Скачать 196.89 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого совета ФГБОУ ВПО «НКИ» Протокол №1 от 25.01.2012 ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИРабочая программа кандидатских экзаменов, тематика рефератов и экзаменационные вопросы Нижний Новгород 2012 ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая программа по курсу “История и философия науки” составлена с учетом обязательного для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единого минимума требований к уровню знаний в философии, определенного в программах, одобренных президиумом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России и утвержденных приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697. Программа включает в себя проблемы философского осмысления сущности и специфики науки как области познавательной деятельности человека, как социального института и особой сферы культуры. Данные вопросы рассмотрены в исторической перспективы с учетом основных направлений и школ, заявивших о себе в теоретической мысли. По своей сути рабочая программа является продвинутым уровнем в изучении вопросов истории и теории науки и ориентирована на людей, имеющих высшее образование и обучающихся в аспирантуре. Цель программы: Дать целостное представление о содержательной стороне философии науки, раскрыть ее роль в жизни общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Информационный материал включает в себя, прежде всего, монографии и статьи по философии науки, которые имеются в фондах Центра информационных разработок НКИ. В программу также включена тематика рефератов. В нее вошли вопросы как историко-философского характера, так и общие теоретические проблемы современной науки, имеющие выход на специальности, по которым идет подготовка будущих ученых. Завершают программу вопросы к экзамену. Они составлены с учетом той проблематики, которая стала основой лекционных и практических занятий с аспирантами. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАФилософия науки, ее сущность и специфика Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Онтология и гносеология. Диалектика. Наука как производство знаний. Наука как деятельность. Историческая изменчивость научной деятельности. Функции науки. Наука как производительная сила общества. Интернет и компьютерные технологии в науке. Особенности научного познания. Исследование законов развития мира. Моделирование и его роль в развитии научного знания. Перспективы развития науки. Теоретическое и обыденное знание. Объект и субъект научной деятельности. Рост знания и ценность научной новизны. Возникновение науки в эпоху античности Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Научные знания античной эпохи: Фалес, Демокрит. Античная логика и математика. Пифагор и его вклад в развитие математики. Академия Платона. Учение Платона об идеях. Вклад Платона в развитие теоретической мысли. Лицей Аристотеля. Физика и метафизика Аристотеля. Значение творчества Аристотеля для развития научного знания. Организация научной деятельности в античном мире. Александрийский Мусейон. Античная математика, механика и астрономия. Экономическая мысль античности: Ксенофонт, Платон, Аристотель. Развитие науки в эпохи средневековья и Возрождения Предвозрождение. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Экономическая мысль средневековья. Организация науки и образования в средние века. Эпоха Возрождения и ее роль в развитии теоретической мысли. Титаны Возрождения. Инженерная мысль Леонардо да Винчи. Трактат М. Монтеня «Опыты». Становление опытной науки в европейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. История и философия науки в новое время Предпосылки развития европейской науки нового времени (Н. Коперник, Г. Галилей). Исаак Ньютон и механистическая картина мира. Философия эмпиризма. Ф. Бэкон и его последователи. Рационализм Р. Декарта, философия Г.В. Лейбница. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» И. Канта. Роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук. Экономическая мысль нового времени. Учение меркантилистов. Адам Смит и классическая политэкономия. Становление социальных и гуманитарных наук. Эволюция философии науки в XIX веке Философская система Гегеля. Метод Гегеля. Законы диалектики. Категории философии как универсальные инструменты постижения действительности. Вклад Гегеля в развитие научного знания. К. Маркс и его влияние на развитие теоретической мысли. Идея общественно-экономической формации. Маркс о предметно-практической сущности человека. Роль практики в процессе познания. Позитивистская традиция в философии науки. «Курс позитивной философии» О. Конта. Г. Спенсер и его идеи. Роль позитивизма в развитии философии науки. Эволюция философии науки в XX веке Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. «Логика научного исследования» К. Поппера. Теория фальсификации. «Структура научных революций» Т. Куна. Парадигма. Научная революция. Принцип верификации. Г. Башляр: три научные эпохи. Интергуманизм Башляра. «Логические исследования» Э. Гуссерля. Трансцендентальная феноменология Гуссерля. Познание как саморазмышление познающего о самом себе и своей познавательной деятельности. Эпохе. Идеация. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Особенности современного этапа развития науки Главные характеристики современной науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в начале ХХI столетия. Экологическая этика и ее философские основания. Сциентизм и антисциентизм. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных проблем. ЛИТЕРАТУРА Агапова И.И. - История экономических учений. М., 2010. Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 3-й. От Еврипида до Александрии. — М.: Искусство, 1991. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. История и философия науки / под ред А.С.Мамзина. М.: Питер, 2008. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Кун Т. Структура научных революций М.,2001 Курашов В.И. Начала философии науки. Казань,2004. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Любомиров Д.Е., Сапенок О.В., Петров С.О. История и философия науки: Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей. — СПб.: СПбГЛТА, 2008. Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998 Основы философии науки / под ред. Проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2005 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Титова Н.Е.История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986 Философия и методология науки. Ч. I и II. – М.: SvR – Аргус, 1994 Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова. 1998 Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2009. ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ Занятие 1-2
Литература Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005 Занятие 3-4
Литература Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005 Занятие 5-6
Литература Агапова И.И. - История экономических учений. М., 2010. Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2009. Занятие 7-8
Литература Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005 Занятие 9-10
Литература Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005 Занятие 11
Литература Бессонов Б.Н. История и философия науки. М.: Из-во Юрайт, 2010. – 395 с. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Философия науки./ под ред С.А.Лебедева. М., 2005 Занятие 12
Литература Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Издательско-торговая корпорация, 2008. – 692 с. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М.: Академический проект, 2005 Кун Т. Структура научных революций М.,2001 Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М..2004 Философия и методология науки. Ч. I и II. – М.: SvR – Аргус, 1994 Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова. 1998 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Методические указания по написанию реферата Написание реферата – это процесс, который включает в себя несколько этапов. Первый – связан с выбором темы. Вам необходимо выбрать одну из тем, предложенных в перечне тем исследовательских работ. После того, как тема выбрана, переходите к изучению литературы. На основе собранного материала Вы должны разработать план вашего реферата. План должен включать в себя три основные части: введение, основную часть и заключение (См. приложение). Во введении дается обоснование темы, раскрывается ее важность и актуальность, показывается степень ее изученности, приводится обзор литературы по данному вопросу, формулируются цели и задачи работы. Основная часть должна включать в себя несколько глав, каждая из которых должна быть подразделена на два-три параграфа. Это центральная часть работы. Она должна составлять 3/4 общего объема работы. Здесь раскрывается суть вопроса, сопоставляются и анализируются существующие точки зрения, дается свое видение проблемы. Каждый параграф и глава в целом должны завершаться самостоятельными выводами. В заключении делается обобщение по всему кругу затронутых вопросов, кратко формулируются наиболее важные положения. Как только план будет составлен, переходите к распределению собранного материала по главам и параграфам. Другими словами, Вы должны хорошо себе представлять в каком разделе Вашей работы Вы будете использовать ту или иную цитату, то или иное высказывание философа. Написание работы во многом напоминает экскурсию по музею. Вы переходите из одного зала в другой, останавливаетесь, осматриваете экспонаты, высказываете свое мнение и идете дальше. Реферат – это самостоятельное изложение вопроса с опорой на литературу. Пишите реферат, а не сканируйте тексты книг. Для того чтобы правильно написать реферат целесообразно пользоваться принятыми в научной практике оборотами. Если Вы хотите подчеркнуть важность мысли, то воспользуйтесь такими словесными конструкциями: важно отметить, нельзя не сказать, следует подчеркнуть, не лишне заметить, следует обратить внимание и т.д. Если Вы собираетесь высказать свое отношение по какому-либо вопросу, то прибегните к следующим фразам: нам представляется, по нашему мнению, на наш взгляд, думается, мы солидаризируемся с мыслью, мы согласны с автором, мы разделяем подход, мы полагаем и т.д. Если Вы переходите к обобщению, то целесообразно начать со слов: таким образом, итак, следовательно, как следует из вышесказанного, суммируя сказанное и т.д. Данные обороты не только помогут Вам в написании реферата, но и сделают Ваш текст авторским и хорошо “читаемым”. При написании реферата необходимо руководствоваться следующими требованиями. 1. Объем работы – 30 страниц. 2. Шрифт Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал – 1,5, размеры полей: слева, сверху, справа и снизу – 2,5 см. 3. Титульный лист оформляется согласно Приложение. 4. Работа должна быть снабжена научным аппаратом. Все цитаты должны сопровождаться сносками, которые помещаются в конце каждой страницы. В сноске указываются фамилия, инициалы автора, название книги, из которой взята цитата, место и год издания, страница. 5. В конце работы приводится список использованной литературы. При этом фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке. 6. Основными требованиями к содержанию работы являются: знание литературы, сопоставление различных подходов (или точек зрения), их анализ, высказывание своих мыслей по существу поднимаемых вопросов, логичность и последовательность в изложении материала, обоснованность суждений. Помните: Ваша задача состоит не в том, чтобы только выписывать из книг нужные положения, а в том, чтобы, опираясь на литературу и имеющиеся в ней подходы, представить свое понимание рассматриваемого вопроса. При этом стоит особенно позаботиться об аргументации своей позиции. Если Вы согласны с мнением философа, то покажите, почему согласны. Если же Вы не разделяете высказанных суждений, то опять-таки потрудитесь ответить на вопрос “почему?”. Одним словом, подготовка и написание работы - это целый процесс, предполагающий определенную последовательность действий. Оценка работы находится в прямой зависимости от тех усилий, которые будут приложены к его написанию. Приложение МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Реферат По дисциплине «История и философия науки» Тема: «АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ» Выполнил: Петров В.Ф., Аспирант, группа 1-АЭ Проверил: Сизов С.К, д.и.н., профессор. Нижний Новгород, 2012П Л А Н ВВЕДЕНИЕ..............................................................…… ГЛАВА 1. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ВРЕМЯ................... 1.1. Жизненный путь Аристотеля..................…... 1.2. Философские труды мыслителя..............…… 1.3. Выводы..................................................…….. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ..........................................…. 2.1. Традиционные философские вопросы в трактовке Аристотеля..........................…… 2.2. Новое в учении Аристотеля....................….. 2.3. Выводы..................................................……. ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................…. ЛИТЕРАТУРА .........................................................…. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
21. Особенности научного познания. 22. Наука и обыденное познание. 23. Функции науки. 24. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. 25. Проблема формирование теоретических моделей. 26. Прогностическая роль философского знания. 27. Роль синергетики в развитии современных представлений о мире. 28. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 29. Человек в информационном обществе. 30. Новые этические проблемы науки в ХXI веке. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИРабочая программа кандидатских экзаменов, тематика рефератов и экзаменационные вопросы Составители Ермаков Сергей Анатольевич, Сизов Сергей Кузьмич Редактор Н.С. Шубина Корректор И.П. Луковникова Темплан 2011 г. Изд. лицензия № 021091 от 29.01.97Сдано в набор 20.11.2011. Подписано в печать 15.12.2011. Формат 60х84 1/16. Бумага Data Copy. Гарнитура Таймс. Усл.-печ.л. 1,0. Уч.-изд.л. 0,9. Тираж 10 экз. Заказ № Нижегородский коммерческий институт 603140, г. Н.Новгород, пр. Ленина, 27 Типография НКИ, г. Н.Новгород, пр. Ленина, 25а |
Программа-минимум кандидатского экзамена по дисциплине од. А. 01 «История и философия науки» Положение о порядке присуждения ученой степени кандидата наук в качестве обязательного условия предусматривает сдачу соискателями... | Темы рефератов для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата... Темы рефератов для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по дисциплине «История и философия науки (по отраслям наук)»... | ||
Экономики и менеджмента Настоящая программа ориентирована на подготовку аспирантов и соискателей ученой степени кандидата экономических наук к экзамену по... | Автореферат 35 Заверенная копия диплома кандидата наук (для соискателя ученой степени доктора наук) – 2 | ||
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных... «История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования... | Памятка соискателю ученой степени кандидата наук Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук, а... | ||
Высшего профессионального образования «владимирский институт бизнеса»... Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук | Список членов совета д 212. 232. 23 по защите диссертаций на соискание... Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы... | С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей... | ||
С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей... | Список членов совета д 212. 232. 10 по защите диссертаций на соискание... Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.... | Документы, необходимые при прикреплении в качестве соискателя ученой... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Закончил поступающий. – для поступающих в аспирантуру и соискателей... Снг после 1991 г., – оригинал и копия свидетельства об эквивалентности диплома – для поступающих в докторантуру и соискателей учёной... | Заявление соискателя (согласно приложению №1 «Положения о совете…»,... Представляемых соискателем ученой степени доктора (кандидата) наук в диссертационный совет д 208. 109. 01 |