Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек»





Скачать 189.13 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек»
Дата публикации21.12.2014
Размер189.13 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
100-bal.ru > Философия > Программа спецкурса


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6



Рассмотрено на заседании

МО Учителей истории

Протокол №___ от________2011 г.

_________________М.А. Фролова

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №6

__________И.Ю. Меледина

Приказ № от 2011 г.




ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«МИР И ЧЕЛОВЕК»





Учитель Фролова М.А.




Гаврилов-Ям

2011/2012 учебный год
Пояснительная записка


Программа спецкурса «Мир и человек» (начальная философия) предполагает знакомство обучающихся с основами и обществоведческими, философскими понятиями, направлениями и представляет собой интегративный курс начальной философии с биологией, химией, физикой. На протяжении школьных лет учащиеся изучали математику, химию, биологию, физику, историю как отдельные друг от друга науки - вполне самостоятельные, независимые одна от другой. Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости.
ЗАДАЧИ КУРСА
Данный курс призван помочь обучающимся лучше разобраться и усвоить такие сложные вопросы, как:

  • общие представления о мире, его возникновении и развитии;

  • жизнь в космосе, русский косметизм о месте человечества во Вселенной;

  • начало Вселенной и человека;

  • возникновение жизни и человека на Земле;

  • природа и сущность человека, его судьба и предназначение.


КУРС ПОМОЖЕТ:


  • представлять обучающимся различные философские взгляды и теории на поднятые темы;

  • излагать материал таким образом, чтобы учащиеся имели полную свободу в выборе мнений и взглядов;

  • формировать личность учащихся через поднятые на занятиях проблемы и основополагающие вопросы;

  • формировать у обучающихся способность к коммуникативным функциям, оценочной деятельности.


КУРС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ

ЦЕЛЕЙ:


  • развитие у обучающихся научного мировоззрения, способности сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, версии, теории и концепции на ту или иную проблему;

  • формирование и развитие умений: видеть проблему, определять и аргументированно представлять собственное отношение к представленной проблеме в ходе дискуссии; работать с научным понятийным материалом и литературой, владеть поиском и систематизацией научного материала, критически анализировать любую информацию, исследовать её в форме научных рефератов, проектов, докладов;

  • воспитание у обучающихся чувства толерантности и уважения к другим мнениям, взглядам.

Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 11 класса: лекционная система обучения, дискуссии, решение проблемных заданий, анализ научной литературы, выдвижение собственных гипотез, проблем, нахождение своих путей решения, точек зрений, работа над понятиями и научными терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций.

В целях контроля знаний по окончании изучения каждого раздела проводятся повторительно-обобщающие занятия в форме семинаров, дискуссий, «круглых столов» по поднятым проблемам. В конце учебного года проводится итоговое повторение в виде дискуссий, семинаров.

Система обучения по программе - 34 часа, 1 час в неделю.

Срок реализации программы – в течение всего учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в курс (2 ч)

Что изучает философия?

Древнегреческие мыслители Платон, Сократ о философии.

Взгляды русского философа и публициста П.С.Юшкевича о смысле философии. Точки зрения на философию русских мыслителей и философа. Швейцера, Н.Н.Трубникова, Н.А.Бердяева, М.К.Мамардашвили.

Основные понятия: бытие, идеальное, идеология, идея, истина, материальное, материал, метафизика, мировоззрение, наука, познание, сущее, философия, человек, язык.

РА3ДЕЛ 1: ЧЕЛОВЕК И МИР (13 ч)
Тема: Мир - реальность или иллюзия (3 ч)

Учения греческих философов Гераклита, Демокрита, Анаксимена, Платона о многообразии мира.

Учение о душе по Аристотелю. Душа по Ф.М.Достоевскому - высшая деятельность человеческого тела.

Элементарные частицы - слагаемые и структуры мира. Их свойства и закономерности движения. Классификация частиц. Учение В.И.Вернадского и его «Биосфера».

Основные понятия: Вселенная, всеобщее, действительность, душа, дух, иллюзия, картина мира, космология, космос, материальное, практика, пространство, развитие, реальность, случайность, сознание, субъект, теория, явление.
Т е м а 2: Возникновение, существование и перспективы мира (3 ч)

Общие представления о мире, его возникновении и развитии. Теория эволюции Дарвина. Жизнь в космосе. Вселенная и разум. Свойства Вселенной. Законы физики, математики, естественные процессы в природе о развитии мира.

Возникновение жизни и человечества на Земле. Суждения и споры русского математика и философа В.Н.Тростникова о «сотворении мира», американский ученый т.Моррис о споре между креационистами и эволюционистами. Ученые-косметисты В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский об идее конца Вселенной и о месте человечества во Вселенной.

Основные понятия: абсолют, анализ, догматизм, знание, креационизм, мышление, познание, отражение, синтез, случайность, космология, Вселенная, эволюционизм.
Те м а 3: Мир в его новых замыслах (2 ч)

Смысл жизни .Модель мира в античности, Средневековье, эпохе Просвещения, XX веке. Место человека в законах мироздания. Происки бытия в философии. Взгляды З.Фрейда, М.Хайдеггера, Ч.Дарвина, Г.Галилея о восприятии мира.

Основные понятия: время, Вселенная, закономерность, мировоззрение, мера, метафизика, онтология, познание, развитие, язык, бытие.


Т е м а 4: Познание человеком мира и самого себя (2 ч)

Процесс познания. Анализ и синтез. И.Кант о процессе познания. Чувственное (эмпирическое) и рациональное познание. О процессе мира русский социолог и литературный критик XIX века Н.К.Михайловский.

Соотношение истины и заблуждения, иллюзии и реальность. Суждения и умозаключения.

Основные понятия: гносеология, диалектика, мышление, ощущение, противоречие, разум, рассудок, синтез, сознание, теория, универсум.
Т е м а 5: Вера, мнение, знание (2 ч)

Сущность знания. Соотношение знания и убеждений. Отличие знаний от верований. Вера. Соотношение мнения, веры и знания. Взгляды Р.Декрата о процессе познания.

Основные понятия: опыт, практика, разум, синтез, сознание, истина, субъективное, субъект, теория, знание, познание, бессознательное.
Повторительно-обобщающее занятие по разделу I (1 ч)
РАЗДЕЛ II: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (10 ч)
Т е м а 6: Природа и культура (1 ч)

Среда обитания человека. Исследования зоопсихологов о различиях детей и обезьян. Эксперименты американского профессора Д.Премака и его выводы.

Основные понятия: среда обитания человека, антропологизм, антропология, биологическое, индивид, социальное, человек.
Т е м а 7: Природа человека (2 ч)

Общее и различное человека с животными. Природа прямохождения человека.

Основные направления процесса эволюции живой природы и эволюции человека. Точки зрения современных антропологов на природу человека.

Основные понятия: антропологизм, биологическое, индивид, социальное, человек, эволюция.
Те м а 8: Сущность человека (4 ч)

Человек. Личность. Индивидуальность. Концепция Н.А.Бердяева о сущности человека. Работа Н.Б.Бердяева «Самопознание». Человек по З.Фрейду. Отношение К.Маркса к человеку. Значение для человека природной среды. Социальная среда - общество. Взаимосвязь жизни человека и жизни общества. Неповторимость человека. Судьба Сократа. Искания Ф.М.Достоевского в области человеческих отношений

Основные понятия: аксиология, альтруизм, аскетизм, власти, геодонизм, государство, гражданственность, достоинство, душа, дух, идеал, коллективизм, личность, любовь, ответственность, совесть, сознание, социальное, счастье, утилитаризм, эвдемонизм, эгоизм.
Т е м а 9: Человек, культура, общество. (2 ч)

Сущность культуры. Элементы культуры. Культурные нормы. Культурные ценности. Многообразие культуры. Типы культур. Отличность и замкнутость, традиционность и динамичность культур. Культурные унивесалии. Диалог культур.

Основные понятия: культура, культурология, личность, нравственность, общественные отношения, творчество, техногенез, ути-литаризм, ценность, человек, этика, язык, социальные отношения, социальная справедливость, нравы, общественность.


Т е м а 10: Общность людей (2 ч)

Межличностное взаимодействие. Статусы и роли человека. Пути формирования социального статуса человечества. Механизм идентификации и её значение для человека. Механизм проекции. Механизм социальной символизации. Символические стандарты. Символическая активность. Эзотермизм. Социальная реальность. Маргиналы. Менталитет.

Основные понятия: социальная норма, социальная психология, общество, общность, народ, народ, нравы, объединения, личность, менталитет.
Т е м а 11: Социальная дифференциация (3 ч)

Социальная структура. Этносы. Народности. Нация. Патриотизм и национализм. Интернационализм. Космополитизм. Марксизм о месте народов и наций в истории. Теория социальной стратификации. Социальная мобильность. Биологическое разделение общества на мужское и на женское. Теория Р.Блаунера о расовом угнетении. Утверждения Н.А.Бердяева на устройство мировоззрения.

Основные понятия: брак, быт, народ, национализм, национальная гордость, нация, нравы, общность, община, оседлость, отечество, раса, семья, социальный строй, социально-классовые общности, средние слои общества, суверенитет экономический, фанатизм, этнические общности, гражданская война.
Т е м а 12: Сферы общественной жизни (2 ч)

Социальные институты. Политическая, экономическая, социальная, духовная сферы. Проблемы взаимодействия различных сфер общественной жизни. Место человека в сферах общественной жизни. Материалистический и идеалистический подходы в философии.

Основные понятия: авток5ратия, автономия, авторитаризм, анархия, аристократия, бюрократия, власть, воспроизводство, государство, гражданское общество, демократия, диктатура, политический конфликт, политический переворот, соборность, собственность, экономика, производительные силы, олигархия, монархия, менталитет.
Повторительно-обобщающее занятие по разделу II (1 ч).

Итоговое повторение - «круглый (или философский) стол» по теме «Философский путь познания» (2 ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

Кол-во часов

1

Введение: Что такое философия?

2

2

Раздел 1: Человек и мир

13

2.1

Мир - реальность или иллюзия

3

2.2

Возникновение, существование и перспективы мира

3

2.3

Мир в его новых смыслах

2

2.4

Познание человеком мира и самого себя

2

2.5

Вера, мнение, знание

2

2.6

Повторительно-обобщающее занятие по разделу 1

1

3

Раздел II: Человек и общество

17

3.1

Природа и культура

1

3.2

Природа человека

2

3.3

Сущность человека

4

3.4

Человек, культура, общество

2

3.5

Общность людей

2

3.6

Социальная дифференциация

3

3.7

Сферы общественной жизни

2

3.8

Повторительно-обобщающее занятие по разделу II

1

4

Итоговое повторение - «круглый (или философский) стол» по теме «Философский путь познания»

2




ИТОГО:

34



Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма организации учебных занятий

Форма контроля

Оборудование

Дата

1-2

Введение: Что такое философия?

2

Лекция, практикум

практическая работа

Учебник, словарь, компьютерная презентация

7.09 – 14. 09.

Раздел I: Человек и мир (13 ч.)

Тема 1: Мир реальность или иллюзия (3 ч.)


3

Учения греческих философов Гераклита, Демокрита, Анаксимена, Платона о многообразии мира.

1

лекция

Текущий контроль


Учебник, словарь, компьютерная презентация

21. 09.

4

Учение о душе по Аристотелю. Душа по Ф.М. Достоевскому – высшая деятельность человеческого тела.

1

практикум

практическая работа

Учебник, словарь, документы

28. 09.

5

Элементарные частицы - слагаемые и структуры мира. Их свойства и закономерности движения. Классификация частиц. Учение В.И. Вернадского и его «Биосфера».

1

лекция

Текущий контроль

Учебник, словарь


5.10

Тема 2: Возникновение, существование и перспективы мира (3 ч.)

6

Общие представления о мире, его возникновении и развитии. Теория эволюции Дарвина.

1

семинар

Текущий контроль

Учебник, компьютерная презентация

12. 10

7

Жизнь в космосе. Вселенная и разум. Свойства Вселенной. Законы физики, математики, естественные процессы в природе о развитии мира.

1

практикум

практическая работа

Учебник, словарь, компьютерная презентация

19. 10

8

Возникновение жизни и человечества на Земле. Суждения и споры ученых о «сотворении мира».

1

семинар

Текущий контроль

Учебник, словарь, компьютерная презентация


26. 10.

Тема 3: Мир в его новых смыслах (2 ч.)

9

Смысл мира. Модель мира в античности, Средневековье, эпохе Просвещения, XX веке.

1

практикум

практическая работа

Учебник, словарь

2. 11

10

Поиски бытия в философии. Взгляды З. Фрейда, М. Хайдеггера, Ч. Дарвина, Г. Галилея о восприятии мира.

1

лекция

Текущий контроль

Учебник, словарь, компьютерная презентация

16. 11

Тема 4: Познание человеком мира и самого себя (2 ч.)

11

Процесс познания. Анализ и синтез. И. Кант о процессе познания. Чувственное и рациональное познание.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

23. 11

12

Соотношение истины и заблуждения, иллюзии и реальности. Суждения и умозаключения.

1

традиционная форма

Тестовая работа

Учебник, словарь

30. 11.

Тема 5: Вера, мнение, знание (2 ч.)

13

Сущность знания. Соотношение знаний и убеждений.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

7.12

14

Вера. Соотношение мнения, веры и знания. Взгляды Р. Декарта о процессе познания.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

14. 12

15

Повторительно-обобщающее занятие по разделу 1

1

традиционная форма

Тестовая работа




21. 12

Раздел II: Человек и общество (17 ч.)

Тема 6: Природа и культура (1 ч.)

16

Природа и культура

1

семинар

Текущий контроль

Учебник, словарь

28. 12

Тема 7: Природа человека (2 ч.)

17- 18


Природа человека

2

семинар

Текущий контроль

Учебник, словарь

11. 01- 18. 01

Тема 8: Сущность человека (4 ч.)

19

Человек. Личность. Индивидуальность. Концепция Н.А. Бердяева о сущности человека.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

25. 01

20

Человек по З. Фрейду. Отношение К. Маркса к человеку.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

1.02

21

Значение для человека природной среды. Социальная среда - общество. Взаимосвязь жизни человека и жизни общества. Неповторимость человека.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

8.02

22

Судьба Сократа. Искания Ф.М. Достоевского в области человеческих отношений.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

15. 02

Тема 9: Человек, культура, общество (2 ч.)

23- 24

Человек, культура, общество.

2

семинар

Текущий контроль

Учебник, словарь

22. 02;

29. 02

Тема 10: Общности людей (2 ч.)

25- 26

Общности людей

2

практикум

практическая работа

Учебник, словарь

7.03

14. 03

Тема 11: Социальная дифференциация (3 ч.)

27

Социальная структура. Этносы. Народности. Нация.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь

21. 03

28

Патриотизм и национализм. Интернационализм. Космополитизм.

1

семинар

Текущий контроль

Учебник, словарь

4.04

29

Социальная мобильность. Теория Р. Блаунера о расовом угнетении. Утверждения Н.А. Бердяева на устройство мировоззрения.

1

традиционная форма

Текущий контроль

Учебник, словарь, практические задания

11. 04

Тема 12: Сферы общественной жизни (2 ч.)

30- 31

Сферы общественной жизни.

2

семинар

Текущий контроль

Учебник, словарь

18. 04

25. 04

32

Повторительно-обобщающее занятие по разделу II

1

традиционная форма

Тестовая работа




2.05

33- 34

Итоговое повторение по теме «Философский путь познания»

2

традиционная форма

Тестовая работа




16. 05.

23. 05



ЛИТЕРАТУРА


  1. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1993.

  2. Бибихин В.В. Основы философии. - М., 1995.

  3. Бибихин В.В. Язык философии. - М., - 1993,1999.

  4. Вопросы философии (журн.). - 1998.-№ 6-8; 1999.- № 5-7.

  5. Краткий словарь по философии. - М.Д992.

  6. Малышевский А.Ф. Введение в философию. - М.,1999.

  7. Малышевский АА.Ф. Школьный философский словарь. - М., 1995.

  8. Малышевский А.Ф. и др. Из истории русской гуманистической мысли: хрестоматия для уч-ся старших классов. - М., 1993, 1995.

  9. О знании человека. - М., 1993.

  10. Обществознание. 11 класс. Мир и человек (начальная философия): элективный курс/ авт. –сост. Н.В. Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2007

  11. Философия и мировоззрение. - М., 1990.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconРабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек"
Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2007....
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconЧеловек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconИ мир материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир” Екатеринбург,...
Человек и мир: Материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир”. Екатеринбург, 2009, 209 с
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconПлан работы библиотеки 2011 2012 учебный год Чернушка, 2011 Задачи...
Литературно – познавательный час «Читай, листай, мир узнавай» (по страницам детских журналов) (4 классы)
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconОтчет по методической работе школы за 2012 2013 учебный год
По результатам года количество хорошистов – 60 человек, что составляет 30%. Количество отличников 10 человек (4,7%), с одной «3»...
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconПриложение №6. Разработка воспитательного мероприятия «Я в мире… мир во мне…»
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconПояснительная записка 11класс 1 Роль иностранных языков в жизни общества
Бизнесмены, спортсмены, артисты, которые часто бывают в командировках за границей, тоже не могут обойтись без иностранного языка....
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconРабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год...
А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconХисматуллина Ильнура Рахимзяновича 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое....
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconРабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю....
Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconПояснительная записка
Программа спецкурса рассчитана на углубленное изучение страноведения Великобритании
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconКласс: 2 класс Название материала
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования...
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconАнализ учебной деятельности моу сош д. Аксакшур за 2010-2011 учебный год
На начало 2010-2011 уч года в школе насчитывалось 76 человек. На конец уч года 76 человек. Второгодников нет
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям 2011/2012 учебный год Пояснительная записка Программа спецкурса «Мир и человек» iconРабочая программа по предмету «алгебра» Класс 9 2011 2012 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск