Тюменский государственный университет







НазваниеТюменский государственный университет
страница1/5
Дата публикации18.10.2014
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии
М. Н. Щербинин


ЭТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 09.00.05. - Этика

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.05. - Этика очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 34 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Этика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Щербинин М. Н., 2011.


  1. Пояснительная записка:




    1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

  1. осмысление этического опыта человечества, как в практическом культурно-историческом измерении, так и в результатах его философского осмысления;

  2. осмысление этической ситуации современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;

  3. углубление процесса этического самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;

  4. формирование этического восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности;

  5. формирование культуры научного мышления;

  6. формирование межнациональной, межкультурной и конфессиональной толерантности.

Задачи дисциплины:

  1. изучение важнейших понятий, принципов этики и этической аргументации;

  2. анализ исторических форм морали и раскрытие общих механизмов ее развития;

  3. выявление наиболее значимых этических феноменов, закономерностей и их осмысление;

  4. формирование понимания насущных этических проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;

  5. способствование образованию целостного системного представления о морали и ее связи с культурой;

  6. обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными, нравственными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;

  7. развитие способности самостоятельной этической оценки, решение на ее основе общественных, индивидуальных и профессиональных проблем с учетом этической и культурной традиций и с ориентацией на личностный смысл;

  8. развитие понимание многообразия культурных, национальных и конфессиональных традиций в мире, базирующихся на многообразии моральных норм. существующих в обществах;

  9. формирование толерантной позиции в отношении многообразного духовного опыта человечества.




    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Этика относится к циклу образовательно-профессиональных дисциплин. Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История философии, Методология научного познания, Эстетическая антропология. Обучающиеся должны:

  • иметь представления об основных категориях и концептах философии;

  • знать основные подходы к пониманию бытия и общества;

  • владеть методами философского исследования в рамках предметных областей перечисленных выше дисциплин;

  • иметь представление о социальных характеристиках современного общества.

Этике предшествуют следующие дисциплины по выбору, знание которых может быть использовано при ее изучении: Структура научного исследования, Философия 20 века.

Этика является завершающей дисциплиной в ряду образовательно-профессиональных дисциплин, и поэтому не имеет последующих дисциплин.

    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

    умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики);

    владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний по этике;

    умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области этики.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  1. предмет этики, основные этические принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи;

  2. основные закономерности функционирования морали и нравственности;

  3. этические основания различных культурных, конфессиональных и национальных традиций мира, понимать соответствующий менталитет;

  4. этические основания саморазвития и профессионального мышления;

  5. роль морали в гармоничном функционировании профессионального сообщества.

  • Уметь:

  1. ориентироваться в системе этического знания как целостного представления об основах морали и нравственности;

  2. понимать характерные особенности современного этапа развития общественной морали;

  3. ориентироваться в этическом многообразии, детерминируемом различием культур, религиозных направлений и народов, находить возможные пути урегулирования конфликтов, возникающих между их представителями;

  4. применять этические принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности;

  5. этически анализировать и контекстно осмыслять информацию, полученную из различных источников, созданных в рамках различных культурно-этических традиций.

  • Владеть:

  1. навыками философского анализа различных типов морали и нравственности, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, научно-философского и практически-философского анализа;

  2. навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

  3. навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствиями с нормами этикета;

  4. навыками межкультурного диалога и толерантности;

  5. культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и путей ее достижения.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Таблица 1

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры







    5

    6

    Аудиторные занятия (всего)

    44

    22

    22

    В том числе:

    -

    -

    -

    Лекции

    24

    12

    12

    Семинары (С)

    20

    10

    10

    Самостоятельная работа (всего)

    100

    50

    50

    Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

    -

    контрольная работа, реферат

    контрольная работа, реферат, экзамен

    Общая трудоемкость час

    зач. ед.

    144

    72

    72

    4

    2

    2



  2. Тематический план.

    Таблица 2

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    семинарские занятия

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Семестр 5

    1.

    Понятия "мораль", "нравственность", "этика". Предмет этики

    7

    2

    -

    5

    -

    доклад, собеседование

    2.

    Мораль первобытного общества. Этические учения Древнего Китая

    14

    2

    2

    10

    -

    ответ на семинаре, контрольная работа, тест

    3.

    Этические учения Древней Индии. Этические учения античности

    14

    2

    2

    10

    2

    деловая игра

    4.

    Этос средневековья (монашество и рыцарство)

    14

    2

    2

    10

    -

    эссе, контрольная работа, терминологический диктант

    5.

    Этические учения Возрождения и Нового времени (буржуазная мораль). Этические концепции в немецкой классической философии

    14

    2

    2

    10

    2

    деловая игра



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    6.

    Этические концепции в современной философии

    9

    2

    2

    5

    -

    ответ на семинаре, тест, реферат



    Итого за 5 семестр:

    72

    12

    10

    50







    из них часов в интерактивной форме



    -

    4

    -

    4



    Семестр 6

    1.

    Нравственные ценности и моральные нормы. Диалектика добра и зла

    7

    2

    -

    5

    1

    ответ на семинаре, деловая игра, контрольная работа

    2.

    Моральный долг и совесть. Честь и достоинство

    14

    2

    2

    10

    2

    деловая игра

    3.

    Моральные качества человека. Справедливость и милосердие

    14

    2

    2

    10

    -

    собеседование, терминологический диктант, контрольная работа

    4.

    Свобода воли и ответственность. Страх и страдание

    14

    2

    2

    10

    -

    доклад, эссе, реферат

    5.

    Счастье и удовольствие. Смысл жизни. Этический идеал и самосовершенствование

    14

    2

    2

    10

    -

    ответ на семинаре, тест

    6.

    Проблемы прикладной этики. Идеалы политкорректности и толерантности в современном мире

    9

    2

    2

    5

    2

    деловая игра



    Итого за 6 семестр:

    72

    12

    10

    50







    из них часов в интерактивной форме



    -

    5

    -

    5





    Итого по курсу:

    144

    24

    20

    100







    из них часов в интерактивной форме



    -

    9

    -

    9




Таблица3.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

Семестр 5

1.

    Понятия "мораль", "нравственность", "этика". Предмет этики

подготовка доклада;

подготовка к собеседованию

2

3

2.

    Мораль первобытного общества. Этические учения Древнего Китая

подготовка к опросу;

подготовка к тестированию;

подготовка к контрольной работе

3

4

3

3.

    Этические учения Древней Индии. Этические учения античности

подготовка к деловой игре

10

4.

    Этос средневековья (монашество и рыцарство)

подготовка эссе;

подготовка к контрольной работе;

подготовка к терминологическому диктанту

3

4

3

5.

    Этические учения Возрождения и Нового времени (буржуазная мораль). Этические концепции в немецкой классической философии

подготовка к деловой игре

10

6.

Этические концепции в современной философии

подготовка к опросу;

подготовка к тестированию;

подготовка реферата

2

1

2




ИТОГО за 5 семестр:

50

Семестр 6

1.

Нравственные ценности и моральные нормы. Диалектика добра и зла

подготовка к опросу;

подготовка к контрольной работе

подготовка к деловой игре

2

2

1

2.

Моральный долг и совесть. Честь и достоинство

подготовка к деловой игре

10

3.

Моральные качества человека. Справедливость и милосердие

подготовка к собеседованию;

подготовка к контрольной работе;

подготовка к терминологическому диктанту

3

4

3

4.

Свобода воли и ответственность. Страх и страдание

подготовка доклада;

подготовка эссе;

подготовка реферата

3

4

3

5.

Счастье и удовольствие. Смысл жизни. Этический идеал и самосовершенствование

подготовка к опросу;

подготовка к тестированию

5

5

6.

Проблемы прикладной этики. Идеалы политкорректности и толерантности в современном мире

подготовка к деловой игре

5




ИТОГО за 6 семестр:

50




ИТОГО по дисциплине:

100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Этика является завершающей дисциплиной в ряду образовательно-профессиональных дисциплин, и поэтому не имеет последующих дисциплин.


  1. Содержание дисциплины.

Семестр 5

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет iconФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет»
Тюменский государственный университет iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6
Тюменский государственный университет iconПедагогика и психология
Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Финансы и кредит», 080103. 65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»
Тюменский государственный университет iconТехнологический колледж
...
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск