Тюменский государственный университет







НазваниеТюменский государственный университет
страница1/5
Дата публикации18.10.2014
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии
М. Н. Щербинин


ЭТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 09.00.05. - Этика

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.05. - Этика очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 34 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Этика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Щербинин М. Н., заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Щербинин М. Н., 2011.


  1. Пояснительная записка:




    1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

  1. осмысление этического опыта человечества, как в практическом культурно-историческом измерении, так и в результатах его философского осмысления;

  2. осмысление этической ситуации современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;

  3. углубление процесса этического самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;

  4. формирование этического восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности;

  5. формирование культуры научного мышления;

  6. формирование межнациональной, межкультурной и конфессиональной толерантности.

Задачи дисциплины:

  1. изучение важнейших понятий, принципов этики и этической аргументации;

  2. анализ исторических форм морали и раскрытие общих механизмов ее развития;

  3. выявление наиболее значимых этических феноменов, закономерностей и их осмысление;

  4. формирование понимания насущных этических проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;

  5. способствование образованию целостного системного представления о морали и ее связи с культурой;

  6. обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными, нравственными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;

  7. развитие способности самостоятельной этической оценки, решение на ее основе общественных, индивидуальных и профессиональных проблем с учетом этической и культурной традиций и с ориентацией на личностный смысл;

  8. развитие понимание многообразия культурных, национальных и конфессиональных традиций в мире, базирующихся на многообразии моральных норм. существующих в обществах;

  9. формирование толерантной позиции в отношении многообразного духовного опыта человечества.




    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Этика относится к циклу образовательно-профессиональных дисциплин. Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История философии, Методология научного познания, Эстетическая антропология. Обучающиеся должны:

  • иметь представления об основных категориях и концептах философии;

  • знать основные подходы к пониманию бытия и общества;

  • владеть методами философского исследования в рамках предметных областей перечисленных выше дисциплин;

  • иметь представление о социальных характеристиках современного общества.

Этике предшествуют следующие дисциплины по выбору, знание которых может быть использовано при ее изучении: Структура научного исследования, Философия 20 века.

Этика является завершающей дисциплиной в ряду образовательно-профессиональных дисциплин, и поэтому не имеет последующих дисциплин.

    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

    умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики);

    владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний по этике;

    умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области этики.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  1. предмет этики, основные этические принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи;

  2. основные закономерности функционирования морали и нравственности;

  3. этические основания различных культурных, конфессиональных и национальных традиций мира, понимать соответствующий менталитет;

  4. этические основания саморазвития и профессионального мышления;

  5. роль морали в гармоничном функционировании профессионального сообщества.

  • Уметь:

  1. ориентироваться в системе этического знания как целостного представления об основах морали и нравственности;

  2. понимать характерные особенности современного этапа развития общественной морали;

  3. ориентироваться в этическом многообразии, детерминируемом различием культур, религиозных направлений и народов, находить возможные пути урегулирования конфликтов, возникающих между их представителями;

  4. применять этические принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности;

  5. этически анализировать и контекстно осмыслять информацию, полученную из различных источников, созданных в рамках различных культурно-этических традиций.

  • Владеть:

  1. навыками философского анализа различных типов морали и нравственности, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, научно-философского и практически-философского анализа;

  2. навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

  3. навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствиями с нормами этикета;

  4. навыками межкультурного диалога и толерантности;

  5. культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и путей ее достижения.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Таблица 1

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры







    5

    6

    Аудиторные занятия (всего)

    44

    22

    22

    В том числе:

    -

    -

    -

    Лекции

    24

    12

    12

    Семинары (С)

    20

    10

    10

    Самостоятельная работа (всего)

    100

    50

    50

    Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

    -

    контрольная работа, реферат

    контрольная работа, реферат, экзамен

    Общая трудоемкость час

    зач. ед.

    144

    72

    72

    4

    2

    2



  2. Тематический план.

    Таблица 2

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    семинарские занятия

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Семестр 5

    1.

    Понятия "мораль", "нравственность", "этика". Предмет этики

    7

    2

    -

    5

    -

    доклад, собеседование

    2.

    Мораль первобытного общества. Этические учения Древнего Китая

    14

    2

    2

    10

    -

    ответ на семинаре, контрольная работа, тест

    3.

    Этические учения Древней Индии. Этические учения античности

    14

    2

    2

    10

    2

    деловая игра

    4.

    Этос средневековья (монашество и рыцарство)

    14

    2

    2

    10

    -

    эссе, контрольная работа, терминологический диктант

    5.

    Этические учения Возрождения и Нового времени (буржуазная мораль). Этические концепции в немецкой классической философии

    14

    2

    2

    10

    2

    деловая игра



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    6.

    Этические концепции в современной философии

    9

    2

    2

    5

    -

    ответ на семинаре, тест, реферат



    Итого за 5 семестр:

    72

    12

    10

    50







    из них часов в интерактивной форме



    -

    4

    -

    4



    Семестр 6

    1.

    Нравственные ценности и моральные нормы. Диалектика добра и зла

    7

    2

    -

    5

    1

    ответ на семинаре, деловая игра, контрольная работа

    2.

    Моральный долг и совесть. Честь и достоинство

    14

    2

    2

    10

    2

    деловая игра

    3.

    Моральные качества человека. Справедливость и милосердие

    14

    2

    2

    10

    -

    собеседование, терминологический диктант, контрольная работа

    4.

    Свобода воли и ответственность. Страх и страдание

    14

    2

    2

    10

    -

    доклад, эссе, реферат

    5.

    Счастье и удовольствие. Смысл жизни. Этический идеал и самосовершенствование

    14

    2

    2

    10

    -

    ответ на семинаре, тест

    6.

    Проблемы прикладной этики. Идеалы политкорректности и толерантности в современном мире

    9

    2

    2

    5

    2

    деловая игра



    Итого за 6 семестр:

    72

    12

    10

    50







    из них часов в интерактивной форме



    -

    5

    -

    5





    Итого по курсу:

    144

    24

    20

    100







    из них часов в интерактивной форме



    -

    9

    -

    9




Таблица3.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

Семестр 5

1.

    Понятия "мораль", "нравственность", "этика". Предмет этики

подготовка доклада;

подготовка к собеседованию

2

3

2.

    Мораль первобытного общества. Этические учения Древнего Китая

подготовка к опросу;

подготовка к тестированию;

подготовка к контрольной работе

3

4

3

3.

    Этические учения Древней Индии. Этические учения античности

подготовка к деловой игре

10

4.

    Этос средневековья (монашество и рыцарство)

подготовка эссе;

подготовка к контрольной работе;

подготовка к терминологическому диктанту

3

4

3

5.

    Этические учения Возрождения и Нового времени (буржуазная мораль). Этические концепции в немецкой классической философии

подготовка к деловой игре

10

6.

Этические концепции в современной философии

подготовка к опросу;

подготовка к тестированию;

подготовка реферата

2

1

2




ИТОГО за 5 семестр:

50

Семестр 6

1.

Нравственные ценности и моральные нормы. Диалектика добра и зла

подготовка к опросу;

подготовка к контрольной работе

подготовка к деловой игре

2

2

1

2.

Моральный долг и совесть. Честь и достоинство

подготовка к деловой игре

10

3.

Моральные качества человека. Справедливость и милосердие

подготовка к собеседованию;

подготовка к контрольной работе;

подготовка к терминологическому диктанту

3

4

3

4.

Свобода воли и ответственность. Страх и страдание

подготовка доклада;

подготовка эссе;

подготовка реферата

3

4

3

5.

Счастье и удовольствие. Смысл жизни. Этический идеал и самосовершенствование

подготовка к опросу;

подготовка к тестированию

5

5

6.

Проблемы прикладной этики. Идеалы политкорректности и толерантности в современном мире

подготовка к деловой игре

5




ИТОГО за 6 семестр:

50




ИТОГО по дисциплине:

100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Этика является завершающей дисциплиной в ряду образовательно-профессиональных дисциплин, и поэтому не имеет последующих дисциплин.


  1. Содержание дисциплины.

Семестр 5

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Тюменский государственный университет iconФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет»">