Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011





Скачать 249.45 Kb.
НазваниеМетодические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011
Дата публикации13.12.2014
Размер249.45 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания
ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения России

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Методические указания

для подготовки к кандидатскому экзамену

для аспирантов и соискателей

Воронеж, 2011

История и философия науки : методические указания для подготовки к кандидат­скому экзамену для аспирантов и соискателей / Воронеж, гос. мед. акад. ; сост.: Б.П. Буравков. - Воронеж : ВГМА, 2011. - 17 с.

Методические указания составлены на основе программы кандидатского экзамена по истории и философии науки в соответствии с приказом Минобразования и науки России от 17 февраля 2004 г. № 697, письмом Минобразования науки Рос­сии от 06.07.2005 г. № АС-729/03 по вопросам, связанным с кандидатским экза­меном по истории и философии и философии науки и рабочей программы кафед­ры философии и гуманитарной подготовки.

Содержит перечень тем лекций и семинарских занятий по истории и философии науки, а также по философским проблемам медицины и истории медицины, включены списки тем рефератов и вопросы к самоподготовке к экзаменам. Предназначены для аспирантов и соискателей медицинских и фармацевтических вузов.

Рецензенты: д.ф.н., профессор ВГУ доц. Ю.А. Бубнов,

д.м.н., профессор ВГМА Л.И. Лавлинская.

Печатается по решению Центрального методического совета ВГМА им. Н.Н. Бурденко, протокол № 2 от 29.11.2011г.

Введение

Кандидатский экзамен по истории и философии науки введен как обязательный для аспирантов и соискателей всех специальностей. Цель экзамена: сформировать личность специалиста, обладающего широким общекультурным кругозором, осознающим социальную роль ученого в меняющемся обществе, понимающего логику развития науки, место «своей» науки в системе научных знаний, своей профессии в общекультурном контексте. Кандидатский экзамен по истории и фи­лософии науки сдается по программам, утвержденным приказом Минобразования и науки России от 17 февраля 2004 г. № 697. На первое место выдвигается во­просы науки и философии в их исторической динамике, актуализируются методо­логические, мировоззренческие, этические аспекты развития науки. Это позволяет преодолеть узкий профессионализм ученого, сформировать целостное научное мировоззрение. Программа включает общую часть, в которой рассматриваются общие методологические и мировоззренческие вопросы развития науки, ее соци­альное и культурное значение. Вторая часть программы включает философские проблемы конкретных областей научного знания и позволяет соискателям ученых степеней углубиться в методологические, мировоззренческие, этические пробле­мы их будущей научно-преподавательской деятельности. Третья часть программы предусматривает изучение исторического развития той науки, которая определяет профессиональную подготовку специалиста, что позволяет ему увидеть «свою» науку, как в динамике ее становления, так и в перспективе ее развития. В данное учебно-методическое пособие включены вопросы для подготовки к кандидатско­му экзамену по общей части, философским проблемам медицины и истории ме­дицины. Все вопросы каждой из трех частей снабжены библиографией, вклю­чающей основную и дополнительную литературу. Прилагаются примерные темы рефератов.

Аспирант, соискатель выбирает тему реферата, согласовав ее с консультан­том-философом и своим научным руководителем, а затем оформляет его в ком­пьютерном варианте (шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал полуторный, объем от 20 до 25 страниц). Реферат должен включать план, введение, основную часть и заключение. В конце реферата производится библиографический список, содержащий не менее 10 использованных источников. Титульный лист оформля­ется стандартно: в нем указывается титул ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, в середине - тема, под ней фамилия и инициалы аспиранта (соискателя), соответствующая кафедра, затем фамилия и инициалы научного руководителя, внизу - год выполнения реферата. При написании рефе­рата обязательны ссылки на источники и оформление в соответствии с требова­ниями, предъявленными к научным публикациям.

Проверку реферата проводит научный руководитель, который осуществляет первичную экспертизу, а также философ-консультант, который представляет ко­роткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено - не зачте­но». В процессе подготовки к кандидатскому экзамену аспирант (соис­катель) обязан прослушать курс лекций и активно работать на семинарских заня­тиях. Аспирант (соискатель) пишет заявление на имя ректора о допуске к занятиям. Формирование групп проводится дважды в течение календарного года: 01.10 и 01.02. Цикл подготовки к экзамену годичный (в весеннем и осеннем семестрах). График проведения занятий и консультаций для аспирантов (соискателей) пред­ставляется на стенде объявлений научно-исследовательской части и кафедры фи­лософии. Условием допуска к кандидатскому экзамену является: получение аспи­рантом (соискателем) зачета по циклу лекций и семинарских занятий, сдача рефе­рата и получение за него положительной оценки.

Список допущенных к экзамену аспирантов и соискателей представляется кафедрой философии в отдел аспирантуры не позднее чем через неделю после за­вершения цикла занятий с ними по программе кандидатского минимума. Допус­ком к экзамену является приказ ректора ВГМА, при условии выполнения всех промежуточных форм контроля. Проведение кандидатского экзамена осуществ­ляется в учебной аудитории кафедры философии, согласно расписанию.

Экзамен проводится по билетам, вопросы которых охватывают все разделы учебной программы. Каждый билет включает в себя три вопроса. Кроме того, в программу экзамена входит обсуждение подготовленного аспирантом (соискате­ля) реферата.

Полученные оценки объявляются председателем комиссии или его замести­телем после опроса всех экзаменующихся в этот день лиц и закрытого совещания членов экзаменационной комиссии. Оформленные экзаменационные листы воз­вращаются в отдел аспирантуры не позднее следующего рабочего дня.
Часть 1. Основы философия науки.
Тематическое планирование.




п/п

Название разделов и тем курса

Кол-во часов

лекции

семинары

1.

Предмет и основные концепции современной философской науки. Ее фундаментальные проблемы.

2

2

2.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

2

2

3.

Методология и логика научного познания.

2

2

4.

Структура научного знания.

2

2

5.

Динамика научного знания.

2

2

6.

Типы научной рациональности. Парадигмы современной науки.

2

2

7.

Наука как социальный институт.

2




8.

История науки как наука. Соотношение философии науки и истории науки.










ВСЕГО часов : 30

16

14


Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры.

  2. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.

  3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического знания. Идеалы и образы античного типа научной рациональности.

  4. Средневековая наука, ее идейные и социокультурные особенности. Схоластический идеал научного знания как парадигма средневекового типа рациональности.

  5. Идеалы и образы науки Возрождения.

  6. Наука в собственном смысле слова (от классического естествознания до современности).

  7. Предмет философии науки, основные этапы ее развития.

  8. Структура научного познания.

  9. Проблема как форма научного познания.

  10. Эмпирический уровень научного познания, его задачи, возможности, структура, методы. Проблема теоретической нагруженности факта.

  11. Теоретический уровень научного познания, его структура, методы.

  12. Структура научной теории и ее становление. Процедуры обоснования теоретических знаний.

  13. Понятие научного метода и методологии. Классификация методов.

  14. Индукция и дедукция в научном познании.

  15. Моделирование, научное абстрагирование и идеализация.

  16. Методология системного подхода.

  17. Философия и методология синергетики.

  18. Понимание и объяснение в науке.

  19. Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания.

  20. Социокультурная природа рационалиста.

  21. Научная рациональность и ее типы.

  22. Внешние и внутренние факторы развития науки.

  23. Научная революция. Научные традиции и научные революции.

  24. Модели динамики развития науки в западной философии науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, П. Фейерабенд).

  25. Общие закономерности развития науки.

  26. Стратегия научного исследования в эпоху постнеклассической науки.

  27. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.

  28. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития.

  29. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.

  30. Экологическая этика и ее философские основания. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, О.Р. Аттфильд).

  31. Наука как социальный институт.

  32. Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической свободы и государственного регулирования науки.

  33. Сциентизм и антисциентизм как ценностные ориентации в культуре.

  34. Наука и нравственность. Проблема ответственности ученых.

  35. Моральный облик ученого: мифы и реальность.

  36. Этос науки.

  37. Главные характеристики современной постнеклассической науки.

Основная литература

  1. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки : Учеб. Пособие. – М : Проспект, 2010.

  2. Кравец А.С. Наука как феномен культуры / А.С. Кравец. – Воронеж, 1998.

  3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации : учебн. пособие для вузов / Т.Г. Лешкевич. – М. : ПРИОР, 2001. – 413 с.

  4. Моисеев В.И. Философия науки. Философия биологии и медицины : учебн. пособие для вузов / В.И. Моисеев. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 560 с.

  5. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория : Учебн. пособие / Никифоров Александр Леонидович. – М. : Идея-Пресс, 2010.

  6. Основы философии науки : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.] – Ростов Н/Д. : Феникс, 2004. – 608 с.

  7. Поппер К. Логика научного исследования / К. Поппер. – М. : Республика, 2004.

  8. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура / В.Н. Порус. – М. : Прогресс, 2002.

  9. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. = М. : Гардарики, 2006.

  10. Философия науки и техники: конспекты лекций для адъюнктов и аспирантов / К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов, А.А. Луговой, А.В. Тонконогов. – М. : Высшее образование, 2008

  11. Философия науки : общий курс: учебн. пособие / под ред. С.А. Лебедева. – М. : Трикета, Акад.Проект, 2004. – 734 с.

  12. Философия науки : учебн. пособие / под ред. А.И. Липкина – М. : ЭКСМО, 2007.


Дополнительная литература

  1. Андренов Н.Б. Наука и история / Н.Б. Андренов. – М. : Спутник, 2003. – 356 с.

  2. Бургин М.С. Введение в современную методологию науки / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. – М., 1998

  3. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский. – М. : Прогресс, 1988

  4. Вернадский В.И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль / В.И. Вернадский. – Дубна, 1997.

  5. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания / В.И. Вернадский. – М., 2000.

  6. Войтов А.Г. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. – М. : Дашков И.К., 2004.

  7. Гадамер Х.Р. Истина и метод / Х.Р. Гадамер. – М., 1988

  8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М. : Наука, 1980. – 567с.

  9. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

  10. Горохов Р.Г., Сидоренко А.Е. Роль науки в развитии новейших технологий // Вопросы философии – 2009, № 3. – с. 67-76.

  11. Границы науки: О возможностях альтернативных моделей познания. – М., 1991.

  12. Денисов С.Ф. Естественные и технические науки в мире культуры :учебн. пособие для студентов вузов / С.Ф. Денисов. – Омск, 1997. – 446 с.

  13. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии / В.С. Дудченко. – М. : Институт социологии РАН, На Воробьевых, 1996.

  14. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: итоги ХХ столетия. – М. : Логос, 2000.

  15. Кезин А.В. Наука в зеркале философии / А.В. Кезин. – М., 1990.

  16. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы / В.Ж. Келле. – М. : Наука, 1988.

  17. Ковальченко И.Д. Методы исторического познания / И.Д. Ковальченко. – М. : Наука, 1987.

  18. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. Философский аспект проблемы / Л.М. Косарева. – М., 1989.

  19. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания / А.Н. Кочергин. – М., 1990.

  20. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки / А.С. Кравец. – Воронеж, 1993.

  21. Кун Т. Структура научных революций / Т.Кун. – М., 2001.

  22. Курдюмов С.П. Синергетика – новые направления / С.П. Курюмов. – М., 1989.

  23. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М. : Медиум, 1995.

  24. Липкин А.И. Парадигмы, исследовательские программы и ядро раздела науки в физики // Вопросы философии. – 2006, № 6, с. 89-104

  25. Меркулов И.П. Эпистемология. – СПб. : ХГА, 2006.

  26. Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемология, научное знание в динамике культуры, методология научного исследования :учебн. пособие / Л.А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2005. – 463 с.

  27. Наука: возможности и границы / ред. Е.А. Мамчур. – М. : Наука, 2003. – 292 с.

  28. Наука в культуре. – М., 1998.

  29. Пископпель А.А. Научная концепция: структура, генезис: Историко-методологические очерки развития научного знания / А.А. Пископпель. – М., 2002. – 351 с.

  30. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. – 2006, № 7

  31. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М. :Эдиториал УРСС, 2011. - 310 с.

  32. Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.

  33. Рикер Поль. Конфликт интерпретации. Очерки о герменевтике. – М., 1996.

  34. Роль философии в научном познании. – Л., 1990.

  35. Рузавин Г.И. Логика и аргументация / Г.И. Рузавин. – М., 1997.

  36. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие / Ю.В. Сачков. – М.: УРСС, 2003. – 142 с.

  37. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. – М., 2000.

  38. Татарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Татарский. – Биробиджан: Тривиум, 2000. – 326 с.

  39. Томпсон И. Философия науки / И. Томпсон. – М., 2002.

  40. Тулмин С. Человеческое понимание / С. Тулмин. – М., 2002.

  41. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. – М. : Экзамен, 2005.

  42. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.

  43. Философия современного естествознания. – М., 2004.

  44. Фундаментальная наука в ХХI веке // Вопросы философии – 2008, № 10

  45. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии / Г. Хакен. – М. : Ижевск, 2003.

  46. Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990.

  47. Черникова И.В. Философия и история науки / И.В. Черникова. – Томск, 2001.

  48. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи :учебн. пособие / В.Ф. Шаповалова. – М. : Гранд, Фаир пресс, 2004.


Часть II. Философские проблемы медицины.
Тематическое планирование.




п/п

Название разделов и тем курса

Кол-во часов

лекции

семинар

1.

Философия медицины, ее предмет, структура, функции.

2

2

2.

Болезни и здоровье как состояния жизни. Проблема определения сущности жизни – основные подходы.




2

3.

Философские аспекты психосоматической и социально-биологической проблем.

2

2

4.

Философские основания учения о норме, патологии, болезни и здоровья.

2

2

5.

Диагностика как специфический вид познавательной деятельности. Логика и методология клинического диагноза.

2

2

6.

Философские проблемы клинического мышления и эволюция его форм.

2




7.

Проблема причинности в медицине, структурно-функциональный подход.

2

2

8.

Рационализм и научность медицинского знания. Философские проблемы возможности теоретического познания в медицине

2




9.

Биомедицинская этика – нравственная философия современной медицины.










ВСЕГО часов 30

16

14


Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Феноменология живого.

  2. Холизм и редукционизм в истории биологии и медицины.

  3. Проблема определения сущности жизни. Основные подходы.

  4. Философия медицины, ее цели и задачи, основная проблематика, роль в развитии медицинского знания.

  5. Философские и методологические аспекты взаимодействия биологии и медицины.

  6. Мера жизни и критерии оптимальности.

  7. Философские проблемы нормы и патологии в медицине.

  8. Место здоровья и болезни в системе социальных ценностей человека и общества.

  9. Социальная этиология здоровья и болезни. Здоровый образ жизни.

  10. Философские аспекты психобиологической и психосоматической проблем в медицине. Интегральный подход в медицине.

  11. Детерминизм и медицина. Проблема причинности в медицине.

  12. Структурно-функциональные взаимоотношения в медицине.

  13. Принцип системности в медицине.

  14. Диагностика как специфический вид познавательного процесса.

  15. Философские проблемы медицинской деятельности.

  16. Логика и методология диагноза.

  17. Альтернативность и дополнительность клинико-нозологического и экзистенциально-антропологического подходов в диагностике.

  18. Клиническое мышление, его специфика и основные этапы становления.

  19. Философские проблемы возможностей теоретического знания в биологии и медицине.

  20. Современные тенденции развития медицинского знания: от классического рационализма к современному постнеклассическому видению объекта и предмета медицины.

  21. Биомедицинская этика – теоретическая основа нравственной философии медицины.

  22. Принципы и правила биоэтики.

  23. Этические проблемы в конкретной сфере деятельности медработника (хирурга, педиатра, онколога, психиатра и т.п.).

Основная литература

  1. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине / А.М. Анохин. – М., 1998.

  2. Анохин А.М. Философская герменевтика и теоретические проблемы науки: методологические и социальные проблемы медицины. – М., 2008.

  3. Биофилософия. – М., 1997.

  4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / под ред. Б.Г. Юдина. – М., 1998.

  5. Борзенков В.Г. Понятие «жизнь» в философии науки ХХ века. – «Человек», № 2, 2007.

  6. Введение в биоэтику. – М., 1999.

  7. Вернадский В.И. Начало и возможность жизни. – М. : Советская Россия, 1989.

  8. Ерохин В.Г. Гносеологические аспекты проблемы причинности в медицине / В.Г. Ерохин. – М., 1981.

  9. Казначеев В.П. Клинический диагноз / В.П. Казначеев, А.Д. Куимов. – Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. – 99 с.

  10. Казначеев В.П. Основы общей валеологии / В.П. Казначеев. – М., 1997.

  11. Кулиниченко В.М. Современная медицина: трансформация парадигм теории и практики (Философско-методологический анализ) / В.М. Кулиниченко. – Киев, 2001.

  12. Коровяков А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине / А.А. Коровяков, В.П. Петленко. – М., 1997.

  13. Коротков Е.А. Логика врачебной диагностики / Е.А. Коротков. – Днепропетровск, 1990.

  14. Лисицын Ю.П. Теория медицины на стыке веков XX-XXI в. / Ю.П. Лисицын. - М., 1993.

  15. Моисеев В.И. Философия науки. Философия биологии и медицины :учебн. пособие для вузов / В.И. Моисеев. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 560 с.

  16. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины / В.П. Петленко. – Л. : Медицина, 1982.

  17. Поттер В.П. Биоэтика: Мост в будущее / В.П. Потер. – Киев, 2002.

  18. Саркисов Д.С. Общая патология человека / Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, Н.К. Хитров. – М., 1988.

  19. Философия медицины / под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004.

  20. Философия здоровья. – М., 2001.

  21. Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и формации, а также их научных руководителей / Ю.М. Хрусталев, Г.И. Царегородцев. – М., 2007.

Дополнительная литература

  1. Ананьев В.А. Введению в психологию здоровья / В.А. Ананьев. – СПб., 1998.

  2. Андреев С.И. Философия здоровья и человека / С.И. Андреев // Философия медицины. – М., 2004. – с. 417-433.

  3. Гиляровский С.А., Тарасов Н.Е. Диалектический материализм и медицинская диагностика. – М. : Медицина, 1973.

  4. Деонтология в медицине: в 2т. – М., 1988.

  5. Жизнь как ценность. – М., 2000.

  6. Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. – М. : Медицина, 1978.

  7. Казначеев В.П. Основы общей валеологии / В.П. Казначеев. – М., 1997.

  8. Лисицын Ю.П. Здоровье как социальная ценность / Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно. – М., 1988.

  9. Лисицын Ю.П. Медицина и гуманизм / Ю.П. Лисицын, А.М. Изуткин, И.Ф. Матюшкин. – 1984.

  10. НТР, здоровье, здравоохранение. – М., 1994.

  11. Осипов И.Н. Основные вопросы теории диагноза / И.Н. Осин, П.В. Копнин.

  12. Панкратьева Н.В. Здоровье как социальная ценность / Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. – М., 1989.

  13. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика / Э. Сгречча, В. Тамбоне. – М., 2001.

  14. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности / К.В. Судаков. – М., 1993.

  15. Судаков К.В. Теория функциональных систем: истоки, этапы развития, экзаментальные доказательства, общие постулаты / К.В. Судаков. – М., 1996.

  16. Семья, здоровье, общество. – М., 1986.

  17. Уайт Джон. На грани жизни и смерти / Дж. Уайт. – СПб., 2003.

  18. Философские проблемы биологии и медицины. Междисциплинарные аспекты биомедицины. – М., 2008. – Вып.2.

  19. Хруцкий К.С. Биокосмология – универсальная наука индивидуального здоровья человека / К.С. Хруцкий. – Великий Новгород, 2006.

  20. Царегородцев Г.И. Проблема причинности в современной медицине / Г.И. Царегородцев, С.В. Петров. – М., 1982.

  21. Щепин О.П. Медицина и общество / О.П. Щепин, Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М., 1983.

  22. Эльштейн Н.В. Взаимоотношения врача и пациента в меняющемся времени / Н.В. Эльштейн // Русский медицинский журнал. – 1996. – т. 3. - № 6. – с. 312-319.


Часть 3. История медицины.
Тематическое планирование




п/п

Название разделов и тем курса

Кол-во часов







Лекции

Семинары

1.

История медицины: от истоков до наших дней

4

2




ВСЕГО часов : 6








Вопросы для подготовки к экзаменам:

  1. Врачевание в первобытном обществе.

  2. Врачевание в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае.

  3. Врачевание и медицина в Древней Греции и Древнем Риме.

  4. Медицина народов Средней Азии и в Арабских Халифатах.

  5. Медицина Западноевропейского Средневековья и Возрождения.

  6. Медицина в Московском государстве (IX-XVII вв.).

  7. Медико-биологическое направление медицины Нового Времени.

  8. История развития медико-биологических и клинических дисциплин.

  9. Медицина и здравоохранение в России в новейшей истории.

  1. Системы здравоохранения.

  2. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

  3. Глобальные проблемы медицины и здравоохранения, возможные пути и пер­спективы их решения.

Основная литература

  1. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: уч. Пособие / П.Е. Заблудовский.- 4.1: Период до 1917 г. - М., 1960.

  2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: уч. Пособие / П.Е. Заблудовский. - 4.2. - М., 1971.

  3. Лисицын Ю.П. История медицины: учебное пособие/ Ю.П.Лисицын. - М., 2008.

  1. Минье Л. История медицины: пер. с франц. / Л. Минье. - М., 1926.

  2. Мультановский МП. История медицины / М.П. Мультановский. - М., 1967.

  3. Сорокина Т.С. История медицины /Т.С.Сорокина. - М., 1994.

Дополнительная литература
1. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XVI1 в. / Н.А.Богоявленский.- М., 1960.

  1. Бородулин В.И. Лекции по истории медицины/ В.И.Бородулин. - М., 1955.

  2. Глязер Г. Драматическая медицина/ В.И. Бородулин.- М., 1967.

  3. Жук А.П. Развитие отечественной медицинской мысли в России в 60-70е годы Х1Хв./А.П.Жук.-М., 1963.

  4. Левит М.М. Становление общественной медицины в России/ М.М.Левит. - М., 1997.

  5. Кузьмин И.К. Лекции по истории русской медицины/ И.К.Кузьмин. - М., 1975.

  1. Книга античности и Возрождения о временах года и здоровье. - М., 1971.

  2. Кадыров А.А. Великие ученые-медики средневековья/ А.А.Кадыров, У.Г. Саи-пов. - Ташкент, 1988.

  3. Мирский М.М. Хирургия от древности до современности. Очерки истории / М.М.Мирский.- М., 2008.

  1. Мирский М.М. Медицина России XVI-XIX веков/ М.М.Мирский. - М., 1996.

  2. Сточик A.M. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологи. -Вып. 1-2.-М., 1992.

  3. Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних наро­дов / В.М. Тарасонов. - М., 1985.

Примерные темы рефератов для аспирантов и соискателей

  1. Феноменология живого.

  2. Проблема определения феномена жизни. Теории жизни.

  3. Проблема происхождения жизни.

  4. Холизм и редукционизм в истории биологии и медицины.

  5. Проблема органической причинности.

  6. Философия как мировоззренческая и методологическая основа медицины.

  7. Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика.

  8. Объект и предмет медицины, специфика медицины как науки.

  9. Классификация медицинских наук как философская и методологическая про­блема.

  1. Проблема качества в медицине.

  2. Философские основания теории нормы и патологии.

  3. Философские основания теории здоровья и болезни. Проблема различения фи­зиологического и патологического.

  4. Философские аспекты социально-биологической проблемы в медицине.

  5. Проблема причинности в медицине.

  6. От количества к качеству в теории медицине.

  7. Философские проблемы теоретического знания в биологии и медицине.

  8. Философские проблемы медицинского диагноза.

  9. Эволюция клинического мышления.

  10. Категория «мера жизни» в биологии и медицине, диалектика количества и ка­чества в определении биомедицины.

  11. Проблема аксиоматизации медицинского знания.

  12. Структурно-функциональные взаимоотношения в медицине.

  13. Логика и методология диагноза.

  14. Гипотеза и ее роль в медико-биологических исследованиях.

  15. Гипотеза и ее роль в диагностике и прогнозировании.

  16. Методологические основы медицинской семантики.

  17. О содержании и форме в живой природе.

  18. Теоретико-познавательные и ценностно-практические аспекты проблемы по­строения медицинской теории.

  19. Проблема истинности диагноза и источники диагностических ошибок.

  20. Логика и клиническая диагностика.

  1. Гносеологические корни диагностических ошибок.

  2. Соотношение абстрактного и конкретного, субъективного и объективного в диагностике.

  3. Социальная детерминированность биологии человека.

  4. Жизнь и здоровье в иерархии человеческих ценностей.

  5. Ценность здоровья как мировая проблема.

  6. Здоровые потребности и потребность в здоровье.

  7. Здоровье - стратегия личной жизни.

  8. Социальная ценность здоровья.

  9. Проблема гуманизма в медицине.

  10. Медицина и гармоническое развитие личности.

  11. Медицина - ценностное явление человеческой культуры.

  12. Человеческий потенциал и здоровье населения России.

  13. Социальные основания воспроизведения здоровья и болезней.

  14. Образ жизни и состояние здоровья населения.

  15. Техника, технология и «техницизм» в медицине.

  16. Компьютерно-информационные революция и медицина.

  17. Философские проблемы стандартизации в медицине.

  18. Медицина и гармоническое развитие личности.

  19. Медицина, власть, политика.

  20. Методологические подходы к решению конфликтных ситуаций в биомедици­не.

  21. Врачевание в первобытном обществе.

  22. Врачевание в странах Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия).

  23. Врачевание в Древнем Египте.

  24. Врачевание в Древней Индии.

  25. Врачевание в Древнем Китае.

  26. Врачевание и медицина в Древней Греции.

  27. Медицина в Древнем Риме.

  28. Медицина в Западной Европе в период раннего (V-X вв.) и классического (XI-XV вв.) средневековья.

  29. Медицина в арабоязычных Халифатах (VII-X1 вв).

  30. Медицина народов Средней Азии (Х-ХП вв.)

  31. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (1V-XVI1 вв.).

  32. Медицина в Древнерусском государстве (IX-XIV вв).

  33. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения

  34. Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)

  35. Медико-биологическое направление Нового времени.

  36. История развития медико-биологических и клинических дисциплин: анато­мии, общей патологии, микробиологии, физиологии и экспериментальной меди­цины, терапии, хирургии, гигиены и общественного здоровья и др.

  37. Медицина и здравоохранение в России в Новейшей истории.

  38. Концепции современного естествознания и медицина.

  39. Научно-техническая революция и медицина.

  1. Дифференциация и интеграция наук и появление новых медицинских специ­альностей на стыке наук и дисциплин.

  2. Системы здравоохранения.

  1. Достижения терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, микробиологии,
    иммунологии, гигиены, эпидемиологии и других медицинских дисциплин в со­временной истории (в соответствии со специализацией соискателя).

  2. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

  3. Глобальные проблемы медицины и здравоохранения.

  4. Врачебная этика Гиппократа.

  5. Врачебная этика Древнего и Среднего Востока.

  6. Медицинская этика европейского Возрождения.

  7. Медицинская этика Нового времени.

  8. История медицинской этики в России.

  9. Медицинская этика в Советском Союзе.

  10. Начало биоэтики как нового типа мышления от медицинской этики к биоэти­ке.

  11. Принципы и правила биоэтики.

  12. Медицина и пациент: типы и формы взаимоотношения.

  13. Морально-этические проблемы биомедицинских экспериментов на человеке и животных.

  14. Морально-этические проблемы искусственного аборта.

  15. Этика ответственного деторождения и контрацепции.

  16. Этические и правовые проблемы стерилизации.

  17. Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.

  18. Биоэтика, генетика и пренатальная диагностика.

  19. Смерть, умирание, жизнеподдерживающее лечение: этико-правовые пробле­мы.

  20. Биоэтика и эвтаназия.

  21. Моральные проблемы трансплантологии.

  22. Этические и правовые проблемы психиатрии.

  23. Этико-правовые проблемы эпидемиологии.

  24. 94 СПИД: Морально-этические проблемы.

  1. Этические проблемы психотерапии.

  2. Проблема справедливого распределение ресурсов здравоохранения в общест­ве.

  3. Биоэтика в хирургии, реаниматологии, педиатрии, дерматовенерологии и др. (в соответствии со специализацией соискателя).

  4. Этико-правовые проблемы клонирования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconМетодические указания для аспирантов и соискателей по подготовке...
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconКафедра философии и гуманитарных наук
Борисова Е. М. Программа и методические материалы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей)....
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к кандидатскому экзамену по истории и философии науки и рассчитана...
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconПрограмма дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и...
Программа предназначена аспирантам для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconВ. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б
Книга предназначена для аспирантов и соискателей мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных,...
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии...
В библейских описаниях не однократно упоминается об апокалипсисе, как о неминуемом событии, настигнувшем человечество в момент его...
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей
История и философия науки: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума...
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
«Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconАнглийский язык
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconПрограмма и методические материалы для аспирантов
Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки....
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconМетодические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся...
Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconВопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума от аспирантов...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconМетодические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения
Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во...
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconРеферат на право получения допуска к кандидатскому экзамену по языку...
Требования к реферату по курсу подготовки к кандидатскому экзамену по иностранному языку в рэу им. Г. В. Плеханова
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей Воронеж, 2011 iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...


Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск