Скачать 322.07 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Буйло Б.И. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия вариативного курса: «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке» Ростов-на-Дону 2008 Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б.И. Буйло в рамках внутри вузовского проекта «Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «философия»» Печатается в соответствии с решением кафедры социальной философии факультета философии и культурологии ЮФУ, протокол № 8 от 31 марта 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Пояснительная записка 4-5 2. Учебно-тематический план курса 5-7 3 Методические рекомендации по изучению курса 7-8 4. Программа курса: лекций, семинарских занятий и коллоквиума - I блок обязательный модуль (с литературой) 8-15 5. Программа курса: лекций, семинарских занятий и коллоквиума - II блок обязательный модуль (с литературой) 15-24 6. Вариативный модуль - эссе на заданную тему 24-26 7. Вариативный модуль - тематика рефератов по курсу 26-29 8. Глоссарий 29-31 9. Вопросы к экзамену (письменной контрольной работе) по курсу 31-32 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса - Курс «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке» призван развивать у студентов представления о специфике исследования России, осмыслении ее места и роли в мире в воззрениях русских мыслителей конца XIX-XX веке, повышать профессиональные навыки студентов. Для России это было время судьбоносных поворотов в ее истории и поскольку современная философская и научная мысль не дает их однозначной оценки, то ознакомление студентов с позицией по данным вопросам классиков русской философии помогает им лучше осознать и сформировать собственное мнение в отношении ключевых событий российской истории XX века. Задачи курса:
Место курса в учебном процессе Чтение курса опирается на знания студентов, полученные в процессе изучения курса истории русской философии, социальной философии, а также курсов, читаемых на кафедре социальной философии факультета философии и культурологии ЮФУ. Структура курса: Курс состоит из 2 модулей - обязательного и вариативного. Первый модуль (обязательный) включает в себя лекции, семинары и проведение коллоквиумов. В разработанном курсе сделан акцент на использовании первоисточников. В ходе изучения курса студенты могут выступать с докладами на семинарских занятиях соответственно планам этих занятий, готовить рефераты по проблемам, которые рассматриваются в курсе. В конце курса предполагается проведение письменной контрольной работы. Вариативный модуль предлагает несколько вариантов заданий для самостоятельной работы студента, выполнив которые, он сможет добрать необходимые баллы для получения зачета (сдачи экзамена на положительную оценку) Общее количество часов – 36 ч. Для получения зачета (сдачи экзамена на положительную оценку) студенту необходимо набрать 100 баллов. Обязательный модуль: Посещение лекций – 20 баллов Посещение семинаров – 15 баллов Ответ на 1 вопрос семинара – 5 баллов Участие в работе семинара (вопросы, дополнения) – 2 балла Доклады – 8 баллов Контрольная работа по вопросам (письменно) –30 баллов Вариативный модуль: Творческое эссе на заданную тему – 25 Подготовка реферата - 25 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Освоение основного материала курса – это овладение сложными знаниями по истории русской философии и социальной философии, осмысление и усвоение которых невозможно без самостоятельной работы студента. Курс «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке» читается на четвертом курсе факультета философии и культурологии: направление философия, что предполагает использование студентами уже полученных знаний в процессе обучения, особенно по курсам истории философии и социальной философии. При конспектировании лекции студенту необходимо записывать план лекции, а также фиксировать все основные положения, на которых акцентирует внимание преподаватель. Курс начинается с рассмотрения взглядов Н.Я. Данилевского на цивилизацию и культуру, мировую историю и место в ней России. В этой части курса студентам необходимо уделить особое внимание специфике понимания Данилевским всемирной истории как смены культурно-исторических типов, содержанию и природе функционирования последних, а также месту России и славянского культурно-исторического типа в мировом историческом процессе. Далее изучаются воззрения В.С. Соловьева. Здесь, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на исходных принципах анализа исторического процесса в философии Вл. Соловьева, его понимании национального вопроса в России и его критике взглядов Данилевского и славянофилов. При рассмотрении темы России в творчестве Н.А. Бердяева особое внимание стоит уделить изучению особенностей истории русского народа, роли петровских реформ и Октябрьской революции в судьбе России. Необходимо также акцентировать внимание студентов на эволюции воззрений Н. Бердяева по отношению к русской революции и Советской власти, а также его видении возможных путей или перспектив развития России в будущем. В процессе изучения социально-философских взглядов евразийцев особое внимание нужно уделить их пониманию России как евразийского государства, своеобразию видения евразийцами истории России, пониманию ими субъекта культуры в качестве симфонической личности. Завершается курс рассмотрением основных черт русской нации во взглядах П. Сорокина. Основное внимание здесь акцентируется на понимании П. Сорокиным специфики национального самосознания русского народа, выделении им в качестве одной из основных черт российской культуры приоритета в длительной перспективе содержания (целостность и единство государства) над формой (название государства, его различные идеологические обоснования). Для углубленного изучения каждой темы, а также в процессе подготовки к экзамену или зачету, студенту необходимо освоить определенный массив литературы, список которой указан по каждой теме в данном учебно-методическом комплексе. Выполнение указанных выше рекомендаций является основой для усвоения в целом курса и успешной сдачи экзамена или зачета. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КУРСА I БЛОК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Типология культурно-исторического процесса в воззрениях Данилевского Н.Я. Взгляды Данилевского Н.Я. на общество и его историю. Соотношение общеевропейской и «общечеловеческой» цивилизаций в воззрениях Данилевского. Неправомерность отождествления географического и культурно-исторического деления мира на части света. Социальные причины ускоренного развития западно-европейских народов после сокрушения Римской империи. Необоснованность членения Всемирной (по аналогии с европейской) истории на: Древнюю, Средневековую и Новую. Понятие и основные признаки культурно-исторического типа. Классификация культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийский; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) ново-семитический или аравийский; 10) германо-романский или европейский. А также становящийся славянский и два не прошедших все стадии развития американских культурно-исторических типа. Тема 2. Проблема национального и «общечеловеческого» в культурно-исторической концепции Данилевского Н.Я. Постановка проблемы национального и общечеловеческого в русской социально-политической и философской мысли начала и середины 19 века. Оценка Данилевским Н.Я. решения данной проблемы западниками (Белинский, Грановский и др.) и славянофилами. Недопустимость отождествления европейской и «общечеловеческой» культуры. Самобытность культуры каждого народа. Рассмотрение Данилевским «общечеловеческого» как результата развития многообразия национальных культур. Понятие социального прогресса. Отрицание однонаправленности прогресса во времени и пространстве. Понятие государства. Данилевский о соотношении политического и национального в государстве. Один народ – одно государство. Основные формы государственного устройства общества. Тема 3. Особенности развития России и ее взаимоотношения с Европой во взглядах Данилевского Н.Я. Этапы становления государственности в древнерусском обществе. Ассимиляция варягов со славянским населением в процессе формирования Киевской Руси. Образование системы удельных княжеств как основы государственности Древней Руси, ее принципиальное отличие от системы феодализма на Западе. Негативные последствия монголотатарского нашествия в развитии культуры Древней Руси. Становление объективных предпосылок формирования централизованного государства в условиях монголотатарского ига. Освобождение от власти монголотатар, становление Московского царства. Введение крепостного права. Объективная необходимость реформ Петра 1. Сохранение общинного землепользования в условиях феодальной России. Негативные последствия попыток Петра 1 перенести на русскую почву европейскую культуру и образ жизни. Раскол общества как следствие петровских преобразований. Три основных формы «европейничанья» в России. Четыре разряда культурно-исторической деятельности. Перспективы будущего развития России. Тема 4. Культурно-историческая концепция Соловьева В.С. Исходные принципы исследования Вл.Соловьевым общества. Начало и конец человеческой истории, человечество как субъект ее развития. Составные части и формы человеческого существования. Экономическая, политическая и духовная формы человеческого бытия. Первый период человеческой истории: роль христианства в разделении духовной и земной сфер общественной жизни. Французская революция: начало второго периода в истории человечества, разделение экономической и политической форм бытия. Эволюция сословий в классы. Созидательный труд как основа существования общества: отрицание самоценности демократии и свободы. Перерождение демократии в плутократию в условиях власти капитала. Причины появления и распространения в западном обществе социалистических идей. Социализм как выражение господства экономических принципов в политической и духовной сферах общества. Неизбежность прохождения социализма для стран, пошедших по капиталистическому пути развития. Особая судьба России как посредника между земным и божественным миром. Тема 5. Место России в культурно-исторической концепции Соловьева В.С. Роль и значение национального и общечеловеческого во всемирной истории. Служение человечеству – нравственный долг каждого народа. История России – пример исполнения русским народом его нравственного долга (приглашение варягов и реформы Петра 1 - пример отказа от национального в пользу общенациональных ценностей). Самоутверждение России посредством усвоения общечеловеческого опыта. Природа подлинного патриотизма. Борьба с национализмом как поощрение подлинной народности и национальности. Воссоединение Московского царства с Киевом и Малороссией : образование Всероссийского государства – России. Необходимость решения для России трех вопросов: 1) польского; 2) славянского; 3) еврейского. Критика Вл.Соловьевым взглядов славянофилов и Данилевского Н.Я. |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни» Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни» разработан для студентов 1 курса по направлению подготовки 260501.... | ||
Учебно-методический комплекс по Философии Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | ||
Реферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса... Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для изучения курса истории России с древнейших времен до конца XIX века на базовом уровне в его традиционном... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Рабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология» Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Примерные вопросы для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по социальной философии Социально-философские проблемы русской религиозно-идеалистической философии конца Х1Х первой половины ХХ в в. (В. Соловьев, Н. Бердяев,... | ||
Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет» Учебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет» разработан для студентов 4 курса по направлению подготовки 260501.... |