Скачать 240.64 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол № 7 ___________________ от «_16_» февраля 2009 г. «___» _________ 2008 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. ____________________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Логика» федерального компонента (цикла ГСЭ. Ф. 06) по специальности (030501) Юриспруденция (для заочного отделения) Составитель: ст. преп. Павленко О.Н. Ростов-на-Дону 2009 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение логики является важной составной частью обучения правовым наукам. Знание логики и умение ее использовать в практической деятельности – гарантия успеха в квалификации преступления, выступления в суде, заключения договора и других видах деятельности юриста. Поэтому формальная логика представляет собой очень важный предмет в системе подготовки высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции. Логика связана с целым рядом других дисциплин – как гуманитарных (философия, риторика, психология и др.), так и математических (алгебра, теория вероятностей, теория множеств и др.). она развивает у студентов способности, необходимые для получения абстрактно-теоретических знаний, формирует навыки самостоятельного, творческого мышления. Все это обеспечивает более глубокое изучение правовых наук. Целью данного курса является развитие форм и приемов правильного мышления, лежащих в основе познавательной деятельности и используемых в области права и юриспруденции. Задачами курса являются: - усвоение и понимание основного содержания предмета в рамках данной программы; - свободное владение понятийным аппаратом и осознанное его применение при решении познавательных задач; - формирование практических навыков рационального и эффективного мышления. В результате изучения курса студенты получить практические навыки решения различных логических задач, четкого и ясного формулирования своих мыслей, построения выводов и доказательств, определение и классификаций, опровержения логически некорректных умозаключений. ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Предмет и значение логики. Логика как наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности. Цель логического теоретизирования. Чувственная и рациональная ступени познания. Особенности рационального познания. Интеллектуальная деятельность и язык. Логический анализ языка как информационной знаковой системы. Основные семиотические аспекты языка: семантический, синтаксический, прагматический. Основные семантические категории языковых выражений. Основные понятия теоретической логики. Понятие о логической форме и законе логики. Понятие как логическая форма мысли. Суждение как форма выражения мысли. Теория как совокупность понятий и суждений. Основные законы правильного мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Методологическое значение законов логики. Рассуждение как познавательная операция. Основные черты правильного рассуждения: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Понятие логического следования. Логическая корректность (правильность) и надежность рассуждения. Характеристика основных исторических этапов формирования логики. Логические идеи в древнегреческой философии: апории Зенона, диалектический (диалогический) метод Сократа, логические идеи Платона, силлогистика Аристотеля как первая в истории науки аксиоматически построенная дедуктивная теория о правильных рассуждениях. Логика и риторика. Кризис логики в средневековье. Место логики в философии нового времени. Логические идеи Лейбница. Особенности современного этапа развития логики. Логика и правовая наука. Роль операций определения и классификации понятий для правовой науки. Значение процедур доказательства и опровержения, знания логических принципов построения судебно-следственных версий, правил формулировки вопросов (ответов) для юридической практики. Тема 2. Классическая логика высказываний. Языки естественные и искусственные. Достоинства и недостатки естественного языка. Понятие о формализованном языке как средстве выявления логической формы языковых выражений. Алгоритм построения формализованного языка. Логика высказываний (пропозициональная логика) как определенный тип логической теории. Язык классической логики высказываний. Алфавит языка: пропозициональные переменные, пропозициональные связки – унарная (отрицание) и бинарные (конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция), технические средства. Логический смысл связок. Понятие правильно построенной формулы. Простые и сложные формулы. Логические условия истинности высказываний. Двузначность классической логики: истинность и ложность высказываний. Табличное определение истинностных значений логических связок (таблица истинности). Разрешающие процедуры для формул классической логики высказываний. Полные и сокращенные таблицы истинности для определения логических условий истинности формул логики высказываний. Алгоритм построения таблиц истинности. Классификация формул по логическим условиям истинности: тождественно-истинные (общезначимые), тождественно-ложные и выполнимые. Логические отношения между формулами: совместимость по истинности, совместимость по ложности, логическое следование. Выводы, основанные на логических связях между высказываниями: условно-категорические выводы – утверждающий модус, отрицающий модус; разделительно-категорические выводы – утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждющий модус; условно-разделительные выводы – простая конструктивная, сложная конструктивная, простая деструктивна, сложная деструктивная дилеммы; условные выводы. Тема 3. Понятие как форма мысли. Понятие как форма отражения действительности. Языковые формы выражения понятий. Термины и понятия. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Логическая характеристика понятий. Содержание понятия. Признаки предметов и их виды: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные, необходимые и случайные. Объем понятий. Часть объема понятия. Элемент объема. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Обобщение и ограничение понятий. Логические отношения между понятиями: совместимость и несовместимость. Отношения совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Отношения несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Моделирование отношений между понятиями на диаграммах Э.Эйлера – Д.Венна. Операции с объемами понятий. Деление и классификация понятий. Логическая структура деления: делимое понятие, основание деления, члены деления. Виды деления: дихотомическое и по видоизменению признака. Правила и возможные ошибки в делении Классификация как вид деления: естественная и искусственная классификация. Значение деления и классификации в научной и практической деятельности. Операции с одержанием понятия. Определение понятий. Виды определений. Структура определения: определяемое понятие и определяющая часть. Реальные и номинальные определения. Определения явные и неявные. Основной вид явных определений: определение через род и видовое отличие. Виды неявных определений: контекстуальные, индуктивные, через отношение к своей противоположности. Приемы, заменяющие определения: описание, характеристика. Пример, различение, сравнение. Остенсивное определение. Правила и возможные ошибки в определении. Роль логического учения о понятиях, определениях, классификации для правового познания. Тема 4. Логический анализ суждений. Общая характеристика суждения в традиционной логике. Суждение, высказывание и предложение. Суждения простые и сложные. Виды простых суждений: атрибутивные, реляционные, экзистенциальные. Категорические суждения. Структура суждения как категорического атрибутивного высказывания. Виды категорических суждений по качеству и количеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Распределенность терминов в категорических суждениях. Применение круговых схем для выявления отношений между терминами в суждениях. Логические отношения между категорическими суждениями. Логический квадрат как дидактический метод определения отношений между суждениями по истинности. Виды отношений: совместимость – эквивалентность, логическое подчинение (субординация), частное совпадение (субконтрарность); несовместимость – противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). Операция отрицания суждения. Модальные суждения. Виды модальных суждений: алетические модальности – необходимо, возможно, случайно; эпистемические модальности – знает, убежден, верит, сомневается, доказано; деонтические модальности – обязательно, разрешено, запрещено, безразлично. Деонтические модальности и норма. Логическая структура правовых норм. Предписывающая и описывающая части нормативного суждения. Взаимовыразимость операторов «разрешено», «запрещено» и « обязательно». Оператор «безразлично». Усложнение понятия истинности при логическом анализе нормативных высказываний. Суждение и вопрос. Логическая структура вопроса и ответа: предмет вопроса (ответа), содержание вопроса (ответа), объем вопроса (ответа). Виды вопросов и ответов. Условия корректной формулировки вопросов и ответов. Информационные характеристики вопросов. Вопросно-ответные ситуации в правовой практике. Тема 5. Рассуждение как прием мышления. Рассуждение как познавательная операция. Структура рассуждения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Логическая корректность и надежность рассуждений. Причины некорректности рассуждений. Виды рассуждений по направленности вывода и по характеру связи между посылками и заключением: дедуктивные, индуктивные, по аналогии; логически необходимые (доказательные) и вероятностные (правдоподобные). Логическое следование в доказательных и правдоподобных рассуждениях. Понятие дедуктивного рассуждения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных рассуждениях. Виды дедуктивных рассуждений: выводы классической логики, непосредственные – выводы посредством преобразования внутренней структуры суждений (превращение, обращение, противопоставление предикату и субъекту) и выводы на основе отношений между суждениями по логическому квадрату, силлогизмы. Тема 6. Традиционная силлогистика. Общие сведения о силлогистике. Алфавит силлогистики. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма: меньший, средний и больший термины; большая и меньшая посылки. Понятие фигуры и модуса силлогизма. Правильные модусы: основные (сильные) и производные (слабые). Общие правила силлогизма: правила терминов и правила посылок. Специфические правила фигур силлогизма. Круговые схемы как метод отбора правильных модусов силлогизма. Способы сведения модусов второй и третьей фигур силлогизма к модусам первой (совершенной) фигуры. Понятие энтимемы. Виды энтимем. Процедура определения корректности энтимемы. Понятие полисиллогизма и сорита, их виды. Значение силлогистики в истории логики. Тема 7. Правдоподобные рассуждения. Логическая природа индуктивных рассуждений. Правдоподобный характер заключений в индуктивных рассуждениях. Виды индуктивных рассуждений: полная и неполная индукция. Полная индукция, ее структура. Специфика полной индукции. Достоверный характер заключений полной индукции. Виды неполной индукции: популярная и научная. Индукция через простое перечесление (энумеративная). Условия, повышающие степень обоснованности заключений в выводах энумеративной индукции. Индукция через отбор ( элиминативная). Принципы отбора фактов, исключающие случайные обобщения. Индуктивные методы установления причинны связей: метод сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Значение индуктивных выводов в науке. Связь индукции и дедукции в процессе познания. Рассуждения по аналогии. Сущность аналогии. Структура и виды рассуждений по аналогии. Вероятностный характер выводов по аналогии. Факторы, повышающие степень вероятности заключений в выводах по аналогии. Тема 8. Логические основы теории аргументации. Понятие доказательства. Доказательство как логический способ обоснования истинности некоторой мысли. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Понятие опровержения. Структура опровержения: антитезис, контраргументы, демонстрация. Правила доказательства: правила тезиса, правила аргументов, правила демонстрации. Демонстрация как совокупность приемов обоснования тезиса. Использования дедукции, индукции и аналогии в процессе доказательства. Виды доказательства: прямое и непрямое (косвенное). Разновидности косвенного доказательства: апологическое (от противоречащего), разделительное ( метод исключения альтернатив). Логические ошибки в процессе доказательства: в отношении тезиса– потеря тезиса, подмена полная или частичная; в отношении аргументов – ложное основание, предвосхищение основания, аргумент к личности, аргумент к публике и др.; в отношении демонстрации – нарушение правил соответствующих умозаключений. Паралогизм как непреднамеренная ошибка в доказательстве. Софизм как преднамеренная ошибка. Понятие о логических парадоксах. Доказательство как логическая основа формирования убеждений. Значение доказательства в юридической практике. Аргументация как способ убеждения в коммуникативном процессе. Аргументация и доказательство. Структурные элементы аргументации: спорное положение, тезис, аргументы. Понятие поля аргументации. Аргументация и диалог. Состав диалога Общие принципы диалога. Виды диалога: полемика, спор, дискуссия и др. Полемика как вид интеллектуального поединка. Структура полемики. Типы полемики: познавательная, деловая, игровая. Общие принципы ведения полемики. Стратегия и тактика ведения полемики. Теория и практика спора. Виды спора: по целям, по мотивам. Условия спора. Доводы в споре. Уловки в споре. Юридическое доказывание. Предмет доказывания: доказательственые факты, процессуальные факты, социологические факты; следственная версия как основа юридического доказывания в уголовном судебном процессе. Средства доказывания (аргументы): фактические данные, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, экспертные заключения и др. Способы доказывания (демонстрация). Соблюдение фактических и юридических оценок. Процессуальные пределы юридического доказывания. Тема 9. Формы развития знания. Проблема, гипотеза и теория как форма развития знаний. Проблема и ее роль в познании. Понятие проблемной ситуации. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды проблем. Сущность гипотезы. Гипотеза и предложение. Виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы. Этапы развития гипотезы: формулировка гипотезы, практическое обоснование гипотезы, подтверждение гипотезы, доказательство гипотезы. Основной способ подтверждения гипотезы – выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Логические способы доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез. Характеристики и требования к следственным версиям в юридической практике. Теория как система научных знаний. Формирование научных теорий. Структура научных теорий. Типы теорий: описательные теории, логически систематизированные (дедуктивные и гипотетико-дедуктивные) теории, аксиоматически построенные теории. Роль логики в развитии, обосновании и систематизации научных знаний. ТЕМАТИКА УСТАНОВОЧНЫХ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Предмет и значение теоретической логики. 2 час. Тема 2. Дедуктивные теории рассуждений 8 час. Тема 3. Доказательство и опровержение 2 час. _______________ Всего: 12 час. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Занятие 1. Классическая логика Высказываний.
Практические задания.
Занятие 2. Непосредственные умозаключения.
Практические задания.
Занятие 3. Простой категорический силлогизм.
Практические задания.
Всякая боль нежелательна.
Данная доверенность недействительна.
Гражданин С. не обвиняемый.
Занятие 4. Понятие как логическая форма мысли.
Практические задания.
Учебник, политическая партия, вечный двигатель, республика, цивилизация.
Юрист, юридическая ответственность, Созвездие Большой Медведицы, круглый квадрат, подчиненный.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРА
Сборник упражнений по логике:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Вариант 1 выполняется студентами, фамилия которых начинается с «А» по«К». Вариант 2 выполняется студентами, фамилия которых начинается с «Л» по «Я». ЗАДАНИЕ 1. Определить вид понятий. Вариант 1. Грабеж, студенческая группа, русалка, оригинал, недееспособность. Вариант 2. Преступник, взвод, безнравственность, начальник, Дед Мороз. ЗАДАНИЕ 2. Определить отношения между понятиями и изобразить их с помощью круговых схем. Вариант 1. а) уголовный кодекс, кодекс, административный кодекс, статья 103; б) правонарушение, преступление против личности, оскорбление, кража, умышленное преступление. Вариант 2. а) населенный пункт, город, улица, деревня, Ростов-на-Дону; б) форма государства, форма правления, президентская республика, парламентская республика, РФ. ЗАДАНИЕ 3. Определить делимое понятие, члены деления, основание деления; установить вид и правильность деления (в неправильном делении указать нарушенное правило). Вариант 1. а) Преступлениями против собственности являются кража и грабеж. б) Отношения между людьми бывают доброжелательными недоброжелательными. Вариант 2. а) Республики разделяются на парламентские, президентские и унитарные. б) Государственные налоги делятся на прямые и косвенные. ЗАДАНИЕ 4. Установить вид и правильность определений (в неправильных делениях указать нарушенное правило). Вариант 1. а) Разбой – нападение с целью хищения чужого имущества. б) Вакансией называется незамещенная должность. Вариант 2. а) Мошенником называется человек, занимающийся мошенничеством. б) Народ – автор и актер собственной жизненной драмы. ЗАДАНИЕ 5. Определить вид суждений; в атрибутивных суждениях указать вид, структуру и распределенность терминов. Вариант 1. а) Многие люди суеверны. б) Джон любит Джейн. в) Ни один подложный документ не является доказательством. Вариант 2. а) Большинство людей, совершивших преступление, не избежали наказания. б) Всякое преступление носит противоправный характер. в) Кому приятны неприятности? ЗАДАНИЕ 6. Установить истинность суждений и построить из них выводы по логическому квадрату. Вариант 1. а) Человек не рождается преступником. б) Не все люди носят головные уборы. Вариант 2. а) Любая сделка является действительной. б) Часть студентов не посещает учебные занятия. ЗАДАНИЕ 7. Построить корректные выводы из суждений путем превращения, обращения, противопоставления субъекту и предикату. Вариант 1. а) Некоторые свидетельские показания недостоверны. б) Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Вариант 2. а) Некоторые юристы являются следователями б) Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной. ЗАДАНИЕ 8. Определить вид формулы путем построения полной таблицы истинности. Вариант 1. а) (А В) (ВА); б) ((А (ВС)) ((АВ) (АС)). Вариант 2. а) (АВ) (АВ); б) ((АВ) (СВ)) (СА). ЗАДАНИЕ 9. Формализовать рассуждение и определить его корректность путем построения сокращенной таблицы истинности. Вариант 1. а) Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, или если они не достигли брачного возраста. В данном случае лица, вступающие в брак, не достигли брачного возраста, но есть их взаимное согласие. Следовательно, брак не может быть заключен. б) Получить допуск к экзамену можно только в том случае, если будет зачет по контрольной работе. Я получу этот зачет, если научусь доказывать корректность рассуждений методом сокращенных таблиц. Значит, если не усвоить этот метод, то не будет допуска к экзамену. Вариант 2. а) Если у студента изворотливый ум, то он найдет выход из любой ситуации. А если это так, то он сможет сдать экзамен по логике. Следовательно, если он не сдал экзамен, то его ум неизворотлив. б) Человек может быть осужден только в том случае, если он совершит противоправное деяние. Если он будет осужден, то его семья лишится кормильца. Последнее приведет к ее обнищанию. Значит, человек не будет осужден или его семья станет нищей. ЗАДАНИЕ 10. Придумать рассуждения Вариант 1. а) по форме modus tollens и ее разновидностям; б) по разновидностям конструктивной дилеммы. Вариант 2. а) по форме modus ponens и ее разновидностям; б) по разновидностям деструктивной дилеммы. ЗАДАНИЕ 11. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение и посылки, средний, меньший и больший термины; определить модус, фигуру и корректность. Вариант 1. а) Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он привлечен к уголовной ответственности. б) Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады. Ваш визит нельзя назвать приятным, так как он вызывает у меня досаду. Вариант 2. а) Бегемоты живут в воде, а гиппопотамы живут в Африке. Значит, не все африканские животные живут в воде. б) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин П. Привлечен к уголовной ответственности, так как он совершил хулиганский поступок. ЗАДАНИЕ 12. Определить корректность энтимемы. Вариант 1. а) Религиозный обряд брака не имеет правового значения, поэтому брак между Русланом и Людмилой не имеет правового значения. б) Не все жильцы нашего дома живут на девятом этаже, так как они не пользуются лифтом. Вариант 2. а) Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод, а Леонидов – переводчик. б) Это суждение не общее, следовательно, оно частное. ЗАДАНИЕ 13. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции и почему? Вариант 1. а) Всю неделю стояла жаркая погода. б) В природе ничто не совершается обособленно. Вариант 2. а) Растения, которыми озеленяют наши города и села, защищают воздух от загрязнения. б) Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. ЗАДАНИЕ 14. Определить, какой метод научной индукции применяется в рассуждении; записать его в виде схемы. Вариант 1. При установлении причин дорожно-транспортных происшествий был сделан вывод о том, что несмотря на все различия этих происшествий (марка машины, возраст водителя и т.д.), большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителя. Вариант 2. «…всякий раз, как я употребляю известный род пищи, я всегда страдаю какой-нибудь определенной болезнью, между тем как если я отказываюсь от этой пищи, то перестаю и болеть.» ЗАДАНИЕ 15. Провести анализ ситуации и ответить на вопрос, используя, если это возможно, логику высказываний. Вариант 1. Обвиняемые А, В, С дали следующие показания: А: В виновен, а С – невиновен. В: А невиновен или С виновен. С: Я невиновен, но хотя бы один из А и В виновен. Предположив, что все показания правдивы, определите, кто виновен. Вариант 2. Трое задержанных А, В, С подозреваются в угоне машины. При допросе они дали следующие показания: А: Виновен В. В: Если я невиновен, то это сделал А С: Это был А, а я невиновен. Предположив, что все показания правдивы, определить, кто виновен. |
Учебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65 «Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные... | Учебно-методический комплекс по специальностям: 030501. 65 «Юриспруденция» «Юриспруденция» (гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент гсэ. Ф. 04.) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «логика» Учебно-методический комплекс «Логика» предназначен для студентов I курса специальности 030900. 62 Юриспруденция, составлен в соответствии... | Учебно-методический комплекс по курсу «Криминалистика» вузовского... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»... Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Нотариат: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт сост. Т. Е. Ложкина. – Киров: филиал ноу впо... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Учебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «исполнительное производство» Программа учебной дисциплины «Исполнительное производство» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины «коммерческое право» Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответствии с государственным... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»... Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... |