается самими предметами по мере того как Бог внутренне открывает их ему.6 Другими словами, ученик всегда имеет знания, а учитель, как и Бог, помогает ему открыть к ним доступ.

1 Д. Палмер, Л. Бреслер, Д. Купер. "Пятьдесят Крупнейших Мыслителей Об Образовании От Конфуция До Дьюи".: Пер. с англ. - Наталья Миронова.: Издательский дом Высшей Школы Экономики, 2012 г., с. 57

2 Там же. с. 59

3 Д. Палмер, Л. Бреслер, Д. Купер. "Пятьдесят Крупнейших Мыслителей Об Образовании От Конфуция До Дьюи".: Пер. с англ. - Наталья Миронова.: Издательский дом Высшей Школы Экономики, 2012 г., с. 59

4 Там же. с. 63

5 Д. Палмер, Л. Бреслер, Д. Купер. "Пятьдесят Крупнейших Мыслителей Об Образовании От Конфуция До Дьюи".: Пер. с англ. - Наталья Миронова.: Издательский дом Высшей Школы Экономики, 2012 г., с. 49

6Д. Палмер, Л. Бреслер, Д. Купер. "Пятьдесят Крупнейших Мыслителей Об Образовании От Конфуция До Дьюи".: Пер. с англ. - Наталья Миронова.: Издательский дом Высшей Школы Экономики, 2012 г., с. 53


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ii средние века iconВедюшкина В. А. История. Средние века. Программа курса «История....
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края
Ii средние века iconМ. В. Дмитриев : Задача нашей сегодняшней сессии обсудить вопрос...
Церковь и государство в христианских культурах Востока и Запада Европы: идеалы и практика (Средние века – XIX в.)
Ii средние века iconМ. В. Дмитриев : Задача нашей сегодняшней сессии обсудить вопрос...
Церковь и государство в христианских культурах Востока и Запада Европы: идеалы и практика (Средние века – XIX в.)
Ii средние века iconАнтичность Средние века Новое время
Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней...
Ii средние века iconМ. В. Дмитриев : Сегодняшний наш день посвящен сравнению отношения...
Священное Писание, сакральные тексты и религиозное знание в христианских традициях (Средние века раннее Новое время)
Ii средние века iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Ii средние века iconВоркшоп
Спасение и эсхатология в христианских культурах: нормативные представления, вера и практика (Средние века- XIX в.)
Ii средние века iconСогласовано
Что такое Средние века. Основное содержание курса «История Средних веков». Хронологические рамки средневековья
Ii средние века iconТема: Средние века: время рыцарей и замков
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по периоду Средневековья, рыцарские доспехи
Ii средние века iconТематика рефератов по истории физики к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
Оптические знания в средние века (11-14 вв., Альзахен, Гроссетест. Р бэкон, Э. Вителлий и др.)
Ii средние века iconЭкзаменационные вопросы по истории средних веков Понятия средние века в исторической науке
Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях
Ii средние века iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
Предпосылки зарождения опытной науки в Средние века (Аверроэс, Томас Брадвардин, Роджер Бэкон)
Ii средние века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом крестьян Европы в средние века
Ii средние века iconНазвание элемента №42 происходит от латинского слова molybdaena,...
Но до середины 18-го века молибденит и графит не различали, лишь в 1758 г известный шведский химик и минералог Аксель Фредерик Кронстедт...
Ii средние века iconПрограмма : Е. В. Русина, к и. н., Институт истории, Киев, нану
Когда украинцы стали украинцами, а русские русскими? Складывание украинского, великорусского и общерусского самосознания в Средние...
Ii средние века iconМультимедийного урока
История государства и права зарубежных стран (ч. 1 История ГиП древнего мира и в средние века, Крашенинникова Н. А., Жидкова О. А.)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск