ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Рекомендуемые темы рефератов на основе первоисточников
Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского («О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).
Теория идей Платона (Диалоги «Лисистрат», «Протагор», «Пир»).
Образ Сократа в диалогах Платона «Апология Сократа», «Критон», «Федон».
Диалоги Платона «Гиппий Больший», «Протагор» и «Менон», их основные идеи и художественные особенности.
Концепция души и знания в диалогах Платона «Гиппий Больший», «Менон», «Федр».
Аристотелевская теория души и гносеология («О душе»).
Философско-просветительская концепция Цицерона в книге «Философские трактаты».
Философско-теологические взгляды Аврелия Августина в работах «Исповедь» и «О граде Божием».
Фома Аквинский: гармония веры и разума («Сумма теологии»).
Учение Николая Кузанского о природе человека («Книги простеца», «Об ученом незнании», «Игра в шар»).
"Божественная комедия" Данте как философское учение о человеке.
Анализ общественной жизни в учении Н. Макиавелли («Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»)
Философия человека в «Опытах» Мишеля Монтеня.
Теории познания Ф. Бэкона («Великое восстановление наук»).
Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»).
Педагогическая концепция Локка (по работе «Мысли о воспитании»).
«Философия оптимизма» и проблема человека в «Философских повестях» А. Вольтера.
Диалог как форма развития философско-эстетической мысли в произведении Д. Дидро «Беседы о побочном сыне».
Концепция человека и формирование его умственных способностей в работах «О человеке», «Записных книжках» и «Об уме» К. Гельвеция.
Философские и социально-политические принципы в произведении Гольбаха «Система природы».
Антропология и социальное учение Т. Гоббса в работах «О человеке» и «Левиафан».
Философия сердца и разума Б. Паскаля («Мысли»).
Рационализм Р. Декарта. Методология («Рассуждение о методе»).
Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта («Страсти души»).
Основные идеи в работе Б. Спинозы «Богословско-политический трактат».
Учение о человеке и человеческой свободе в философии Спинозы («Этика»).
Философские воззрения Г.В. Лейбница в работах «Монадология» и «Новые опыты о человеческом знании».
Концепция предустановленной гармонии и закономерности природно-человеческого мира в философии Лейбница («Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла»).
Д. Юм: принципы образования знания («Трактат о человеческой природе»).
Педагогические идеи эпохи Просвещения (по работе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»).
Философские основы нравственности в работах И. Канта «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума».
Практическая философия и педагогика И. Канта («Антропология с прагматической точки зрения»).
Обоснование теоретического знания в «Критике чистого разума» И. Канта.
Учение И.Г. Фихте о деятельном субъекте, активности его сознания.
Субъективность и объективность; понятие «интеллектуальной интуиции» в работе «Наукоучение» И.Г. Фихте.
«Одиссея духа» в учении Ф.В.Й. Шеллинга («Система трансцендентального идеализма»).
Понятие «основания человеческого бытия» и человеческой свободы в работе Ф.В.Й. Шеллинга «Философское исследование о сущности человеческой свободы, и связанных с ней предметами».
Эстетическая концепция Шеллинга в работе «Философия искусства».
Эстетическая концепция Гегеля в работе «Лекции по эстетике».
Человек и мир человека в работах А. Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости», «О ничтожестве и горестях жизни».
Концепция мира-представления в работе А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
Истина, познание и нравственность в философии А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»).
Обоснование концепции социально-экономического развития общества в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология».
Исследование материалистической диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти – Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» и «Диалектика природы».
Позитивизм О. Конта в работе «Курс позитивной философии».
Взгляды С. Кьеркегора на человека и человеческую жизнь в работах «Страх и трепет» и «Или-или».
Работа Кьеркегора «Дневник соблазнителя» о стадиях человеческой экзистенции. Теория веры.
Теория морали Ф. Ницше в работах «Антихристианин» и «Генеалогия морали».
«Преодоление человека в философии» Ф. Ницше и сверхчеловек («Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра»).
Религиозно-философские воззрения в работе Г.С. Сковороды «Сад божественных песен».
Судьба России в работах П.Я. Чаадаева «Философические письма» и «Апология сумасшедшего».
Семейное и общественное воспитание в отечественной культуре XIX века (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Ключевский).
Философские и социологические идеи А.С. Хомякова. Идея соборности.
Идеи революционного просветительства Д.К. Писарева в работе «Исторические эскизы».
Концепция безгосударственного общественного самоуправления М.А. Бакунина в работе «Государственность и анархия».
Проблема философии и науки в теоретическом наследии А.И. Герцена («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке»).
Г.В. Плеханов о роли личности в работе «К вопросу о роли личности в истории».
Учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах в работе «Россия и Европа».
Культурно-историческая концепция К.Н. Леонтьева (сборник работ «Восток, Россия и Славянство»).
Русский космизм на примере трактата Н.Ф. Федорова «Философия общего дела».
Принцип созидательной деятельности человечества в работе Н.Ф. Федорова «Философия общего дела».
Понятие «существа человеческого духа» в работе П.Д. Юркевича «Из науки о человеческом духе».
Рассмотрение основных начал нравственной философии Вл. Соловьева в работе «Оправдание добра».
Проблема мира человека в работе Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве».
Эстетическая концепция Вл. Соловьева в работах «Красота в природе», «Общий смысл искусства».
Метафизика Всеединства и софиология в работах В.С. Соловьева «Оправдание добра» и «Чтения о Богочеловечестве».
Проблема смысла жизни в работе Е.Н. Трубецкого «Смысл жизни».
Религиозно-философские воззрения В.В. Розанова в работах «Опавшие листья», «Темный лик».
Проблема свободы и творчества в работе Н.А. Бердяева «Смысл творчества».
Основные идеи труда «Философия свободы» Н.А. Бердяева.
Учение о личности Н.А. Бердяева («О назначении человека»).
Этическая доктрина работы Б.П. Вышеславцева («Этика преображенного Эроса»).
Учения о личности и истории в работах Л.П. Карсавина «О личности» и «Философия истории».
Софиология С.Н. Булгакова в его работах «Свет невечерний» и «Купина неопалимая».
Главные положения труда С.Н. Булгакова «Философия имени».
Софиология П.А. Флоренского («Столп и утверждение истины»).
П.А. Флоренского о формах художественного выражения религиозного самосознания в работах «Иконостас», «У водоразделов мысли».
Учение С.Л. Франка о природе «непостижимого» («Непостижимое»).
Концепция бытия человека в работе С.Л. Франка «Непостижимое».
Философские идеи в работах Л.И. Шестова «Афины и Иерусалим», «На весах Иова».
Этическая проблематика в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой».
Русская идея: прошлое и настоящее (В. Соловьев «Три силы», «Русская идея», Н.А. Бердяева «Русская идея»)
Проблематика образования в трудах русских мыслителей XIX-XX веков (В.В. Розанов «Педагогические работы», В.В. Зеньковский «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»)
Гуманистические аспекты педагогики (по работе В.В. Зеньковского «Русская педагогика в XX веке.).
Проблема взаимообусловленности образования и воспитания в работе Н.К. Пирогова «Быть или казаться».
Философские раздумья о человеке в книге Николая Рериха «О вечном».
Традиции нравственной философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и современность (по книге Ю. Давыдова «Этика любви и метафизика своеволия»).
Различие славяно-русской и западноевропейских религиозно-философских традиций в истолковании человека.
Философия языка как выражение «мыслительности» и духовной жизни человека в работе А.А. Потебни «Философия языка».
Теория мифа в работах А.А. Потебни «Миф и слово», «Характер мифологического мышления».
Анализ мифа как жизненной реальности в книге А.Ф. Лосева «Диалектика мифа».
О соотношении научного, философского и религиозного мировоззрений (по работе В.И. Вернадского «Научное мировоззрение», С.Л. Франка «Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки», «Философия религии»).
Концепция качественной специфики человека в работе Н.П. Дубинина «Что такое человек».
Сознание и деятельная концепция личности в работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».
Творческая способность человека и проблема «учиться мыслить» в работе Э.В. Ильенкова «У истоков мысли».
Концепция сознания в работе М. Мамардашвили «Как я понимаю философию».
Проблема красоты творческих усилий личности в работе А.Ф. Лосева «Дерзание духа».
В. Дильтей: науки о природе и науки о духе («Описательная психология»).
Особенности наук о духе (по работе В. Дильтея «Введение в науки о духе»).
Философия культуры в работе О. Шпенглера «Закат Европы».
Антропологические открытия О. Вейнингера в работе «Пол и характер».
Смысл и задачи феноменологии. Понятие «жизненного мира» в работе Э. Гуссерля «Кризис европейских наук».
Работа М. Хайдеггера «О гуманизме»: понятие экзистенции.
Основные идеи экзистенциализма Ж.-П. Сартра («Экзистенциализм – это гуманизм» и роман «Тошнота»).
Техника как объект философского анализа (статьи М. Хайдеггера «Вопрос о технике» и К. Ясперса «Современная техника» в книге «Новая технократическая волна на Западе»)
Возникновение и сущность государства (Т. Гоббс «Левиафан», Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).
Диалогические основания культуры (по работам М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и М. Бубера «Я и Ты»).
Символическая интерпретация человека и культуры (Э. Кассирер «Опыт о человеке»).
Этика науки и моральная ответственность ученого.
Философия жизни Г. Зиммеля (по работе Г. Зиммеля «Созерцание жизни»).
«Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс «Философская вера»).
Человек и идея «осевого времени» в работе К. Ясперса «Смысл и назначение истории».
Понятие времени в феноменологии (по работе Э. Гуссерля «Феноменология внутреннего сознания времени»).
Проблемы психической регуляции поведения человека (по работе З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции»).
Концепция структуры личности в работе З. Фрейда «Психология бессознательного».
Концепция бытия человека в философии М. Хайдеггера («Бытие и время»).
Проблема бытия и мышления в книге М. Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге».
Поиски решения проблемы бытия человека в работе Ж.- П. Сартра «Бытие и ничто».
Бытие человека и философия абсурдности в книге «Бунтующий человек» А. Камю.
«Введение в философию человеческой культуры» (М. Шелер «Положение человека в космосе», Е. Финк «Основные феномены человеческого бытия» // «Проблемы человека в западной философии»).
Социальная обусловленность жизни человека и проблема свободы в книге Э. Фромма «Бегство от свободы».
Учение В. Франкла о смысле жизни в книге «Человек в поисках смысла».
«Эстетика человеческого» и проблема дегуманизации искусства (по работам Г. Белля «Франкфуртские чтения", Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства», В. Вайдле «Умирание искусства»).
Концепция ценности человеческой жизни в творчестве Г.К. Честертона (по книге Г.К. Честертона «Вечный человек»).
Человек культуры и культура человека (по работам М. Вебера «Наука как призвание и профессия», Ж. Маритена «Ответственность художника»).
Концепция этического начала культуры в книге А. Швейцера «Культура и этика».
Учение В.И. Вернадского о ноосфере и современное глобальное мышление («Биосфера и ноосфера»).
Предназначение историка в культуре (по работе М. Блока «Апология истории или ремесло историка»).
Проблема интерпретаций в гуманитарном знании (по работе П. Рикёра «Конфликт интерпретаций»).
Глобализация и столкновение цивилизаций как реалии современного мира (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»).
Достоинства и риски постиндустриального общества (по книге У. Бека «Общество риска. На пути к другому модерну»).
Перспективы человека в условиях глобальных проблем современности (У. Бек «Общество риска», К. Лоренц «Оборотная сторона зеркала»).
Вера и разум в неотомизме (Э. Жильсон «Философ и теология», Ж. Маритен «Философ в мире»).
Философия постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар «Состояние постмодерна», Ж. Бодрияр «Символический обмен и страсть», Ф. Гваттари, Ж. Делёз «Что такое философия?»)
Постмодернистская топография письма. (Ж.Деррида «Письмо и различие»).
Размышления о конце истории (по работам Ф. Фукуямы и П.Дж. Бьюкенена «Смерть Запада»).
Религия, ее место и роль в современном мире (А.С. Панарин «Православная цивилизация в глобальном мире»).
|