Скачать 189.13 Kb.
|
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «МИР И ЧЕЛОВЕК» Программа спецкурса «Мир и человек» (начальная философия) предполагает знакомство обучающихся с основами и обществоведческими, философскими понятиями, направлениями и представляет собой интегративный курс начальной философии с биологией, химией, физикой. На протяжении школьных лет учащиеся изучали математику, химию, биологию, физику, историю как отдельные друг от друга науки - вполне самостоятельные, независимые одна от другой. Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости. ЗАДАЧИ КУРСА Данный курс призван помочь обучающимся лучше разобраться и усвоить такие сложные вопросы, как:
КУРС ПОМОЖЕТ:
КУРС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 11 класса: лекционная система обучения, дискуссии, решение проблемных заданий, анализ научной литературы, выдвижение собственных гипотез, проблем, нахождение своих путей решения, точек зрений, работа над понятиями и научными терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций. В целях контроля знаний по окончании изучения каждого раздела проводятся повторительно-обобщающие занятия в форме семинаров, дискуссий, «круглых столов» по поднятым проблемам. В конце учебного года проводится итоговое повторение в виде дискуссий, семинаров. Система обучения по программе - 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы – в течение всего учебного года. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение в курс (2 ч) Что изучает философия? Древнегреческие мыслители Платон, Сократ о философии. Взгляды русского философа и публициста П.С.Юшкевича о смысле философии. Точки зрения на философию русских мыслителей и философа. Швейцера, Н.Н.Трубникова, Н.А.Бердяева, М.К.Мамардашвили. Основные понятия: бытие, идеальное, идеология, идея, истина, материальное, материал, метафизика, мировоззрение, наука, познание, сущее, философия, человек, язык. РА3ДЕЛ 1: ЧЕЛОВЕК И МИР (13 ч) Тема: Мир - реальность или иллюзия (3 ч) Учения греческих философов Гераклита, Демокрита, Анаксимена, Платона о многообразии мира. Учение о душе по Аристотелю. Душа по Ф.М.Достоевскому - высшая деятельность человеческого тела. Элементарные частицы - слагаемые и структуры мира. Их свойства и закономерности движения. Классификация частиц. Учение В.И.Вернадского и его «Биосфера». Основные понятия: Вселенная, всеобщее, действительность, душа, дух, иллюзия, картина мира, космология, космос, материальное, практика, пространство, развитие, реальность, случайность, сознание, субъект, теория, явление. Т е м а 2: Возникновение, существование и перспективы мира (3 ч) Общие представления о мире, его возникновении и развитии. Теория эволюции Дарвина. Жизнь в космосе. Вселенная и разум. Свойства Вселенной. Законы физики, математики, естественные процессы в природе о развитии мира. Возникновение жизни и человечества на Земле. Суждения и споры русского математика и философа В.Н.Тростникова о «сотворении мира», американский ученый т.Моррис о споре между креационистами и эволюционистами. Ученые-косметисты В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский об идее конца Вселенной и о месте человечества во Вселенной. Основные понятия: абсолют, анализ, догматизм, знание, креационизм, мышление, познание, отражение, синтез, случайность, космология, Вселенная, эволюционизм. Те м а 3: Мир в его новых замыслах (2 ч) Смысл жизни .Модель мира в античности, Средневековье, эпохе Просвещения, XX веке. Место человека в законах мироздания. Происки бытия в философии. Взгляды З.Фрейда, М.Хайдеггера, Ч.Дарвина, Г.Галилея о восприятии мира. Основные понятия: время, Вселенная, закономерность, мировоззрение, мера, метафизика, онтология, познание, развитие, язык, бытие. Т е м а 4: Познание человеком мира и самого себя (2 ч) Процесс познания. Анализ и синтез. И.Кант о процессе познания. Чувственное (эмпирическое) и рациональное познание. О процессе мира русский социолог и литературный критик XIX века Н.К.Михайловский. Соотношение истины и заблуждения, иллюзии и реальность. Суждения и умозаключения. Основные понятия: гносеология, диалектика, мышление, ощущение, противоречие, разум, рассудок, синтез, сознание, теория, универсум. Т е м а 5: Вера, мнение, знание (2 ч) Сущность знания. Соотношение знания и убеждений. Отличие знаний от верований. Вера. Соотношение мнения, веры и знания. Взгляды Р.Декрата о процессе познания. Основные понятия: опыт, практика, разум, синтез, сознание, истина, субъективное, субъект, теория, знание, познание, бессознательное. Повторительно-обобщающее занятие по разделу I (1 ч) РАЗДЕЛ II: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (10 ч) Т е м а 6: Природа и культура (1 ч) Среда обитания человека. Исследования зоопсихологов о различиях детей и обезьян. Эксперименты американского профессора Д.Премака и его выводы. Основные понятия: среда обитания человека, антропологизм, антропология, биологическое, индивид, социальное, человек. Т е м а 7: Природа человека (2 ч) Общее и различное человека с животными. Природа прямохождения человека. Основные направления процесса эволюции живой природы и эволюции человека. Точки зрения современных антропологов на природу человека. Основные понятия: антропологизм, биологическое, индивид, социальное, человек, эволюция. Те м а 8: Сущность человека (4 ч) Человек. Личность. Индивидуальность. Концепция Н.А.Бердяева о сущности человека. Работа Н.Б.Бердяева «Самопознание». Человек по З.Фрейду. Отношение К.Маркса к человеку. Значение для человека природной среды. Социальная среда - общество. Взаимосвязь жизни человека и жизни общества. Неповторимость человека. Судьба Сократа. Искания Ф.М.Достоевского в области человеческих отношений Основные понятия: аксиология, альтруизм, аскетизм, власти, геодонизм, государство, гражданственность, достоинство, душа, дух, идеал, коллективизм, личность, любовь, ответственность, совесть, сознание, социальное, счастье, утилитаризм, эвдемонизм, эгоизм. Т е м а 9: Человек, культура, общество. (2 ч) Сущность культуры. Элементы культуры. Культурные нормы. Культурные ценности. Многообразие культуры. Типы культур. Отличность и замкнутость, традиционность и динамичность культур. Культурные унивесалии. Диалог культур. Основные понятия: культура, культурология, личность, нравственность, общественные отношения, творчество, техногенез, ути-литаризм, ценность, человек, этика, язык, социальные отношения, социальная справедливость, нравы, общественность. Т е м а 10: Общность людей (2 ч) Межличностное взаимодействие. Статусы и роли человека. Пути формирования социального статуса человечества. Механизм идентификации и её значение для человека. Механизм проекции. Механизм социальной символизации. Символические стандарты. Символическая активность. Эзотермизм. Социальная реальность. Маргиналы. Менталитет. Основные понятия: социальная норма, социальная психология, общество, общность, народ, народ, нравы, объединения, личность, менталитет. Т е м а 11: Социальная дифференциация (3 ч) Социальная структура. Этносы. Народности. Нация. Патриотизм и национализм. Интернационализм. Космополитизм. Марксизм о месте народов и наций в истории. Теория социальной стратификации. Социальная мобильность. Биологическое разделение общества на мужское и на женское. Теория Р.Блаунера о расовом угнетении. Утверждения Н.А.Бердяева на устройство мировоззрения. Основные понятия: брак, быт, народ, национализм, национальная гордость, нация, нравы, общность, община, оседлость, отечество, раса, семья, социальный строй, социально-классовые общности, средние слои общества, суверенитет экономический, фанатизм, этнические общности, гражданская война. Т е м а 12: Сферы общественной жизни (2 ч) Социальные институты. Политическая, экономическая, социальная, духовная сферы. Проблемы взаимодействия различных сфер общественной жизни. Место человека в сферах общественной жизни. Материалистический и идеалистический подходы в философии. Основные понятия: авток5ратия, автономия, авторитаризм, анархия, аристократия, бюрократия, власть, воспроизводство, государство, гражданское общество, демократия, диктатура, политический конфликт, политический переворот, соборность, собственность, экономика, производительные силы, олигархия, монархия, менталитет. Повторительно-обобщающее занятие по разделу II (1 ч). Итоговое повторение - «круглый (или философский) стол» по теме «Философский путь познания» (2 ч). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
ЛИТЕРАТУРА
|
Рабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек" Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2007.... | Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | ||
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | И мир материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир” Екатеринбург,... Человек и мир: Материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир”. Екатеринбург, 2009, 209 с | ||
План работы библиотеки 2011 2012 учебный год Чернушка, 2011 Задачи... Литературно – познавательный час «Читай, листай, мир узнавай» (по страницам детских журналов) (4 классы) | Отчет по методической работе школы за 2012 2013 учебный год По результатам года количество хорошистов – 60 человек, что составляет 30%. Количество отличников 10 человек (4,7%), с одной «3»... | ||
Приложение №6. Разработка воспитательного мероприятия «Я в мире… мир во мне…» Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Пояснительная записка 11класс 1 Роль иностранных языков в жизни общества Бизнесмены, спортсмены, артисты, которые часто бывают в командировках за границей, тоже не могут обойтись без иностранного языка.... | ||
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год... А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 | Хисматуллина Ильнура Рахимзяновича 2011-2012 учебный год пояснительная записка Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое.... | ||
Рабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю.... Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка | Пояснительная записка Программа спецкурса рассчитана на углубленное изучение страноведения Великобритании | ||
Класс: 2 класс Название материала Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | ||
Анализ учебной деятельности моу сош д. Аксакшур за 2010-2011 учебный год На начало 2010-2011 уч года в школе насчитывалось 76 человек. На конец уч года 76 человек. Второгодников нет | Рабочая программа по предмету «алгебра» Класс 9 2011 2012 учебный... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 |