РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии М. Н. Щербинин
ЭТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для аспирантов специальности 09.00.05. - Этика
очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
2011
Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.05. - Этика очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 34 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Этика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Щербинин М. Н., 2011.
Пояснительная записка:
Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
осмысление этического опыта человечества, как в практическом культурно-историческом измерении, так и в результатах его философского осмысления;
осмысление этической ситуации современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;
углубление процесса этического самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;
формирование этического восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности;
формирование культуры научного мышления;
формирование межнациональной, межкультурной и конфессиональной толерантности.
Задачи дисциплины:
изучение важнейших понятий, принципов этики и этической аргументации;
анализ исторических форм морали и раскрытие общих механизмов ее развития;
выявление наиболее значимых этических феноменов, закономерностей и их осмысление;
формирование понимания насущных этических проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;
способствование образованию целостного системного представления о морали и ее связи с культурой;
обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными, нравственными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;
развитие способности самостоятельной этической оценки, решение на ее основе общественных, индивидуальных и профессиональных проблем с учетом этической и культурной традиций и с ориентацией на личностный смысл;
развитие понимание многообразия культурных, национальных и конфессиональных традиций в мире, базирующихся на многообразии моральных норм. существующих в обществах;
формирование толерантной позиции в отношении многообразного духовного опыта человечества.
Место дисциплины в структуре ООП.
Этика относится к циклу образовательно-профессиональных дисциплин. Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История философии, Методология научного познания, Эстетическая антропология. Обучающиеся должны:
иметь представления об основных категориях и концептах философии;
знать основные подходы к пониманию бытия и общества;
владеть методами философского исследования в рамках предметных областей перечисленных выше дисциплин;
иметь представление о социальных характеристиках современного общества.
Этике предшествуют следующие дисциплины по выбору, знание которых может быть использовано при ее изучении: Структура научного исследования, Философия 20 века.
Этика является завершающей дисциплиной в ряду образовательно-профессиональных дисциплин, и поэтому не имеет последующих дисциплин.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики);
владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний по этике;
умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области этики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: предмет этики, основные этические принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи;
основные закономерности функционирования морали и нравственности;
этические основания различных культурных, конфессиональных и национальных традиций мира, понимать соответствующий менталитет;
этические основания саморазвития и профессионального мышления;
роль морали в гармоничном функционировании профессионального сообщества.
ориентироваться в системе этического знания как целостного представления об основах морали и нравственности;
понимать характерные особенности современного этапа развития общественной морали;
ориентироваться в этическом многообразии, детерминируемом различием культур, религиозных направлений и народов, находить возможные пути урегулирования конфликтов, возникающих между их представителями;
применять этические принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности;
этически анализировать и контекстно осмыслять информацию, полученную из различных источников, созданных в рамках различных культурно-этических традиций.
навыками философского анализа различных типов морали и нравственности, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, научно-философского и практически-философского анализа;
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствиями с нормами этикета;
навыками межкультурного диалога и толерантности;
культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и путей ее достижения.
Трудоемкость дисциплины.
Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
| 5
| 6
| Аудиторные занятия (всего)
| 44
| 22
| 22
| В том числе:
| -
| -
| -
| Лекции
| 24
| 12
| 12
| Семинары (С)
| 20
| 10
| 10
| Самостоятельная работа (всего)
| 100
| 50
| 50
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| -
| контрольная работа, реферат
| контрольная работа, реферат, экзамен
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 144
| 72
| 72
| 4
| 2
| 2
|
Тематический план.
Таблица 2
Тематический план
№
|
Тема
| Всего часов
| виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| из них в интерактивной форме
| Формы контроля
| лекции
| семинарские занятия
| самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Семестр 5
| 1.
| Понятия "мораль", "нравственность", "этика". Предмет этики
| 7
| 2
| -
| 5
| -
| доклад, собеседование
| 2.
| Мораль первобытного общества. Этические учения Древнего Китая
| 14
| 2
| 2
| 10
| -
| ответ на семинаре, контрольная работа, тест
| 3.
| Этические учения Древней Индии. Этические учения античности
| 14
| 2
| 2
| 10
| 2
| деловая игра
| 4.
| Этос средневековья (монашество и рыцарство)
| 14
| 2
| 2
| 10
| -
| эссе, контрольная работа, терминологический диктант
| 5.
| Этические учения Возрождения и Нового времени (буржуазная мораль). Этические концепции в немецкой классической философии
| 14
| 2
| 2
| 10
| 2
| деловая игра
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 6.
| Этические концепции в современной философии
| 9
| 2
| 2
| 5
| -
| ответ на семинаре, тест, реферат
|
| Итого за 5 семестр:
| 72
| 12
| 10
| 50
|
|
|
| из них часов в интерактивной форме
|
| -
| 4
| -
| 4
|
| Семестр 6
| 1.
| Нравственные ценности и моральные нормы. Диалектика добра и зла
| 7
| 2
| -
| 5
| 1
| ответ на семинаре, деловая игра, контрольная работа
| 2.
| Моральный долг и совесть. Честь и достоинство
| 14
| 2
| 2
| 10
| 2
| деловая игра
| 3.
| Моральные качества человека. Справедливость и милосердие
| 14
| 2
| 2
| 10
| -
| собеседование, терминологический диктант, контрольная работа
| 4.
| Свобода воли и ответственность. Страх и страдание
| 14
| 2
| 2
| 10
| -
| доклад, эссе, реферат
| 5.
| Счастье и удовольствие. Смысл жизни. Этический идеал и самосовершенствование
| 14
| 2
| 2
| 10
| -
| ответ на семинаре, тест
| 6.
| Проблемы прикладной этики. Идеалы политкорректности и толерантности в современном мире
| 9
| 2
| 2
| 5
| 2
| деловая игра
|
| Итого за 6 семестр:
| 72
| 12
| 10
| 50
|
|
|
| из них часов в интерактивной форме
|
| -
| 5
| -
| 5
|
|
| Итого по курсу:
| 144
| 24
| 20
| 100
|
|
|
| из них часов в интерактивной форме
|
| -
| 9
| -
| 9
|
|
Таблица3.
Планирование самостоятельной работы аспирантов
№
| Темы
| Виды СРС
| Объем часов
| обязательные
| Семестр 5
| 1.
| Понятия "мораль", "нравственность", "этика". Предмет этики
| подготовка доклада;
подготовка к собеседованию
| 2
3
| 2.
| Мораль первобытного общества. Этические учения Древнего Китая
| подготовка к опросу;
подготовка к тестированию;
подготовка к контрольной работе
| 3
4
3
| 3.
| Этические учения Древней Индии. Этические учения античности
| подготовка к деловой игре
| 10
| 4.
| Этос средневековья (монашество и рыцарство)
| подготовка эссе;
подготовка к контрольной работе;
подготовка к терминологическому диктанту
| 3
4
3
| 5.
| Этические учения Возрождения и Нового времени (буржуазная мораль). Этические концепции в немецкой классической философии
| подготовка к деловой игре
| 10
| 6.
| Этические концепции в современной философии
| подготовка к опросу;
подготовка к тестированию;
подготовка реферата
| 2
1
2
|
| ИТОГО за 5 семестр:
| 50
| Семестр 6
| 1.
| Нравственные ценности и моральные нормы. Диалектика добра и зла
| подготовка к опросу;
подготовка к контрольной работе
подготовка к деловой игре
| 2
2
1
| 2.
| Моральный долг и совесть. Честь и достоинство
| подготовка к деловой игре
| 10
| 3.
| Моральные качества человека. Справедливость и милосердие
| подготовка к собеседованию;
подготовка к контрольной работе;
подготовка к терминологическому диктанту
| 3
4
3
| 4.
| Свобода воли и ответственность. Страх и страдание
| подготовка доклада;
подготовка эссе;
подготовка реферата
| 3
4
3
| 5.
| Счастье и удовольствие. Смысл жизни. Этический идеал и самосовершенствование
| подготовка к опросу;
подготовка к тестированию
| 5
5
| 6.
| Проблемы прикладной этики. Идеалы политкорректности и толерантности в современном мире
| подготовка к деловой игре
| 5
|
| ИТОГО за 6 семестр:
| 50
|
| ИТОГО по дисциплине:
| 100
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Этика является завершающей дисциплиной в ряду образовательно-профессиональных дисциплин, и поэтому не имеет последующих дисциплин.
Содержание дисциплины.
Семестр 5
|