Рабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций»





Скачать 212.93 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций»
Дата публикации28.12.2014
Размер212.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный университет

информационных технологий, механики и оптики

УТВЕРЖДАЮ

Ректор СПбГИТМО (ТУ)
_____________________ В.Н.Васильев

"_____"_______________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

"ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ"



(Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций»)


по направлению подготовки по всем направлениям

специальности по всем специальностям

Факультеты все факультеты

Председатель УМС университета А.А. Шехонин


1. Цели и задачи дисциплины

    1. Задача данного курса: Изучение взглядов основных философских направлений и школ античности, средних веков и Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет эволюции свободы человека в обществе и природе; иметь представление о специфике различных концепций свободы.

1.2. Цель курса: Ознакомить студентов с различными взглядами представителей мировой философии по поводу проблемы свободы и выбора; выработать у студентов собственный взгляд на эту проблему.

:

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  • знать содержание курса «Философский аспект проблемы свободы» и иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем;

  • уметь использовать полученные знания в изучении других гуманитарных дисциплин.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

С е

м е

с т

р ы

Общая трудоемкость дисциплины

85

VII










Аудиторные занятия

34













Лекции

34













Практические занятия (ПЗ)

-













Семинары (С)

-













Лабораторные работы (ЛР)

-













и (или) другие виды аудиторных занятий

-













Самостоятельная работа

36













Курсовой проект (работа)

-













Расчетно-графические работы

-













Реферат

-













И (или) другие виды самостоятельной работы) - 3 самостоятельные работы

15













Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




VII












4. Содержание курса
4.1. Наименование тем курса. Общее количество часов лекций - 34 часа
Введение. 1 час.

Свобода – одна из главных идей европейской культуры. На каких уровнях (природном, социальном, духовном и др.) реализуется свобода? Всегда ли свобода детерминирована или она эмерджентна (внезапна, спонтанна, ничем не обусловлена)?

Тема 1. Синергетический аспект проблемы свободы и выбора. 4 часа.

Синергетическая парадигма и проблема свободы. Свобода как выбор возможностей, вариантов поведения, который представлен на разных уровнях теоретического анализа: феноменологическом, эссенциологическом и эсхатологическом. Природа явлений (феноменов). Акт выбора и бифуркационный взрыв. Феноменология свободы, в чем ее важность. Эссенциология свободы. Механизм отбора и его факторы. Тезаурус. Почему набор возможностей должен быть конечен? Детектор. Способы рационального осмысления перехода возможности в действительность. Разные представления о необходимости и случайности. Необходимость как некая закономерность, ограничивающая число случайностей-возможностей. Свобода как возможность выбора (познания) случайности, необходимой для удовлетворения потребности, в рамках действия закономерности. Селектор. Роль идеалов в истории цивилизаций. Онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты проблемы свободы.

Свобода – возможность осознанного выбора вариантов поступков, представляющих собой случайные формы поведения, обусловленные системой объективных закономерностей, внешних условий, а также нормами и идеалами, ограничивающими набор возможных путей дальнейшей эволюции.

Тема 2. Классификация философских концепций свободы. 2 часа.

Множество концепций свободы в истории философии. Детерминистические модели. Отрицание объективной природы случайности и вероятности. Фатализм как мировоззренческий принцип. Анализ известного положения «свобода есть познанная необходимость». Иррациональные (волюнтаристские, индетерминистские) модели. Абсолютизация субъективной воли, иррациональная интерпретация творческого акта. Свобода – способ трансформации мира под проект конкретного субъекта (экзистенциализм). Негативное понимание свободы (если у меня нет желаний, следовательно, у меня нет и препятствий, т.е. я свободен) (буддизм). Позитивное понимание свободы (деятельность в соответствии со своими желаниями). Синтетические модели сочетают в себе элементы как негативного, так и позитивного понимания, они берут от негативного категорию возможности как отсутствия препятствий без необходимости реализации желаний, а от позитивного понимания – необходимость дифференцировать желания и их возможную реализацию. Синергетические модели видят свой предмет как самоорганизующуюся систему. Такой подход наиболее полно и конкретно выражает сущность свободы, выбора и воли, прежде всего, в аспекте социальной эволюции (через историю общества, культуры, цивилизации). Предмет (свобода) представляет собой систему, подчиняющуюся принципам синергетики.

Тема 3. Проблема свободы и необходимости в философии Платона и Аристотеля. 2 часа.

По Платону, существует полная детерминированность мира вещей миром эйдосов. При этом Платон не исключает свободный выбор: человек обладает знанием добродетелей и сам решает, следовать им или нет; он не выбирает жить ему или нет, но свободен в выборе жить по справедливости или в пороке.

«Этика» Аристотеля. Свобода как частное дело, свобода не вписывается в структуру космоса, где господствует строгий порядок.

«Метафизика». Учение Аристотеля о возможности и действительности. Необходимость перехода возможности в действительность при наличии соответствующих условий и отсутствия препятствий для такого перехода. Роль случая в выборе.

Тема 4. Свобода воли у эпикурейцев. 2 часа.

Эпикур связывал случайность с проявлением свободы. Атомы обладают способностью самопроизвольного отклонения от первоначальной траектории, они рассматриваются как субъекты, управляющими своей судьбой по своему усмотрению. Случайность получает онтологический статус и не сводится к необходимости. «Случай не дает людям добро или зло для счастливой жизни, но он доставляет начало великих благ и зол». Счастье человека, согласно этике Эпикура, зависит от правильного выбора, который влечет правильное отношение к жизни и проявляется в свободе: независимость от страха смерти и страха перед богами.

Тема 5. Свобода воли у киников и стоиков. 2 часа.

Антисфен. Подлинно собственной является внутренняя свобода, отказ от удовольствий семейной и общественной жизни. Счастье – в достижении внутренней свободы.

Диоген из Синопа. Освободил себя от привязанности ко всему, что ведет к рабству, даже к своему телу. Пренебрежение общественным мнением, этическими нормами и общественными обязательствами. Довольство малым. Социальная жизнь и материальные блага – цепи, порабощающие человека.

Сенека. И раб и свободный одинаково находятся во власти судьбы. Многие же считающие себя свободными на деле находятся в рабстве собственных страстей и пороков. Внешней необходимости (Рок, Фатум) можно противопоставить свое разумное поведение и духовную свободу.

Марк Аврелий. Признает непреодолимую силу Рока, которому никто не может противостоять, однако, человек имеет возможность выбора достойной жизни. «Нет насилия, которое могло бы нас лишить свободы выбора».

Эпиктет. Считал, что возможна только свобода духа, свобода желания и свобода выбора. Все, от чего мы зависим, делает нас несвободными. А зависим мы от вещей, других людей, даже от собственного тела. Свободен только разумный человек.

Тема 6. Свобода воли у неоплатоников. 1 час.

Единое неоплатоников – причина себя, в себе и для себя сущее, самопродуцирующая активность, ничем не ограниченная свобода, Абсолют, не имеющий места, вне времени, беспредельный и пр. Эманация предикатов Единого – главная тайна мира. Эманация свободы определяет иерархию степеней свободы, где высшей ее степенью обладает ум, притом, что ум теоретический выше ума практического. Люди, обладая свободой воли, могут совершить восхождение к Единому. Когда ум постигает порядок мира ему сообщается свобода (возможность выбора), и все, кто руководствуется таким умом, обладают свободой. Там же, где господствуют Рок и Фортуна (необходимость и случайность), там область низких вещей.

Тема 7. Свобода воли в трактовке Августина и поздних схоластов. 2 часа.

Августин Аврелий. Бог наделил человека свободой выбора (грешить/не грешить), но человек неправильно воспользовался своим правом (выбор Адама и Евы), после чего без Божьей благодати (необходимости) уже невозможен самостоятельный правильный выбор (человек не способен самостоятельно отличить добро от зла). Свобода для Августина не произвол, а осознанное смирение, подчинение и самоограничение. Но зачем же тогда Бог наделил нас свободной волей и является ли она для нас благом? Свободная воля, по Августину, нужна человеку, чтобы жить праведно, т.е. принимать благодать Божью.

Ансельм Кентерберийский. Свободный выбор есть воля, способная сохранять правильность, она не станет подчиняться тому, чему не следует, если только сама по собственному желанию не согласиться с тем, что не должно. Ансельм различает две свободы: свободу выбора саму по себе, полученную от Бога, и свободу претворенную, которая способна как сохранить свою правильность, так и утратить ее.

И.С.Эриугена. Бог наделил человека разумной и свободной волей. Воля не только свободна, но и автономно изменчива. Она движется сама собой, а также Высшей волей. В первом случае она может двигаться как правильно, так и неправильно.

Фома Аквинский также рассматривает соотношение свободной воли, разума и Божественной благодати. Воля должна следовать за разумом. Свобода воли позволяет сделать выбор между добром и злом, моральными и аморальными поступками. Случайности Фома, как и Аристотель, отводит второстепенную роль, тогда как «свободным причинам», направляемым Богом, первостепенную.

Людовик Молина. Он отрицал участие первопричины (Бога) в естественных процессах и утверждал автономию свободных действий человека, а так же автономию материальных процессов в природе. Свободная воля играет роль случайной причины, которая, вырвавшись из-под опеки первопричины (Бога), порождает неоднозначность и многовариантность, встраиваясь в ряд необходимых природных причин. Каждая из свободных воль так же независимо производит свободный выбор. Один лишь Бог обладает знанием о том, как поступит каждый человек. Но мы не можем с бесконечной точностью определить эти начальные условия. Бог же не ограничен знанием причин и начальных условий, а также использует и свою благодать (провидение), которая, заключает Молина в полном соответствии со схоластикой, не устраняет свободу, а помогает ей.

Тема 8. Проблема свободы в философских концепциях эпохи Возрождения. Введение. 1 час.

Речь идет, прежде всего, о ряде так называемых бифуркационных (революционных) эпох в истории отдельных культур, когда та или иная цивилизация вынуждена совершать исторический выбор из альтернативных вариантов дальнейшего пути эволюционного развития. В эти эпохи, по нашему мнению, возрастает свобода, и на фоне этой тенденции возникает возможность для отдельных личностей влиять на исторический процесс, а потому проблематика свободы обнаруживает себя наиболее полно.

Тема 9. Свобода воли у гуманистов. 1 час

Пико дела Мирандола. Он считал, что Бог поставил человека в центр мира. Человек не стеснен никакими преградами (нет узкой специализации как у животных) и может сформировать себя в образе, который сам пожелает (гуманистическое образование). Богу нужен не человек-раб, а человек-творец, готовый померяться с ним своим мастерством.

Лоренцо Вала. Если Бог предвидит будущее, то ничего иного, кроме того, что он предвидел, произойти не может. В этом случае люди не имеют свободной воли, но они действуют свободно в силу незнания необходимости. Прошлое и настоящее мы знаем, потому что они были и есть, но будущее для нас неопределенно и изменчиво. Для Бога же однозначное предвидение будущего – необходимость, которую он знает. Он предвидит не только повторяющиеся природные процессы, но и действия воли людей, т.е. необходимость и случайность в полном объеме. Такое предвидение (наличия ряда возможностей) не препятствует свободе воли самого Бога; но свобода воли человека путает божественную волю, которая следует только наилучшей из возможностей. Поэтому Бог лишает человека свободы воли всякий раз, когда невозможно, чтобы произошло иначе, чем он предвидел.

Тема 10. Свобода воли как пробный камень прогресса. Титаны Возрождения. 1 час


Возникновение школ в искусстве, роль этических и эстетических идеалов.

Б. Челлини больше всего уповал на собственный ум и силу воли, при этом, он дорожил той свободой (возможностью выбора), которая у него была, полагая, что она не дар небес, а результат его собственных усилий.

Могучие образы Шекспира во многом воплотили в себе эволюцию господствующих идеалов позднего Возрождения, где проблема свободы выбора стоит особенно остро. Коллизия свободы воли в «Гамлете» раскрывается в категориях сущности и существования.

Тема 11. Свобода воли у Маккиавелли. 1 час.

Н.Макиавелли. Его интересует роль личности (государя) в истории: сочетание исторической необходимости и индивидуальной активности личности, учитывающей в своей деятельности эту необходимость.

Судьба распоряжается лишь половиной наших дел, другую половину она предоставляет самим людям. Общество меняется, и с его изменениями должна меняться тактика управления им. Правящей особе следует учитывать эти изменения, чтобы суметь реализовать свои оптимальные возможности.

Тема 12. Свобода воли в спорах Реформации. 1 час.

Эразм Роттердамский. Под свободной волей Эразм понимает силу человеческого желания, при помощи которого, человек может приблизиться к вечному спасению или отстраниться от него. Если нет свободы, то человеку нельзя вменять в вину грех.

Эразм признает наличие свободной воли, но в то же время не отрицает и Божественной благодати как условия нашего правильного выбора. Божественная воля есть некая необходимость, с которой надо считаться в своих свободных действиях, чтобы прийти к положительному результату. Например, если корабль благополучно спасся в шторм, то это означает не только то, что Бог его спас, но и активные действия моряков, которые способствовали этому спасению.

М.Лютер. Бог знает все, располагает и совершает все по неизменной своей воле. Все, что мы делаем, все, что совершается и кажется нам случайным, совершается необходимо и неизбежно. Воля человека находится посередине между Богом и Сатаной. Отсюда следует, что свободная воля без Божьей благодати несвободна и оказывается пленницей зла, так как сама по себе, без Божьей помощи, она не может обратиться к добру.

Тема 13.Проблема свободы в немецкой классической философии. 4 часа.


И.Кант. «Критика чистого разума». Возможность свободы остается за пределами мира явлений, т.е. в сфере умопостигаемого бытия. Третья антиномия чистого разума. «Критика практического разума». Человек может проявлять свою свободу, совершая ничем не обусловленные нравственные поступки. Как существо разумное человек может мыслить причинность связей собственной воли, только руководствуясь идеей свободы. В основе всеобщего принципа нравственности лежит свобода как основа поступков людей. В обществе свобода каждого человека должна быть совместимой со свободой других людей. В этом состоит суть всеобщего правового закона, который гласит, что надо поступать внешне так, чтобы свободное проявление твоей воли было совместимо со свободой каждого сообразно с всеобщим законом.

И.Г.Фихте отождествлял принцип активности самосознания с принципом свободы. Сознание индивида эволюционирует. Антитетическая модель самосознания Фихте: всякая реальность есть продукт деятельности Я (субъект), которое формирует не-Я (объект). Сущностью свободы является самоопределяющая деятельность воображения, которое он соотнес с выбором.

Ф.Шеллинг. «Философия тождества»: тождество свободы и необходимости выступает как единая сущность, являющаяся нам разными сторонами – содержательно как свобода, а по форме как необходимость.

Г.Гегель полагал, что свобода как произвол противоречит сама себе. Произвол – это противоречие присущее самой свободе. Разрешением этого противоречия (между интеллектом, с одной стороны, и волей как произволом – с другой) является истинная свобода или свободный дух, который не только свободен сам по себе, но и осознает себя как свободного. Свободный дух есть единство теоретического и практического духа. Свобода – как мир свободы – объективна. Развитие идеи права есть бытие свободы. Право должно развиваться и образовать органически расчлененный в себе мир свободы. Наружное бытие свободы есть право, внутреннее бытие свободы есть мораль, а полная действительность свободы – нравственность (диалектическое единство права и морали).

Дух может познавать исключительно самого себя, свою свободную созидательную природу, которая раскрывается в истории. Осознание духом своей свободы есть его единственная цель и конечная цель мировой истории. Но при этом сама история реализуется только через волю и действия людей, побуждаемых своими собственными страстями, интересами и потребностями.

Тема 14. Проблема свободы в марксистской философии. 2 часа.


Ф.Энгельс: «Свобода состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой; она поэтому является необходимым продуктом исторического развития». Первые люди были также несвободны в самом существенном, как и животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе. Власть безличных сил лишь до тех пор власть необходимости, пока мы не знаем объективных законов и не умеем пользоваться ими.

К.Маркс: в развитом капиталистическом обществе отдельные его слои и их представители достигли огромного масштаба возможностей, какими не обладали их предшественники (прогресс свободы).

Тема 15. Проблема свободы в западном экзистенциализме. 4 часа.

Философия жизни. А.Шопенгауэр. Три вида свободы: физическая, нравственная и интеллектуальная. Воля человека есть его самость, из пределов которой невозможно выйти (как у Беркли). Поступки в отдельности несвободны, поскольку осуществляются в сфере феноменов (так же, как у Канта), истинная свобода возможна лишь в трансцендентной области, где правит воля к жизни. Религиозно-нравственное содержание буддизма и раннего христианства в проблематике свободы воли Шопенгауэр оформил в кантианском духе: вещью-в-себе становится собственно воля, а именно, воля к жизни, а вещами-для-нас – отдельные мотивы, желания и поступки, объективируемые в форме, для которой понятие свободы не применимо. Истинная свобода так и остается в ноуменальной сфере. С.Кьеркегор. Для Кьеркегора реальной действительностью является субъективность, понимаемая эмоционально-волюнтаристски. Субъективность не доступна никакой логике, не знает законов, не поддается логической схематизации (анти-Гегель). Между возможностью и действительностью существует коренное различие: действительность не может быть объектом логического понимания. Переход возможности в действительность осуществляется не с необходимостью, а через свободу, ибо конечная причина есть всегда свободно действующая причина. Кьеркегор отрицает историческую закономерность на том основании, что ставшее есть результат свободного выбора. Не будучи необходимым, историческое становление тем самым является алогичным. Осуществляемый мгновенно свободный выбор, есть дар Божий. Это мгновение есть прорыв в новое, вторжение вечности во временность.

Экзистенциализм. М.Хайдеггер. В центре внимания экзистенциалистов личность, которая сводится к проблеме выбора, к свободе. Существование предшествует сущности, человек свободен сам творить свое бытие, нет никакой заранее заданной сущности, которая определяла бы его судьбу. Человек существует в данном ему мире, куда он не по своей воле «брошен», живет в мире «заботы», которая закрывает от него подлинную картину бытия. Человек забывает пользоваться своей свободой и сливается со всеми, с массой. Это царство обыденности есть «das Man» как проявление субъекта повседневности.

Сказать «Я свободен» – значить сказать: моя свобода не ограничена ничем, то есть противостоит Ничто. Ничто конкретизируется в опыте людей как смерть. Сознание смерти пробуждает нас к решимости определить нашу жизнь согласно своему предназначению. Сознание смерти есть осознание своей абсолютной свободы и абсолютной ответственности перед самим собой. Свобода – в самопонимании и самоопределении. Но на пути к этому стоит страх. Страх есть ощущение свободы и предощущение Ничто. Присутствие смерти помогает нам избавиться от рабства у заботы. Сознание смерти освобождает нас от всего чуждого, наносного, помогает вернуться к самим себе.

Согласно К.Ясперсу, человека можно рассматривать как предмет исследования и как свободу. Когда мы познаем объективные процессы, мы движемся к несвободе. Свое же человеческое бытие мы осознаем из глубины нашей свободы. Мы находим в себе нечто непознаваемое, недоказуемое, непредметное, ускользающее от науки – свободу. В свободе заключены истоки наших действий и сознание нашего бытия.

Ж.-П. Сартр. Основой человеческого существования полагает свободу. «Бытие и ничто». В онтологическом понимании свободы выделяет два момента: 1. Никакое фактическое положение дел не может мотивировать само по себе какое-либо действие, так как действие является проекцией для себя к тому, чего нет, а то, что есть, не может само по себе определить то, чего нет. 2. Никакое положение дел не может детерминировать сознание. К примеру, только через отрыв от самого себя и от мира рабочий может определить свое страдание как невыносимое и сделать его движущей силой своего революционного действия.

Три аспекта свободы: 1. метафизическая свобода, 2.художественная свобода, 3. политическая и социальная свобода.

Тема 16. Персонализм Бердяева о свободе воли. 2 часа.


Н.Бердяев. Свобода как цель и смысл существования. Личность есть не субстанция, а творческий акт, сопротивление, бунт, торжество свободы над рабством. Свобода личности не есть свобода воли или свобода выбора, предполагающая рационализацию, а это свобода духа, творческая духовная энергия. Рабство человека у природы есть рабство у объективности. Рабство человека у общества есть рабство у социальных символов. Духовная свобода как освобождение от всех порабощающих символов и мифов, и переход к подлинно человеческой реальности, которая включает в себя универсализм, преодолевающий исключительность, изолированность, самоутверждение национальных, социальных и профессиональных признаков. Рабство у цивилизации. Источник рабства всегда внутренний. Борьба свободы и рабства происходит в личности и проецируется в объективном мире.
4.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. В чем особенность синергетического взгляда на проблему свободы?

  2. В чем различие между рационалистическими и иррационалистическими концепциями свободы?

  3. Каковы основные особенности античных концепций свободы воли?

  4. Каковы отличительные черты средневековых представлений о свободе человека?

  5. В чем сущность переворота во взглядах на проблему свободы в эпоху Возрождения?

  6. Каков вклад немецкой классической философии в проблематику свободы воли?

  7. Значение марксизма в разработке проблемы свободы.

  8. Какова особенность экзистенциалистского взгляда на проблему свободы?


4.3. Вопросы к зачету:

  1. Охарактеризуйте отличительные особенности онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов синергетического взгляда на проблему свободы?

  2. В чем значение феноменологического, эссенциологического и эсхатологического уровней исследования проблемы свободы (на примере синергетической точки зрения)?

  3. Чем отличается методология синергетического взгляда на проблему свободы от других точек зрения, рассмотренных в данном курсе?

  4. В чем особенности акта выбора?

  5. Дайте характеристику бифуркационного взрыва.

  6. В чем различие между рационалистическими и иррационалистическими концепциями свободы?

  7. Как раскрывается проблематика свободы и необходимости в философии Платона и Аристотеля?

  8. Проблема свободы воли у эпикурейцев.

  9. Трактовка свободы воли киниками и стоиками.

  10. Особенности трактовки проблемы свободы воли неоплатониками.

  11. В чем сущность переворота во взглядах на проблему свободы в эпоху Возрождения?

  12. Трактовка свободы воли гуманистами.

  13. Проблема свободы воли в трудах Николо Маккиавелли.

  14. Особенности трактовки проблемы свободы воли видными деятелями эпохи Реформации.

  15. Новые подходы к проблематике свободы в немецкой классической философии.

  16. В чем особенность решения проблемы свободы в марксистской философии?

  17. Почему проблема свободы занимает центральное положение в западном экзистенциализме?

  18. Почему персонализм Бердяева иногда называют «философией свободы»?


4.4. Литература:

Учебники и пособия

  1. Очерки по истории философии /Учебное пособие для студентов технических вузов.- Кафедра философии ИТМО (ТУ) Авторы: д.ф.н. Н.М. Аль Ани, к.ф.н. В.Е. Быданов, к.ф.н. Т.А. Новолодская, к.ф.н. В.Н. Садовников, к.ф.н. В.Е. Смоленков. Санкт-Петербург 2000.

  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Мысль, 1979.

  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.

  4. Нарский И.С. Западно-европейская философия 19 в. М.:Высш.школа, 1976.

  5. Современная буржуазная философия./Под ред. А.С.Богомолова и др. М.: Высшая школа, 1978.

  6. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М.:Высш.школа, 1984.

  7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991.



Дополнительная литература

  1. Августин Аврелий. О свободе воли. //Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 Т. /Под ред. С.С.Неретиной; сост.С.С. Неретиной, Л.В.Бурлака. – СПб.: РХГИ, 2001. Т.1.

  2. Аристотель. Метафизика. Соч. В 4 т. Т.1. – М.: Мысль, 1976.

  3. Аристотель. Большая этика./Соч. в 4 тт. – М.: Мысль, 1983. Т.4.

  4. Баткин Л.М. Возрождение. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. С.218-219.

  5. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991.

  6. Берлин И. Философия свободы. Европа. - М.: Новое литературное обозрение. 2001.

  7. Бранский В.П. Искусство и философия. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.

  8. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. – СПб.: Политехника, 2004.

  9. Вольнов Вяч. Феномен свободы. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2002.

  10. Валла Л. Об истинном и ложном благе/ О свободе воли.- М.: Наука, 1989. (Памятники филос. мысли).

  11. Гайденко П.П.Парадоксы свободы в учении Фихте. – М.: Наука, 1990.

  12. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа / Отв. ред. Е.П.Ситковский. Ред. коллегия: Б.М.Кедров и др. - М.: Мысль, 1977.

  13. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Очерки европейской философско-эстетической мысли ХХ века. – М.: Искусство, 1990.

  14. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / Сумерки богов / Сост. и общ. Ред. А.А.Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989.

  15. Кьеркегор С. Или – или / Послесловие С.А.Скляренко. – М.: Историко-религиозное общество «Арктогея», 1991.

  16. Лукреций Кар Т. О природе вещей.//Антология мировой философии. В 4-х ТТ. - М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч.1.

  17. Лютер Мартин. О рабстве воли. Приложения. // Эразм Роттердамский. Философские произведения./ В.В.Соколов (отв. ред.) – М.: Наука, 1986. – (Памятники философской мысли).

  18. Макиавелли Н. Государь. Пер. с итальянского. – М.: Планета, 1990.

  19. Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.

  20. Платон. Государство. Соч. В 4-х т. – М.: Мысль, 1994. Т.3.

  21. Плотин. О воле и свободе Первоединого/Соч.- СПб.: Алетейя, 1995.

  22. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.

  23. Рерих Н. Агни-Йога.- Новосибирск. Изд. «Сибирь – ХХ1 век. 1990.

  24. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000.

  25. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. – Вопросы философии. 1989. № 9.

  26. Фихте И.Г. Общие принципы наукоучения // Антология мировой философии. В 4 т.: Т.3. Буржуазная философия конца ХУШ в. – первых двух третей Х1Х в. / Ред. коллегия: Н.С. Нарский. – М.: Мысль, 1971.

  27. Шеллинг Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Соч. в 2 т.: Т.2 / Сост., ред. А.В.Гулыга; Прим. М.И.Левиной и А.В.Михайлова. – М.: Мысль, 1989.

  28. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред., сост., вступит. ст. А.А.Гусейнова и А.П.Скрипника. - М.: Республика, 1992. (Библиотека этической мысли) - 448 с.

  29. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. /Маркс К., Энгельс Ф. Cоч. Второе изд. Т.20. – М.: Гос.изд.полит.лит., 1961.

  30. Эпиктет. В чем наше благо? Избранные мысли римского мудреца//Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Вступ.ст., сост., подгот. Текста В.В.Сапова. - М.: Республика, 1995. – (Б-ка этической мысли).

  31. Эпикур приветствует Менекея//Материалисты Древней Греции. - М.: Госполитиздат, 1955.

  32. Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Философские произведения. /В.В.Соколов (отв.ред.) – М.: Наука, 1986. – (Памятники философской мысли).


Программу составил:

К.ф.н., доц. кафедры философии С.В. Бусов
Зав.каф.философии В.Н. Садовников
Программа одобрена на заседании УМК гуманитарного факультета
Председатель УМК гуманитарного факультета А.А. Голубев


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники...
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconФилософские проблемы информатики
У76 Философские проблемы информатики: учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Н. Усов. – Челябинск: Издательский центр...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники...
Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconПрограмма курса «философские и социальные проблемы физической культуры...
Программа курса «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» для магистрантов ргуфксиТ разработана доктором философских...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconРабочая программа дисциплины ен. Ф. 01
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconАктуальные проблемы современной культуры
Философские идеи 20-21 веков (феноменология, неопозитивизм, экзистенциализм, структурализм, франкфуртская школа и т д.)
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconФилософские проблемы естествознания
Целью изучения дисциплины является развитие у студентов научного мировоззрения, способности к философской оценке истории и современного...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconПрограмма курса “ основы религиоведения”
Введение в религиоведение. Религиоведение как отрасль историко-философского знания. Теоретическое религиоведение: философские, социологические,...
Рабочая программа дисциплины \"философские проблемы культуры и цивилизации\" Авторский курс: «Философские аспекты проблемы свободы в истории цивилизаций» iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск