Скачать 309.96 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Буйло Б.И. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия вариативного курса: «Истоки научного подхода в исследовании общества» Ростов-на-Дону 2008 Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б.И. Буйло в рамках внутри вузовского проекта «Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «философия»» Печатается в соответствии с решением кафедры социальной философии факультета философии и культурологии ЮФУ, протокол № 8 от 31 марта 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Пояснительная записка 4-5 2. Учебно-тематический план курса 5-7 3 Методические рекомендации по изучению курса 7-8 4. Программа курса: лекций, семинарских занятий и коллоквиума - I блок обязательный модуль (с литературой) 8-14 5. Программа курса: лекций, семинарских занятий и коллоквиума - II блок обязательный модуль (с литературой) 14-23 6. Вариативный модуль - эссе на заданную тему 23-25 7. Вариативный модуль - тематика рефератов по курсу 25-28 8. Глоссарий 28-30 9. Вопросы к экзамену (письменной контрольной работе) по курсу 30-31 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса - Курс «Истоки научного подхода в исследовании общества» призван развивать у студентов научные представления об обществе, теоретических истоках, методах и основных направлениях его исследования в западной социальной науке. Целью курса выступает формирование целостного восприятия социальной реальности, в процессе интеграции результатов исследования различных социально-гуманитарных наук, повышение профессиональных навыков студентов. Задачи курса:
Место курса в учебном процессе Чтение курса опирается на знания студентов, полученные в процессе изучения курса истории зарубежной философии, социологии, социальной философии, а также курсов, читаемых на кафедре социальной философии факультета философии и культурологии ЮФУ. Структура курса: Курс состоит из 2 модулей - обязательного и вариативного. Первый модуль (обязательный) включает в себя лекции, семинары и проведение коллоквиумов. В разработанном курсе сделан акцент на использовании первоисточников. В ходе изучения курса студенты могут выступать с докладами на семинарских занятиях соответственно планам этих занятий, готовить рефераты по проблемам, которые рассматриваются в курсе. В конце курса предполагается проведение письменной контрольной работы. Вариативный модуль предлагает несколько вариантов заданий для студента, выполнив которые, он сможет добрать необходимые баллы для получения зачета (сдачи экзамена на положительную оценку) Общее количество часов – 36 ч. Для получения зачета (сдачи экзамена на положительную оценку) студенту необходимо набрать 100 баллов. Обязательный модуль: Посещение лекций – 20 баллов Посещение семинаров – 15 баллов Ответ на 1 вопрос семинара – 5 баллов Участие в работе семинара (вопросы, дополнения) – 2 балла Доклады – 8 баллов Контрольная работа по вопросам (письменно) –30 баллов Вариативный модуль: Творческое эссе на заданную тему – 25 Подготовка реферата - 25 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Освоение основного материала курса – это овладение сложными знаниями по истории западной социальной философии и социологии, осмысление и усвоение которых невозможно без самостоятельной работы студента. Курс «Истоки научного подхода в исследовании общества» предполагается читать на третьем курсе факультета философии и культурологии: направление философия, что позволяет студентам использовать уже полученных знаний в процессе обучения, особенно по курсам истории зарубежной философии, социологии и социальной философии. При конспектировании лекции студенту необходимо записывать план лекции, а также фиксировать все основные положения, на которых акцентирует внимание преподаватель. Курс начинается с обсуждения истоков современного подхода в исследовании общества. Рассматриваются взгляды О. Конта и Г. Спенсера, В этой части курса студентам необходимо уделить особое внимание специфике органистического подхода в позитивной философии О. Конта и Г. Спенсера. Далее изучаются воззрения Э. Дюркгейма. Здесь, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на выделение Э.Дюркгеймом социальных фактов в качестве предмета исследования социологии, анализе им социальной структуры общества, рассмотрении понятий механической и органической солидарности. При изучении взглядов М. Вебера особое внимание стоит уделить рассмотрению категории социального действия как предмета исследования социологии, анализу основных типов легитимности политической власти. В процессе изучения взглядов Т. Парсонса особое внимание нужно уделить пониманию им социальной системы как определенного набора абстракций из конкретных форм взаимосвязи. Необходимо здесь также акцентировать внимание студентов на типологии мотивационного поведения человека. Завершается курс рассмотрением тем по социологии образования и отклоняющегося поведения. Для углубленного изучения каждой темы, а также в процессе подготовки к экзамену или зачету, студенту необходимо освоить определенный массив литературы, список которой указан по каждой теме в данном учебно-методическом комплексе. Выполнение указанных выше рекомендаций является основой для усвоения в целом курса и успешной сдачи экзамена или зачета. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КУРСА I БЛОК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Исторические предпосылки становления современной западной социологии. Основные формы социального знания. Особенности научного социального знания. Социальная физика О.Конта. Теологический, метафизический и позитивный этапы познания мира в концепции О.Конта. Социология и естественные науки. Основные принципы исследования позитивного социального знания у О.Конта. Органицизм и биологизм социологии Г. Спенсера.Становление западной социологии в конце 19 начале 20 века. Современное состояние социологических исследований. Два крыла: консервативное и леворадикальное в современной американской социологии. Предмет и методы социологических исследований. Основные направления современной западной социологии. Тема 2. Предмет и метод исследования в социологии Э.Дюркгейма. Выделение Э.Дюркгеймом социальных фактов в качестве предмета исследования социологии. Объективный характер социальных фактов. Разделение социальных фактов на: 1) факты материального субстрата и 2) коллективного сознания. Четыре основных класса фактов коллективного сознания: 1) традиции, обычаи, религиозные верования; 2) моральные нормы поведения; 3) юридические или правовые нормы; 4) экономические феномены (мотивы экономической деятельности). Моральная и юридическая регламентация отношений между наемным рабочим и собственником средств производства как одно из условий снятия антогонизма между ними. Необходимость планомерного и целенаправленного государственного регулирования экономикой. Критика идеологического и прагматического влияния на социологические исследования. Наблюдение, собирание и интерпретация социальных фактов – основные методы исследования в социологии Э.Дюркгейма. Понимание сущности социологического анализа как установление причин и функций социальных явлений. Тема 3. Исследование Э.Дюркгеймом разделения труда и социальной солидарности в обществе. Анализ социальной структуры в социологии Э.Дюркгейма. Разделение труда как основа интеграции общества, формирования солидарности его членов. Разделение труда и профессиональная специализация, функции общественного разделения труда. Архаическое и индустриальное общество, механическая и органическая солидарность. Основные причины возникновения «ненормальных» форм разделения труда и нарушения органической солидарности: 1) с ростом монополизации в условиях рыночной экономики в начале 20 века производство становится неконтролируемым и нерегулируемым, что усиливает классовый конфликт и нарушает солидарность; 2) наличие внешнего неравенства вследствие прямого, неограниченного государством, наследования имущества и коррупции; 3) ненаучная организация труда на производстве, отсутствие у наемного работника заинтересованности и морального стимула. Возможные пути преодоления ненормального разделения труда и нарушения принципов органической солидарности. Тема 4. Анализ социального действия в социологии М.Вебера. Категория социального действия как предмет исследования социологии. Социум и коллективность как объект анализа в метафизике. Воля, сознание и интерес – неотъемлимые составляющие социальных действий индивида. Осознанность и целеполагание действия как основа его целерациональности. Типология идеальных видов социальных действий, их соотнесенность с целерациональностью как образцом социального действия. Идеализированное пространство социологии. Критика попыток рассмотрения в социологии индивида как части тотальности, клеточки социального организма. Тема 5. Типология общественных форм и форм политического господства в социологии М.Вебера. Возрастание роли целерационального действия, т.е. рациональности, в историческом процессе. Роль протестантизма в усилении рационализма в Европе. Материальная и формальная рациональность. Традиционные и индустриальные общества. Отсутствие господства в социальных отношениях формально – рационального начала как основной признак традиционных обществ. Становление индустриального общества в Европе. Понятие политики, политического господства и политической власти. Легитимность политического господства. Основные типы легитимности политической власти: 1) традиционный; 2) харизматический; 3) легальный (рациональный). |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса... Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет» Учебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет» разработан для студентов 4 курса по направлению подготовки 260501.... | Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов... Учебно-методический комплекс составлен на основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы и Государственного... | Учебно-методический комплекс по Философии Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерная графика» разработан для студентов 3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни» Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни» разработан для студентов 1 курса по направлению подготовки 260501.... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология конструкционных материалов» Учебно-методический комплекс дисциплины «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» разработан для студентов 1 курса... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Учебно-методический комплекс дисциплины «Физика» разработан для студентов 1,2 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая биотехнология»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теплотехника» Учебно-методический комплекс дисциплины «Теплотехника» разработан для студентов 3 курса по направлению 260501. 65 «Технология продуктов... |